Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перечень диагностических рубрик МКБ-10





F0 Органические, включая симптоматические психические рас­стройства

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употре­бления психоактивных веществ

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

F3 Аффективные расстройства настроения

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых

F7 Умственная отсталость

F8 Нарушения психологического развития

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

«Второй знак представляет собой группу психических рас­стройств или заболеваний, обнаруживающих между собой опре­деленную близость или связь прежде всего по форме проявления, а также в меньшей степени по характеру поражения (органиче­скому или функциональному)» (Циркин СЮ. — 1993. — С. ПО). Таким образом, в классификации заложен как синдромологиче-ский принцип (характер проявления), так и нозологический (характер поражения) там, где это наиболее обосновано (напри­мер, рубрики F0 и F1).

В целом новая классификация построена на следующих принципах:

1) относительная атеоретичность (выражается, например, в отказе от традиционного для психоанализа и для нозологическо­го подхода в психиатрии деления на неврозы и психозы);

2) выделение расстройств на основании строгой системы хо­рошо операционализируемых критериев;

3) вадидность и воспроизводимость критериев диагностики, обеспеченные большим количеством интернациональных иссле­дований;


4) постулирование возможности наличия у одного человека различных относительно независимых психических нарушений (по аналогии с соматической медициной), согласно этому прин­ципу коморбидности у каждого пациента может быть больше одного диагноза и все они должны быть зафиксированы, в каче­стве основного выделяется диагноз, имеющий наибольшее кли­ническое значение;

5) многоосевая диагностика, смысл которой в учете всех аспектов заболевания, важных для понимания его этиологии, патогенеза, терапии и прогноза.

Перечислим основные достоинства классификации 10-го пере­смотра, которые выделяются разными экспертами (Н. А. Корнетов, В.Н.Краснов, Ю.Л.Нуллер, Н.Сарториус, С.Ю.Циркин и дру­гие):

1) значительное расширение числа диагностических категорий, что позволяет вносить по мере необходимости изменения в клас­сификацию, а также кодировать сложные переходные формы, которые не поддаются однозначному отнесению к какой-либо нозологической категории и при этом достаточно часто встреча­ются. Это хорошо согласуется с самыми последними тенденция­ми современной психиатрии — вместо дискретных диагностиче­ских категорий оперировать понятием спектра (определенного континуума состояний близких по этиологии);

2) использование более четких и подробных критериев диа­гностики по сравнению с предыдущими пересмотрами;

3) сужение диагностической группы шизофрении, частота диагностики которой была сильно завышена в отечественной психиатрии по сравнению с другими странами, что представля­ется важным в плане дестигматизации больных;

4) замена многих стигматизирующих понятий на более при­емлемые с социальной точки зрения (например, не истерия, а диссоциативное расстройство и т.д.);

5) возможность, а в ряде случаев необходимость полидиагно­стики, т.е. использования нескольких диагностических рубрик для кодирования одного случая (например, диагноз паническое расстройство F41.0 при необходимости может быть дополнен диагнозом какого-то личностного расстройства, например укло­няющегося F60.6, и т.п.), что делает диагностику более конкрет­ной и подробной;

6) преобладание синдромального подхода более адекватно для статистических целей и эпидемиологических исследований, по­скольку оно позволяет достичь высоковоспроизводимой, унифи­цированной диагностики, последнее достигается также за счет четких критериев включения и исключения для тех или иных диагностических рубрик с указанием минимального количества необходимых для диагностики признаков;


7) преобладание синдромального подхода адекватно синдро-мальной ориентированности терапии в современной психиатрии;

8) по аналогии с DSM-IVВОЗ была предложена и разработана многоосевая диагностика для МКБ-10, что отражало современные тенденции биопсихосоциального подхода к психическим рас­стройствам, однако на сегодняшний день она не является обяза­тельной.

Заканчивая рассмотрение проблемы классификации пси­хических расстройств, вспомним слова известного психиатра А. С. Кронфельда, еще в 1940 г. отметившего, что все классифи­кации — это лишь предварительные результаты договоренности профессионалов (Кронфельд А. С. — 2006). Вместе с принятием МКБ-10 был сделан еще один важный шаг в направлении дости­жения этих договоренностей. Необходимой представляется работа но ее дальнейшему усовершенствованию, в которой важно участие и клинических психологов. Тщательное изучение и осмысление классификации — их важная профессиональная задача.

Итак, проблемаклассификациипсихическихрасстройствявляет­сяпредметомспоровидискуссий, чтовомногомопределяетсястол­кновениемсторонниковсиндромологическогоинозологического подходов. Оживленнаядискуссияотражаетситуациюсвободыввы­сказываниимненийиаргументов, стольнеобходимуюдляуспешного развитиянауки, еслинепроисходиттенденциозного, необоснован­ногораспределенияресурсовдляпроведениятехилииныхисследо­ваний.

Взаключениеследуетотметить, чтовнастоящеевремяВОЗсо­вместносширокимпрофессиональнымсообществомведетактивную подготовкуновойклассификацииМКБ-11, аамериканскиеспециали­стызанятыподготовкойсвоейнациональнойклассификацииDSM-V. Главнаязадачаэтойработы—максимальноучестьновыенаучные данные, появившиесяза 20 летсовремениразработкинынедей­ствующихклассификаций, сделатьклассификацииещеболееудобным инструментомисредствомкоммуникациидляисследователейипрак­тиков, работающихвсферепсихическогоздоровья. Некоторыево­просы, возникающиевходеоживленных, еслинесказатьожесточен­ныхпрофессиональныхдискуссий, будутосвещенывглавах, посвя­щенныхконкретнымрасстройствам.

Выводы

Большоеколичествоинформациииданных, накопленныхвразных научныхисследованиях, выдвигаетнапервоеместозадачиихсинтеза, чтотребуетадекватныхметодологическихсредств. Знаниеоконкрет­ныхпсихическихрасстройствахвсовременнойклиническойпсихологии


ипсихиатриибазируетсянасоединениидвухтиповмоделей, вомногом определяющихисследовательскуюметодологиюипрактикупомощи пациентам: биопсихосоциальных, основанныхнасистемномподходе, и диатез-стресс-буферных, основанныхнатеориистресса.

Несмотрянаубедительныеданные, доказывающиерольпсихоло­гическихисоциальныхфакторовввозникновенииитечениипсихиче­скихрасстройств, успехинейронаукведуткренессансубиологических моделейпсихическойпатологии. Современнымформамбиологиче­скогоредукционизма, которыевыражаютсявконцепциях«социаль­ногомозга» (socialbrain) и«вреднойдисфункции» (harmfuldysfunction), противостоятметодологическиепринципыкультурно-исторической теорииразвитияпсихикиЛ.С.Выготского.

ПоследняяМеждународнаяклассификацияпсихическихболезней (МКБ-10) являетсярезультатомдлительныхдискуссийиисследова­ний, направленныхнасогласованиемненийведущихэкспертов. Она сочетаетчертынозологическогоисиндромологическогоподходов, в ееосновуположеныхорошооперационализируемыекритерии, что обеспечиваетеенадежность.

я-

Контрольныевопросыизадания







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.