Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕДИАЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН





Вартанова Е.Л.

МЕДИАЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебное пособие

 

М.: Аспект Пресс, 2003.

 

 

РАЗДЕЛ IV.

ЭКОНОМИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

Глава 7. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ

 

Аудиовизуальный сектор в медиаиндустрии

Основные модели телевизионной индустрии

Технологии распространения телесигнала

 

Глава 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ

 

Особенности ТВ как индустрии

Источники доходов в телевизионной индустрии

Стратегии конкурентоспособного программирования

Экономические и организационные особенности телесетей

Производство телепрограмм как сектор телеиндустрии

 

Глава 9. КОММЕРЧЕСКОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ТВ НА СОВРЕМЕННОМ МЕДИАРЫНКЕ

 

Экономика культурной глобализации

Коммерческие телеканалы на медиарынках развитых стран

Финансирование и организация общественного вещания

Модели общественного вещания в развитых рыночных демократиях

 

Краткие выводы

Вопросы для самопроверки

 

в начало

 

Глава 7.

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ

 

ТЕХНОЛОГИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕЛЕСИГНАЛА

 

Телевидение всегда ассоциируется с телевизором, «голубым экраном», который доставляет телевизионные программы зрителю. Действительно, сегодня телевизор остается главным телевизионным терминалом, хотя в условиях развитой телекоммуникационной инфраструктуры смотреть телевидение можно и на компьютере. Теле- и радиовещание в режиме реального времени по каналам Интернета уже получило специальное название – потокового видео и начало реализовываться различными компаниями, например Broadcast. сот. Правда, спрос на услуги такого рода пока еще незначителен, поскольку Интернет-ТВ требует наличия линий с высокой пропускной способностью.

Традиционные определения телевидения предполагают, что это средство массовой информации, посредством которого осуществляется распространение содержания по схеме «один – многим». Такая характеристика предполагает, что сигнал может быть одновременно доставлен массовой аудитории. Однако такие представления долгое время основывались на одной телевизионной технологии – аналоговом эфирном ТВ. К настоящему моменту палитра технических возможностей распространения телесигнала расширилась, однако главными способами распределения телевизионного сигнала являются три.

 

ИНТЕРНЕТ-ВЕЩАНИЕ

Broadcast.com – компания, основу бизнеса которой составляет технология потокового мультимедиа, принадлежит компании Yahoo! Inc. Ее Web-сайт предлагает программы 370 радиостанций и 30 телевизионных каналов. Специализацией компании стали репортажи о состязаниях университетских и профессиональных спортивных команд. Broadcast.com также предлагает прямую трансляцию корпоративных мероприятий – собраний акционеров, выступлений руководителей перед финансовыми аналитиками и менеджерами инвестиционных фондов. Чтобы увидеть программы Broadcast.com, пользователю Интернета достаточно только щелкнуть мышью на адрес компании в Сети. Запрос поступит на сервер компании, расположенной в Далласе, штат Техас, США. Однако материалы с сервера будут доступны только тем пользователям, которые подключены к Интернету линиями связи, имеющими пропускную способность не менее 44,5 Мбит/с.

 

Эфирное наземное ТВ. Это самый первый способ распространения телесигнала, до сих пор сохраняющий центральное место в телевизионной индустрии абсолютно всех стран. Его физическая основа – свободное распространение электромагнитных волн в пространстве. Для достижения общенационального охвата аудитории во многих странах создаются сети наземного вещания, передающие сигнал от центральной вещательной организации к отдаленным частям страны через сеть ретрансляционных станций. Для вещания станциям выделяется частота, которая может находиться в метровом (VHF) или дециметровом (UHF) диапазоне (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Распределение диапазонов радио- и телевещания по частотному принципу (А – российская; Б – наиболее распространенная в Европе и США классификации)

 

В США долгие годы, вплоть до начала 1960-х, законодатели вообще выделяли четыре разных СМИ. Классификация касалась различий не только между телевидением и радио, но и между теле- и радиостанциями, вещавшими в разных диапазонах. Технические различия были столь существенными, что говорили даже о двух типах телевидения (VHF, в российской терминологии – метровые каналы, и UHF – дециметровые каналы) и двух типах радио (AM и FM). Зрители и слушатели, чьи домашние приемники были настроены только на один диапазон, не могли принимать теле- или радиопрограммы другого диапазона. Это технологическое различие привело и к определенным экономическим последствиям: появившиеся первыми радиостанции, вещавшие в АМ -диапазоне, до начала 1960-х годов имели наибольшее распространение и поначалу большую прибыльность. Аналогичная ситуация складывалась в американском телевизионном бизнесе. Станции VHF -диапазона доминировали в секторе ТВ, объединялись в сети, оставаясь лидерами рынка, пока повсеместное распространение кабеля не сняло технических противоречий между телевизионными эфирными каналами. В странах Западной Европы различия были не столь существенны, т.к. старейшие телекомпании здесь вещают в диапазоне VHF.

 

Глава 8.

БРАЗИЛЬСКИЕ ТЕЛЕНОВЕЛЛЫ

Жанром, который принес коммерческий успех телеиндустрии Бразилии на внешних рынках, стала так называемая «теленовелла» – художественные развлекательные сериалы. Их производство для национального ТВ было начало в 1950 г. в студийном комплексе PROJAC в Рио-де-Жанейро, который со временем стал реальным конкурентом Голливуда. Как телевизионный жанр теленовелла получила широкое распространение во всей Латинской Америке, основными производителями его стали также Мексика, Аргентина и Куба, однако именно Бразилия сумела получить от теленовелл наибольшую выгоду. Для бразильской экономики теленовеллы стали третьим по значению продуктом экспорта.

Жанр произошел от американских мыльных опер, однако имеет и свои отличительные особенности. Теленовеллы – это романтические истории, в которых действует небольшое число персонажей. Сюжеты теленовелл, как правило, ограничены семейными рамками и частными конфликтами. Несмотря на значительную временную протяженность теленовелл – их показ подчас достигает года, – сюжетный конфликт разрешается только в самом конце, a каждая серия завершается на наиболее интересном повороте сюжета. В теленовеллах всегда есть незаконнорожденные дети и потерянные родители, любовные измены и споры за наследство. Становление жанра пришлось на 1950–1960-е годы, когда бразильское телевидение активно использовало мексиканские и кубинские сюжеты. Но позже начинается период обновления жанра, связанный с приходом на телевидение талантливых сценаристов и режиссеров левого направления. Для них жанр теленовеллы стал формой возрождения интереса к национальной литературе и воспитания у зрителя критического отношения к социальным несправедливостям. С этого момента бразильские теленовеллы стали отличаться натурализмом видеоряда, качественной драматургией, использующей сюжеты бразильской литературы, часто даже критическим отношением к действительности.

В 1970-е – годы военной диктатуры – теленовеллы создали особый мир телевизионных образов, благодаря которым ТВ удавалось избегать политической цензуры и сохранять традиционные ценности – язык, культуру, национальный характер. Стремясь обеспечить распространение нужной информации, военный режим экономически поддерживал создание общенациональной телевизионной трансляционной сети. Благодаря такому стечению обстоятельств, производство теленовелл в Бразилии стало весьма доходной отраслью телебизнеса. Роберто Мариньо, владелец крупнейшей в стране телесети Globo, превратил теленовеллы в глянцевую, технически совершенную продукцию для экспорта.

в начало

 

Варианты финансирования телевизионной индустрии

 

Тип финансирования Преимущественное использование Пример
Реклама Все коммерческие вещатели RTL (Германия), Carlton (Великобритания)
Абонентская плата Общественное вещание ВВС (Великобритания), SVT (Швеция)
Подписка Кабельные и спутниковые каналы BSkyB (Великобритания) Сапаl+ (Франция)
Плата за просмотр Кабельные и спутниковые каналы DFI
Добровольные пожертвования Общественное вещание PBS (США)
Государственные субсидии Общественное вещание СВС (Канада)
Почасовая оплата: «почти видео по заказу» Кабельные и спутниковые каналы Telepiu, DirecTV, Canal Satellite (Франция)
Почасовая оплата: «видео по заказу» Кабельные и спутниковые каналы Time Warner/US West (США)

 

Составлено по: Küng-Shankelman L. Inside the BBC and CNN. Managing Media Organisations. London, New York: Routledge, 2000. P. 48–51.

 

в начало

 

Чем выше охват общенациональной аудитории сетями и их аффилиированными станциями, чем больше программ может быть «упаковано» и транслировано в течение вещательного дня, тем выше экономическая эффективность телеиндустрии.

 

Телесети, будучи крупнейшими игроками в сфере телевизионного распространения, являются также важнейшими производителями телепрограмм. Телепрограммы, произведенные сетями, составляют основу программной политики собственных, управляемых и аффилиированных станций. Таким образом, доминирование программ телесетей в эфире американского коммерческого ТВ очевидно, поскольку до 75% всех станций имеют ту или иную степень отношений с сетями.

Организация телесетей в целом повторяет организацию отдельных станций. В их структуре выделяются четыре основные сферы деятельности –администрирование, программирование, продажи, техническое обеспечение. Показательно, что при распределении затрат на большее количество станций, входящих в телесеть, достигается значительный уровень оптимизации во всех сферах деятельности.

в начало

 

Глава 9.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

 

Телевизионная индустрия сегодня – наиболее прибыльный сектор медиаэкономики, что является прямым результатом эффекта масштаба производства в телеиндустрии. Только эфирное ТВ способно обеспечить рекламодателей действительно массовой аудиторией. Складывавшиеся в процессе развития телевидения его организационные модели – коммерческое, общественное, государственное – учитывали именно эту экономическую особенность телеиндустрии. В телеиндустрии реклама представляет собой важнейший источник финансирования в условиях прежде всего коммерческой модели, однако современное ТВ опирается и на специфические формы финансирования (абонентская плата, подписка, спонсорство), появление которых опирается на определенные технологии распределения телесигнала (кабель, спутник) и типы программной политики (универсальная, специализированная, нишевая).

Важнейший фактор, оказывающий воздействие на экономику современного телевидения, – это технология распространения телесигнала (эфирная, кабельная, спутниковая). Преобразование технологической инфраструктуры ведет к изменению стоимости распределения телесигнала, а также к трансформации взаимодействия традиционных экономических категорий спроса и предложения. По мере увеличения числа телевизионных каналов, расширения предложения на рынке телевизионного содержания прежние экономические принципы, предполагавшие создание массовой аудитории, теряют значение. Экономическая природа телевидения, превращающегося из наиболее массового СМИ (концепция широковещания) в нишевое и специализированное, изменяется, при этом доля платных телеуслуг существенно увеличивается.

Современное состояние телевизионного рынка в информационно богатых странах демонстрирует наличие общей экономической природы телеиндустрии, несмотря на сохранение их очевидной национальной специфики.

в начало

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Какие социальные и технологические условия привели к появлению телевидения?

2. Назовите два ключевых типа предприятий, действующих в телеиндустрии.

3. Назовите основные модели телевизионной индустрии и приведите их конкретные примеры.

4. За счет каких средств финансируется коммерческое телевидение?

5. В чем заключаются основы финансирования общественного вещания?

6. Каковы финансовые составляющие смешанной модели финансирования телевидения?

7. Назовите наиболее распространенные способы распределения телевизионного сигнала.

8. Каковы экономические особенности телевизионной индустрии?

9. Объясните концепцию «порочной спирали» в телеиндустрии.

10. Как вы понимаете стремление ТВ к максимизации аудитории?

11. Какие затраты в телевизионной индустрии существенно снижаются с течением времени?

12. Почему телевизионные программы должны стремиться к инновационности?

13. Какие затраты в телевизионной индустрии растут в связи с ростом конкуренции за зрителя?

14. На каких рынках производство телепрограмм объективно убыточно?

15. Перечислите способы снижения затрат на программирование в телеиндустрии.

16. Каковы источники доходов в телевизионной индустрии?

17. Какой тип программной политики характерен для универсальных телеканалов?

18. Почему тематические и специализированные каналы можно объединить в одну группу?

19. Что такое стратегия и тактика программной политики телестанций?

20. Как вы понимаете сетевой принцип организации телевидения?

21. Каким образом достигается эффект масштаба производства в телевизионной индустрии?

22. Назовите типы станций, формирующих сети общенационального ТВ в США.

23. В чем разница организации телесетей в странах Западной Европы и в США?

24. Какие типы предприятий формируют современную телеиндустрию?

25. Перечислите основные законодательные документы, оказывающие воздействие на экономику современной телеиндустрии в странах Европейского союза и США.

26. Какие направления принимает сегодня государственная политика в сфере ТВ в странах Западной Европы?

27. Назовите основные черты рынка коммерческого ТВ в Европе.

28. В чем заключаются особенности смешанной модели телерынка Великобритании?

29. Как вы объясните понятие «дуальное вещание» Германии?

30. Охарактеризуйте коммерческое телевидение Италии.

31. Каковы истоки философии общественного вещания в странах Западной Европы?

32. Перечислите источники финансирования общественного вещания.

33. Чем отличаются модели общественного вещания в информационно богатых странах?

34. Назовите источники финансирования ВВС, France Television, ARD и ZDF, NOS, Yleisradio.

в начало

 

в оглавление << >> на следующую страницу

 

 


[1] Цит по: Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 42.


[2] Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении. М.: Мир, 2001. Т. 2. С. 5.


[3] Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении M.: Мир, 2001.Т 2. С. 23.


[4] Перевод термина affiliate station как «филиала» в строгом значении неверен, поскольку традиционное понимание «филиала» как отделения или самостоятельной части предприятия предполагает факт владения им, однако телестанции, заключающие соглашения с телесетями, сохраняют финансовую и организационную независимость.


[5] Цит. по: Шарончикова Л.В. Концентрация СМИ и проблемы сохранения национальной самобытности. Стратегия французской транснациональной группы «Вивенди» // Вестн. МГУ. Сер. Журналистика. 2002. № 6. С. 93–94.


[6] После банкротства корпорации Л. Кирха она была выставлена на распродажу по частям, причем интерес к каналам проявляли другие коммерческие вещатели Западной Европы, например С. Берлускони. Интересно, что изменение собственника в целом не вызвало изменений в программной политике основных каналов бывшей корпорации Л. Кирха.


 

Вартанова Е.Л.

МЕДИАЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебное пособие

 

М.: Аспект Пресс, 2003.

 

 

РАЗДЕЛ IV.

ЭКОНОМИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

Глава 7. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ

 

Аудиовизуальный сектор в медиаиндустрии

Основные модели телевизионной индустрии

Технологии распространения телесигнала

 

Глава 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНДУСТРИИ

 

Особенности ТВ как индустрии

Источники доходов в телевизионной индустрии

Стратегии конкурентоспособного программирования

Экономические и организационные особенности телесетей

Производство телепрограмм как сектор телеиндустрии

 

Глава 9. КОММЕРЧЕСКОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ТВ НА СОВРЕМЕННОМ МЕДИАРЫНКЕ

 

Экономика культурной глобализации

Коммерческие телеканалы на медиарынках развитых стран

Финансирование и организация общественного вещания

Модели общественного вещания в развитых рыночных демократиях

 

Краткие выводы

Вопросы для самопроверки

 

в начало

 

Глава 7.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.