|
НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДОМАХ РЕБЕНКАВне зависимости от того, живет ребенок с родителями в семье или без родителей, воспитывается в семейныхдетскихдомах или домах ребенка, относится к группе детей с особыми потребностями или нет, считается, что его ближайшее социальное окружение должно отвечать по крайней мере двум основным требованиям. Во-первых, это стабильность и постоянство, когда изо дня вдень, из месяца в месяц за ребенком ухаживает один или несколько наиболее близких людей. Во-вторых, это социальная отзывчивость близких взрослых и соот- ветствие их поведения потребностям развития ребенка, а не просто физиологический уход и стимуляция, контроль или игнорирование. Предполагается, что эти характеристики необходимы для формирования привязанности и последующего развития и психического здоровья ребенка. Однако, как показывают наблюдения, именно эти стороны поведения персонала не соответствуют потребностям младенцев и детей раннего возраста и требуют пристального внимания при создании новых социально ориентированных программ в домах ребенка. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПЕРСОНАЛА Переход от системы сегрегации и сугубо медицинского обслуживания к социально ориентированным программам развития детей, находящихся в домах ребенка, предполагает предварительный анализ как условий проживания и потребностей младенцев, так и представлений о состоянии в домах ребенка и потребностей ухаживающего за детьми персонала. Ответы сотрудниц дома ребенка, в котором проводилось исследование (группа из 63 человек, состоящая из нянечек, медицинских сестер, воспитателей, педагогов-дефекто-логов и врачей), на специально разработанный опросник (см. табл. 7) показали, что, с их точки зрения, для улучшения состояния детей требуется не столько увеличение медицинского обслуживания (этот пункт отметили лишь 5% сотрудниц) или специальных педагогических занятий (8%), сколько большее общение и внимание со стороны персонала (57%), наличие близкого, всегда доступного ребенку человека (54%), изменение условий проживания (30%) (табл. 7). Среди причин своего недостаточного общения с детьми женщины выделили нехватку времени вследствие занятости основной (согласно Положению о домах ребенка-прежде всего лечебной и педагогической) работой (57%) и нежелание формирования привязанности с ребенком (37%). Сотрудницы считают, что могли бы лучше работать, если бы уменьшилось число детей в группе (76%), младенцев не переводили, при достижении определенного режимом возраста, из одной группы в другую, в новую обстановку и к новым людям (30%) и им предоставили больше самостоятельности, больше доверяли и меньше контролировали (30%). Лишь 11 % сотрудниц сообщили, что улучшение работы вдомах ребенка зависит от увеличения информации о детском развитии. Персонал отмечает необходимость реорга-
Таблица 7. Опросник дня персонала домов ребенка и результаты ответов В каждом из пунктов предлагаемого Вам опросника дается шесть вариантов ответа. Пожалуйста, выберите и отметьте любым знаком два наиболее близких Вам утверждения.
низации системы домов ребенка и считает, что детям, с которыми они работают, лучше жить в семье усыновителей (71%), в доме ребенка семейного типа (30%) или с биологическими родителями (27%). Часть сотрудниц сообщает о возможности сохранения домов ребенка для детей с высоким медицинским и генетическим риском отставания в развитии (13%) (Мухамедрахимов, Плешкова, 1997). В более раннем исследовании, при сравнении женщин, ухаживающих за младенцами до 10 месяцев, и матерей детей того же возраста, было обнаружено изменение эмоционального состояния сотруд-ницдома ребенка в сторону тревожности и депрессивности. Несомненно, что на изменение состояния может влиять не только работа с оставшимися без попечения родителей детьми, но и работа в учреждении, принципы организации которого не соответствуют представлениям и пожеланиям сотрудниц. В результате опроса было определено, что только 24% сотрудниц не испытывают потребности говорить о трудностях и обсуждать возникающие на работе чувства. Остальные женщины хотели бы поговорить о своих трудностях и обсудить возникающие чувства, но делать это не столько с руководителями (13%), что принято и характерно для медицинских учреждений авторитарного типа, сколько с сотрудниками (44%), с психологами-консультантами (37%) и с другими профессионалами в области раннего детства (27%). Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|