|
Диагностика уровня мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики (констатирующий этап) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Изучив теоретические вопросы по проблеме умственного развития старших дошкольников, мы приступили к экспериментальной работе. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет из 2-х групп МДОУ детский сад №37 г.Нижнекамска. Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении уровня развития мыслительной деятельности старших дошкольников. Задачи констатирующего эксперимента: Определить экспериментальную методику использования дидактических игр на занятиях по математике, с целью формирования, математических представлений; Выявить уровень развития мыслительной деятельностидетей старшего дошкольного возраста в процессе занятий. Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности краткими - беседы, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка. Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним, рекомендуется проводить беседы, которые могут касаться любой темы. Воспитатель должен хорошо владеть методикой ее проведения. Беседа с детьми. Обычно она отличается следующей структурой: а) введение: привлечение ребенка к сотрудничеству «настройка»; б) свободные, неуправляемые высказывания ребенка; в) общие вопросы типа: «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе», «Меня бы интересовало, раз мы уже немного познакомились, с кем ты дружишь?» и т.п. г) подробное исследование; е) обращаться к ребенку нужно только по имени. В педагогическом эксперименте участвовало 20 детей одного возраста. Из которых 10 человек – из группы №8 составили экспериментальную группу и 10 человек из группы №4 - контрольную группу.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили критерии уровней развития мыслительной деятельности у старших дошкольников (таблица 1.1.). Таблица 1.1. Критерии уровней развития мыслительной деятельности у старших дошкольников (по Беспалько В.П.)
Для определения уровня формирования умственного развития детей старшего дошкольного возраста к обучению были использованы следующие диагностические методики: Тест для изучения дифференцированного восприятия «Найди квадрат». (К.Л. Печора). Цель: выявить способность к дифференцированному восприятию, определить уровень сравнения. Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию(см.приложение). Логическое запоминание Тест «Лишний предмет» (Г. Айзенк). Цель: оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и синтеза, обобщения. Детям предлагается 5 карточек, на которых изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Мы просили детей определить лишний предмет на карточках, сказать, почему он лишний. После этого предложили каждому ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом. Критерии оценки: правильно найти все лишние предметы и назвать обобщенным словом - это высокий уровень образно-логического мышления; если из 5 заданий справились с тремя и назвали обобщенным словом - средний уровень; если неправильных ответов более трех, то ребенок не справился с поставленной задачей - низкий уровень (см. приложение 2). Мыслительная операция: Тест «Сколько групп?» (И.А.Архипова). Цель: определить уровень мыслительных операций: классификацию. Мы ребенку говорим: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу, должны входить фигуры, входящие в каждую их выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты. Высоким считается результат, если ребенок справился со всеми заданиями за 3 минуты(см.приложение 3). Развитие речи: Тест: «Пиши кружочками» и «Чтение схем – слов» (Г.Г. Григорьева). Цель: оценка фонематического слуха. Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками:○○○. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги. Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА. При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей: Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них – это хороший результат. Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову. Например, слово «волк» соответствует схеме из четырех кружочков, а слово «дом» - из трех. Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рисунок и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят. Таблица 1.2. Диагностика умственного развития в процессе формирования первичных математических представлений
Рис. 1.1. Уровень сформированности умственного развития в процессе математических представлений на констатирующем этапе в экспериментальной группе.
Рис. 1.2. Уровень сформированностиумственного развития в процессе математических представлений на констатирующем этапе в контрольной группе
В начале констатирующего эксперимента провели диагностику. Результаты нашего исследования были следующие. Детей, которые бы задание вообще не принимали, по данным нашего исследования выявлено не было. Поэтому не было и детей с нулевым уровнем развития. В экспериментальной и контрольной группах в основном имеют как средний, так и низкий уровень. Таким образом, анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать умственное развитие старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных математических представлений.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|