Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика «Графический диктант»





 

Графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса в один из первых дней учебы.

На тетрадном листе (каждому ученику выдается такой листок с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали – 7 клеток). Педагог предварительно объясняет:

«Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня – я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь, я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь – на три клетки направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)».

После этого предлагается перейти к рисованию тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Во время работы над этим узором учитель ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и он следит только за тем, чтобы ученики не переворачивали свои листочки и начинали новый с нужной точки. При диктовке надо соблюдать длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию, и их следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.

Последующий текст инструкции таков:

«Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Перед выполнением заключительного узора преподаватель обращается к испытуемым со словами:

«Все. Этот узор дальше не надо рисовать. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. Одна направо. Три клетки вверх. Теперь продолжайте рисовать этот узор».

Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель – о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. И в первом и во втором случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

1. Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки.

2. Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

3. Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует.

4. Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

 

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе с помощью теста

«Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» *

* См. в кн.: А. К. Маркова, А. Г. Лидерс, Е. Л. Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. С. 99-139.

 

Структура теста

 

Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» был разработан в 1969-1970 годах Герхардом Витцлаком, психологом из бывшей ГДР, и опубликован на немецком языке в 1972 году. Это был один из первых комплексных тестов, диагностирующих психологическую готовность к школьному обучению. Он получил некоторое распространение в бывшей ГДР и в других странах.

В 1982-1983 годах нами (совместно с Г. Н. Досмаевой) была осуществлена рестандартизация и апробация русского варианта этого теста. Наша работа заключалась в следующем:

1) Перевод теста на русский язык (осуществлен А. Г. Лидерсом при участии Г. Н. Досмаевой и И. Хайнц).

2) Подготовка экспериментального материала и бланка регистрации результатов, что потребовало некоторой доработки экспериментального материала, в частности, подбора стихотворений для заучивания.

3) Тестирование с помощью этой методики двух полных подготовительных групп детского сада в Москве.

4) Тестирование детей из тех же двух подготовительных групп детского сада по тесту интеллекта Равена, тесту Бендера, тесту готовности к школьному обучению Йирасека.

5) Тестирование по тесту Витцлака подготовительной группы специального детского сада для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) Нижнего Новгорода.

6) Статистическая обработка полученных данных по всем методикам и прежде всего по тесту Витцлака, нахождение норм успешности по тесту Витцлака.

7) Оценка валидности теста Витцлака:

а) валидности относительно критерия:

прогностической валидности – методом сопоставления данных по тесту Витцлака с успешностью обучения детей в первом классе школы. Использовались оценки учащихся в первом полугодии и третьей четверти по ряду школьных предметов, а также оценка учителем общего интеллектуального развития учащихся по специальной методике;

диагностической валидности – методом сопоставления оценок по тесту Витцлака с оценками по другим тестам – Йирасека, Равена, Бендера;

б) конструктной валидности – методом сопоставления данных двух контрастных групп, протестированных тестом Витцлака: группы детей из обычного детского сада и группы детей из специального детского сада для детей с ЗПР.

8) Предварительные рекомендации для дальнейшей работы с тестом Витцлака по итогам его апробации.

Таким образом, тест был апробирован нами на 50 воспитанниках подготовительной группы обычного детского сада и 14 воспитанниках подготовительной группы детского сада для детей с ЗПР. Группу детей с задержкой психического развития составили дети, отобранные в результате специального психологического обследования, проведенного психологами кафедры психологии ГГПИ им. Горького под руководством проф. У. В. Ульенковой. Из числа воспитанников обычных детских садов ими были отобраны дети, обнаружившие значительное отставание от сверстников в усвоении программных требований детского сада, задержку в развитии речи и вербального мышления, произвольного внимания и памяти, произвольной регуляции поведения.

Более подробно данные апробации и рестандартизации теста Витцлака опубликованы нами в специальной статье в журнале «Вопросы психологии» (1985, № 1). Тест Г. Витцлака представляет собой последовательное выполнение 14 заданий. Успешность выполнения отдельных заданий оценивается в баллах. По задумке автора, тест позволяет выявить актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи.

Уровень развития способности к обучению (обучаемости) определяется с помощью следующих заданий:

рассказ по картинкам после дачи образца этого действия;

выучивание стихотворения с использованием дозированной помощи;

память (повторение-доучивание стихотворения);

знание названий предметов как общая осведомленность.

Уровень развития мышления определяется суммарными данными по следующим заданиям:

процесс счета;

знание последовательности чисел;

классификация;

множества;

аналогии;

дифференциация цвета и формы;

способности к расчленению (тонкая моторика руки).

Уровень развития речи выявляется путем анализа составленного ребенком рассказа по картинке по следующим параметрам:

способ говорения;

строение предложений;

артикуляция.

В соответствии со своей концепцией о компонентах готовности к обучению в школе, Г. Витцлак считает, что интеллектуальная готовность играет одну из самых важных ролей. А сама она включает необходимые для обучения в школе компоненты умственного развития, а именно:

обучаемость (как способность к обучению);

уровень образования понятий;

уровень развития речи;

знания об окружающем (осведомленность);

овладение отношениями множеств;

знание форм, их различий;

способность к дифференциации и расчленениям в основных сенсорных модальностях;

способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве.

Как раз именно эти компоненты и можно исследовать с помощью заданий, включенных в тест Витцлака.

Соотнесение заданий теста Витцлака с различными компонентами умственных способностей ребенка представлено в табл. 2.1

Таблица 2.1

 

Компоненты умственного развития (см. выше) Задания по тесту Витцлака (см. ниже)
  2,12 1,3,9 1,13-15 1,3 5,6,7,4 10, 11,8,9

 

Полный текст теста и руководство по его применению, а также экспериментальный материал и бланк регистрации результатов даны ниже. Затем нами приведены основные статистические нормативные данные по рестандартизированному варианту теста.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.