Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Надпозитивное право и законодательство России – деформация и противоречия и пути их преодоления





 

Рассмотрение этого вопроса нужно увязать с особенностями посттоталитарного развития России, переходным обществом и переходной государственностью. Важно обратить внимание на издержки экономического развития, отсутствие политической системности и самоидентификации населения. Гражданское общество, поэтому только формируется. Но несформированное общество не может обеспечить и гарантировать основные права и свободы человека и гражданина, не может породить соответствующее мировым их стандартам законодательство.

Равно как и само общество, и государство, законодательство находится в переходном состоянии. Сделаны, конечно, крупные шаги на пути реформирования законодательства. Получили конституционное закрепление (формальное признание) стандарты основных прав и свобод, умножился законодательный массив в системе нормативных правовых актов, судебная система обретает качество ветви власти.

Вместе с тем законодательство (в широком смысле) имеет печать противоречий и деформаций по следующим позициям.

В законодательстве РФ имеет место слой неправовых законов – тех, которые не обеспечены бюджетными средствами и являются плодом популистских решений (правовой идеализм); тех, которые не соответствуют Конституции РФ, не гарантируют осуществление основных прав и свобод человека и гражданина; тех, которые имеют корпоративный характер, создают преимущества для отдельных социальных групп.

Законодательство РФ сохраняет влияние ведомственных интересов. Это обнаруживается в содержании ряда законодательных актов, либо в таких ведомственных нормативных документах, которые регулируют права граждан.

В законодательстве РФ присутствует мощный компонент льгот и привилегий (100 млн. человек). Право в цивилизованном измерении – это применение равного масштаба (равной меры) к неравным людям. В этом высшая справедливость правового регулирования, основной способ обеспечения равенства возможностей не равных по физическим данным, по семейному положению и др. людей. Льготы, привилегии, преференции деформируют общечеловеческие ценности в праве, а законодательство создает преимущества одним слоем населения за счет ущемления прав и интересов других слоев.

Законодательство РФ нестабильно, а стало быть, нет предсказуемости, нет устойчивости социальных связей. Даже на уровне Конституции РФ постоянно присутствуют предложения от пересмотра до внесения частных изменений, а отдельные компоненты отраслевого законодательства изменились уже неоднократно и масштабно.

Преодоление деформаций в праве и законодательстве России является проблемой комплексной, выходящей на уровень правовой системы, связанной с формированием гражданского общества, обретением государством новой роли и назначения.


 

Основные функции отечественного права

Следует исходить из того, что категория «функции права» раскрывает саму сущность права, характеризует его роль и назначение в жизни общества. С этой позиции роль и назначение права в современном обществе состоит в обеспечении правового порядка, устранении произвола и несвободы, раскрытии творческого потенциала личности, предотвращении незаконного вмешательства в сферу правомерной и правоактивной деятельности лиц, установлении меры свободы в поведении людей и реализации полномочий, приведении в действие механизма юридической ответственности либо других ограничительно-принудительных мер.

Во всем этом нужно видеть функции права как основные направления воздействия права на социальные связи, сознание и поведение людей. Право при этом причастно к осуществлению функций государства, соответственно выполняет общесоциальные функции. В частности, право является важным средством в осуществлении функций всемерного обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, социальной, экономической, укрепления законности и правопорядка и др. Оно взаимодействует здесь с другими институтами общества и государства.

Кроме того, право имеет свое собственное назначение и выполняет специфические функции:

во-первых, регулятивная функция (регулятивно-статическая и регулятивно-динамическая стороны этой функции);

во-вторых, охранительная функция;

в-третьих, информационно-воспитательная функция.


Принципы отечественного права, понятие и классификация

 

Следует исходить из двух граней представлений о принципах в праве, законодательстве, правовом регулировании.

Во-первых, принципы имеют гносеологическую природу, складываются в результате познания всей суммы правовых явлений как высшая ступень их теоретического освоения. В определенной степени имеет значение оценка принципов как руководящих идей.

Во-вторых, принципы в праве несут нормативно-регулирующую нагрузку. Они являются средством перевода в плоскость права, законодательства, правового регулирования объективных закономерностей (государственно-правовых), исходным элементом механизма их реализации. Юридические принципы поэтому нуждаются в правовом закреплении, приобретают значение обобщенных правовых требований к системе социальных связей, становятся руководством для достижения целей правового регулирования.

В-третьих, получая юридическое закрепление, принципы в праве приобретают все свойства права – системность, формальную определенность, государственную обеспеченность, общеобязательную нормативность. Последнее для юридических принципов имеет особое значение и проявляется в усиленном варианте нормативности. Это свойство проявляется в обобщенном характере требований, непререкаемости (принципы не знают исключений), особой стабильности.

Юридический принцип – обусловленное природой государства и правового регулирования обобщенное требование к системе социальных связей и юридическим формам их опосредствования, являющееся способом и формой отражения государственно-правовых закономерностей и руководством для достижения целей правового регулирования.

Юридические принципы действуют в системе в зависимости от характера отражаемых ими закономерностей и сферы (области) распространения их действия.

Следует поэтому различать уровни:

- фундаментальных государственно-правовых принципов (персоноцентризма, народовластия, плюрализма, свободы, справедливости, законности и др.);

- принципов правового государства (верховенства, господства правового закона, самоограничения власти правом, взаимной ответственности гражданина перед государством и государства перед своими гражданами, юридического равенства);

- специфических принципов права (всеобщность правосубъектности, «дозволено все, что не запрещено», «разрешено только то, что закреплено в законе», вины как условия ответственности в праве, неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение и др.);

- а также межотраслевые, отраслевые, принципы институтов права.

Все эти группы принципов субординированы и находятся в системном взаимодействии.








ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.