Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ ЦЕЙЛОНА





 

70% населения острова – сингалы. Государственная религия – буддизм, который пришел туда в III веке до н. э. Однако буддизм сингалов весьма поверхностный: они соблюдают обряды, но не проявляют особого интереса к сути сложных буддийских догматов. И потому религиозные воззрения населения Цейлона служат еще одним ярким примером того, как древние народные верования сочетаются с официальными религиями.

Среди буддийских верований сингалов особенно устойчиво сохраняется вера в злых и добрых духов. По народным представлениям, их – полчища. Убежищем для духов служат деревья, реки, вершины гор, перекрестки дорог, старые заброшенные дома; духи могут вселяться в человека, а также принимать образ людей и животных.

Самыми страшными считаются демоны, вселяющиеся в людей и вызывающие тяжелые болезни. Все они персонифицированы и управляются высшим демоном–королем по имени Весамуни, который подчиняется Будде. У Весамуни, в свою очередь, есть заместители – министры. Любимая пища демонов, согласно поверьям сингалов, – человеческое мясо и кровь, но так как Будда заботится о каждой жизни, а особенно человеческой, то злые демоны не могут удовлетворить свои кровожадные желания. Таким образом, в течение веков в демонологии сингалов выработалась стройная система, в определенной степени привязанная к официальному буддизму.

У сингалов нет специальных культовых помещений, связанных с демонами, а также ежегодных праздников с жертвоприношениями. Но в их практике выработалась сложная система магических обрядов, к которым прибегают в случаях тяжелых заболеваний, вызванных, согласно поверьям, злыми духами. Эти обряды, очень схожие с шаманским камланием, называются «товил». Они совершаются шаманами–жрецами, которых называют якадура. Якадура должен осмотреть больного и установить, какой демон вызвал заболевание. Товил совершается ночью на открытой площадке. Ночь, в течение которой происходят танцы товил, делят на три периода. Каждый из них отводится традиционным пляскам, посвященным тем или иным демонам. Эти танцы известны под названием «чертовы пляски».

Якадура совершает товил вдвоем со своим помощником. Последний приносит мешок с масками, изображающими демонов различных болезней. Затем сооружается специальная палатка из пальмовых листьев, в ней скрывается помощник.

Перед лежащим на земле больным и сидящими вокруг него родственниками шаман начинает призывать демона: пляшет, аккомпанируя себе на двустороннем барабане. Неожиданно из–за пальмового занавеса выскакивает помощник в страшной маске демона какой–нибудь болезни. Происходит обмен вопросами между шаманом–якадурой и помощником‑демоном». Всю ночь помощник появляется в масках демонов различных болезней, и только на рассвете он надевает огромную маску Маха Кола Санни Яка, символизирующего главного демона всех болезней.

Интенсивность пляски «демона» и якадуры так велика, что исполнители нередко доходят до исступления, а некоторые присутствующие под влиянием танцев также впадают в транс. Вера сингалов в действенность обрядов товил необыкновенно сильна, и к ним прибегают даже те больные, которые в состоянии обеспечить себе квалифицированную медицинскую помощь.

Как и у других народов, у сингалов буддийские и добуддийские верования сосуществуют, весьма любопытно переплетаясь и дополняя друг друга. Буддизм признает вечность человеческой души. Сингалы верят, что душа умершего может воплотиться в другом человеке, демонах или богах. Считается, что умершие продолжают наблюдать за своей семьей и помогают ей в несчастье. Также предполагается, что души умерших часто возрождаются в ком–либо из членов семьи. Но некоторые из душ умерших могут быть преступными; они мечтают возродиться в лучшем качестве и иногда становятся привидениями. О привидениях на Цейлоне ходит бесчисленное количество историй, и вера в них широко распространена. Привидения могут принимать разный облик, и встреча с ними приводит к тяжелым заболеваниям, а иногда и смерти. Таким образом, буддийский догмат о бессмертии душ в значительной мере пополнился древними анимистическими народными верованиями о перевоплощении душ умерших.

Поскольку, согласно верованиям сингалов, демоны активно вмешиваются в повседневную жизнь людей, магические обряды получили широкое распространение. Их цель – использовать сверхъестественные силы и направить их на пользу ближним или во вред.

Вредоносная магия подразделяется на пять ветвей, ее обряды направлены на то, чтобы причинить зло или даже умертвить человека или целую семью. Для этого нужно иметь какой–нибудь предмет, принадлежащий человеку, против которого направлен магический обряд. Страх сингалов перед возможностью подвергнуться вредоносной магии настолько велик, что они тщательно скрывают выпавшие зубы или волосы, отвергают пищу и напитки, предложенные посторонними, и так далее.

В то же время заклинатель, согласно верованиям сингалов, может обнаружить и выявить характер магического обряда, который был совершен над жертвой или его семьей. Он может удалить источник опасности или в дальнейшем направить злые силы на того, кто совершил вредоносный обряд. Все эти обряды сохраняются в строгой тайне. В роли заклинателей обычно выступают те же лица, которые совершают обряды товил.

Чтобы уберечься от магических сил, многие сингалы носят амулеты и талисманы, которые зачастую являются и украшениями. Дети носят «панчаяудха» – цепочку и брелок с пятью вырезанными символами: меч, диск, раковина, лук и стрела. Эти предметы считаются оружием бога Шивы, поэтому им приписывают магическую силу.

Особое место в религиозных воззрениях сингалов занимает астральный культ. Богов планет насчитывалось девять; они соответствуют Солнцу, Луне, Венере, Марсу, Меркурию, Юпитеру и Сатурну, а также точкам солнцестояния Раху и Кету. Раху – название головы демона–дракона, Кету – его хвоста. Согласно мифологии, Раху находился в постоянной вражде с Солнцем и Луной, стараясь их проглотить, и иногда ему это удавалось. Этим сингалы объясняют солнечные и лунные затмения.

В сингальской практике давно сложилась система обрядов, связанных с богами планет. Их относят к белой магии, так как они связаны не со злыми демонами, а с богами, которые в целом настроены к людям доброжелательно. Вера в небесных богов своими истоками уходит в далекое прошлое, носит народный характер и вместе с тем мирно уживается с буддизмом. Обряды, связанные с богами планет, называются «бали», и к ним тоже прибегают при некоторых заболеваниях. Астролог у сингалов составляет весьма сложный и подробный гороскоп, который бережно хранится всю жизнь. Кроме того, астролог выступает в качестве жреца во время церемонии «бали». Вариантов обряда «бали» очень много: согласно традиции, их насчитывается 13 200. По утверждению астрологов, в это число входят все случаи нездоровья или какие–либо другие несчастья в жизни.

По сути, буддизм вполне терпимо относится к магии вообще, поэтому народные верования и официальная религия мирно сосуществуют.

Легенды, мифы, предания, древнейшие обычаи и обряды, всевозможные суеверия, вера в магию, пророчества и предсказания прекрасно уживаются с научными открытиями современности, отнюдь не вступая в конфликт с их самыми последними достижениями прогресса. В чем причина этого? В изолированности некоторых районов от современной цивилизации? В недостатке образованных людей? Скорее всего, и в том и в другом, а также в психологии самого человека и в его культурных традициях.

 

 

МАГИЯ КОЧЕВНИКОВ

 

Во время прежнее благое,

В начале времени прекрасном,

Недобром в самом же конце…

Когда впервые вера утвердилась…

Энхэ Болет – хан

 

Официальное название народа – «монголы» – появилось лишь в начале XIII века, когда возникли монгольская народность и государство.

Как и другие народы, монголы обожествляли природу, верили в богов, добрых и злых духов и приносили им жертвы. По сути, все культуры мира похожи друг на друга, но в то же время каждая особенна и оригинальна по–своему. Монголы были кочевниками, это и определило специфику их верований, обычаев и обрядов.

 

ПИЩА И РИТУАЛ

 

Национальные кухни разных народов отражают не только особенности их быта, природных условий и исторического развития, но и их религиозные верования. Пожалуй, наиболее ярко это проявилось у монголов. Так, у них существует классификация пищевых продуктов, выраженная цветовой символикой. В основе же символики лежит многовековой опыт народа, вначале освященный шаманскими верованиями, затем, вероятно, переосмысленный и закрепленный буддийскими канонами. В соответствии с этим монголы делят пищу на пять категорий:

1. Цаган идээ, или белая пища – молоко и молочные продукты. Эта пища считается чистой.

2. Шар идээ, или желтая пища – масло. Это тоже чистая пища. Из масла делают специальные фигуры, которые затем ставят перед божествами буддийского пантеона.

3. Ногоа идээ, или зеленая пища – эго пища считается нейтральной, не основной, употребляется в качестве приправ. Как правило, это различные виды лука, а также дикорастущие коренья и травы.

4. Улаан идээ, или красная пища – кровь, печень, мясо, мясные продукты. Это основная пища зимой, однако, по понятиям буддистов, она считается нечистой, греховной.

5. Хар идээ, или черная пища – чай без молока, мясной бульон, чистая вода считаются плохой пищей. Такой пищей нельзя угощать гостя, ибо это рассматривается как оскорбление.

Принятие пищи связано с целым рядом верований и ритуалов. Так, внутренности животных использовали как самостоятельное блюдо, при этом поедание каждого из них у монголов рассматривалось как усиление соответствующих свойств человеческой природы: съедание сердца, согласно поверьям, увеличивало храбрость, печени – силу и так далее.

Молоко и кумыс – не только пища, но и важный ритуальный компонент культуры. Таковыми их делают не только вкусовые и полезные качества, но и белизна, ибо все белое несет в себе, по представлениям монголов, особую благодать. Именно поэтому молоко и кумыс всегда присутствуют во всех сакрально важных ситуациях жизни монголов: при рождении ребенка и наречении его имени, в свадебном и похоронном обрядах.

В настоящее время многие магические обряды, утратив свое первоначальное значение, вошли составной частью в этикет.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.