Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ





 

Цели модуля:

1) дать представление о типах семьи, ее структуре, развитии и способах сохранения динамического равновесия внутри семейной системы;

2) определить основные источники возникновения семейных проблем;

3) приобрести навыки анализа семейной системы, внутрисемейной коммуникации, иерархии и паттерна.

 

           
 
Тематическое планирование модуля 1
 
   
Лекции, самостоятельная работа   Тема 1. Введение в психологию семьи Тема 2. Семья как система Тема 3. Иерархическая структура семьи Тема 4. Жизненный цикл семьи  
 
Семинарские и практические занятия   Практическое занятие 1 Практическое занятие 2 Практическое занятие 3 Практическое занятие 4  

 


Тема 1
РУБЕЖНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Тема 1. Введение в психологию семьи

Проблемный вопрос: Какие типы семей бывают и чем они отличаются друг от друга?

Позиция 1.1. Определение понятий семьи и брака.

 

Типологии семьи
По типу супружества: моногамия (союз одного мужчины и одной женщины), полигиния (союз одного мужчины с несколькими женщинами), полиандрия (союз одной женщины с несколькими мужчинами).
По сфере выбора супруга: эндогамная семья (брак в рамках собственной общности), экзогамная семья (брак между партнерами, принадлежащими к разным группам).
По распределению власти в семье: патриархальная семья (отец является высшим авторитетом), матриархальная (мать является высшим авторитетом), эгалитарная семья (супруги равноправны).
По составу семьи: нуклеарная (супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от других родственников), неполная (один родитель с ребенком или детьми), расширенная (семья состоит из представителей нескольких поколений), смешанная (образовавшаяся вследствие брака разведенных людей и включает детей от разных отцов/матерей)
По исторической динамике: традиционная (патриархальная - отец является главой семьи) – до ХХ в. в западной культуре; детоцентрическая (современная - снижение родительского влияния на взрослых детей) - середина – конец ХХ в., супружеская (постсовременная – симметричность отношений, прав и обязанностей супругов).

 

Тенденции развития семьи

 

Позиция 1.2. Циркумплексная модель Олсона Д.

 

Семьи полярного типа согласно циркумплексной модели

 

Позиция 1.3. Первое интервью

Вопросы для проведения первого интервью (М. Уорден)
Причины обращения. Почему семья обратилась за помощью именно сейчас? Существует ли в семье единый взгляд на проблемы? Какой уровень мотивации к участию в консультации? Существуют ли внешние источники мотивации?
Ожидания семьи, связанные с консультантом. Какую роль консультант должен играть с точки зрения семьи? («эксперт», «судья», «союзник», «спаситель»). Стремится ли кто-то из членов семьи образовать альянс с консультантом? Что члены семьи ожидают от вмешательства?
Процедура знакомства. Кто является представителем семьи? Кому принадлежит власть в семье? На кого члены семьи смотрят, когда говорят? Кто привел семью на интервью? Что он ожидает от вмешательства? Будет ли этот человек решать, стоит ли семье продолжать встречи? Кто из членов семьи мотивирован на изменения? Заинтересованы ли они в помощи самим себе или в изменении других членов семьи?
Определение проблемы. Как семья описывает проблему? Склонна ли семья обвинять в создавшихся трудностях одного из своих членов? Как долго продолжаются обвинения? Насколько ригидна установка на обвинение? Существует ли в семье единство мнений по этому вопросу? Насколько члены семьи склонны к поиску других объяснений проблемы?
Построение системного определения. Какие различия можно выявить в описании проблемы членами семьи? Какие различия члены семьи осознают? Как они поступают с этими различиями? Какие различия и потенциальные конфликты отрицаются или отвергаются? Возникает ли у семьи сопротивление при попытках перейти на системное определение? Вызывает ли системное определение какие-либо опасения? Какое системное определение позволит выбрать цель, приемлемую для семьи?
Планирование вмешательства. С какой программой вмешательства семья согласится? Какие программы вызовут у семьи неуправляемую тревогу? На каких позитивных аспектах семейного функционирования может строиться программа вмешательства?

 

 

Знания и умения по теме 1

· Определение семьи и брака

· Типология семьи

· Тенденции развития семьи в современном обществе

· Циркумплексная модель

· Алгоритм проведения первого интервью

 

Контрольные вопросы

1. Что отличает семью от других социальных групп?

2. В чем суть циркумплесной модели?

3. Какие вопросы наиболее важны для первого интервью?

 

Вопросы для самостоятельного изложения

1.1. С чем могут быть связаны тенденции развития современной семьи, описанные в Позиции 1.1.?

 

 

1.2. Обоснуйте тезис о том, что семьи полярного типа согласно циркумплексной модели можно отнести к дисфункциональным.

 

 

1.3. Приведите примеры вопросов для определения семьи к хаотично-смешанному типу согласно циркумплексной модели.

 

 

1.4. Приведите примеры вопросов для определения семьи к ригидно- разобщенному типу согласно циркумплексной модели.

 

Тема 2. Семья как система

Проблемный вопрос: Почему семья может быть определена как живая система?

Позиция 2.1. Представление о семье как о системе

 

Позиция 2.2. Причинно-следственные связи в семейной системе

 

ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЕ СТРАТЕГИИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

 

Позиция 2.3. Особенности дисфункциональной семьи

 

 

Знания и умения по теме 2

· Признаки семьи как живой системы

· Линейная и круговая каузальность

· Особенности дисфункциональной семьи

· Стратегия поиска причины и стратегия поиска решения семейной проблемы

· Паттерн, симптом, идентифицированный клиент

 

Контрольные вопросы

1. Что позволяет рассматривать семью как систему?

2. В чем суть явления круговой каузальности?

3. Чем отличается дисфункциональная семья от обычной?

4. Как связаны понятия «паттерн», «симптом» и «идентифицированный» пациент?

 

Вопросы для самостоятельного изложения

2.1. Опишите суть парадигмы поиска решения проблемы. Чем она отличается от парадигмы поиска причины проблемы?

 

 

2.2. Каким образом круговая каузальность участвует в поддержании семейного гомеостаза?

 

 

2.3. Раскройте суть понятия паттерна на примере семейного взаимодействия (ситуация может быть гипотетической или реальной).

 

 

2.4. Приведите примеры круговой и линейной каузальности.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.