|
Перечень диагностических рубрик МКБ-10F0 Органические, включая симптоматические психические расстройства F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства F3 Аффективные расстройства настроения F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых F7 Умственная отсталость F8 Нарушения психологического развития F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте «Второй знак представляет собой группу психических расстройств или заболеваний, обнаруживающих между собой определенную близость или связь прежде всего по форме проявления, а также в меньшей степени по характеру поражения (органическому или функциональному)» (Циркин СЮ. — 1993. — С. ПО). Таким образом, в классификации заложен как синдромологиче-ский принцип (характер проявления), так и нозологический (характер поражения) там, где это наиболее обосновано (например, рубрики F0 и F1). В целом новая классификация построена на следующих принципах: 1) относительная атеоретичность (выражается, например, в отказе от традиционного для психоанализа и для нозологического подхода в психиатрии деления на неврозы и психозы); 2) выделение расстройств на основании строгой системы хорошо операционализируемых критериев; 3) вадидность и воспроизводимость критериев диагностики, обеспеченные большим количеством интернациональных исследований; 4) постулирование возможности наличия у одного человека различных относительно независимых психических нарушений (по аналогии с соматической медициной), согласно этому принципу коморбидности у каждого пациента может быть больше одного диагноза и все они должны быть зафиксированы, в качестве основного выделяется диагноз, имеющий наибольшее клиническое значение; 5) многоосевая диагностика, смысл которой в учете всех аспектов заболевания, важных для понимания его этиологии, патогенеза, терапии и прогноза. Перечислим основные достоинства классификации 10-го пересмотра, которые выделяются разными экспертами (Н. А. Корнетов, В.Н.Краснов, Ю.Л.Нуллер, Н.Сарториус, С.Ю.Циркин и другие): 1) значительное расширение числа диагностических категорий, что позволяет вносить по мере необходимости изменения в классификацию, а также кодировать сложные переходные формы, которые не поддаются однозначному отнесению к какой-либо нозологической категории и при этом достаточно часто встречаются. Это хорошо согласуется с самыми последними тенденциями современной психиатрии — вместо дискретных диагностических категорий оперировать понятием спектра (определенного континуума состояний близких по этиологии); 2) использование более четких и подробных критериев диагностики по сравнению с предыдущими пересмотрами; 3) сужение диагностической группы шизофрении, частота диагностики которой была сильно завышена в отечественной психиатрии по сравнению с другими странами, что представляется важным в плане дестигматизации больных; 4) замена многих стигматизирующих понятий на более приемлемые с социальной точки зрения (например, не истерия, а диссоциативное расстройство и т.д.); 5) возможность, а в ряде случаев необходимость полидиагностики, т.е. использования нескольких диагностических рубрик для кодирования одного случая (например, диагноз паническое расстройство F41.0 при необходимости может быть дополнен диагнозом какого-то личностного расстройства, например уклоняющегося F60.6, и т.п.), что делает диагностику более конкретной и подробной; 6) преобладание синдромального подхода более адекватно для статистических целей и эпидемиологических исследований, поскольку оно позволяет достичь высоковоспроизводимой, унифицированной диагностики, последнее достигается также за счет четких критериев включения и исключения для тех или иных диагностических рубрик с указанием минимального количества необходимых для диагностики признаков; 7) преобладание синдромального подхода адекватно синдро-мальной ориентированности терапии в современной психиатрии; 8) по аналогии с DSM-IVВОЗ была предложена и разработана многоосевая диагностика для МКБ-10, что отражало современные тенденции биопсихосоциального подхода к психическим расстройствам, однако на сегодняшний день она не является обязательной. Заканчивая рассмотрение проблемы классификации психических расстройств, вспомним слова известного психиатра А. С. Кронфельда, еще в 1940 г. отметившего, что все классификации — это лишь предварительные результаты договоренности профессионалов (Кронфельд А. С. — 2006). Вместе с принятием МКБ-10 был сделан еще один важный шаг в направлении достижения этих договоренностей. Необходимой представляется работа но ее дальнейшему усовершенствованию, в которой важно участие и клинических психологов. Тщательное изучение и осмысление классификации — их важная профессиональная задача. Итак, проблемаклассификациипсихическихрасстройствявляетсяпредметомспоровидискуссий, чтовомногомопределяетсястолкновениемсторонниковсиндромологическогоинозологического подходов. Оживленнаядискуссияотражаетситуациюсвободыввысказываниимненийиаргументов, стольнеобходимуюдляуспешного развитиянауки, еслинепроисходиттенденциозного, необоснованногораспределенияресурсовдляпроведениятехилииныхисследований. Взаключениеследуетотметить, чтовнастоящеевремяВОЗсовместносширокимпрофессиональнымсообществомведетактивную подготовкуновойклассификацииМКБ-11, аамериканскиеспециалистызанятыподготовкойсвоейнациональнойклассификацииDSM-V. Главнаязадачаэтойработы—максимальноучестьновыенаучные данные, появившиесяза 20 летсовремениразработкинынедействующихклассификаций, сделатьклассификацииещеболееудобным инструментомисредствомкоммуникациидляисследователейипрактиков, работающихвсферепсихическогоздоровья. Некоторыевопросы, возникающиевходеоживленных, еслинесказатьожесточенныхпрофессиональныхдискуссий, будутосвещенывглавах, посвященныхконкретнымрасстройствам. Выводы Большоеколичествоинформациииданных, накопленныхвразных научныхисследованиях, выдвигаетнапервоеместозадачиихсинтеза, чтотребуетадекватныхметодологическихсредств. Знаниеоконкретныхпсихическихрасстройствахвсовременнойклиническойпсихологии ипсихиатриибазируетсянасоединениидвухтиповмоделей, вомногом определяющихисследовательскуюметодологиюипрактикупомощи пациентам: биопсихосоциальных, основанныхнасистемномподходе, и диатез-стресс-буферных, основанныхнатеориистресса. Несмотрянаубедительныеданные, доказывающиерольпсихологическихисоциальныхфакторовввозникновенииитечениипсихическихрасстройств, успехинейронаукведуткренессансубиологических моделейпсихическойпатологии. Современнымформамбиологическогоредукционизма, которыевыражаютсявконцепциях«социальногомозга» (socialbrain) и«вреднойдисфункции» (harmfuldysfunction), противостоятметодологическиепринципыкультурно-исторической теорииразвитияпсихикиЛ.С.Выготского. ПоследняяМеждународнаяклассификацияпсихическихболезней (МКБ-10) являетсярезультатомдлительныхдискуссийиисследований, направленныхнасогласованиемненийведущихэкспертов. Она сочетаетчертынозологическогоисиндромологическогоподходов, в ееосновуположеныхорошооперационализируемыекритерии, что обеспечиваетеенадежность. я- Контрольныевопросыизадания ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|