|
Научно-практическая конференцияСтр 1 из 4Следующая ⇒ «Современный урок: теория и практика преподавания уроков естественно-математического цикла» Использование деловой игры на уроках информатики. Из опыта работы Учителя информатики СШ №162 г.Минска Мигачевой Марины Евгеньевны Минск – 2005 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………… 3 2. Деловая игра на уроке…………………………………….. 4-6 3. Примеры уроков…………………………………………… 7-21 a. Деловая игра «Юный журналист»………………….. 7-11 b. Деловая игра «Интернет: добро или зло?»………… 11-14 c. Интегрированная деловая игра «Вирусы: компьютерные и биологические»…………………………………….. 14-19 d. Деловая игра «Крылатые слова»……………………. 20-25 4. Заключение…………………………………………………. 26-27 ВВЕДЕНИЕ “Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить” А. М. Горький Наше время - время перемен. Сейчас миру нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В течение последних нескольких лет особое внимание обращается на создание условий, способствующих формированию творческих способностей у учащихся на уроках информатики и информационных технологий. Данные условия помогают в достижении следующих основных целей: · воспитание у учащихся информационной культуры, развитие познавательного интереса, осознание своей значимости в образовательном процессе; · овладение учащимися современными компьютерными технологиями на основе опыта творческой деятельности; · развитие памяти, внимания, креативности мышления учащихся, расширение их кругозора. При творческом подходе к проблеме учащиеся, помимо известных, общепринятых эвристик, могут выработать для себя правила, подходящие к конкретной ситуации. Особенно важно это в нестандартных заданиях, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с “размытыми границами”. В таких заданиях сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании. Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие творческой деятельности, и, как следствие, увлеченности предметом. Поэтому очень важнопозаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, творческого мышления.
ДЕЛОВАЯ ИГРА НА УРОКЕ
Для развития творческой деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Для этогонеобходимо: · Устранять внутренние препятствиятворческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими - соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или будут осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку. · Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение “показаться на поверхности”; важно вовремя отметить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать. · Воздерживаться от преждевременных оценок. Благодаря этому учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой. Оценка же идей останавливает творческий поиск, моментально блокирует его. Поэтому оценивать работу необходимо на подходящем этапе творческой работы. · Показывать учащимся возможности использования аналогий. Для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей необходимо активизировать мыслительную деятельность. Этого можно добиться многими способами. · Давать возможность творческой разминке. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, дать "разогревающие" упражнения.
· “Дисциплинировать” воображение, фантазию. В любом случае деятельность учащихся требует контроля со стороны учителя. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после начального этапа “созревания идей” все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена. · Устранять внутренние препятствия для мышления. Нужно создать такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими и что оно будет доброжелательно принято. · Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений - это база, на основе которой создаются новые идеи. Вместе с тем усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать. · Помощь учащимся в определении смысла их творческой деятельности. Перед учителем, как организатором, стоит задача мотивации деятельности учащихся на уроке или мероприятии, установления направления их творческой деятельности, формирования в этом развитии собственных возможностей решения творческих задач.
В основе формирования и развития творческого потенциала учеников подразумевается использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Одним из возможных вариантов развития творческой деятельности является использование на уроках деловых игр. Игры являются ценным средством воспитания умственной и творческой активности учащихся, активизируют психические процессы. Этапы деловой игры могут быть схематично отображены следующим образом: Этапы На этапе подготовительной работы ставятся цели игры, происходит знакомство с демонстрационными вариантами презентаций (возможно использование работ учащихся предыдущих лет), определяются критерии оценки (насколько полно отражена деятельность предприятия, логика сценария презентации, качество и оформление представленных электронных документов). На первом этапе участники самостоятельно определяют сферу деятельности своего “Предприятия”, его название, выбирают директора, бухгалтера, делопроизводителя, кадровика, художника-дизайнера… Ученики обсуждают набор документов для представления в рассказе о своем предприятии, и кто из ребят будет создавать какие из них. Каждое действующее лицо выполняет определенную ему функцию. Особую роль играет директор, который руководит созданием презентации: готовит сценарий, распределяет обязанности, ведет публичное представление предприятия с демонстрацией работ участников своей группы. На втором этапе учащиеся приступают к выполнению своих обязанностей. Здесь используется весь спектр имеющихся в наличии прикладных программ с учетом поставленных перед персонажем целей. Третий этап включает объединение работы сотрудников всех ведущих отделов “Предприятия” и подготовку сценария презентации. На четвертом этапе директора рассказывают о своем предприятии и демонстрируют выполненные работы. На заключительном этапе обсуждаются результаты игры.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|