|
Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В рамках настоящей курсовой работы была разработана и применена методика педагогического обследования детей раннего возраста. В этой методике представлены задания и для выявления и оценки уровня сенсорного развития Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. На базе ГОУ детского сада № 146 во второй младшей группе было проведено диагностическое исследование. В нем участвовало 10 детей в возрасте 2,5-3 лет. За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.). Оборудование: 1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями – круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; 2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; 3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя); 4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета; 5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета; 6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых; 7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки; 8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части. Основные задания для детей 2,5-3 лет. 1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости. 2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. 3. Сложить трёхсоставную матрешку. 4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец. 5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части. Также давались дополнительные задания (см. приложение). Проведение обследования. Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Педагог предлагал ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами. Обучение. При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, взрослый демонстрировал соответствующее действие, а затем просил ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставлял фигуры в соответствующие прорези; собирал пирамидку с учётом величины колец; складывал разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно. Оценка действий ребёнка. По каждому заданию фиксировалось: - Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности; - Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение); - Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение. В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий: Таблица 1.
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа). Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием). В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей: - высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым; - средний уровень – 3 выполненных задания; - низкий уровень – 1-2 выполненных задания. В диаграмме 1. представлены общие результаты сенсорного развития детей.
Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании. Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата. Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези. Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия разу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
Оценка уровня сенсорного развития ребёнка. В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки: 1.Опережение возрастной нормы – 2 детей. 2. Соответствие возрастной норме – 4 детей. 3.Отставание от возрастной нормы – 3 детей. 4.Значительное отставание от возрастной нормы – 1 ребенок. Описание. 1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны. 2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца проверок. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы. 3. Отставание от возрастной нормы: Как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индеффирентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук. 4. Значительное отставание от возрастной нормы: В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|