Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новые психофизиологические расстройства





Начиная с 60-х годов, ученые обнаруживают все

больше взаимосвязей между стрессом, вызванным психосоциальными факторами, и широким спектром физиологических заболеваний. Давайте сначала по­смотрим, как устанавливались эти связи, а затем об­ратимся к психонейроиммунологии/psychoneuroim-munology, новой области исследований, которая идет еще дальше, привязывая стресс и болезни к работе иммунной системы организма.

Стресс и болезни

В 1967 году Томас Холмс (Thomas Holmes) и Ри­чард Рэйх (Richard Rahe) разработали Шкалу оцен­ки социального приспособления (Social Adjustment Rating Scale), в которой присваиваются численные значения различным потенциально стрессовым со­бытиям, происходящим время от времени в жизни людей (табл. 8.2). На основе ответов, данных боль­шой выборкой субъектов, наиболее стрессовым со­бытием из всех включенных в шкалу была призна­на смерть супруга или супруги, которая была оце­нена в 100 единиц изменения жизни (life change units, LCU). Ниже по шкале располагается выход на пенсию (45 единиц), еще ниже — не очень суще­ственное нарушение закона (11 единиц). Даже по­ложительные жизненные события, такие как выда­ющееся личное достижение, могут нести с собой некоторый стресс (28 единиц). Эта шкала позволи­ла исследователям измерить общее количество стресса, которому подвергается человек в течение некоторого периода времени. Если, например, дело­вая женщина в один и тот же год начала новый биз­нес (39 единиц), отправила сына в колледж (29 еди­ниц), переехала в новый дом (20 единиц) и пережи­ла смерть друга или подруги (37 единиц), общий стресс, полученный ею в течение года, будет рав­няться 125 единицам, для такого периода времени это довольно большой показатель.

Затем исследователи посмотрели, как соотносится величина полученного человеком стресса с состояни­ем его здоровья. И они обнаружили, что у больных людей величина стресса, измеренного в единицах из­менения жизни (LCU), за год, предшествующий забо- леванию, оказывается намного больше, чем у здоро­вых людей (Holms & Rahe, 1989,1967). Если события, изменяющие жизнь человека, за год в сумме набира­ют более 300 единиц (LCU), то здоровье этого чело­века подвергается серьезной опасности.

В ходе одного из исследований Рэйх (1968) разде­лил 2500 практически здоровых моряков на группу высокого риска (набравших большое количество еди­ниц изменения жизни (LCU) за предшествующие шесть месяцев) и группу низкого риска (набравших мало LCD за предшествующие шесть месяцев), а за­тем проследил состояние здоровья людей из этих двух групп, когда они вышли в море. В течение первого месяца в море из группы высокого риска заболело людей в два раза больше, чем из группы низкого рис­ка; в течение последующих пяти месяцев плавания моряки из группы высокого риска также болели чаще, чем те, кто принадлежал к группе низкого риска.

За время, прошедшее после появления пионер­ской работы Холмса и Рэйха, была установлена связь стрессовых воздействий различных видов с множе­ством болезней, от ангины и инфекций верхних ды­хательных путей до рака (Pillow, Zautra, & Sandier, 1996; Kiecolt-Glaser et al., 1991). Ученые обнаружи­ли, что чем больше величина стресса, полученного человеком, тем больше вероятность заболевания. Была даже установлена взаимосвязь между травма­тическим стрессом и смертью. Особенно поразитель­ный пример смерти, наступившей в результате пси­хологического стресса, дает нам следующий случай.

Чарли и Джозефин 13 лет были неразлучны. Чарли на глазах у Джозефин с непонятной жесто­костью был застрелен в стычке с полицией. Джо­зефин сначала некоторое время стояла без дви­жения, затем медленно приблизилась к распро­стертым на земле останкам, упала на колени и молча уронила свою голову на безжизненное и окровавленное тело. Обеспокоенные люди попы­тались помочь ей, но она отказывалась двигать­ся. В надежде, что она скоро справится со своим страшным горем, ее оставили в покое. Но она не поднялась больше никогда; через 15 минут она умерла. Теперь сообщим вам замечательную по­дробность этой истории; Чарли и Джозефин были две ламы из зоопарка! Во время снежного бура­на они сбежали из своего загона, и Чарли, очень норовистое животное, был застрелен, так как он показал себя неуправляемым. По утверждениям служителей зоопарка, до момента трагического события Джозефин всегда была нормально ак­тивной и здоровой (Engel, 1968).

Однако Шкала социального приспособления Холмса и Рэйха имеет, в частности, тот недостаток, что она может не учитывать определенные, вызыва­ющие стресс факторы, характерные для специфи­ческих групп населения. Например, студенты кол­леджа часто испытывают стресс, встречаясь с собы­тиями, отличными от тех, что перечислены в шкале. Вместо трудностей супружеской жизни, увольнения с работы или устройства на новую работу студент колледжа может иметь проблемы в отношениях с соседом по комнате, испытывать стресс после про­вала на экзамене или при поступлении в аспиран­туру. Когда исследователи разработали специаль­ную шкалу, более точно оценивающую значение различных событий для этой группы населения (см. табл. 8.2), они обнаружили, что ожидаемая связь между стрессовыми факторами и болезнями суще­ствует и здесь (Crandall et al., 1992).

Вопрос

для размышления_______________________

Шкала оценки социального приспособле­ния подвергалась критике за то, что в ней каждому из важнейших событий жизни при­сваивается конкретное числовое значение.

Сон и расстройства сна:

Еще одна сторона

Взаимозависимости

Тела и души

Сон, необходимая для здоровья и хорошего состояния деятель­ность организма, подвержен воз­действию как физических, так и психосоциальных факторов. Если человек не спит, он начинает вес­ти себя неадекватно и испытывать странные ощущения. Лишение сна на 100 или более часов приводит к галлюцинациям, паранойе и не­нормальному поведению. Если че­ловек бодрствует более 200 часов, он начинает испытывать частые непроизвольные приступы «мик-росна», короткого сна продолжи­тельностью две или три секунды. Тело просто отказывается не спать так долго. Необычные эффекты, вызванные отсутствием сна, пол­ностью исчезают, как только чело­веку позволяют некоторое время поспать.

Чтобы лучше изучить явление сна, исследователи в лаборатор­ных условиях регистрируют дея­тельность организма в то время, когда человек спит (Mendelson, 1990). Они используют, как пра­вило, одновременно три типа реги­стрирующих устройств; электро­энцефалограф, делающий запись электрической активности голов­ного мозга, электроокулограф, ко­торый регистрирует движения глаз, и электромиограф, измеряю­щий напряжение и двигательную активность мышц.

Одним из важнейших откры­тий был тот факт, что примерно 25% того времени, когда человек спит, его глаза быстро двигаются (Ascrinsky & Klcitman, 1953), этот феномен стал известен под назва­нием быстрых движений глаз, или фаза быстрого сна. Фазу бы­строго сна называют также «пара­доксальным сном», потому что она похожа одновременно на глу­бокий сон и на бодрствование.

Тело, за исключением микроскопи­ческих движений и сокращений мышц, полностью обездвижено, по существу, парализовано. В то же самое время глаза стремительно поворачиваются в разные стороны. Приток крови к головному мозгу увеличивается, и электроэнцсфа-лограф регистрирует активность мозга, почти идентичную его нор­мальной активности у бодрствую­щего человека. Восемьдесят про­центов испытуемых, которых буди­ли во время фазы «быстрых движений глаз», говорили, что ви­дели сон.

В справочнике DSM-IV пере­числено несколько типов рас­стройств сна. Подобно психофи­зиологическим расстройствам, они, как правило, есть результат взаимодействия физических и психосоциальных причин. Рас­стройства сна, при которых нару­шается длительность, качество или периодичность сна, называют­ся диссомниями (dyssomnia). Па-расомпии (parasomnia) характери­зуются аномальными явлениями во время сна (Stores, 1996; АРА; 1994).

Диссомнии

Бессонница или трудности при засыпании и неспособность долго спать не просыпаясь — наиболее распространенная форма диссомнии. В течение каждого года от 30 до 40% взрослого населения перио­дически страдает бессонницей. Что­бы больной получил диагноз пер­вичная бессонница, эта проблема должна быть его основной жалобой на протяжении, по крайней мере, одного месяца и вызывать суще­ственные нарушения в функциони­ровании организма (АРА, 1994). Причин бессонницы может быть много.

1. Биологические факторы. Не­которые люди обладают слишком активной системой пробуждения, которая мешает им глубоко за­снуть (Hobson, 1986). Кроме того, некоторые физиологические рас­стройства могут вызывать бессон­ницу (Mendelson, 1990).

2. Психические расстройства. При многих психических рас­стройствах, включая депрессию и шизофрению, часто наблюдаются трудности при засыпании и беспо­койный, некрепкий сон.

3. Жизненный стиль. Привычка долго спать в выходные дни, сон в слишком жаркой или слишком хо­лодной комнате, физические уп­ражнения незадолго до сна, упот­ребление слишком большого коли­чества кофеина и другие подобные привычки также могут приводить к бессоннице.

4. Старательные попытки уснуть. Люди, испытывающие трудности при засыпании, иногда разрабаты­вают для себя маленькие ритуалы, которые, как они полагают, способ­ны принести им так страстно жела­емый сон. Однако в действительно­сти тщательное приготовление ко сну, намеренные мысли о сне и даже пересчет слонов могут обусловли­вать продолжение бодрствования.

5. Неправильное применение химических веществ. Многие люди думают, что алкоголь или другие химические средства помогут им заснуть. Но часто алкоголь и снот­ворные препараты действуют про­тивоположным образом, уменьшая глубину сна и внося аномалии в пе­риод быстрого сна.

В отличие от страдающих бес­сонницей, главная проблема людей, получающих диагноз первичная гиперсомния — исключительная сон­ливость, владеющая человеком на протяжении не менее чем одного месяца. Человек может испытывать потребность спать больше, чем обычно, или спать также и днем (АРА; 1994).

Нарколепсия, еще одно рас­стройство из группы диссомний, характеризуется тем, что на про­тяжении более чем трех месяцев человек испытывает непре­одолимые приступы парадоксаль­ного сна во время бодрствования. В Соединенных Штатах нарколеп­сией страдают более 200 000 чело­век. Периоды быстрого сна часто наступают в результате сильных эмоций. Страдающие этим рас­стройством могут внезапно «ус­нуть» в разгаре жаркого спора или в особенно волнующий момент футбольного матча. При лечении часто используются препараты типа амфетаминов. При расстройствах сна, связан­ных с нарушениями дыхания, сон разрывается на части из-за того, что прекращается доступ кислоро­да в головной мозг. Синдром апноэ во сне — наиболее распространен­ная форма таких расстройств, встречается у 1-10% взрослого на­селения (АРА, 1994). Его жертвы — обычно мужчины с излишним ве­сом, которые сильно храпят, фактически перестают дышать во сне на 30 и более секунд. За одну ночь могут происходить сотни та­ких эпизодов. Многие из страдаю­щих этим расстройством не подо­зревают о своей болезни, но при этом часто жалуются на сильную сонливость в течение дня.

Люди с нарушением суточного ритма (расстройством режима сна—бодрствования) испытывают сильную сонливость или бессон­ницу в результате повторяющих­ся разрывов сна, происходящих из-за несовпадения их собствен­ного биологического режима сна и бодрствования с расписанием часов сна и бодрствования, при­нятым большинством людей их среды. Часто это расстройство проявляется в виде привычки по­здно ложиться и поздно вставать. Такая форма диссомнии может быть вызвана работой в ночную смену, частыми переходами с од­ной рабочей смены на другую или нарушением суточного ритма из-за частой перемены часовых по­ясов.

Парасомнии

Кошмары во сне — самый рас­пространенный тип парасомнии. Большинство людей время от вре­мени видят кошмарные сны, но в некоторых случаях кошмары ста­новятся особенно частыми и при­чиняют человеку такие страдания, что требуется специальное лече­ние. Подобные кошмары часто раз­виваются во время стресса.

Люди, страдающие приступа­ми ужаса во сне, во время первой трети своего вечернего сна вне­запно просыпаются с криком, в сильном волнении и ужасе. Они находятся в состоянии паники, часто что-то бессвязно говорят, их сердцебиение сильно учащает­ся. Обычно на следующее утро человек не помнит об этом эпизо­де. Приступы ужаса во сне неред­ко случаются у детей в возрасте от 4 до 12 лет и в подростковом возрасте проходят. Приблизи­тельно от 1 до 6% детей время от времени испытывают такие при­падки ужаса (АРА, 1994).

Люди, страдающие снохождением или лунатизмом, — обычно это дети, — периодически покидают свою постель и бродят, не осозна­вая своих действий, о которых они утром ничего не помнят. Эпизоды снохождения происходят в первой трети ночи и выражаются в том, что человек встает с кровати и на­чинает ходить, причем создается впечатление, что он держит в голове определенную цель. Если чело­века в это время будят, то первые секунды он находится в замеша­тельстве и не понимает, что проис­ходит. Если же таким людям по­зволяют спокойно продолжать хо­дить, то они, в конце концов, возвращаются обратно в кровать. Лунатикам, как правило, удается успешно избегать препятствий, взбираться на лестницы и выпол­нять сложные действия, имея при этом совершенно отсутствующий и эмоционально нейтральный вид. Иногда, однако, хождения во сне на самом деле приводят к несчаст­ным случаям: падениям, столкно­вениям с мебелью, были даже слу­чаи, когда люди выпадали из окон. Приблизительно от 1 до 5% детей демонстрируют подобные наруше­ния сна в течение довольно дли­тельного периода времени, а слу­чайные эпизоды бывают у 30% де­тей. Эпизоды снохождения обычно прекращаются к 15 годам (АРА, 1994).

Сон и расстройства сна в последние десятилетия пользуют­ся большим вниманием исследова­телей, и лаборатории по изучению сна в настоящее время основаны во многих крупных городах. Сон — важная часть нашей жизни, и ре­зультаты работ, посвященных ис­следованию сна, находят примене­ние не только при лечении рас­стройств сна и связанных с ними других психических нарушений, но и практически в любой сфере чело­веческой деятельности.

Таблица 8.2 Жизненные события, вызывающие наибольший стресс

Взрослые: «Шкала оценки социального приспособления»*
1. Смерть супруга или супруги 12. Беременность
2. Развод 13. Сексуальные проблемы
3. Разрыв супружеских отношений 14. Появление нового члена семьи
4. Тюремный срок 15. Реорганизация своего дела
5. Смерть близкого родственника или члена семьи 16. Изменения в финансовом состоянии
6. Травма или болезнь 17. Смерть близкого друга
7. Вступление в брак 18. Смена области производственной деятельности
8. Увольнение с работы 19. Изменение количества споров между супругами
9. Возобновление супружеских отношений 20. Заклад имущества на сумму более $10 000
10. Уход на пенсию 21. Лишение права выкупа закладной
1 1. Изменение состояния здоровья члена семьи 22. Изменение сферы ответственности на рабочем месте
Студенты: «Стрессовый опросник для студентов колледжей»**
1. Смерть (члена семьи или друга) 12. Приход на экзамен неподготовленным
2. Много контрольных работ и экзаменов за короткое время 13. Потеря чего-нибудь из имущества (особенно кошелька или бумажника)
3. Выпускные экзамены 14. Смерть любимого домашнего животного
4. Экзамены в аспирантуру 15. Получение на экзамене худшей оценки, чем вы ожидали
5. Совершенное против вас преступление 1 6. Собеседование
6. Важные работы по всем основным предметам в один и тот же день 17. Необходимость подготовить собственный проект или отчет
7. Разрыв со своей девушкой/своим парнем 18. Плохая оценка на экзамене или контрольной
8. Открытие, что ваша девушка/ваш парень обманывает вас 1 9. Развод родителей
9. Очень много дел, которые надо успеть сделать в определенный срок 20. Зависимость от других людей
10. Кража вашего имущества 21. Конфликты с товарищем по комнате
1 1. Тяжелая неделя впереди 22. Поломка автомобиля/велосипеда, спустившаяся шина и т. п.

Почему эти числовые значения могут ока­заться не очень хорошими индикаторами величины стресса, который данное событие действительно вызывает у конкретного че­ловека?

Психонейроиммунология

Каким образом стрессовые события могут повли­ять на заражение вирусной или бактериальной ин­фекцией? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые со­средоточили свое внимание на иммунной системе организма как на ключевом факторе такой взаимо­связи и разработали новую науку под названием Пси­хонейроиммунология, занимающуюся исследовани­ем связей между психосоциальным стрессом, иммун­ной системой и здоровьем.

Иммунная система — это совокупность видов де­ятельности и клеток организма, предназначенных для того, чтобы выявлять и уничтожать антигены,

вторгшиеся извне враждебные субстанции, такие как бактерии, вирусы, грибки, паразиты, а также клетки злокачественных опухолей (Cohen & Herbert, 1996). Одну из важнейших частей системы образуют мил­лиарды лимфоцитов, белых кровяных телец, цирку­лирующих по лимфатической и кровеносной систе­мам. Они реагируют на появление антигенов и помо­гают организму победить врагов.

Психонейроиммунология — наука, кото­рая занимается исследованием связей между психосоциальном стрессом, иммунной систе­мой и здоровьем.

Иммунная системасовокупность видов деятельности и клеток организма, предназна­ченных для того, чтобы выявлять и уничто­жать антигены и клетки злокачественных опухолей.

Антиген — вторгшаяся извне враждебная организму субстанция, например, бактерия или вирус.

Лимфоцитыбелые кровяные тельца, циркулирующие по лимфатической и крове­носной системам и помогающие организму вы­являть и уничтожать антигены и раковые клетки.

Лимфоциты одной группы, называемые Т-клетки помощники (Т-хелперы), выявляют антигены, а за­тем размножаются и инициируют производство организмом иммунных клеток других типов. Лимфо­циты другой группы, Т-клетки убийцы (Т-киллеры), находят и разрушают клетки организма, уже пора­женные вирусами, чтобы остановить распростране­ние вирусной инфекции. Лимфоциты третьей груп­пы, В-клетки, производят антитела, протеиновые молекулы, которые распознают антигены и прикреп­ляются к ним, помечая их для уничтожения и не да­вая им вызвать инфекцию.

Основываясь на исследованиях как человеческо­го организма, так и организмов животных, ученые сегодня полагают, что стресс способен повлиять на деятельность лимфоцитов, замедляя их работу и увеличивая, таким образом, подверженность чело­века вирусным и бактериальным инфекциям (Sternberg & Gold, 1997; Adlcr, Felten, & Cohen, 1991). Поворотной вехой в этой области было ис­следование Р. В. Батропа (R. W. Bartrop) и его кол­лег (1977), проведенное в Новом Южном Уэльсе (New South Wales) в Австралии, в ходе которого уче­ные сравнивали работу иммунной системы у 26 че­ловек, чьи супруги умерли восемью неделями рань­ше, и 26 соответствующих им по всем остальным па­раметрам людей из контрольной группы, чьи супруги были живы. Анализы крови показали, что деятель­ность лимфоцитов у людей, перенесших потерю близкого человека, протекала намного медленнее, чем у людей из контрольной группы. Другие иссле­дования обнаружили, что у тех, кто испытывает дли­тельный стресс, функционирование иммунной систе­мы также замедляется. Например, согласно данным ученых, когда люди стоят перед необходимостью долгое время ухаживать за родственником, заболев­шим болезнью Альцгеймера, работоспособность их иммунной системы часто снижается (Kiecolt-Glascr etal, 1996; 1991; 1987).

Эти исследования выявляют очень интересную и неожиданную вещь. Получается, что здоровые люди в те периоды времени, когда им приходится испыты­вать высокий стресс, на поверхности остаются по-прежнему здоровыми, но функционирование их им­мунной системы при этом замедляется, делая их уяз­вимыми по отношению к болезни. Если стресс воздействует на нашу способность сопротивляться болезням, то нет ничего удивительного в том, что ученые постоянно обнаруживают связь психологи­ческого стресса со все новыми заболеваниями. Но, как и когда стресс может вмешиваться в работу иммунной системы? На то, приведет ли стресс к замед­лению функционирования иммунной системы, вли­яют несколько факторов: биохимическая активность организма, изменения в поведении, личностный стиль и степень социальной поддержки.

Психологическая заметка

У ветеранов Вьетнамской войны, которые двадцать лет спустя после того, как им при­шлось испытать стресс в боевых условиях, продолжают страдать от посттравматического расстройства, наблюдается большее, чем обыч­но, число нарушений кровообращения, кост­ных и мышечных заболеваний, заболеваний пищеварительной, эндокринной и нервной си­стем, респираторных и инфекционных заболе­ваний (Boscarino, 1997).

Вопрос

для размышления _______________________

В прошлом врачи не могли распознать психо­логические факторы, часто влияющие на раз­витие физиологического заболевания. Теперь же некоторые наблюдатели опасаются, что, возможно, этим факторам стали придавать слишком большое значение. Каше проблемы могут возникнуть в результате слишком актив­ного подчеркивания роли психологических факторов в развитии соматических заболева­ний или упрощенного понимания взаимосвя­зи души и тела?

Биохимическая активность. Как мы уже видели, стресс ведет к повышенной активности симпатичес­кой нервной системы, в том числе к увеличению вы­работки нейротрансмиттера норэпинефрииа, распространяющегося в головном мозге и теле. Одно из мест назначения, к которым направляется норэпинефрин, — лимфоциты иммунной системы (Whitacre et al., 1994; Ader, Felton, & Cohen, 1991). При легком стрессе или на ранней стадии стресса нейротранс-миттер принимается определенными рецепторами лимфоцита и передает сообщение о том, что лимфо­циту следует повысить свою активность. Однако по мере того как интенсивность стресса продолжает уве­личиваться, норэпинефрин достигает других рецеп­торов лимфоцитов и передает им подавляющее сооб­щение (inhibitory message), требующее, чтобы лим­фоцит прекратил свою деятельность. Таким образом, если при небольшом стрессе выработка норэпинеф-рина улучшает работу иммунной системы, то при более высоком уровне стресса та же самая функция замедляет ее работу.

Точно так же деятельность эндокринных желез в периоды длительного стресса способствует ухудше­нию работы иммунной системы. Вспомним, что при определенных обстоятельствах эндокринные железы вырабатывают гормоны, химические вещества, сти­мулирующие работу органов тела. Когда человек подвергается стрессу, надпочечные железы, располо­женные на верху каждой почки, начинают вырабаты­вать кортикостероиды — кортизон и другие, так на­зываемые гормоны стресса. На первой стадии выра­ботка кортикостероидов стимулирует органы тела, побуждая их к более активной деятельности. Одна­ко после того как стресс продолжается 30 минут или дольше, гормоны стресса достигают определенных рецепторов тела и передают им подавляющие сооб­щения (inhibitory messages), которые помогают охла­дить слишком разгоряченный стрессом организм (Manuck et al., 1991). Когда кортикостероиды прини­маются рецепторами, расположенными на лимфоци­тах, передаваемые ими подавляющие сообщения замедляют деятельность лимфоцитов (Bellinger et al., 1994; Zwilling et a)., 1993). Таким образом, опять те же самые вещества, которые сначала помогают орга­низму справиться со стрессом, в конце концов, ока­зывают замедляющее воздействие на иммунную си­стему.

Изменения в поведении. Стресс может стать при­чиной изменений в поведении, косвенно влияющих на

работу иммунной системы. Например, некоторые люди во время сильного или хронического стресса ощущают тревогу или депрессию и даже могут забо­леть тревожным расстройством или расстройством настроения. Кроме того, во время стресса человек иногда начинает плохо спать и хуже питаться, мень­ше двигаться, больше курить или употреблять боль­ше алкоголя, — а известно, что такие способы поведе­ния способствуют замедлению деятельности иммун­ной системы (Cohen & Herbert, 1996; Kiecolt-Glaser & Glaser, 1988).

Личностный стиль. Индивидуальный личностный стиль человека также может играть определенную роль в том, насколько замедляется функционирова­ние иммунной системы под воздействием стресса. Согласно проведенным исследованиям, у людей, ко­торые обычно реагируют на жизненный стресс с оп­тимизмом, используют гибкий и конструктивный стиль взаимодействия с миром, приветствуют вызо­вы окружающей среды и стремятся держать под кон­тролем повседневные события своей жизни, иммун­ная система работает лучше, и такие люди оказыва­ются лучше подготовленными к борьбе с болезнями (Everson et al., 1996; Dykema, Bergbower, & Peterson, 1995). Например, некоторые исследования обнару­живают, что люди с так называемым «твердым харак­тером» остаются здоровыми во время стресса, тогда как те, чей характер не так «тверд», кажутся более подверженными различным болезням (Kobasa, 1990, 1987, 1984, 1982). Одна из работ показывает даже, что мужчины, которые долгое время испытывают ощущение безнадежности, чаще умирают от сердеч­ных болезней, рака и других заболеваний (Everson et al., 1996).

Другие исследования, сделанные в этой области, открывают, что существует связь между некоторыми личностными характеристиками и успешностью противораковой терапии (NAMHC, 1996; Anderson et al., 1994; Levy & Roberts, 1992). По данным этих работ, пациенты, страдающие некоторыми формами рака, которые демонстрируют беспомощный стиль взаи­модействия с окружающей средой (coping style), a также те, которым трудно выражать свои чувства, в особенности чувство гнева, выздоравливают реже, чем пациенты, не испытывающие подобных эмоций. Однако другие исследователи не находят взаимосвя­зи между чертами личности и вероятностью выздо­ровления от рака (Holland, 1996).

Психологическая заметка

Во время и после супружеских ссор орга­низм женщины, как правило, вырабатывает больше гормонов стресса, поэтому функцио­нирование иммунной системы женщин в ре­зультате таких ссор ухудшается сильнее (Kiecolt-Glaseretal., 1996).

Социальная поддержка. И, наконец, похоже, что иммунная система людей, которые испытывают мало социальной поддержки и чувствуют себя оди­нокими, во время стресса функционирует хуже, чем иммунная система тех, кто не ощущает одиночества (Cohen & Herbert, 1996; Kiecolt-Glaser et al., 1988, 1987). В одном из исследований студентам-медикам предложили ответить на вопросы «Шкалы одиноче­ства», разработанной в Калифорнийском универси­тете, после чего респондентов разделили на группу «очень одиноких» и группу «не очень одиноких» (Kiecolt-Glasеr et al., 1984). У тех, кто принадлежал к группе «очень одиноких», реакция лимфоцитов во время годичной сессии оказалась более медленной. В другом исследовании на данную тему было обна­ружено, что у пациентов с некоторыми формами рака, которые пользовались социальной поддерж­кой в своей повседневной жизни или проходили курс поддерживающей терапии, иммунная система работала лучше, что, в свою очередь, способствова­ло их более успешному выздоровлению, по сравне­нию с пациентами, которые не получали такой поддержки (Fawzy et al., 1995, 1993; Sleek, 1995; Classen, Hermanson, & Spiegel, 1994).

Резюме

Психофизиологические расстройства — это такие болезни, при которых взаимодействие психосоциаль­ных и физиологических факторов порождает физио­логическое заболевание. Возникновение этих рас­стройств можно объяснить с помощью дисрегуляци-онной модели, которая предполагает, что в обычных условиях между головным мозгом и телом устанав­ливается отрицательная обратная связь, обеспечива­ющая нормальное функционирование организма. Если в этой системе что-то работает неправильно, в результате может развиться психофизиологическое расстройство.

Традиционные психофизиологические расстрой­ства. В течение многих лет клиницисты выделяли ограниченное число болезней, определяемых как психофизиологические. В число этих традиционных психофизиологических расстройств входят язва же­лудка и двенадцатиперстной кишки, астма, хроничес­кие головные боли, гипертония и коронарная бо­лезнь сердца.

Новые психофизиологические расстройства. В пос­леднее время психофизиологическими стали считать также многие другие болезни. Ученые установили связь многих заболеваний со стрессом, что положи­ло начало новой науке под названием психонейроиммунология.

Иммунная система организма — это совокупность видов деятельности и клеток организма, в том числе лимфоцитов, предназначенных для борьбы с антиге­нами: бактериями, вирусами и другими вторгающи­мися извне враждебными субстанциями, а также с клетками злокачественных опухолей. Стресс может привести к замедлению деятельности лимфоцитов и таким образом уменьшить способность иммунной системы бороться против болезней. Факторы, по на­блюдениям исследователей, оказывающие влияние на работу иммунной системы, включают деятель­ность норэпинефрина и гормонов, изменения в пове­дении, личностный стиль и степень социальной под­держки.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.