Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предложения Конституционного Суда по совершенствованию законодательства.





В соответствии со ст.22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.

Нередко внесение предложений происходит по итогам проверки конституционности нормативных правовых актов в порядке последуюшего или предварительного контроля, в связи с обращениями граждан.Согласно ч.2 ст.7 закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предложения, вносимые Конституционным Судом в государственные и другие органы, рассматриваются ими в сроки и порядке, установленные для этих органов. (Обратим также внимание, что в Кодексе идет речь о направлении предложений в государственные органы, а в законе в «государственные и другие органы», т.е. и негосударственные.

В поле зрения Конституционного Суда могут оказаться и такие нормы, которые по результатам проверки нельзя признать противоречащими Конституции, но которые не являются совершенными с точки зрения оптимальности правового регулирования. В этих случаях Конституционный Суд также практикует внесение своих предложения в адрес органов представительной и исполнительной власти.

На некоторых примерах покажем вклад Конституционного Суда уже в первые годы своей деятельности в совершенствование законодательства.

Так, в 1997 г. вносились в адрес компетентных органов следующие предложения:

-о неконституционности положений УПК, в соответствии с которыми одни и те же судьи формулировали обвинение и сами же рассматривали такие уголовные дела (дела так называемой протокольной формы досудебной подготовки);

- о праве граждан на указание в паспорте национальной принадлежности;

-об обязательности пересмотра приговоров по уголовным делам при изменении санкций в сторону снижения ответственности;

-о возмещении морального вреда гражданам, потерпевшим от преступлений;

в 1998 г.:

-о признании права собственности на квартиру в ЖСК и праве ее наследования при выплате паевых взносов и не оформлении ее в собственность;

-о предоставлении гражданам права на обжалование в суд постановлений о прекращении уголовных дел на стадии досудебного производства;

-о реализации права граждан на обжалование в суд административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, изъятия вещей и документов;

-об исключении из УПК нормы о запрете допроса близких родственников лица, совершившего преступление;

-об административной ответственности за нарушение законодательства о языках;

-об упорядочении правил и сроков содержания обвиняемого под стражей;

в 1999 г.:

-об обязательности опубликования нормативных актов, касающихся прав и свобод граждан;

-о неконституционности положения КоАП, предусматривающих ответственность должностных лиц за прием граждан на работу без прописки;

-об обеспечении не только обвиняемым, но и подозреваемым, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, права пользоваться в любой момент юридической помощью адвоката в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать;

в 2000 г.:

-о необходимости реализации в текущем законодательстве конституционного права граждан на альтернативную службу;

-об обеспечении юридической помощи осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы;

-о необходимости принятия нового Типового устава садоводческого товарищества, основывающегося на гражданском и земельном законодательстве, и при необходимости внесения компетентными органами государственной власти предложений, предусматривающих более полную законодательную защиту прав членов садоводческих товариществ, являющихся собственниками земельных участков;

-о незамедлительном принятии закона об альтернативной службе или внесении необходимых изменений и дополнений в Закон «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» с целью определения

механизма реализации гражданами права на альтернативную службу;

- об обеспечении реализации ст. 11 Закона «О совместном домовладении», предусматривающей, что собственники недвижимого имущества совместного домовладения несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально их доле в праве общей собственности на это имущество, исключив при этом существующие диспропорции, вызванные установленным порядком увеличения платы за «излишнюю жилую площадь»;

-о необходимости более полного учета принципа социальной справедливости, особенно в отношении социально незащищенных категорий граждан (пенсионеров и др.), которые в силу объективных обстоятельств оказались пользователями или собственниками жилых помещений, превышающих по своим размерам установленные нормативы; при решении вопроса об оплате за пользование жилыми помещениями и техническое обслуживание жилищного фонда; об устранении существующих противоречий между нормативными актами, регулирующими плату за пользование жилыми помещениями

и техническое обслуживание, и упорядочении при этом используемых в жилищном законодательстве понятий и терминов в целях их однозначного понимания и применения на практике; об определении порядка и условий более широкого доведения до граждан сведений, касающихся расходования средств, полученных от населения за пользование жилыми помещениями и их техническое обслуживание;

-о дополнении пункта 6 Порядка предоставления и суммирования трудовых отпусков, с тем чтобы работники, занятые на работе неполную рабочую неделю, но полный рабочий день и вынужденные в отдельных случаях выполнять работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, имели право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день пропорционально отработанному времени; о внесении в случае

необходимости в установленном порядке на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания законопроекта, предусматривающего совершенствование действующего порядка предоставления и суммирования трудовых отпусков

-об обеспечении юридической помощи осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы

-об упорядочении решения вопросов воинского учета и призыва на службу, исключения противоречивости актов законодательства и их несбалансированности в части зачета срока службы в органах

внутренних дел и специального звания при призыве на срочную службу

-о распространении действия законов от 18 января 1999 г. «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» и от 14 июля 2000 г. «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» на осужденных, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу по причине того, что кассационные жалобы (протесты) по их делам не рассматривались в течение длительного времени по обстоятельствам, не зависящим от осужденных; об установлении срока, в течение которого должны быть рассмотрены замечания на протокол судебного заседания в суде первой инстанции, а также срока, в пределах которого уголовное дело при наличии кассационной жалобы (протеста) должно быть

направлено в суд кассационной инстанции;

-о законодательном регулировании обязательного персонального распределения выпускников государственных высших и

средних специальных учебных заведений, обучавшихся за счет бюджетных средств;

-о предоставлении дополнительных гарантий молодым специалистам, распределяемым в местности с неблагоприятной экологической обстановкой (например, путем уменьшения срока работы по распределению, предоставления дополнительных льгот и преимуществ)

- о принятии безотлагательных мер по устранению существующих коллизий в законодательстве в части регулирования вопросов удержания подоходного налога из выходных пособий;

-о закреплении в действующем законодательстве порядка судебного обжалования применения к осужденным администрацией исправительного учреждения мер взыскания;

-о внесении изменений и дополнений в Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и другие нормативные акты с целью надлежащего законодательного регулирования порядка формирования состава народных заседателей и устранения существующих коллизий в действующем законодательстве;

-об определении такого порядка возврата паевых взносов, который обеспечивал бы правовую защиту не только выбывающих,

но и остающихся членов жилищно-строительных кооперативов, иных организаций граждан-застройщиков; о возможных механизмах оказания содействия жилищно-строительным кооперативам, иным организациям граждан-застройщиков в решении вопросов, касающихся возврата паевых

взносов гражданам, выбывшим из членов кооператива (иных организаций граждан-застройщиков), с учетом уважительности причин выбытия, иных заслуживающих внимания обстоятельств; о подготовке и внесении при необходимости соответствующих предложений законодателю.

Этот ряд примеров можно продолжать и до нынешнего этапа деятельности Конституционного Суда. (Более детально такая практика изложена в разделе 4.1 темы 4. См. также: Г.А.Василевич, К.И.Кеник,В.В.Подгруша. Решения Конституционного Суда как фактор совершенствования национального законодательства. Минск. ИООО «Право и экономика». 2007. 74 с.; Г.А.Василевич Послания Конституционного Суда Республики Беларусь о состоянии конституционной законности – реальный вклад в развитие правовой системы. Минск. ИООО «Право и экономика». 2007. 341с.).

Указанным полномочием Конституционный Суд активно пользуется и после получения права на осуществление предварительного конституционного контроля. Например, решением от 29 декабря 2008 г. «О применении более продолжительных сроков наложения административных взысканий» признано необходимым в КоАП определить исчерпывающий перечень составов административных правонарушений, за совершение которых должны применяться более продолжительные сроки наложения административных взысканий. Принятыми в феврале-марте 2009 г. решениями Конституционный Суд внес ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства: об уточнении одной из Инструкций Минюста в части, касающейся установления срока действия доверенности применительно к случаям получения денежных средств с вклада (депозита) гражданина, открытого в банке, на который перечисляется его пенсия; о равных условиях освобождения от возмещения средств, затраченных государством на подготовку молодого специалиста; о правовом регулировании выплаты выходного пособия. Решением от 17 июля 2009 г. «Об обеспечении равных прав граждан в сфере труда» Конституционный Суд признал необходимым в целях обеспечения гарантий осуществления конституционного права граждан на труд внести дополнения в ст.14 Трудового кодекса, включив возраст и место жительства в число дискриминационных обстоятельств, которые препятствуют реализации права на труд. 23 марта 2010 г. Конституционный Суд принял решение «О равных гарантиях реализации права граждан на защиту от безработицы», в котором обосновал необходимость закрепления в законе «О занятости населения» перечня оснований прекращения трудового договора, вследствие которых стипендия безработным назначается в меньшем размере по сравнению с общеустановленным, а также определения перечня оснований прекращения трудового договора, вследствие которых безработным может быть отказано в назначении пособия по безработице. Актуальным является решение Конституционного Суда от 27 сентября 2011 г. «О законодательном определении термина «трудоспособное лицо» для целей применения пункта «д» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В нем Конституционный Суд признал необходимым устранить имеющийся пробел в законе путем определения термина «трудоспособное лицо» для решения вопроса о зачете периода ухода за инвалидами 1 группы и некоторыми другими лицами в стаж работы.

Полагаем, что правовые позиции Конституционного Суда должны учитываться нормотворческими органами в процессе совершенствования действующего законодательства.

Следует иметь в виду, что многие предложения о совершенствовании законодательства содержатся в заключениях, которыми не только решался вопрос о признании акта или его отдельных положений неконституционными, но и одновременно вносились предложения об изменении и дополнении законодательства. Это могло увязываться со сроком утраты юридической силы акта. В таком случае в обязательном порядке следовало вносить коррективы с учетом подходов Конституционного Суда.

 

 

 


 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.