Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Диагностика уровня мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математики (констатирующий этап)





Изучив теоретические вопросы по проблеме умственного развития старших дошкольников, мы приступили к экспериментальной работе.

В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет из 2-х групп МДОУ детский сад №37 г.Нижнекамска. Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении уровня развития мыслительной деятельности старших дошкольников.

Задачи констатирующего эксперимента:

Определить экспериментальную методику использования дидактических игр на занятиях по математике, с целью формирования, математических представлений;

Выявить уровень развития мыслительной деятельностидетей старшего дошкольного возраста в процессе занятий.

Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности краткими - беседы, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним, рекомендуется проводить беседы, которые могут касаться любой темы. Воспитатель должен хорошо владеть методикой ее проведения.

Беседа с детьми. Обычно она отличается следующей структурой:

а) введение: привлечение ребенка к сотрудничеству «настройка»;

б) свободные, неуправляемые высказывания ребенка;

в) общие вопросы типа: «Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе», «Меня бы интересовало, раз мы уже немного познакомились, с кем ты дружишь?» и т.п.

г) подробное исследование;

е) обращаться к ребенку нужно только по имени.

В педагогическом эксперименте участвовало 20 детей одного возраста. Из которых 10 человек – из группы №8 составили экспериментальную группу и 10 человек из группы №4 - контрольную группу.

 

Экспериментальная группа Контрольная группа
Бочкарева Амина Большаков Артем
Агмалова Инзиля Данилова Устина
Гизматуллин Артур Жилина Виктория
Гильмуллина Азалия Калинина Диана
Зиганшин Ильназ Казаков Паша
Шайдуллин Раил Матросов Никита
Хабибуллина Карина Павлова Маша
Надырова Гульнара Подсошкина Марина
Сиразиев Ильназ Семкина Маша
Хузаханова Зухра Туйчибаева Камила

 

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили критерии уровней развития мыслительной деятельности у старших дошкольников (таблица 1.1.).

Таблица 1.1.

Критерии уровней развития мыслительной деятельности у старших дошкольников (по Беспалько В.П.)

Уровни Показатели
Высокий уровень Характерно высокий интеллектуальный уровень: познавательная активность, инициативность, творчество, умение анализировать и делать выводы. Ярко выражена речь ребенка. Имеет познавательный интерес к окружающему миру. Осознают и соотносят свои возможности и навыки с требованиями воспитателя. Развито логическое мышление.
Средний уровень Средний уровень - дети проявляют эрудицию, познавательный интерес, владеют логическим мышлением, но не совсем точно выражает сои мысли, иногда проявляют инициативу в решении упражнений, занятий. Понимают важность занятий, но не всегда ориентируются в заданиях.
Низкий уровень Для этого уровня характерно низкое умственное развитие: низкий уровень педагогических знаний и отсутствие логического мышления, речь не связанная, не умеет выразить то, что хочет.

 

Для определения уровня формирования умственного развития детей старшего дошкольного возраста к обучению были использованы следующие диагностические методики:

Тест для изучения дифференцированного восприятия «Найди квадрат». (К.Л. Печора).

Цель: выявить способность к дифференцированному восприятию, определить уровень сравнения.

Ребенку показывают рисунок с изображением 10 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 5 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны).

Если ребенок может отыскать все или почти все квадраты, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию(см.приложение).

Логическое запоминание Тест «Лишний предмет» (Г. Айзенк).

Цель: оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и синтеза, обобщения.

Детям предлагается 5 карточек, на которых изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Мы просили детей определить лишний предмет на карточках, сказать, почему он лишний. После этого предложили каждому ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Критерии оценки: правильно найти все лишние предметы и назвать обобщенным словом - это высокий уровень образно-логического мышления; если из 5 заданий справились с тремя и назвали обобщенным словом - средний уровень; если неправильных ответов более трех, то ребенок не справился с поставленной задачей - низкий уровень (см. приложение 2).

Мыслительная операция: Тест «Сколько групп?» (И.А.Архипова).

Цель: определить уровень мыслительных операций: классификацию.

Мы ребенку говорим: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу, должны входить фигуры, входящие в каждую их выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Высоким считается результат, если ребенок справился со всеми заданиями за 3 минуты(см.приложение 3).

Развитие речи: Тест: «Пиши кружочками» и «Чтение схем – слов» (Г.Г. Григорьева).

Цель: оценка фонематического слуха.

Предложите ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово «суп» надо изобразить тремя кружочками:○○○. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию.

Диктуете ребенку слова, а он записывает их в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов: АУ, РУКА, СОК, ЗВЕЗДА, ВЕСНА.

При правильном выполнении задания, запись должна быть следующей:

Если ребенок выполнил все схемы или четыре из них – это хороший результат. Предложите ребенку картинки, на которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны схемы этих слов в виде кружочков (по количеству звуков в каждом слове).

Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к каждому слову.

Например, слово «волк» соответствует схеме из четырех кружочков, а слово «дом» - из трех. Убедившись в том, что ребенок понял задание, показываете ему рисунок и просите соединить линией картинку с изображением каждого животного с теми кружочками, которые к ней подходят.

Таблица 1.2.

Диагностика умственного развития в процессе формирования первичных математических представлений

Имя ребенка Дифференцированное восприятие Логическое запоминание Мыслительная операция Развитие речи
Экспериментальная группа (группа №8)  
Бочкарева Амина средний низкий средний средний
Агмалова Инзиля низкий Средний средний средний
Гизматуллин Артур средний средний низкий низкий
Гильмуллина Азалия средний низкий средний средний
Зиганшин Ильназ низкий средний низкий низкий
Шайдуллин Раил средний низкий средний средний
Хабибуллина Карина низкий низкий низкий средний
Надырова Гульнара средний низкий средний низкий
Сиразиев Ильназ низкий низкий средний низкий
Хузаханова Зухра низкий средний низкий средний
Контрольная Группа (группа №4)        
Большаков Артем средний средний средний средний
Данилова Устина низкий средний средний низкий
Жилина Виктория низкий средний низкий низкий
Калинина Диана низкий низкий средний средний
Казаков Паша низкий низкий низкий средний
Матросов Никита средний низкий средний средний
Павлова Маша низкий средний средний низкий
Подсошкина Марина средний низкий низкий низкий
Семкина Маша средний средний средний низкий
Туйчибаева Камила низкий средний средний средний

 

 

Рис. 1.1. Уровень сформированности умственного развития в процессе математических представлений на констатирующем этапе в экспериментальной группе.

 

Рис. 1.2. Уровень сформированностиумственного развития в процессе математических представлений на констатирующем этапе

в контрольной группе

 

В начале констатирующего эксперимента провели диагностику. Результаты нашего исследования были следующие. Детей, которые бы задание вообще не принимали, по данным нашего исследования выявлено не было. Поэтому не было и детей с нулевым уровнем развития.

В экспериментальной и контрольной группах в основном имеют как средний, так и низкий уровень.

Таким образом, анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать умственное развитие старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных математических представлений.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.