Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







творчества в опыте В. А. Сухомлинского





Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высоко-эстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя» [9, с.156].

Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

Итак, важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности. В. И. Ленин утверждал, что искусство должно пробуждать в людях художников. Речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников.

Для эстетического развития школьников каждый вид искусства имеет свое специфическое значение. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус школьники отражают в своих поделках на кружковых занятиях и уроках труда.

Цирковое искусство всегда захватывает учащихся своей бескорыстностью и вместе с тем смелостью, ловкостью, грацией, стремительностью, ритмом и другими достоинствами.

Архитектура – это наглядное формирование действительности по законам красоты. Она поражает воображение детей своей выразительностью, симметрией и ритмичностью форм.

Скульптура как пространственно-изобразительное искусство всегда передает движение. Один момент этого действия как бы соединяет в себе прошлое и будущее. В скульптуре, ее монументальности и одноцветности заложено широкое обобщение. Этот вид искусства наиболее труден для восприятия детей.

Искусство в целом отражает мир многосторонне и ярко. Художник показывает нам этот мир через свое острое и своеобразное восприятие. Произведения искусства вызывают глубокие и бескорыстные чувства, которые побуждают к благородным поступкам.

Надо, однако, иметь в виду, отмечает В. А. Сухомлинский, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним: «Если в старшем возрасте... большой побуждающей силой является нравственное сознание... то для ребенка младшего возраста творческая сторона самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят то же, чем влечет их и сказка и игра: яркое проявление самых сильных интеллектуальных и эмоциональных качеств человека» [6, с.85].

Наука и искусство, органично связанные в учебном процессе, стимулируют как умственное, так и эстетическое развитие школьников. Каждый учебный предмет в школе имеет большие возможности для эстетического воспитания учащихся.

Эти возможности заключены в содержании учебного процесса, в его организации, деятельности учащихся и самого педагога.

Д. К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорит: «Сама по себе мысль конечно ненова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано. Учение, труд, наука, искусство, отношения между детьми и взрослыми в школе и дома, проведение часов политинформации, экскурсии в лес, собственное творчество детей – нет, кажется такой области жизни в школе и вне школы, в которой Сухомлинский не показывал бы, что нравственность есть высший критерий оценки личности человека, всей его деятельности, а этическое и эстетическое в нравственности неразделимы»[1, с.255].

Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием, В.А.Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

В.А.Сухомлинский был уверен в том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье»[5, с.24].

Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать – это не только тепло, уют, внимание. Это – мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается – психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери – это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

«Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку»[5, с.36].

Именно так формировался педагогический талант самого В.А.Сухомлинского, источник которого – любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке – всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

Таким образом, эстетическое воспитание, по мнению В. А. Сухомлинского, играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и т.д.

Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение в рамках курсовой работы основных положений концепции эстетического воспитания, разработанной В. А. Сухомлинским, позволило нам сделать следующие выводы.

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников.

В. А. Сухомлинский был убежден, что в процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений.

Основными путями и средствами эстетического воспитания, по мнению В. А. Сухомлинского, являются: природа, труд, сказка, музыка, книга.

Природа – один из важных факторов эстетического развития личности. Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений детей. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания ландшафтные объекты способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Поэтому природа, по мнению В. А. Сухомлинского, является основой воспитания эстетической культуры.

Однако важно постепенно приучать детей не только любоваться прекрасным, переживать красоту природы, но и стремиться сохранять ее и приумножать. Понимание красоты, сотворение красоты, радость труда должны соединяться воедино. Труд, творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка вместе. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть. Этот вывод В. А. Сухомлинского является краеугольным камнем, основой его концепции эстетического воспитания.

По мнению В. А. Сухомлинского, благодаря сказке ребенок не только познает окружающий мир, самого себя, но и откликается на явления и события в нем и выражает свое отношение к происходящему. В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка неотделима от мысли, нравственности, духовности и красоты. Обогащая социальный опыт ребенка, сказка воспитывает эстетическое отношение к природе, людям, труду

Музыку В. А. Сухомлинский называл могучим средством эстетического воспитания. Педагог признавал ее самым чудодейственным и самым тонким средством привлечения детей к добру, красоте, человечности.

Развитие интереса к чтению Василий Александрович связывал не только с эстетическим воспитанием, но и расширением общеобразовательного кругозора детей, приобщением их к базовой культуре.

Таким образом, эстетическое воспитание, по мнению В. А. Сухомлинского, играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и т.д.

Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кабалевский, Д. К. С мыслью о Сухомлинском // Воспитание ума и сердца/ Д. К. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1981

2. Коломиец, Г. Г. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание (зарубежных и отечественных) / Г. Г. Коломиец // Педагогика. – 2002. - № 2. – С.88-93.

3. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983

4. Рожина, Л. Н. Некоторые особенности отношения младших школьников к литературным героям / Л. Н. Рожина // Вопросы психологии. – 1964. - № 1. – С.163-178.

5. Сухомлинский, В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду / В. А. Сухомлинский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959

6. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника / В. А. Сухомлинский. – М.: Учпедгиз, 1961

7. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1973

8. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1969

9. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев, Радянська школа, 1969

10. Сухомлинский, В. А. Этюды о коммунистическом воспитании / В. А. Сухомлинский // Народное образование. – 1967. - № 6. – С.6-10.

 

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.