Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







VII. АЛЕКСИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ





Чтение также является сложным психическим процессом, ко­торый имеет связь как с речью, так и с разными формами вос­приятия (акустическое, зрительное, оптико-пространственное, пространственное). Чтение в настоящее время рассматривается в психологии как целенаправленная деятельность, которая обес­печивает человека знаниями, воссоздает опыт, стимулирует развитие интеллектуальной деятельности, влияет на поведение, ор­ганизовывает его, может и изменять, совершенствовать лич­ность. Психологическое содержание чтения — это, прежде всего процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. В реализации процесса чтения принимают участие такие ВПФ, как внимание, память, мышление.

АР. Лурия писал, что чтение является не только процес­сом декодирования письменного сообщения, но оно и перево­дит зрительно-графические символы (буквы) в звуки и в арти­куляции, т.е. в устную речь — импрессивную и экспрессивную. Психологическая структура чтения включает по крайней мере пять взаимодействующих звеньев: 1) звукобуквенный анализ и синтез; 2) смысловые догадки; 3) удержание инфор­мации; 4) понимание; 5) процесс контроля — сличения возни­кающих при чтении гипотез с написанными словами.

Вся эта деятельность чтения может протекать лишь при наличии мотивов, потребностей, при соответствующей орга­низации поведения. Сложность строения чтения ведет к тому, что у детей с аномальным развитием и здоровых детей чтение будет испытывать трудности по разным причинам, в зависи­мости от того, какое звено (или звенья) в структуре чтения на­рушено или не сформировано. Поскольку чтение относится и к речевым процессам, и к процессам восприятия, и к процессам целенаправленного поведения, то и формы алексии будут разные, и факторы, лежащие в их основе — тоже разные.

Известны 2 формы оптической алексии: 1) оптическая и 2) оптико-мнестическая. При первой форме чтение нару­шается из-за дефектов зрительного восприятия букв и их со­четаний, особенно это касается букв, похожих по своей конфи­гурации (к-с, д-б и др.). В основе лежит нарушение образа бу­квы. Здесь есть два вида оптической алексии — литеральная, когда не узнаются отдельные буквы, и симультанная, когда отдельные буквы узнаются, а слитное их восприятие и про­чтение — нарушено. При оптико-мнестической алексии в основе лежат дефекты называния букв, но нарушено их называ­ние из-за дефектов речевой организации восприятия буквы. Эти формы алексии идут в синдроме оптической и оптико-пространственной агнозии.

Речевые формы алексии — эфферентно-моторная, афферентно-моторная, сенсорная — протекают в синдроме соответст­вующих форм афазии. Механизмы нарушения те же, что и у афазии: 1) нарушение кинетической организации речи: наруша­ется плавность чтения, соединения букв в слоги, слогов — в сло­во, возникают персеверации; 2) в случае афферентно-моторной алексии в основе лежат дефекты кинестезии, у детей не сфор­мированы соответствующие букве и звуку артикулемы; 3) при сенсорной алексии — нарушение речевого слуха, и прежде всего фонематического, ведет к нарушению чтения, и здесь часто воз­никает угадывающее чтение. Угадывающее чтение возникает и при поражении лобных систем мозга, ответственных за органи­зацию, регуляцию поведения, за целенаправленность действий. Анализ ошибок может показать, в каких случаях угадывающее чтение сенсорного происхождения, а в каком — результат несформированности целенаправленной деятельности.

Таблица 18

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Идеограммное чтение Имя, фамилия, город в котором живёт, имена близких людей 1)прочитай все слова по одному; 2) Найди среди этих слов такое же (даётся слова для чтения – имя, название города, реки и др.) Идеограммное чтение чаще всего сохранно, оно не аналитическое. Нарушение чтения этих слов говорит о грубом поражении мозга: в зависимости от ошибок и синдрома это может быть поражение височных, либо теменно-затылочных отделов.
2. Чтение букв разного шрифта Буквы: печатные, рукописные, стилизованные Прочитай эти буквы, назови их Исследование оптического восприятия букв. Ошибки могут говорить и дисфункции затылочных или теменно-затылочных отделов.
3. Чтение слов: простых     сложных   Лес, дом, мак, зерно, дорога   Индустрия, мороженное, полковник Прочти эти слова Исследование чтения на уровне слов. Нарушение чтения отдельных букв иногда компенсируется при чтении слов и предложений.
4. Чтение: предложений   контекста Простые и сложные предложения. Короткий частотный текст Прочитай эти слова. Исследуются ошибки: литеральные и вербальные парафазии, персеверации, которые могу указать на механизмы нарушения и топику поражения мозга
5. Чтение про себя Слова, предложения, тексты Прочти про себя и найди соответствующую картинку При нарушении чтения вслух нередко сохраняется чтение-узнавание про себя. Сохранность внутреннего чтения говорит о не аналитическом, а целостном чтении, часто угадывающем. Такое чтение возможно при дисфункции нижне-теменных и верхне-височных зон коры левого полушария.

VIII. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Таблица 19.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Конструирование предметов (частотных без опоры на слово) Разрезанные на части картинки, изображающие предметы или животных Инструкция «глухая». «Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись» Исследуется сохранность (нарушение) предметно-образного мышления. Если образ-представление отсутствует (или нарушен), то сложить предмет ребёнок не сможет. Если случайно получится, то надо повторить, т.е. дать новое задание. Поражение (или дисфункция) затылочных отделов мозга. Если организация деятельности (помощь педагога) приводит ребёнка к выполнению задания, то это говорит о патологии лобных долей мозга.
2. Тоже с опорой на слово-наименование предмета Тот же материал, но могут быть другие предметы. По слову-наименованию (открытая инструкция). Сложи из этих частей стол (шкаф, диван, арбуз и т.д.) Исследуется влияние слова (речи) на актуализация предметного образа и на облегчение конструктивной деятельности. Если эта помощь не даёт результатов, то можно думать о дисфункции височно-затылочных зон.
3. Метод дифференцирования предметов (объектов) Перед ребёнком лежат разные части 2-3 предметов. Без слова-наименования. «Сложи один какой-нибудь предмет или животное. Выбери нужные части и сложи» (по слову-наименованию: «Сложи слова») Исследуется дифференцирование восприятие образа. Ошибки во всех этих тестах говорят о дисфункции теменно-затылочных областей мозга или зоны ТРО. Возможны вторичные ошибки из-за дисфункции лобных зон мозга.
4. Понимание сюжетных картин Картинки: «Разбитое окно», «Последняя весна» и др. Кто виноват? В чём смысл картинки? Исследуется понимание содержания и смысла сюжетных картинок путём выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображённых на них. Ошибки понимания: Непонимание смысла и содержания; Непонимание морали могут быть связаны с дисфункцией лобных долей левого полушария мозга
5. Понимание содержания серии сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии Серии сюжетных картинок Если картинки разложить в нужном порядке, получится интересный рассказ. Разложи картинки в нужном порядке, одну за другой. (Если не получается, педагог кладёт на стол 1-ю картинку, а ребёнок должен продолжить серию) Исследование процесса решения задачи. Следить за ходами, их изменением; анализировать: 1.Манипулирование картинками без смысла; 2.Осмысление – попытки найти место картинке; 3.Поведение – активное, инертное, отвлекаемость, сосредоточенность, вопросы к педагогу. 4.Если серия выполнена с ошибками, но процесс решения был активным, творческим, поиск был направленным, то это говорит в пользу сохранности мыслительных процессов.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.