Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современные психолого-педагогические теории о нравственном воспитании детей дошкольного возраста





педагогический образовательный дошкольный воспитание

Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Активно развиваются самостоятельность, элементы самосознания, изменяется сложившаяся на предыдущей возрастной ступени система отношений ребенка со взрослыми.

Возникают первичные этические представления на основе усвоения правил поведения и соответствующих нравственных оценок взрослых. Наряду с задачами формирования основ нравственного поведения и чувств детей на ступени дошкольного возраста решается задача формирования элементарных нравственных представлений о правилах поведения, о хороших и дурных поступках и т.п.

Нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется прежде всего в процессе деятельности, в условиях коллективного образа жизни в детском саду. В играх, занятиях, в труде под руководством педагога дети постепенно приучаются выполнять правила поведения, упражняются в нравственных поступках, практически учатся устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. Формируется ценное для нравственного развития ребенка стремление быть полезным окружающим взрослым, проявлять внимание и заботу о сверстниках. Главное направление работы по нравственному воспитанию заключается в том, чтобы придать данным отношениям положительный, гуманистический характер, воспитать у ребенка привычку выполнять требования взрослого и постепенно сделать нравственные тенденции преобладающими в его отношениях к окружающему миру.

Воспитательная система, основанная на свободном воспитании, предполагает свободу личности, опосредованность педагогических воздействий, равные отношения взрослых и детей. Первые попытки осуществить данную воспитательную систему в дошкольных учреждениях не увенчались успехом (К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой) [11], однако идеи свободного воспитания волнуют педагогов во многих странах, и сегодня создано немало ее модификаций.

Демократическая система воспитания - это попытка объединить все то лучшее, что создано сторонниками авторитарной педагогики и свободного воспитания. Сюда можно отнести гуманистическое направление, личностно ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др. [4, c. 88]

Каждая воспитательная система имеет свои методы воспитания. Анализ современной системы воспитания в нашей стране свидетельствует о смешении акцентов в системах воспитания: цели мы ставим демократические, а реализуем все еще авторитарно. Отсюда и многие просчеты в воспитании детей.

Нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Они находят выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда.

В педагогической литературе принято под нравственным воспитанием понимать одну из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание как социальное явление выполняет общественную функцию. Его задачей всегда являлась передача подрастающим поколениям накопленного обществом нравственного опыта. В этом смысле воспитание всегда было и будет его постоянной функцией.

В современной педагогической теории наибольшее распространение получили два подхода к построению системы нравственного воспитания: интеллектуалистический, который придаёт первостепенное значение формированию у подрастающего поколения знаний, и поведенческий, когда главное внимание обращается выработке у учащихся навыков поведения, накопления опыта жизни в коллективе. Однако каждый из этих подходов в отдельности не может быть взят в качестве подходов в построении системы нравственного воспитания.

В современных теориях нравственного воспитания упор делается на преобладающую роль личности. Так, положение о нравственных отношениях и их влиянии на нравственное формирование личности ребенка были углублены И.С. Марьенко. Нравственные отношения, по его мнению, могут быть объективными и субъективными. «Объективные нравственные отношения, - отмечал ученый, - складываются и существуют в условиях общественной и семейной жизни, в условиях деятельности коллектива. Ребенок, вступая в эти отношения, вырабатывает свои взгляды и убеждения на окружающую его действительность…» [12, с. 93].

Мораль (от лат. moralitas - традиция, народный обычай, нрав-характер), то же, что нравственность. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным - дурное, злое, неправильное. В философском смысле мораль - это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное - это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит внеморальное - к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно по крайней мере знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.

Рассматривая мораль как форму общественного сознания, как отражение в сознании людей их социальных отношений, Б.Т. Лихачев отмечал, что «если нормы нравственности есть отражение реальных жизненных отношений, то нетрудно понять, что усвоение людьми правил морали, превращение их в убеждения происходит не в результате словесных упражнений, а в результате участия в самих этих реальных жизненных отношениях» [16, с. 139].

Совокупность нравственных отношений, характеризующих взаимосвязи ребенка с окружающим миром и другими людьми, составляет то социальное содержание, которое в процессе воспитания объективно присваивается им и определяет нравственную сущность его личности. Поэтому, по мнению И.С. Марьенко, «при анализе реального процесса воспитания следует обращать внимание на изучение нравственных отношений, так как социальная сущность ребенка определяется теми отношениями, в которые он вступает в процессе деятельности и общения. В системе нравственного воспитания такой подход должен быть основополагающим» [14, с. 14].

Формирование моральных качеств личности и их нравственное проявление, по мнению Л.А. Высотиной, происходит в процессе непосредственных или опосредованных взаимоотношений с людьми, а также в системе коллективных отношений и обусловлено объективными условиями внешней среды и педагогическими влияниями. В результате влияния внешних (объективных и субъективных) факторов на основе их внутренней переработки происходят качественные изменения в сознании, чувствах и поведении школьников, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование определенных нравственных качеств.

Современная личностно ориентированная концепция базируется на личностном подходе, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей нравственных качеств. Представление о нравственных качествах как психологических образованиях внутренней сферы ребенка позволяет определить главный общетеоретический подход к научной разработке теоретических основ концепции личностно ориентированного воспитания и решению его практических проблем. «Данный подход, - отмечает В.Т. Чепиков, - показывает, что личностные качества выступают как цель и результат воспитания, а те индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней психологической сфере личности ребенка, являются главными показателями его воспитанности, определяют характер его социальных отношений, направленность поведения и деятельности» [8, с. 40-41].

Вопросы теории современного нравственного воспитания на основе личностно ориентированного подхода рассматривались в работах С. Беловой [3], М.В. Бениаминовой [5], З.И. Васильевой [8], В.И. Лесняк [16], А.В. Зосимовского [6], В.М. Коротковой [17].

В построении теории нравственного воспитания необходимо учитывать, что суть воспитанной личности составляют знания, навыки и привычки поведения и отношения, в которые личность вступает и которые вырабатывает самостоятельно в процессе деятельности, общения и накопления опыта общественного поведения [8, c. 22].

Сложность процесса нравственного воспитания, его жизненно важное значение требует не только уяснения его современных, текущих задач, но и раскрытия тенденций его развития.

Нравственное воспитание молодого поколения позволяет обеспечить развитие, несколько опережающие общий уровень морального развития общества. Если бы новые поколения в своём поведении воспроизводили достигнутое предшествующими поколениями, прогресс общества приостановился бы. Нравственное воспитание - это деятельность, устремлённая в будущие. Формируя сознание, чувства и поведение ребенка сегодня, важно учитывать моральные требования, которые будут предъявлены им завтра и послезавтра. Задачи и основное содержание воспитательной деятельности обычно определяется с опережением. Проектирование новых нравственных качеств в известной мере опережающих достигнутый уровень морального развития народа, учитываются тенденции нравственного прогресса нашего общества, морального развития личности [8, c. 24].

Нравственное воспитание достигает цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, дополняется им. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, побуждает детей к самостоятельной работе над собой. Оно открывает путь к совершенствованию личности. Самовоспитание же, в свою очередь, дополняет воспитание, подкрепляет его. Оно активизирует личность и оказывает влияние на результаты воспитания. Между воспитанием и самовоспитанием существует тесная связь и взаимозависимость.

Нравственное формирование подросткового поколения происходит в постоянном общении и взаимодействии с взрослыми. Характер отношений детей с окружающими людьми накладывает серьезный отпечаток на их сознание и поведение.

Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду оно приобретает ещё большую систематичность и целенаправленность. Педагоги в тесном союзе с родителями заботятся о воспитании в подрастающем поколении подлинно общественной активности, нравственности, которые не ограничиваются личным самоусовершенствованием, а требуют обязательного участия в совершенствовании всей окружающей жизни, в распространении и внедрении нравственности.

За последние годы в нашей стране произошли серьезные изменения. Россия стремится стать открытым миру демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше мерой свободы и ответственности. Эти процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию [14, c. 21].

Одной из ведущих тенденций образования сегодня становится переход к гуманистической парадигме. Ориентация на данную тенденцию объективно требует от педагогической науки развития концептуальной системы взглядов, интегрирующей ценностные основания традиционных и инновационных процессов.

Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы. Разрушение нравственности приводит к распаду и дезинтеграции общества; смена нравственности приводит к изменению социальных отношений. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, образовательное учреждение, национальные традиции, дополнительное образовательное учреждение и др.), через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей и нравственного распада [6, c. 53].

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости [21, c. 20].

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга [13, c. 24].

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание» [16, c. 100].

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной системе образования необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

· Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

· Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

· Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

· Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

· Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

· Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе [20, c. 114].

Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать детям, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:

· Культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.

· Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.

· Чувство эмпатии - эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению [18, c. 75].

Принципами нравственного воспитания в современной педагогике называют:

. Взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития детей, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления ребенка и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития.

. Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и воспитанников как основной принцип всей воспитательной политики системы образования. Он выступает побудительной основой самоопределения ребенка, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога - эффективный инструмент выработки самостоятельного, не догматичного мышления [10].

. Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.

Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания [14, c. 120].

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.