|
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Диагностика уровня развития познавательного интереса
В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили такую цель исследования: разработать и обосновать пути эффективного формирования познавательного интереса учащихся 3 класса средствами информационно-коммуникационных технологий; проанализировать результаты процесса эффективного формирования познавательно интереса учащихся 3 класса средствами информационно-коммуникационных технологий. Задачи: 1. Выявитьуровень развитияпознавательного интереса у учащихся 3 класса на констатирующем этапе; 2. Разработать и осуществить учебные занятия и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 3 класса. 3. Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 3 класса на контрольном этапе; 4. Обобщить результаты проведенной работы по формированию познавательного интереса учащихся 3 класса и сделать выводы. На основе определения ключевого понятия познавательный интерес – это потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремится к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения, имеющейся у него «жажды знаний»; мы разработали критерии, показатели, уровни. За основу взяли такие критерии: наличие интереса к учебной деятельности у учащихся 3 класса; наличие мотива, требующего заниматься этой деятельностью у учащихся 3 класса и ориентационные качества учащегося 3 класса. С этими критериями вы можете ознакомиться в таблице 2.
Критерии, показатели, уровни развития познавательного интереса у учащихся 3 классаТаблица 2
Таким образом, данные этих таблиц можно использовать при проведении эксперимента. Для их решения используются различные методы и методики. Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным анкетам и опросникам. Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач. Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребенка. Методика №1 Первоначальное выявление области интересов ребенка. Ребенку предлагается серия простых вопросов, которые задаются в непринужденной доверительной беседе, среди других вопросов.Вопросы к ребенку.Удовольствие. Нравится ли тебе, любишь ли ты: петь, танцевать? Ухаживать за животными? Рассказывать стихи? Играть с конструктором? Рисовать? Слушать сказки? Раскрашивать картинки — раскраски? Играть на компьютере? Помогать родителям в саду? Чинить, ремонтировать игрушки? Строить из кубиков, других предметов? Наблюдать за работой машины, мотора? Делать физические упражнения? Ухаживать за комнатными цветами? Желание. Хотел бы ты научиться: рисовать? Играть на музыкальном инструменте? Говорить на иностранном языке? Ездить верхом на лошади? Играть в спортивные игры? Работать на компьютере? Выжигать? Выпиливать? Чеканить? Шить? Вышивать? Лепить? Кем быть? Кем бы ты хотел быть, когда станешь взрослым? Творчество. Пробовал ли ты: сочинять стихи? Писать рассказ? Сделать какую-либо красивую вещь? Построить модель, конструкцию? Оказать помощь человеку, попавшему в беду? Растить домашнее животное? Нарисовать рисунок (картину)? Играть на инструменте? Выжигать, выпиливать, чеканить, шить, вышивать, лепить? Мультфильмы. Какой из мультфильмов, ты выберешь для просмотра (в первую очередь): про конкурс птиц-музыкантов, про семь цветов радуги, про бродячих актеров, про бедную Дюймовочку, про путешествие в дальние страны, про силача-циркача, про страну компьютеров, про мастера — золотые руки? Досуговая деятельность. Чем бы ты хотел заняться в свободное время (выходной день): попеть, поиграть на музыкальном инструменте, порисовать, пораскрашивать, пообщаться, поиграть в загадки, в слова с друзьями, поговорить, поиграть в куклы (в солдатики), повозиться с животными, совершить прогулку в лес, побегать, поиграть с ребятами в мяч, покататься на велосипеде, поиграть на компьютере, повозиться с автомобилем, что-то смастерить, построить, собрать, украсить, сшить, вышить. Выбор друзей. Кого бы ты выбрал в друзья, того, кто: умеет играть на гитаре, хорошо рисует, хорошо читает стихи, умеет рассказывать, очень добрый, честный, содержит собаку, разводит цветы, хорошо бегает, сильный, умеет водить мопед, умеет делать руками: вышивать, вырезать, лепить. Выбор игры. Какую игру ты выберешь: музыкальное лото, рисунки на панели, придумывание слов, дочки-матери, в воину, пятнашки, считалки, устройство замка из песка, снежной бабы. Рекомендация. Вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае, если ребенок испытывает затруднения, его нужно подбодрить. Нив коем случае не следует торопить ребенка, упрекать его за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство. Беседа с родителями ребенка.Задача беседы с родителями заключается в том, чтобы получить как можно более подробные данные об интересах и склонностях ребенка. На предварительных сборах, дне открытых дверей, в специальной памятке родителям объясняется, по каким направлениям работает школа, показывается работа учебных отделений. Затем проводятся индивидуальные собеседования с родителями, их анкетирование на предмет выяснения области интересов и способностей ребенка, пожеланий и запросов родителей — чему учить, на какое отделение определить ребенка. В собеседованиях используется содержание вопросника для ребенка. Методика №2 Вопросы для оценки самоактуализации учащихся. Детям задают вопросы, варианты ответов только да–«+», нет-«-», не задумывался – 0. Учитель диктует вопросы, дети проставляют баллы. После проведения теста подсчитывается количество баллов Определяется сумма баллов по каждому опросному лицу. Определяется доля (в%) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой. 1. Чувствуешь ли ты себя нужным? 2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость? 3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются? 4. Получаешь ли ты в школе то, чего не достает дома? 5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью? 6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе? 7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителем? 8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками? 9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей? 10. Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса и школы? Для того, чтобы выявить потребность заниматься учебной деятельностью у учащихся 3 класса мы составили вопросы для наблюдения: 1. Интересен ли детям учебный материал? 2. Насколько активное слушание на уроке? 3. Делятся ли дети своими наблюдениями и впечатлениями? 4. Умеют ли учащиеся анализировать, сопоставлять факты и делать вывод? 5. Используют ли дети полученные знания на практике в других областях деятельности? Способность учащихся переносить нагрузки мы проверяли с помощью наблюдения по таким вопросам: 1. На какое время удерживается интерес у детей к учебной деятельности? 2. Насколько усидчив ребенок? 3. Сосредоточенность детей? 4. на какое время удерживается внимание у детей? 5. Умение доводить начатое до конца? Для того, чтобы проверить у детей способность активно побуждать себя к практическим действиям мы наблюдали за детьми по таким вопросам: 1. Любознательность к изучаемому материалу у учащихся? 2. Самостоятельность в выполнении заданий, полученных на уроке? 3. Насколько быстро дети выполняют задания? 4. Сознательно ли ребенок стремится к осуществлению практической деятельности? 5. Активно ли дети противодействуют препятствиям к достижению целей? Констатирующий этап эксперимента. Проведем анализ сформированности познавательного интереса у учащихся 3 класса.
Первоначальное выявление области интересов у учащихся 3 класса. Устойчивость интересов и широту знаний.Таблица 3
Обобщим полученные данные с помощью первичной обработки по уровням в таблицу: Таблица 4
Обобщим полученные данные в таблицу, для выявления в процентном соотношении наличие интереса у учащихся в третьем классе:
Таблица 5
Представим выше изложенные данные графически:
Сводная таблица оценки уровня познавательного интереса:
Таким образом, по данным нашей таблицы, мы выявили, что наличие интереса у учащихся на разном уровне. 17% высокий уровень, 56% средний уровень и 27% с низким уровнем наличия интереса. Составим по этой таблице графический рисунок.
Заключение
В заключение можно сказать, что проблема развития интересов младших школьников актуальна. Чтобы данный процесс проходил легче и эффективнее мы пробовали решить задачу с помощью информационно – коммуникационных технологий. Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмоциональную сферу и одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ребенка является использование информационно – коммуникационных технологий. Цель, поставленная на начало работы, по нашему мнению достигнута. Мы выявили уровень развития познавательных интересов младших школьников, провели анализ программ, раскрыли сущность понятия информационно – коммуникационных технологий. Таким образом, можно сделать вывод, что одной из задач воспитания младших школьников является развитие познавательных интересов через использование информационно – коммуникационных технологий.
Библиографический список 1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш.А.Амонашвили. – М.: «Издательство университетское»,1990.- 516 2. Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги// начальная школа. – 1997 - №33. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная школа.-2002.-№5.-С.50-54. 4. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1990 - №7, 1991 - №7. 1992 -№7.8, 1993- №7 5. Вахрушев, А.А. Окружающий нас мир: учебник – тетрадь для первого класса четырех лет.нач.шк. Я и мир вокруг нас. Часть 1./ А.А. Вахрушев. – М.:Баллас, 1997. – 64с. 6.Голов, В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ В.П. Голов, Р.А. Петросов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 1997. – 176с. 7. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. –2006. - №2. – С.157 – 159. 8.Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51. 9. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11 10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.исред. Пед. Учеб. Заведений./Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176с. 11.Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. -№2. –С. 157 – 159. 12. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для студентов средних учебных заведений./ В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 357с. 13. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/Ю.Н.Курин// Начальная школа.-2005.-№6.-С.73-76. 14. Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках окружающего мира// Начальная школа. – 2010-№3., С.100 15. Леонтьев, А.Н Хрестоматия по возрастной и педагогическойпсихологии./ А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981. – 286с. 16. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений./Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 324с. 17. Обобщение опыта. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира// Начальная школа.-2007.-№21.-С.3-9. 18. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И.Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112. 19. Педагогический словарь/под общ.ред.: Г.М. Коджасптровой, А.Ю. Коджаспирова.-М.:Издательский центр «Академия»,2000.-176с. 20. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе./Р.А.Петросова, В.П.Голов, В.И.Сивоглазов.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 176с. 21.Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Часть 1 /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2001. -160с. 22. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Часть 2./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005. -160с. 23. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн.- С-П.: Издательство «Питер», 2000.-448с. 24. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23. 25. Суворова, Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в начальной школе/Г.Ф.Суворова, Я.В.Владимирова, А.В.Поляков.-М.: Просвещение, 1990.-160с. 27. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с. 28. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88 29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: «Просвещение», 1971.-368с.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|