Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ: «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»





Диагностика уровня развития познавательного интереса

 

В результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили такую цель исследования: разработать и обосновать пути эффективного формирования познавательного интереса учащихся 3 класса средствами информационно-коммуникационных технологий; проанализировать результаты процесса эффективного формирования познавательно интереса учащихся 3 класса средствами информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

1. Выявитьуровень развитияпознавательного интереса у учащихся 3 класса на констатирующем этапе;

2. Разработать и осуществить учебные занятия и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся 3 класса.

3. Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 3 класса на контрольном этапе;

4. Обобщить результаты проведенной работы по формированию познавательного интереса учащихся 3 класса и сделать выводы.

На основе определения ключевого понятия познавательный интерес – это потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремится к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения, имеющейся у него «жажды знаний»; мы разработали критерии, показатели, уровни. За основу взяли такие критерии: наличие интереса к учебной деятельности у учащихся 3 класса; наличие мотива, требующего заниматься этой деятельностью у учащихся 3 класса и ориентационные качества учащегося 3 класса. С этими критериями вы можете ознакомиться в таблице 2.

 

Критерии, показатели, уровни развития познавательного интереса у учащихся 3 классаТаблица 2

Критерии Уровни   Показатели Высокий Средний Низкий
Наличие интереса 1. Отношение к определенному виду деятельности Положительное Нейтральное Отрицательное
2. Широта знаний Полная Частичная Отсутствует
3. Устойчивость Долговременная Кратковременная Отсутствует
Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности 1. Потребность заниматься этой деятельностью Сознательный Произвольный Безотчетный
2. Способность переносить нагрузки На все занятия На одно занятие Менее чем на занятие
3. Способность активно побуждать себя к практическим действиям Всегда самим собой Иногда самим собой Побуждаются извне
Ориентационные качестваребенка 1.Способность оценивать себя адекватно реальным достижением Завышенная Адекватная Заниженная
2.Осознанное участие ребенка в освоении образовательнойпрограммы Поддерживается ребенком самостоятельно Периодически поддерживается Продиктован ребенку извне

 


Таким образом, данные этих таблиц можно использовать при проведении эксперимента.

Для их решения используются различные методы и методики. Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным анкетам и опросникам.

Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач.

Проективные методы предполагают применение специалистами-психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребенка.

Методика №1

Первоначальное выявление области интересов ребенка.

Ребенку предлагается серия простых вопросов, которые задаются в непринужденной доверительной беседе, среди других вопросов.Вопросы к ребенку.Удовольствие. Нравится ли тебе, любишь ли ты: петь, танцевать? Ухаживать за животными? Рассказывать стихи? Играть с конструктором? Рисовать? Слушать сказки? Раскрашивать картинки — раскраски? Играть на компьютере? Помогать родителям в саду? Чинить, ремонтировать игрушки? Строить из кубиков, других предметов? Наблюдать за работой машины, мотора? Делать физические упражнения? Ухаживать за комнатными цветами?

Желание. Хотел бы ты научиться: рисовать? Играть на музыкальном инструменте? Говорить на иностранном языке? Ездить верхом на лошади? Играть в спортивные игры? Работать на компьютере? Выжигать? Выпиливать? Чеканить? Шить? Вышивать? Лепить?

Кем быть? Кем бы ты хотел быть, когда станешь взрослым?

Творчество. Пробовал ли ты: сочинять стихи? Писать рассказ? Сделать какую-либо красивую вещь? Построить модель, конструкцию? Оказать помощь человеку, попавшему в беду? Растить домашнее животное? Нарисовать рисунок (картину)? Играть на инструменте? Выжигать, выпиливать, чеканить, шить, вышивать, лепить?

Мультфильмы. Какой из мультфильмов, ты выберешь для просмотра (в первую очередь): про конкурс птиц-музыкантов, про семь цветов радуги, про бродячих актеров, про бедную Дюймовочку, про путешествие в дальние страны, про силача-циркача, про страну компьютеров, про мастера — золотые руки?

Досуговая деятельность. Чем бы ты хотел заняться в свободное время (выходной день): попеть, поиграть на музыкальном инструменте, порисовать, пораскрашивать, пообщаться, поиграть в загадки, в слова с друзьями, поговорить, поиграть в куклы (в солдатики), повозиться с животными, совершить прогулку в лес, побегать, поиграть с ребятами в мяч, покататься на велосипеде, поиграть на компьютере, повозиться с автомобилем, что-то смастерить, построить, собрать, украсить, сшить, вышить.

Выбор друзей. Кого бы ты выбрал в друзья, того, кто: умеет играть на гитаре, хорошо рисует, хорошо читает стихи, умеет рассказывать, очень добрый, честный, содержит собаку, разводит цветы, хорошо бегает, сильный, умеет водить мопед, умеет делать руками: вышивать, вырезать, лепить.

Выбор игры. Какую игру ты выберешь: музыкальное лото, рисунки на панели, придумывание слов, дочки-матери, в воину, пятнашки, считалки, устройство замка из песка, снежной бабы.

Рекомендация. Вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае, если ребенок испытывает затруднения, его нужно подбодрить. Нив коем случае не следует торопить ребенка, упрекать его за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство.

Беседа с родителями ребенка.Задача беседы с родителями заключается в том, чтобы получить как можно более подробные данные об интересах и склонностях ребенка. На предварительных сборах, дне открытых дверей, в специальной памятке родителям объясняется, по каким направлениям работает школа, показывается работа учебных отделений. Затем проводятся индивидуальные собеседования с родителями, их анкетирование на предмет выяснения области интересов и способностей ребенка, пожеланий и запросов родителей — чему учить, на какое отделение определить ребенка. В собеседованиях используется содержание вопросника для ребенка.

Методика №2

Вопросы для оценки самоактуализации учащихся.

Детям задают вопросы, варианты ответов только да–«+», нет-«-», не задумывался – 0. Учитель диктует вопросы, дети проставляют баллы. После проведения теста подсчитывается количество баллов Определяется сумма баллов по каждому опросному лицу. Определяется доля (в%) учащихся с положительной и отрицательной суммарной оценкой.

1. Чувствуешь ли ты себя нужным?

2. Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?

3. Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются?

4. Получаешь ли ты в школе то, чего не достает дома?

5. Осознаешь ли ты себя полноценной личностью?

6. Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе?

7. Устраивают ли тебя твои отношения с учителем?

8. Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками?

9. Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей?

10. Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса и школы?

Для того, чтобы выявить потребность заниматься учебной деятельностью у учащихся 3 класса мы составили вопросы для наблюдения:

1. Интересен ли детям учебный материал?

2. Насколько активное слушание на уроке?

3. Делятся ли дети своими наблюдениями и впечатлениями?

4. Умеют ли учащиеся анализировать, сопоставлять факты и делать вывод?

5. Используют ли дети полученные знания на практике в других областях деятельности?

Способность учащихся переносить нагрузки мы проверяли с помощью наблюдения по таким вопросам:

1. На какое время удерживается интерес у детей к учебной деятельности?

2. Насколько усидчив ребенок?

3. Сосредоточенность детей?

4. на какое время удерживается внимание у детей?

5. Умение доводить начатое до конца?

Для того, чтобы проверить у детей способность активно побуждать себя к практическим действиям мы наблюдали за детьми по таким вопросам:

1. Любознательность к изучаемому материалу у учащихся?

2. Самостоятельность в выполнении заданий, полученных на уроке?

3. Насколько быстро дети выполняют задания?

4. Сознательно ли ребенок стремится к осуществлению практической деятельности?

5. Активно ли дети противодействуют препятствиям к достижению целей?

Констатирующий этап эксперимента.

Проведем анализ сформированности познавательного интереса у учащихся 3 класса.

 


Первоначальное выявление области интересов у учащихся 3 класса. Устойчивость интересов и широту знаний.Таблица 3

  Удовольствие Желание Кем быть? творчество Мультфильмы Досуговая деятельность Выбор друзей Выбор игры
Алиса Ф. Петь Говорить на иностранном языке Певица Играть на инструменте Про птиц музыкантов Попеть Хорошо поет Музыкальное лото
Андрей Е. Делать физ.упражнения Ездить верхом Олигарх Растить домашнее животное Про бродячих актеров Совершить прогулку Содержит собаку В войну
Анна В. рисовать Лепить Таксист Шить Про семь цветов В слова Хорошо рисует Рисунки на панели
Влад Б. Играть с конструктором Выпиливать Гонщик Выпиливать Про компьютеры Поиграть в мяч Хорошо бегает Считалки
Вика Ц. Танцевать Шить Русалка Играть на инструменте Про путешествие Поиграть на компьютере Разводит цветы Замок из песка
Герман А. Чинить игрушки Работать на компьютере Водитель Выпиливать Нет Покататься на велосипеде Добрый, честный, сильный В войну
Дарья К. Рисовать Лепить Художница Сочинять стихи Дюймовочка Побегать Умеет рассказывать Пятнашки
Егор Б. Делать физ.упражнения Работать на компьютере Милиционер Построить модель Про бродячих актеров Побегать Очень добрый Считалки
Иван Р. Играть с конструктором Выжигать Гонщик Построить модель Трансформеры Погулять Хорошо бегает В войну
Ксения Г. рисовать Рисовать Художник Нарисовать картину Про бродячих актеров Порисовать Разводит цветы Рисунки на панели
Лейла Х. Танцевать Вышивать Учитель Вышивать Про семь цветов радуги Поиграть в загадки Умеет играть на гитаре Музыкальное лото
Максим М. Делать физ.упражнения Играть в спорт. игры Инженер Выпиливать Про страну компьютеров Что-то смастерить Сильный В войну
Маша В. Рассказывать стихи Играть на инструменте Врач Помогать людям Про путешествие Поиграть в слова Хорошо читает стихи Придумывание слов
Миша Х. Играть с конструктором Выжигать Гонщик Растить животное Про семь цветов радуги Что-то смастерить Умеет водить мопед В войну
Настя С. Петь, танцевать, рисовать Рисовать Парикмахером Нарисовать рисунок, картину Ничего Порисовать Содержит собаку Ничего
Наташа О. Рассказывать стихи Вышивать Учитель Сочинять стихи Про семь цветов радуги Пообщаться Хорошо читает стихи Придумывание слов
Никита Г. Чинить игрушки Выпиливать Футболист Построить модель Про страну компьютеров Что-то смастерить Сильный В войну
Настя П. Танцевать Рисовать Учитель Играть на инструменте Про путешествие Поиграть на инструменте Умеет делать руками Музыкальное лото
Настя Б. Слушать сказки Лепить Художник Писать рассказ Про бродячих актеров Попеть Умеет рассказывать Дочки-матери
Никита П. Делать физ.упражнения Спортивные игры Таксист Оказать помощь Про путешествие Побегать Хорошо бегает В войну
Олеся Г. Рисовать Шить Актриса Нарисовать рисунок Про мастера золотые руки Порисовать Хорошо рисует Считалки
СнежаннаГ. Петь Играть на инструменте Ученый Играть на инструменте Про страну компьютеров Попеть Умеет играть на гитаре Музыкальное лото
Ярослав В. Ухаживать за животными Работать на компьютере Космонавт Растить домашнее животное Про страну компьютеров Повозиться с животными Добрый, честный. Лепка снежной бабы

 

Обобщим полученные данные с помощью первичной обработки по уровням в таблицу:


Таблица 4

Ф.И. Отношение к определенному виду деятельности Широта знаний Устойчивость Уровень наличия интереса
Алиса Ф. В В С В
Андрей Е. Н С Н Н
Анна В. С С С С
Влад Б. Н С С С
Вика Ц. Н Н Н Н
Герман А. С Н Н Н
Дарья К. Н С С С
Егор Б. Н С С С
Иван Р. Н Н Н Н
Ксения Г. В С С С
Лейла Х. С С В С
Максим М. Н С В С
Маша В. В В В В
Миша Х. Н С С С
Настя С. С Н Н Н
Наташа О. В В С В
Никита Г. Н С Н Н
Настя П. В С В В
Настя Б. Н Н С Н
Никита П. Н С Н Н
Олеся Г. В С С С
СнежаннаГ. В С В В
Ярослав В. В В С В

 

Обобщим полученные данные в таблицу, для выявления в процентном соотношении наличие интереса у учащихся в третьем классе:

 

Таблица 5

Наличие интереса Количество учащихся %
Высокий   26%
Средний   39,2%
Низкий   34,8%

 

Представим выше изложенные данные графически:


 

Уровень мотивации Методика 1 Методика 2 Методика 3
Кол-во учащихся % Кол-во учащихся % Кол-во учащихся %
Высокий   21,7%   30,4%    
Средний   34,8%   34,8%    
Низкий   43,5%   34,8%    

 

Сводная таблица оценки уровня познавательного интереса:

Имя 1-ый критерий 2-ой критерий 3-ий Сумма Уровень
Алиса                   Средний
Андрей                   Низкий
Анна                   Средний
Влад                   Низкий
Вика                   Низкий
Герман                   Низкий
Дарья                   Средний
Егор                   Средний
Иван                   Низкий
Ксения                   Средний
Лейла                   Средний
Максим                   Средний
Мария                   Высокий
Михаил                   Средний
Настя С.                   Средний
Наташа                   Средний
Никита Г.                   Средний
Никита П.                   Низкий
Настя П.                   Высокий
Настя Б.                   Средний
Олеся                   Высокий
Снежанна                   Высокий
Ярослав                   Средний

 

Таким образом, по данным нашей таблицы, мы выявили, что наличие интереса у учащихся на разном уровне. 17% высокий уровень, 56% средний уровень и 27% с низким уровнем наличия интереса.

Составим по этой таблице графический рисунок.

 

 


Заключение

 

В заключение можно сказать, что проблема развития интересов младших школьников актуальна. Чтобы данный процесс проходил легче и эффективнее мы пробовали решить задачу с помощью информационно – коммуникационных технологий.

Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмоциональную сферу и одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ребенка является использование информационно – коммуникационных технологий.

Цель, поставленная на начало работы, по нашему мнению достигнута. Мы выявили уровень развития познавательных интересов младших школьников, провели анализ программ, раскрыли сущность понятия информационно – коммуникационных технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из задач воспитания младших школьников является развитие познавательных интересов через использование информационно – коммуникационных технологий.

 


Библиографический список

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш.А.Амонашвили. – М.: «Издательство университетское»,1990.- 516

2. Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги// начальная школа. – 1997 - №33. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная школа.-2002.-№5.-С.50-54.

4. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1990 - №7, 1991 - №7. 1992 -№7.8, 1993- №7

5. Вахрушев, А.А. Окружающий нас мир: учебник – тетрадь для первого класса четырех лет.нач.шк. Я и мир вокруг нас. Часть 1./ А.А. Вахрушев. – М.:Баллас, 1997. – 64с.

6.Голов, В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ В.П. Голов, Р.А. Петросов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 1997. – 176с.

7. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. –2006. - №2. – С.157 – 159.

8.Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.

9. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11

10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.исред. Пед. Учеб. Заведений./Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176с.

11.Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. -№2. –С. 157 – 159.

12. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для студентов средних учебных заведений./ В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 357с.

13. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/Ю.Н.Курин// Начальная школа.-2005.-№6.-С.73-76.

14. Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках окружающего мира// Начальная школа. – 2010-№3., С.100

15. Леонтьев, А.Н Хрестоматия по возрастной и педагогическойпсихологии./ А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981. – 286с.

16. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений./Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 324с.

17. Обобщение опыта. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира// Начальная школа.-2007.-№21.-С.3-9.

18. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И.Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112.

19. Педагогический словарь/под общ.ред.: Г.М. Коджасптровой, А.Ю. Коджаспирова.-М.:Издательский центр «Академия»,2000.-176с.

20. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе./Р.А.Петросова, В.П.Голов, В.И.Сивоглазов.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 176с.

21.Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Часть 1 /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2001. -160с.

22. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Часть 2./А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005. -160с.

23. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн.- С-П.: Издательство «Питер», 2000.-448с.

24. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.

25. Суворова, Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в начальной школе/Г.Ф.Суворова, Я.В.Владимирова, А.В.Поляков.-М.: Просвещение, 1990.-160с.

27. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с.

28. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88

29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: «Просвещение», 1971.-368с.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.