Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ





В условиях высшей школы семинар — один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по тематике семинара и являющегося знатоком данной отрасли научного знания.

Семинар предназначается для углубленного изучения дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. Можно отметить, однако, что в вузе семинар является не просто видом практических занятий, а, наряду с лекцией, основной формой учебного процесса.

В практике семинарских занятий по курсу «История отечественного государства и права» можно выделить ряд форм:

- развернутая беседа,

- обсуждение докладов,

- комментированное чтение,

- письменная (контрольная) работа,

- коллоквиум,

- тестирование и др.

1. Развернутая беседа — наиболее распространенная форма семинарских занятий. Она предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя) и их обсуждение; вступление и заключение преподавателя.

Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям.

2. Система семинарских докладов, которые готовятся студентами по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

На обсуждение выносится не более 2—3 докладов продолжительностью в 12—15 минут (при двухчасовом семинаре). Каждый доклад должен быть оформлен также в письменной форме, как реферат.

3. Комментированное чтение нормативных источников на семинаре преследует цель содействовать более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой юридической литературой.

4. Контрольные (письменные) работы часто практикуются на семинарах по «Правовым основам банкротства». На них может быть отведено от 15 минут до двух часов.

5. Коллоквиум одна из форм учебных занятий, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов в системе образования, преимущественно в вузах. Как правило, представляет собой мини-экзамен, проводимый в середине семестра и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен.

Тема работы может быть сообщена студентам заранее, а иногда и без предупреждения по одному из пунктов плана текущего семинара. Такая работа носит характер фронтальной проверки знаний всех студентов по определенному разделу курса.

Перечень требований к любому выступлению студента:

Раскрытие сущности проблемы.

Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Важнейшие требования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе теоретического и нормативного материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.

Выступление студента должно быть логически последовательным. Четкое выделение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, последовательность аргументации именно данной проблемы, полнота аргументации, правильное использование понятий и терминов.

В данном пособии к каждому разделу курса указан основной список источников с указанием конкретного раздела либо главы, которую надо изучить для освоения указанного раздела. А к каждой теме семинара указан список дополнительных источников литературы, нормативных актов и судебной практики, который необходим к конкретной теме. Кроме того, следующий раздел стоит изучать, основываясь на Рабочей программе курса.

 

Тема 1. История отечественного государства и права как наука и учебная дисциплина

Учебное занятие:

Форма занятия: классический семинар.

Время: 2 часа,

Место проведения: учебная аудитория,

Цель занятия: углубление и закрепление знаний о понятии, сущности, признаках, характеристиках, видах и значении истории отечественного государства и права. Её взаимосвязь с всеобщей историей, историей государства и права зарубежных стран, теорией государства и права, предметными юридическими науками. Периодизация истории государства и права России.

Вопросы:

1. Предмет истории отечественного государства и права.

2. Место истории отечественного государства и права в системе юридических наук.

3. Методология истории отечественного государства и права.

4. Функции и социальная значимость истории отечественного государства и права.

5. Периодизация истории Российского государства и права.

Примерные темы для докладов:

1. Классификация исторических источников и их значение для изучения истории государства и права.

2. Основные теории современной историко-правовой науки. Формационная теория и цивилизационная теория.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что составляет предмет отечественной истории государства и права?

2. В чём отличие истории государства и права от гражданской истории?

3. В чём отличие и сходство истории государства и права и теории государства и права, и других специальных юридических дисциплин?

4. Каковы критерии периодизации отечественной истории государства и права?

5. Для чего юристу нужна история государства и права?

Источники права:

1. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. Т. 1: Законодательство Древней Руси / под общ. ред. О. И. Чистякова. - М.: Юрид. лит., 1984. – 430 с.

2. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / сост. Ю. П. Титов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 464 с.

3. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: форма гос. единства в отечеств. истории ХХ в. / сост. О. И. Чистяков, Г. А. Кутьина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2009. - 682 с.

Библиографический список (основной):

1. Исаев, И.А. История государства и права России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2008. – 334 с.

2. Исаев И.А. История государства и права России: учебник / И. А. Исаев; М-во образования и науки РФ, Моск. гос. юрид. акад. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ,2006.-797 с.

3. История отечественного государства и права: курс лекций / Под ред. Ю. М. Понихидина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 294 с.

4. История государства и права России в документах и материалах: С древнейших времен по 1930 г. / Авт.-сост. И.Н.Кузнецов. - 2 изд. - Минск: Амалфея, 2003. - 640 с.

5. Кушнир, М.И. Древнерусское государство и право: учеб. пособие по дисциплине "История отеч. государства и права". Ч. 1 / М. И. Кушнир; Федер. агентство по образованию, Сев.-Зап. акад. гос. службы. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. - 303 с.

6. Шатковская Т. В. История отечественного государства и права: Учеб. / Т. В. Шатковская. – Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 416 с.

7. Юшков, С.В. История государства и права России (IХ-ХIХ вв.): Учеб. / С. В. Юшков. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 736 с. - (Учеб., учеб. пособия).

Библиографический список (дополнительный):

1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: курс лекций / Н. М. Азаркин. – М.: Юрид. лит, 1999. – 528 с.

2. Вернадский, Г.В. Очерк истории права Русского Государства XVIII-XIX вв.: (период империи) / Г. В. Вернадский; Гос. публ. ист. б-ка России. - М., 1998. - 176 с. - РЕД. - 19-00. - 21-50.

3. Томсинов В. А. История юриспруденции в России./ В. А. Томсинов. – М.: Зерцало, 2006. – 545 с.

4. Курицын, В.М. Концепция истории государства и права / В. М. Курицын. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 720 с. - (Научные школы Московского университета МВД России).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.