Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Последствия разгрома фашистских государств





Начавшаяся в результате разгрома фашистских государств цепная реакция глубоких социальных перемен привела в конечном счете к общему сдвигу влево всей общественной жизни в мире, к образованию мировой социалистической системы, разрушению колониальных империй, появлению десятков независимых развивающихся государств Европы и Азии. Огромный вклад в победу над германским фашизмом внес международный рабочий класс. Несмотря на большие людские потери в годы войны, численность его в 50-е годы составляла свыше 400 млн. человек. В послевоенный период значительно выросло классовое самосознание, политическая активность и организованность рабочего класса. Он укреплял свою сплоченность не только в национальном, но и в международном масштабе. Так, в сентябре-октябре 1945 года в Париже представители 67 млн. организованных в профессиональные союзы рабочих из 56 стран при активном участии советских профсоюзов создали Всемирную Федерацию Профсоюзов (ВФП).

Мощный подъем демократического движения в эти годы существенно расширил социально-экономические и политические завоевания трудящихся. Начался новый этап в развитии социального законодательства во многих буржуазных странах. В ряде западноевропейских государств (например, в Италии, Франции), где крупная буржуазия скомпрометировала себя сотрудничеством с гитлеровскими оккупантами, ненависть к коллаборационистам объединяла трудящихся на борьбу с господством капитала вообще. В этой ситуации правящие круги пошли на политическое и социальное маневрирование, на некоторые уступки трудящимся. В законодательство были включены положения о праве на труд и на равную оплату за равный труд, на защиту интересов трудящихся с помощью профсоюзов, о равных правах мужчин и женщин, о праве на отдых, образование, материальное обеспечение в старости.

Значительно было расширено число людей, которые имели право голосовать. Избирательные права предоставили женщинам во Франции (1945 год), Италии (1946 год), Бельгии (1948 год). До 21-23 лет снизили возрастной ценз в Швеции и Нидерландах (1945 год), в Дании (1952 год).

Национализация предприятий и демократизация производственных отношений

Трибунал фашизм оон

Впервые за всю историю ряда западноевропейских стран левым силам удалось добиться широкой национализации предприятий и демократизации производственных отношений. Так, во Франции в государственную собственность перешли все крупные предприятия по производству газа и электроэнергии, крупнейшие страховые компании. Был принят закон о комитетах, впервые открывший французским рабочим доступ к участию в управлении.

Крупномасштабная национализация промышленности и банков была проведена в Австрии. Новый закон о производственных советах предоставил рабочему классу Австрии возможность участвовать в управлении предприятиями. В ФРГ законодательно закрепили принцип рабочего представительства на предприятиях. Это положение и в Италии вошло в практику заключения коллективных договоров. Ряд ведущих отраслей промышленности в Великобритании подвергся национализации, за английскими профсоюзами было закреплено право участия в управленческих органах государственных предприятий.

Был принят ряд мер и в области охраны труда и здоровья трудящихся. Так, страхование от несчастных случаев на производстве ввели во Франции и Великобритании (1946 год), по болезни и инвалидности - в Бельгии (1944 год), пенсии по старости - в Швейцарии (1946 год), пособия по безработице - в Бельгии (1944 год), Нидерландах (1949 год). Происходило дальнейшее сокращение рабочей недели: в США - с 48 часов в 1939 году до 40 часов в 1950 году, в Западной Европе - с 56 часов до 48 часов. Западноевропейские профсоюзные комитеты добились увеличения оплачиваемого отпуска до двух - четырех недель.

Организованный рабочий класс, прошедший школу антифашистской борьбы, решительно поддержал левую политику в рабочем и демократическом движении. Это обусловило в целом усиление политической роли и коммунистических партий. Если в 1939 году в компартиях капиталистических стран насчитывалось 1 млн. 750 тыс. человек, то в 1945 году - 4 млн. 800 тыс. О значительном влиянии компартий свидетельствовали парламентские выборы в странах Западной Европы в 1945 - 1946 годах. Их представители вошли в состав правительств Франции, Италии, Бельгии, Дании, Исландии, Люксембурга, Норвегии, Финляндии. Возросло влияние коммунистов Швеции, укрепила свои позиции компартия Великобритании, была восстановлена Коммунистическая партия США (июль 1945 года), вышла из подполья компартия Японии. В результате в ряде капиталистических стран развернулась антикоммунистическая кампания. Начались репрессии против коммунистов, деятелей рабочего и демократического движения в США. Преследованиям подвергались коммунисты в Англии. Во Франции и Италии буржуазные круги добились исключения их из правительств. В ФРГ членам компартии законом от 1950 года было запрещено состоять на государственной службе. Несколько позднее против Коммунистической партии Германии возбудили судебный процесс. Гонения со стороны американских оккупационных властей испытывала Коммунистическая партия Японии.

В послевоенный период продолжали свою деятельность или образовались вновь социалистические и социал-демократические организации. Заметно пополнились их ряды: к началу 50-х годов они насчитывали около 10 млн. членов (до войны - 6,5 млн.). В ноябре-декабре 1947 года была проведена представительная конференция социал-демократических партий в Антверпене, которая учредила Комитет международных социалистических конференций (КОМИСКО), объединивший социал-демократические партии 33 государств.

В 1951 году на учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне был основан Социалистический Интернационал. В его состав вошли 34 социалистические и социал-демократические партии, преимущественно европейские, численностью около 10 млн. членов.

Расширение состава Социалистического Интернационала, вступление в его ряды социалистических партий Азии, Африки и Латинской Америки привело к усилению в нем прогрессивных тенденций.

А как строились в послевоенные десятилетия отношения двух главных отрядов социалистического движения - коммунистического и социал-демократического?

Прежде всего на основе взаимопонимания, нетерпимости, а иногда и противостояния. Сегодняшнее же новое мышление создает предпосылки для перехода к постоянному политическому диалогу.

Прямым результатом роста политической зрелости трудящихся, возрастания роли народных масс явилось создание ряда международных демократических организаций. Среди них Всемирная федерация демократической молодежи (ноябрь 1945 года), Международная демократическая федерация женщин (декабрь 1945 года) и др.

После второй мировой войны происходит распад колониальной системы империализма. Великобритания, Франция, Голландия, Бельгия, Португалия не могли уже прежними методами с помощью военной администрации сохранять свое господство в своих владениях. В 1949 году образовалась Китайская Народная Республика, что оказало сильное воздействие на национально-освободительное движение в Корее, Юго-Восточной Азии, в Индонезии. Государственную независимость завоевала Индия. Обрели политическую самостоятельность Бирма, Индонезия, Египет, Сирия, Ливан, Судан, ряд других в прошлом колониальных стран. В течение десяти лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилась почти половина земного шара. Появляется Движение неприсоединения.

Существуют различные определения понятия "международная безопасность".

Безопасность представляет собой комплекс мер по созданию наиболее эффективных гарантий всеобщего мира как для данного государства, так и в глобальных и в региональных масштабах, по ограждению государств и народов от угрозы возникновения войн, особенно ядерной войны.

Безопасность как политика не статична, она носит динамический характер. Не существует, даже применительно к отдельным регионам мира, безопасности, которая устанавливалась бы навсегда. Ее достижение требует политической воли, постоянных усилий. Естественно, в разные периоды и в различных обстоятельствах приобретают значение различные методы обеспечения безопасности. Они являются производными от классовой структуры общества, от господствующих в нем экономических и социальных отношений. В ходе исторического развития эти методы носили самый разнообразный характер, принимали различные формы.

Ныне водораздел в понимании сути политики безопасности пролегает между теми, кто не видит в ней почти ничего выше военных, военно-технических категорий и склонен ставить решение ее проблем в зависимость лишь от числа единиц и качества оружия, и теми, кто усматривает здесь прежде всего гибкую и сложную форму политических взаимоотношений.

По каким же основным направлениям в рассматриваемый период стремились обеспечить мир и международную безопасность?

Признанным центром в системе международных отношений стала Организация Объединенных Наций (ООН). Она была создана в апреле-июне 1945 года на конференции в Сан-Франциско представителями 50 государств, которые и считаются государствами-учредителями.

Задачами ООН были признаны поддержание мира, опека над отсталыми странами, с тем чтобы привести их к "самоуправлению или независимости".

В Устав этой организации было включено требование Советского Союза о единогласии принятия решений по особо важным вопросам, что не позволяло США и другим державам навязывать угодные им резолюции большинством голосов.

2 часть вопроса:

Начало холодной войны

Установление по завершении Второй мировой войны советского контроля над странами Восточной Европы, в особенности создание просоветского правительства в Польше в противовес польскому эмигрантскому правительству в Лондоне, привело к тому, что правящие круги Великобритании и США стали воспринимать СССР как угрозу. Советские авторы утверждали, что внешняя политика американского империализма, направленная на разжигание конфронтации, была связана с интересами монополистических кругов США и имела целью сохранение и упрочение капиталистической системы[3].

В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах:[4]

§ во-первых, СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы; § во-вторых, возникла необходимость немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения; § в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток; § в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин; § в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение; § в-шестых, Вена, по существу вся Австрия должна управляться западными державами, по крайней мере на равной основе с русскими Советами; § в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии…

Черчилль в марте 1946 года в Фултоне в США выступил с речью в отношении СССР, и заявил, что отношения СССР с одной стороны и США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве стран, говорящих на английском языке. Черчилль прежде всего решил укреплять отношения с США, так как они обладали монополией на ядерное оружие. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом.[5]

В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах.[6][7]

В 1946 году активизировались греческие повстанцы, руководимые коммунистами и подпитываемые поставками оружия изАлбании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

К 1947 году гражданская война в Греции закончилась поражением коммунистов. В 1949 году был образован военно-политический блок НАТО, в состав которого вошли США и большинство стран Западной Европы.

Часть политических деятелей Запада стала выступать за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Другой точки зрения придерживался Черчилль.[5]

Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 года оно усилилось из-за отказа СССР вывестиоккупационные войска из Ирана (войска были выведены только в мае 1946, после завершения советско-иранских переговоров). Речь Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определил так:

…От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии — все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…) Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии. Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним Московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квазикоммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами. (…) Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира.


Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.

Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

[править]1947—1955: начало противостояния

Противостоящие друг другу военно-политические блоки на территории Европы

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400 миллионов долларов. Одновременно он сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению». Трумэн в этом заявлении, кроме того, определил содержание начинающегося соперничества США и СССР, как конфликта демократии и тоталитаризма. Так появилась на свет доктрина Трумэна, ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества СССР и США к соперничеству.[7]

В 1947 году по настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь странам, пострадавшим от войны, в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.[8] В нарушение договорённости о совместном решении проблем по Германии США включают Западный Берлин в сферу действия плана Маршала. На этот демарш СССР начинает транспортную Блокаду Берлина. В августе 1948 годаГосударственный департамент США создаёт «Дело Касенкиной»[9], по которому Ген. консула СССР в Нью-Йорке Якова Ломакинаобвиняют в превышении дипломатических полномочий и объявляют персоной нон-грата[10]. В ответ СССР прекращает переговоры по Берлину и закрывает свои Консульства в Нью Йорке и Сан-Франциско.[11]

Усилия СССР, в частности советской разведки, были направлены на то, чтобы ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием (см. статью Создание советской атомной бомбы). 29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхэттенского проекта и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой собственный ядерный потенциал — тем не менее, этот ядерный взрыв оказал ошеломляющее воздействие на военно-стратегическое планирование в США — главным образом, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им придётся лишиться своей монополии так скоро. В то время ещё не было известно об успехах советской разведки, сумевшей проникнуть в Лос Аламос.

В 1948 году США принимают «резолюцию Ванденберга» — официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время.

Уже 4 апреля 1949 года создается НАТО, и в октябре 1954 г. ФРГ принимают в Западноевропейский Союз и НАТО. Этот шаг вызвал негативную реакцию СССР. В ответ СССР принялся за создание военного блока, который бы объединил восточноевропейские страны.

В конце 1940-х годов в СССР усиливаются репрессии против инакомыслящих, которых, в частности, начинают обвинять в «преклонении перед Западом» (смотри также статью Борьба с космополитизмом), а в США разворачивается кампания по выявлению сочувствующих коммунистам.

Хотя СССР теперь тоже располагал ядерным потенциалом, США были далеко впереди как по количеству зарядов, так и по числу бомбардировщиков. При любом конфликте США легко смогли бы нанести бомбовый удар по СССР, тогда как СССР с трудом смог бы ответить на это.

Переход к широкомасштабному использованию реактивных истребителей-перехватчиков несколько изменил эту ситуацию в пользу СССР, снизив потенциальную эффективность американской бомбардировочной авиации. В 1949 Кертис Лемэй (en:Curtis LeMay), новый командующий Стратегическим авиационным командованием США, подписал программу полного перехода бомбардировочной авиации на реактивную тягу. В начале 1950-х на вооружение стали поступать бомбардировщики B-47 и B-52.

Наиболее острый период противостояния двух блоков (СССР и США с их союзниками) пришёлся на годы Корейской войны.

[править]1953—1962: на грани ядерной войны

С наступлением нового года хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила — особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США. Однако на эти же годы приходятся События 17 июня 1953 года в ГДР,события 1956 г. в Польше, антикоммунистическое восстание в Венгрии, Суэцкий кризис.

В ответ на численное увеличение советской бомбардировочной авиации в 1950-е годы США создали вокруг крупных городов довольно крепкую эшелонированную систему ПВО, предусматривающую использование самолётов-перехватчиков, зенитной артиллерии и ракет «земля-воздух». Но во главе угла всё же стояло строительство огромной армады ядерных бомбардировщиков, которым было предназначено сокрушить оборонительные рубежи СССР — поскольку считалось невозможным обеспечить эффективную и надёжную защиту столь обширной территории.

Такой подход прочно укоренился в стратегических планах США — считалось, что причин для особого беспокойства нет, пока стратегические силы США своей мощью превосходят общий потенциал советских Вооружённых сил. Более того — по мнению американских стратегов, советская экономика, разрушенная в годы войны, вряд ли была способна на создание адекватного контрсилового потенциала.

Однако СССР быстро создал собственную стратегическую авиацию и испытал в 1957 году межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7, способную достигать территории США. С 1959 года в Советском Союзе началось серийное производство МБР, а в январе 1960 г. ракета была испытана на предельной дальности. (В 1958 году свою первую МБР «Атлас» испытали и США). С середины 1950-хгодов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет нанести ответный контрценностный удар по американским городам. Поэтому с конца 1950-х годов военные эксперты признают, что тотальная ядерная война США с СССР становится невозможной.

Скандал с американским самолётом-шпионом U-2 (1960) привёл к новому обострению отношений СССР и США, пиком которого явилисьБерлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис (1962).

[править]1962—1979: «Разрядка»

Основная статья: Разрядка международной напряжённости

Продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 годапроизошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл сброс четырёх термоядерных бомбнад испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 года о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 году окончились неудачей.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

В 1968 году попытки демократических реформ в Чехословакии (Пражская весна) вызвали военную интервенцию СССР и его союзников.

Однако Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер выдвинул доктрину «ослепляющего», или «обезглавливающего» удара: поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными, телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. Такой подход предполагал выигрыш в «подлётном времени» — поражение командных пунктов до того момента, как противник успеет принять решение об ответно-встречном ударе. Упор в средствах сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 г. этот подход был закреплен в ключевых документах по ядерной стратегии США. На этой основе США и другие страны НАТО начали модернизацию средств передового базирования (Forward Base Systems) — американского тактического ядерного оружия, размещенного на территории Западной Европы или у её побережья. Одновременно США начали создание нового поколения крылатых ракет, способных максимально точно поражать заданные цели.

Эти шаги вызвали опасения в СССР, поскольку средства передового базирования США, а также «независимые» ядерные потенциалы Великобритании и Франции были способны поражать цели в европейской части Советского Союза. В 1976 году министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жесткому ответу на действия США. Устинов выступал не столько за наращивание сухопутной группировки обычных вооруженных сил, сколько за совершенствование технического парка Советской Армии. Советский Союз начал модернизацию средств доставки ядерного оружия средней и меньшей дальности на европейском театре военных действий.

Под предлогом модернизации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) СССР приступил к развертыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10«Пионер» (SS-20). В декабре 1976 года ракетные системы были развернуты, а в феврале 1977 года — поставлены на боевое дежурство в европейской части СССР. Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе — центры управления, командные пункты и, особенно, порты, что в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе. Одновременно СССР модернизировал размещенные в Центральной Европе силы общего назначения — в частности, модернизировал дальний бомбардировщик Ту-22М до стратегического уровня.

Действия СССР вызвали негативную реакцию стран НАТО. 12 декабря 1979 года было принято двойное решение НАТО — развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности на территории стран Западной Европы и одновременно начало переговоров с СССР по проблеме евроракет. Однако переговоры зашли в тупик.

[править]1979—1985: новый виток противостояния

Внешние изображения
Западные радиостанции (по поводу событий в Афганистане)
[1]

Новое обострение наступило в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан, что на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО былсбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».

В 1983 году США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2»в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 году в США началось производство нейтронного оружия — артиллерийских снарядов и боеголовок ракеты малой дальности «Ланс». Аналитики предполагали, что это оружие может быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный паритет, не было средств для адекватного отпора в космосе.

В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В 1983—1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

Согласно имеющимся данным, в 1981 году советские разведслужбы (КГБ и ГРУ) начали операцию «Ракетно-ядерное нападение» (операция РЯН) — наблюдение за возможной подготовкой стран НАТО к началу ограниченной ядерной войны в Европе. Тревоги советского руководства вызвали учения НАТО «Able Archer 83» — в СССР опасались, что под их прикрытием НАТО готовится к запуску «евроракет» по целям в странах Варшавского договора. Аналогично в 1983—1986 гг. военные аналитики стран НАТО опасались, что СССР нанесет упреждающий «разоружающий» удар по местам базирования «евроракет».

Пришедший к власти в СССР в 1985 году М. С. Горбачёв с самого начала взял курс на улучшение отношений с США и Западом, однако поначалу он действовал в духе «разрядки» 70-х — в 1985-86 гг. выдвигались новые громкие мирные инициативы, но при этом внешняя политика СССР оставалась довольно жёсткой. В частности, в 1985-86 гг. произошли несколько советско-американских дипломатических скандалов, завершившихся высылкой дипломатов с обеих сторон. Когда в мае 1986 года США только намекнули на возможность выхода из ОСВ-2, СССР заявил, что в этом случае примет «практические меры по недопущению нарушения стратегического паритета».

[править]1987—1991: «новое мышление» Горбачёва и завершение противостояния

Основные статьи: Перестройка, Новое политическое мышление, Революции 1989 года

Однако уже с 1987 года ситуация начинает резко меняться. В этом году во внешней политике СССР происходит коренной поворот к так называемому «новому политическому мышлению», провозгласившему «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми». С этого момента идеологическое и военно-политическое противостояние начало быстро терять остроту.

Новая внешнеполитическая доктрина была обусловлена развитием политического процесса в СССР в сторону отказа от коммунистической идеологии, а также зависимостью экономики СССР от западных технологий и кредитов[12] в связи с резким падением цен на нефть привели к тому[13] что СССР пошёл на широкие уступки во внешнеполитической сфере. Распространено мнение о том, что это было связано также с тем, что возросшие в результате гонки вооружений военные расходы стали непосильными для советской экономики, однако ряд исследователей доказывает, что относительный уровень военных расходов в СССР не был чрезмерно высоким[ источник не указан 26 дней ].

В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил; 21 марта 1989 года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР о сокращении армии и начале конверсии (перехода на производство гражданской продукции) оборонных предприятий. Однако этим советские уступки не ограничились. Осенью 1989 года один за другим начали рушиться коммунистические режимы в Центральной и Восточной Европе, на что СССР никак не отреагировал. В октябре 1989 года был провозглашен официальный отказ от «доктрины Брежнева». Запад до последнего момента не мог поверить в то, что Горбачёв со своим «новым мышлением» зашёл так далеко. Смена власти во всех странах-сателлитах СССР привела к ликвидации советского блока, а вместе с ним — и к фактическому прекращению «холодной войны». 21 ноября 1990 года в Париже была подписана так называемая Хартия для новой Европы, провозгласившая фактический конец полувекового противостояния двух систем и начало новой эры «демократии, мира и единства».

Из статьи З. Бжезинского "Холодная война и её последствия" от 1992г: «С геополитической точки зрения результат поражения СССР в холодной войне напоминает 1918 год. Потерпевшая поражение империя находится в стадии демонтажа. Как и в процессе прекращения предыдущих войн, здесь наблюдался отчётливо момент капитуляции. Вероятнее всего, такой момент наступил в Париже 19 ноября 1990 года. Там, на конклаве, проходившем в атмосфере показной дружественности, которая была призвана скрыть реалии ситуации, Михаил Горбачёв принял условия победителей. В завуалированных, изящных выражениях он назвал объединение Германии, которое произошло исключительно на западных условиях, великим событием. По существу же это было эквивалентом акта о капитуляции, подписанного в железнодорожном вагоне в Компьене в 1918 году (речь идёт о капитуляции немцев в Первой мировой войне.) или на борту линкора «Миссури» в августе 1945-го (речь идёт о капитуляции Японии.). Хотя это главное содержание было аккуратно упаковано в слова о дружбе».

Тем временем сам Советский Союз переживал глубокий кризис. Центральные власти начали терять контроль над союзными республиками. На окраинах страны вспыхивали межнациональные конфликты. В декабре 1991 г. произошёл окончательный распад СССР.

[править]Проявления холодной войны

Двуполярный мир в 1959 году

Двуполярный мир в 1980 году

§ Острое политическое и идеологическое противостояние между коммунистической и западной либеральной системами, охватившее практически весь мир;

§ создание системы военных (НАТО, Организация Варшавского договора, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС, АНЗЮК) и экономических (ЕЭС, СЭВ, АСЕАН и др.) союзов;

§ создание разветвлённой сети военных баз США и СССР на территории иностранных государств;

§ форсирование гонки вооружений и военных приготовлений;

§ резкий рост военных расходов;

§ периодически возникающие международные кризисы (Берлинские кризисы, Карибский кризис, Корейская война, Вьетнамская война, Афганская война);

§ интервенции в государства просоветского и прокапиталистического пространства («раздел мира»), с целью свергнуть то или иное правительство под любым предлогом, и продемонстрировав при этом своё военное превосходство (советская интервенция в Венгрию, советская интервенция в Чехословакию, организованный США государственный переворот в Гватемале, организованное США и Великобританией свержение антизападного правительства в Иране, организованное США вторжение на Кубу, американская оккупация Доминиканской Республики, американская интервенция в Гренаду, Гражданская война в Конго);

§ подъём национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах и территориях (отчасти инспирированный СССР), деколонизация этих стран, формирование «третьего мира», Движение неприсоединения,неоколониализм;

§ ведение массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника» (смотри статьи Вражеские голоса и Иновещание), финансировался выпуск идеологически направленной литературы в своей стране (например в США выпускались книги о возможности войны с СССР и давалась оценка сил НАТО и ОВД) и периодических изданий на иностранных языках, активно использовалось нагнетание классовых, расовых, национальных противоречий. Первое главное управление КГБ СССР осуществляло так называемые «активные мероприятия» — операции по воздействию на зарубежное общественное мнение и полити<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.