Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Памятка для практического нейропсихолога





Специальные требования к процедуре проведения об­следования и к его методам:

1. Установление контакта с ребенком: расположить, внушить ему доверие к себе.

2. Обследование начинать с игровой деятельности; в за­висимости от возраста, личности ребенка это могут быть или настольные игры, или подвижные, или ситуативные и др.

3. Беседа, диалог поддерживается в течение всего времени обследования («немногословие»).

4. Взаимодействие с ребенком во время обследования должно быть максимально свободным, непроизвольным, за­интересованным, интересным по содержанию.

5. В нужных случаях создавать ситуацию соревнования (кто лучше сделает, кто быстрее, кто больше запомнит, кто лучше нарисует). Давать возможность ребенку выигрывать (но не всегда).

а) К процедуре. Иногда процедура проведения теста должна носить характер урока (не игры, как описано выше), строгих правил, выполнение которых обязательно. Например, с таблицей Шульте, когда исследуется внимание и ребенок устал (это надо отметить, отмечать также время — сколько чисел за каждую минуту находит ребенок), надо стимулиро­вать его к деятельности, довести задание до конца.

б) К индикатору (показателю выполнения). При специаль­ном исследовании гнозиса, праксиса, речи и др. следует при­менять адекватный тесту (и задаче обследования) индикатор (показатель) выполнения теста. Например, при исследовании фонематического слуха нежелательно, чтобы в качестве ин­дикатора выступала речь — повторение звуков, так как могут быть ошибки повторения, а не акустического анализа звука. При опознании предметных картинок (исследование предмет­ного гнозиса) называние предмета также не может быть инди­катором, т.к. может быть нарушен сам процесс называния, а не восприятие и узнавание предметов.

в) К объему материала. Для точности постановки топического диагноза и установления причины (механизма) нарушения того или другого процесса важным является соблюдение правила предъявления объема, не превышающего 7 ± 2 для школьников и не более 3—5 для детей старшего дошко­льного возраста. При исследовании фонематического слу­ха, например, необходимо подавать на слух только один звук, т.к. все остальное количество — 2, 3 и т.д., 1 слог, 2 слога, слово будут многозначными: они могут быть не опознаны не из-за нарушения фонематического слуха, а по причине увеличения объема восприятия, нарушения слухоречевой памяти и др.

г) К качеству материала (вербального и картиночного). Учет сложности и частотности (знакомости) — непременное условие. Использование слов низкочастотных, трудных в фо­нетическом отношении, длинных по объему при исследовании таких процессов, как понимание, повторение, называние и др. может привести к ошибочному выводу.

д) К способу подачи материала и зависимость этого требования от задачи исследования. В одних случаях необходим только картиночный материал без участия речи и испытуемо­го, и педагога. В других — только вербальный, без подкрепления картинкой, в противном случае смешение материала не даст возможности понять, что помогло выполнить задание, или что помешало, а если помогло, то о каком механизме на­рушения следует думать и т.д. (Примеры: опознание предме­тов при исследовании предметного гнозиса, при запоминании картиночного материала и его воспроизведении и др.).

е) К задаваемому способу выполнения ребенком теста. Способ выполнения теста должен соответствовать задаче ис­следования, тому, что исследователь хочет узнать (вербальный способ, способ выбора без называния и т.д.).

ж) К использованию речи ребенка при выполнении задания. Нужно умело использовать речь ребенка как способ, ме­тод уточнения вопроса, на каком уровне мозга (корковом, под­
корковом, в глубинных структурах) имеется поражение или дисфункция систем мозга. Для этого должно быть избира­тельное использование речи больного как контрольного спо­соба выполнения неречевых проб при решении специальных задач, что дает возможность уточнить — помогает речь или ухудшает выполнение задания, что позволяет судить, на ка­ком уровне произошло нарушение исследуемой функции.

з) К работоспособности ребенка: психологической, физической, умственной. Необходим учет утомляемости ребенка и ее влияния на выполнение заданий, а также врабатываемости и других качеств личности больного ребенка. Учет этих дан­ных может помочь отдифференцировать первичные (структурные) нарушения от вторичных (функциональных).

и) К окружающей обстановке при проведении диагности­ческого обследования. В зависимости от задачи должны быть исключены (или, наоборот, включены) посторонние люди, шум, предметы. Обычное обследование должно происходить в отсутствие родителей (родственников) и посторонних людей, т.к. их присутствие и тем более вмешательство может иска­зить получаемые данные.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Способ количественной обработки материалов

Можно использовать помимо главного качественного ана­лиза дефекта и количественный анализ. Мы предлагаем про­стую систему, которая была разработана в лаборатории А.Р. Лурии.

Выполнение тестов оценивается по четырехбалльной сис­теме с помощью четырех цифр 0,1,2,3.

0 — это практически правильное выполнение всех тестов без ошибок;

1 — это 25% ошибок и 75% правильно выполненных тестов;

2 — это 50% ошибок и 50% правильно выполненных тестов;

3 — это 100% ошибок при выполнении тестов.

Подсчет процентов ошибок по каждому тесту дает возмож­ность построить кривую, в которой будет отражено на момент обследования распределение симптомов в синдроме и его ядро. Обследование в динамике коррекционной работы может показать динамику изменений ВПФ, тенденцию изменений, взаимодействие ВПФ в процессе коррекционной работы, наи­более слабые и сильные стороны.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Дополнительные методики [ Методики разработаны автором для работы с детьми младшего и сред­него школьного возраста и со взрослыми больными ].

Эти методики предназначены для диагностического ис­следования и терапевтического воздействия на образную сферу и образное мышление. Они применяются в качестве дополнительных и сенсибилизированных в случае, если сим­птоматика очень бедная и возникают трудности постановки диагноза. Второе их назначение терапевтическое. Их полезно использовать в восстановительном обучении.

1. Методика дорисовывания до целого.

Ребенку (или взрослому больному) предлагается ряд предметов, но не дорисованных; их требуется дорисовать до целого. Причем исходные рисунки могут постепенно услож­няться за счет все меньшей информативности. Эта методика направлена на исследование и на восстановление предмет­ных образов-представлений. Процедура и инструкция: а) здесь нарисована только часть предмета, дорисуй ее до цело­го предмета, б) здесь нарисована только часть яблока, дори­суй его до целого. В этом случае включается и речь, чтобы с ее помощью актуализировать образ предмета.

2. Методика дорисовывания до любого предмета.

Эта методика также используется и как диагностическая, и как терапевтическая.

Процедура и инструкция: здесь нарисованы кружочки и квадраты, а ты дорисуй каждую фигуру (кружочек и квадрат) до любого предмета. Дается пример, как это можно сделать.

Эта методика более сложная и требует большей сохран­ности предметных образов-представлений. С помощью этой методики исследуется и восстанавливается объем и богатство воображения, образов-представлений, их динамика, а также и фантазия.

3. Методика предметно-образных ассоциаций.

Эта методика направлена на исследование свободных об­разных ассоциаций (в отличие от первых двух методик, где воображение испытуемого направлялось). Исследуется богат­ство, объем, динамика образов-представлений. Инструкция: рисуй любые предметы, и чем больше нарисуешь, тем лучше.

Анализ продукции надо проводить не только количествен­ный, но и качественный: проанализировать группируются ли рисунки семантически, т.е. выделить семантические группы и принцип группирования — ситуативный, категориальный. Эта методика позволяет судить об образном уровне мышления.

4. Методика вербальных ассоциаций.

Хорошо провести по 3-й методике (после длительного пе­рерыва) тесты на вербальные ассоциации. Инструкция: назы­вай (или пиши) любые слова, которые тебе приходят в голову (кроме имен и названий городов и улиц), чем больше напи­шешь, тем лучше (дается время — 1 минута). Затем сопос­тавляются образные и вербальные ассоциативные ряды, тем самым исследуется наличие у ребенка вербально-образных связей или их отсутствие, качество связей — категориальные или ситуативные и т.д.

5. Методика реконструкции букв и цифр.

Исследуется прочность и обобщенность знания символи­ческих знаков. Процедура и инструкция: дается какая-либо бу­ква (цифра) и предлагается путем «прибавления» или «убавления» какой-либо ее части (элемента) сделать из нее другую букву (цифру). Дается пример, как это можно сделать. Материал — буквы печатные и рукописные, отдельные эле­менты — палочки, кружки, полукруги и др.

Пример: буква А. 1) Убирается поперечная палочка — по­лучается Л; 2) убирается поперечная палочка и прибавляются две палочки — получается М.

Это очень информативный диагностический метод на вос­приятие и обобщенное знание букв, а также очень сильный метод восстановления знания букв.

6. Зрительно-предметная методика: предмет действия и фон. Методика предназначена для диагностического обсле­дования и для восстановления памяти — запоминания и вос­произведения.

В 1-й части опыта испытуемому предлагается для запоми­нания 3—4 (в зависимости от возраста) предметных картинки (в усложненном варианте — не цветные геометрические фи­гуры). Затем эти стимульные картинки смешиваются с 10 дру­гими (фоновыми) картинками и испытуемому предлагается найти те, которые давались ему для запоминания. Проводится 5 сеансов такой работы, в каждом сеансе стимульные картин­ки меняются. Следует помнить, что стимульные картинки вся­кий раз после работы с ними откладываются в сторону и в этой части опыта более не используются.

2-я часть опыта сенсибилизированная и направлена на ис­следование прочности запоминания, дифференцированности воспроизведения и роли гомогенной (однородной) интерфе­ренции. Все картинки, которые были стимульными в 1-й части опыта, в этой части становятся и стимульными, и фоновыми. Из них выбирается 3—4 картинки и даются для запоминания, а фоном, из которого надо их выбрать, являются все те же картинки, которые в 1-й части опыта уже были стимульными. Создается конфликтная ситуация при выборе запоминаемого материала. Процесс выбора затруднен из-за наложения (интерференции) одних и тех же картинок.

Анализировать надо объем запоминания, точность выбо­ра, если были ошибки, то какие — контаминации, персевера­ции и др., по какому типу шло смешение — по семантическо­му, образному или словесному., Все это укажет на механизм нарушения памяти, на топику дисфункции зоны мозга, а также и на методический путь преодоления дефекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Методический материал

Перечень материала составлен по главам. Следует отме­тить, что некоторые картиночные материалы могут быть ис­пользованы при исследовании состояния разных психических процессов. Например, предметные картинки можно использо­вать и при исследовании зрительного предметного гнозиса, и при исследовании процессов мышления (проба на классифи­кацию), и при исследовании речи - называния предметов и понимания предметных слов. Это замечание относится и к другим видам картиночного и вербального материала.

1. Предметные картинки - используются в следующих частях, главах и параграфах методики. Часть первая, часть вторая, главы: II - познавательные процессы (2), III – память (3), V - речь, VIII - интеллектуальная деятельность. Предметные картинки широко используются для исследования многих психических процессов. Однако в каждом случае ставятся разные задачи, предъявляются разные инструкции и проводится разная процедура обследования.

2. Зашумленные (сенсибилизированные) предметные картинки - используются и в первой, и во второй частях методики - в главе II - познавательные процессы (2), (4) и в главе VIII - интеллектуальная деятельность:

- перечеркнутые и наложенные;

- неполные (недорисованные);

- абстрактные фигуры (геометрические, ломаные ли­нии, сферы, полусферы и др.);

- картинки с недостающей правой (левой) стороной;

- картинки с недостающими частями;

- часы;

- римские цифры;

- буквы простые и сенсибилизированные, цифры простые и сенсибилизированные (перечеркнутые, наложенные, зеркально расположенные).

К главе III — память.

Зрительная память:

- таблица фигур для запоминания: для узнавания и воспроизведения;

- предметные картинки (из гл.II);
-трудно вербализуемые фигуры.

Слухоречевая память:

- наборы слов, например, дом - лес - кот - ночь; крест - поляна - хлеб - зеркало; пила - небо - колодец - пирог; стол - еж - река - рубашка.

4. К главам II - познавательные процессы (2), IV - внимание, VIII - интеллектуальная деятельность:

- картинки с недостающими (лишними) деталями;

- таблица Шульте.

5. К главам III - память, V - речь, VIII - интеллектуальная деятельность:

- предметные картинки (из гл. II);

- предметные картинки, наименование которых начинается с оппозиционных фонем (для исследования фонематического слуха, понимания предметных слов). Например, бочка - почка; дом - том; зуб - суп; медаль - педаль; коса - коза; кора-гора; сажа-Саша и др.;

- простые сюжетные картинки (что делает?) для составления простых предложений (по типу S - Р - О);

- картинки для составления предложений с предметами и для понимания устных предложений с предложными конст­рукциями;

- картинки, обозначающие действия (глаголы) для ис­следования называния и понимания слов-глаголов (исследование предикативности речи);

- сюжетные картинки для составления и понимания предложений и др.

6. К главам VI - аграфия и VII - алексия:

- буквы разного шрифта - рукописного, печатного – для узнавания и называния;

- оптически близкие буквы - для дифференцированного восприятия букв, называния (чтения), письма;

- зашумленные буквы (наложенные, перечеркнутые), бу­квы, отличающиеся пространственным расположением элементов (д -б; т - ш; Е - Э);

- слова для исследования аналитического письма и чтения: частотные (дом, хлеб и др.) и низкочастотные (телега, брус и др.), короткие - длинные (нога - кораблекрушение), фонетически простые и сложные (стол - нога; стрела - молоко и др.), знакомые - незнакомые (пирог - дрезина), осмысленные - бессмысленные (творог - тетракот);

- слова с пропущенными буквами в начале, середине и в конце слова - для исследования оптического восприятия букв и слов при чтении (р-машка, огу-ец, топо-, -олоко);

- слова, написанные разными шрифтами (одно и то же слово), слова, близкие по смыслу, близкие по буквенному со­ставу и разные или близкие по смыслу (рука - рука; огонь - пламя; борода - береза, пень - тень, скрепка - скрипка и др.).

7. К главе VIII - интеллектуальная деятельность:

- предметные картинки (из глав II, V и др.);

- серии сюжетных картинок;

- картинки с недостающими частями, деталями (из глав II, III, IV);

- "четвертый лишний";

- разрезанные на части: предметные картинки, сюжетные картинки;

- сюжетные картинки с подтекстом ("Разбитое окно", "Последняя весна");

- сюжетные картинки внешне похожие, но с разным смыслом ("Тройка", "В последний путь" и др.);

Для исследования понимания сюжета, смысла и морали:

- рассказы, притчи ("Галка и голуби", "Лев и мышь", "Муравей и голубка");

- аналогии: выбор соответствующего слова мать - ребенок

корова -................. (молоко, рога, хлев, теленок)

утка - вода

птица -............................. (корм, крылья, скворечник, воздух)

8. К главе VIII (3) - исследование счета:

Исследование знания и восприятия цифры:

-дорисовывание цифр. Исследование понятия числа, значение нуля в числе:

- чтение чисел с нулями - 150; 105; 1500; 50100; 102000;

- какое число больше? 10 или 150; 66 или 99; 501 или 105; 2051 или 2501.

Исследование понимания математических взаимоотно­шений числа, понимания функции арифметического знака:

- поставить арифметические знаки +; -;:; х:

10... 2 = 5; 10... 2 = 20; 10... 2 = 8; 10... 2 = 12;

- операции с переходом через десяток 13-5=; 15-6=;

23-5=; 14-6=;

- операции без перехода через десяток 10-5=; 15-3=; 18-5=; 19-7=.

9. К главе IX - эмоции:

- сюжетные картинки из главы VIII, а также картины «У могилы сына», «Две вороны», «Опять двойка»;

- «портреты» мамы, папы, мальчика, девочки, самого исследуемого, собаки, кошки;

- абстрактные изображения лиц (химеры) для обозначения на них эмоциональных состояний.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.