Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Научно-практическая конференция





«Современный урок: теория и практика преподавания уроков естественно-математического цикла»

Использование деловой игры на уроках информатики.

Из опыта работы

Учителя информатики

СШ №162 г.Минска

Мигачевой Марины Евгеньевны

Минск – 2005

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………… 3

2. Деловая игра на уроке…………………………………….. 4-6

3. Примеры уроков…………………………………………… 7-21

a. Деловая игра «Юный журналист»………………….. 7-11

b. Деловая игра «Интернет: добро или зло?»………… 11-14

c. Интегрированная деловая игра «Вирусы: компьютерные и биологические»…………………………………….. 14-19

d. Деловая игра «Крылатые слова»……………………. 20-25

4. Заключение…………………………………………………. 26-27

ВВЕДЕНИЕ

“Игра - путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить”

А. М. Горький

Наше время - время перемен. Сейчас миру нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

В течение последних нескольких лет особое внимание обращается на создание условий, способствующих формированию творческих способностей у учащихся на уроках информатики и информационных технологий. Данные условия помогают в достижении следующих основных целей:

· воспитание у учащихся информационной культуры, развитие познавательного интереса, осознание своей значимости в образовательном процессе;

· овладение учащимися современными компьютерными технологиями на основе опыта творческой деятельности;

· развитие памяти, внимания, креативности мышления учащихся, расширение их кругозора.

При творческом подходе к проблеме учащиеся, помимо известных, общепринятых эвристик, могут выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с “размытыми границами”. В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании.

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие творческой деятельности, и, как следствие, увлеченности предметом. Поэтому очень важнопозаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, творческого мышления.

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА НА УРОКЕ

 

Для развития творческой деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Для этогонеобходимо:

· Устранять внутренние препятствиятворческим проявлениям.

Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими - соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или будут осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.

· Уделять внимание работе подсознания.

Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение “показаться на поверхности”; важно вовремя отметить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.

· Воздерживаться от преждевременных оценок.

Благодаря этому учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой. Оценка же идей останавливает творческий поиск, моментально блокирует его. Поэтому оценивать работу необходимо на подходящем этапе творческой работы.

· Показывать учащимся возможности использования аналогий.

Для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей необходимо активизировать мыслительную деятельность. Этого можно добиться многими способами.

· Давать возможность творческой разминке.

Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, дать "разогревающие" упражнения.

 

· “Дисциплинировать” воображение, фантазию.

В любом случае деятельность учащихся требует контроля со стороны учителя. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после начального этапа “созревания идей” все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.

· Устранять внутренние препятствия для мышления.

Нужно создать такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято.

· Расширение фонда знаний.

Объем имеющихся сведений - это база, на основе которой создаются новые идеи. Вместе с тем усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.

· Помощь учащимся в определении смысла их творческой деятельности.

Перед учителем, как организатором, стоит задача мотивации деятельности учащихся на уроке или мероприятии, установления направления их творческой деятельности, формирования в этом развитии собственных возможностей решения творческих задач.

 

В основе формирования и развития творческого потенциала учеников подразумевается использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.

Одним из возможных вариантов развития творческой деятельности является использование на уроках деловых игр. Игры являются ценным средством воспитания умственной и творческой активности учащихся, активизируют психические процессы.

Этапы деловой игры могут быть схематично отображены следующим образом:


Этапы

На этапе подготовительной работы ставятся цели игры, происходит знакомство с демонстрационными вариантами презентаций (возможно использование работ учащихся предыдущих лет), определяются критерии оценки (насколько полно отражена деятельность предприятия, логика сценария презентации, качество и оформление представленных электронных документов).

На первом этапе участники самостоятельно определяют сферу деятельности своего “Предприятия”, его название, выбирают директора, бухгалтера, делопроизводителя, кадровика, художника-дизайнера… Ученики обсуждают набор документов для представления в рассказе о своем предприятии, и кто из ребят будет создавать какие из них. Каждое действующее лицо выполняет определенную ему функцию. Особую роль играет директор, который руководит созданием презентации: готовит сценарий, распределяет обязанности, ведет публичное представление предприятия с демонстрацией работ участников своей группы.

На втором этапе учащиеся приступают к выполнению своих обязанностей. Здесь используется весь спектр имеющихся в наличии прикладных программ с учетом поставленных перед персонажем целей.

Третий этап включает объединение работы сотрудников всех ведущих отделов “Предприятия” и подготовку сценария презентации.

На четвертом этапе директора рассказывают о своем предприятии и демонстрируют выполненные работы.

На заключительном этапе обсуждаются результаты игры.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.