|
Начало правления 18 династии фараонов в Древнем Египте.Около 1680 г. до н. э. На Египет обрушился грозный враг. Из Передней Азии в дельту Нила ворвались полчища гиксосов. Это был союз кочевых племен. Главная сила кочевников состояла в боевых колесницах - легких повозках, запряженных лошадьми. Один воин управлял лошадьми, а второй поражал врагов стрелами из лука. Войско, состоящее из многих сотен колесниц, легко обращало в бегство пеших египетских воинов. Пришельцы поселились в восточной части Нижнего Египта. Отсюда они совершали набеги на египетские города и храмы, захватывали в плен мирных жителей. Среднее царство уже к этому времени распалось на отдельные номы. Большинство номов платило дань гиксосам. Не покорился лишь фиванский ном. Стремление освободиться от власти гиксосов, как и необходимость восстановления разрушенных оросительных сооружений, вело к новому объединению страны. Постепенно власть правителей Фив признали все нормы Верхнего Египта. Фиванские цари стремились изгнать гиксосов и из Нижнего Египта. Однако некоторые знатные люди не слишком охотно помогали своим царям. Они не желали усиления верховной власти в ходе победоносной войны. В свою очередь, фиванские правители опирались на простых воинов. Когда фараон Камос собрался воевать с гиксосами, родовитые вельможи заявили ему, что война им не нужна. Разгневанный Камос созвал армию и повел ее на север. Завершил освобождение Египта брат и наследник Камоса фараон Яхмос 1. Преследуя врага по пустыне, он осадили через три года взял последнюю крепость гиксосов. Египту были подчинены юг Палестины и северная часть Нубии. Яхмос 1 стал основателем 18 династии. С этой династии начинается период Нового царства, на протяжении которого Египет достиг наибольшего могущества. При наследниках Яхмоса освободительная борьба быстро переросла в завоевательные походы. Фараоны всемерно заботились о своем войске. Если раньше воины были вооружены копьями с медными наконечниками и медными кинжалами, то теперь все оружие изготавливалось из более прочной бронзы. Появились мечи и секиры - боевые топоры на длинной рукоятке. Ударной силой Египетского войска стали колесницы. Опытные воины на ходу метко стреляли из лука. При приближении к врагу, его поражали копьями и секирами. И командиры, и рядовые имели право на определенную часть добычи. Фараоны, лично руководившие сражениями, награждали тех, кто отличался мужеством и умением, в том числе рабами, которыми становились пленные. По окончанию службы пожилые воины наделялись участками земли. Нетрудно понять, почему египтяне сражались, по свидетельству одной надписи, <как львы>, и с <радостным сердцем> шли в бой. В результате многократных походов к Египту была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска египтян вышли к Евфрату. Так как воды Евфрата текли не с юга на север, как на Нил, а наоборот, они называли Евфрат сперевернутой рекой>. Борьба за Сирию и Палестину была долгой и упорной. Местные народы были разобщены и становились, как казалось, легкой добычей фараонов. Однако стоило египетскому войску повернуть к дому, жители восставали и переставали платить дань Египту. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Сказания о Гильгамеше Гильгамеш был исторической личностью. В первой половине III тысячелетия до н. э. он был царем города Урук в Шумере. Первоначально существовавшие устные рассказы о Гильгамеше впоследствии были записаны и обработаны. Рождение Гильгамеша связано с необычайными событиями. Его дед, опасаясь, что Гильгамеш, согласно предсказанию, отнимет у него трон, велел сбросить новорожденного с высокой башни. Но младенца, уже падавшего вниз, подхватил орел и отнес к садовнику, воспитавшему мальчика. Став взрослым, Гильгамеш лишил своего деда власти и провозгласил себя царем Урука. Новый правитель оказался строг. Жители Урука жаловались, что он не дает им ни минуты покоя, заставляя трудиться на строительстве городских стен. Их мольбы дошли до бога неба Ану, и тот, чтобы отвлечь Гильгамеша, сотворил с помощью богини Аруру могучего героя по имени Энкиду. Эн- киду принял решение идти в У рук, чтобы сразиться с Гиль- гамешем. Но Гильгамеш не боялся его прихода. Он видел вещие сны, согласно которым герои должны были стать друзьями. Так и произошло. Встретившись, Гильгамеш и Энкиду померились силой. Энкиду оказался сильнее, но это не помешало им заключить союз о вечной дружбе. Друзья мечтали о новых подвигах, и Гильгамеш предложил сразиться с чудовищем Хумбабой, охранявшим кедровый лес. Энкиду пытался отговорить Гильгамеша от этого опасного дела, но не смог его убедить. Во время приготовлений в городе возносились особые молитвы, производились гадания. Старейшины давали друзьям мудрые советы. Мать Гильгамеша молила богов о счастливом возвращении сына. Путешествие оказалось долгим. К кедровому лесу друзья подошли только через шесть недель. Но они не знали, как искать Хумбабу. Через сны боги сообщили героям об исходе борьбы и подсказали, как действовать дальше. Когда друзья стали валить кедры, Хумбаба сам вышел им навстречу. Бог Шамаш сначала колебался, но затем все же помог одолеть чудовище. Хумбаба обратился к Гильгамешу с просьбой о пощаде. Но Энкиду убил стража лесов. Вернувшись после опасного приключения домой, друзья проводили дни в радости и веселье. Богиня Иштар, очарованная мужеством и красотой Гильгамеша, предложила ему стать ее мужем. Она обещала, что он сравняется с богами и будет жить с ней в храме. Но Гильгамеш, знавший печальную судьбу всех предыдущих возлюбленных богини, отказал ей. Иштар была оскорблена и разгневана. В ярости она обратилась к властителю неба Ану с просьбой прислать на землю небесного быка, гибельного для людей. Бык был послан, но его удалось усмирить. Энкиду поймал быка и удерживал его, а Гильгамеш поразил животное кинжалом. Боги были недовольны убийством Хумбабы и быка. Энкиду в вещем сне было сообщено, что один из героев или даже оба будут наказаны. Энкиду впал в глубокую тоску, он видел себя изгнанным в преисподнюю. В конце концов Энкиду поразила болезнь, и он умер. Опечаленный Гильгамеш не находил себе места, он проводил целые дни подле умершего друга, оплакивая его. По приказу Гильгамеша была изготовлена статуя Энкиду и установлена на почетном месте. Теперь страх перед смертью охватил самого Гильгамеша, решившего, что и ему придется последовать за своим другом. Поэтому герой отправился искать бессмертие. Трудный путь привел его к человеку-скорпиону, охранявшему вход у ворот Шамаша. Упросив стража дать разрешение пройти и проделав путь в полной темноте, Гильгамеш достиг мрачных, неприветливых гор. Он пришел к дому Сидури — «хозяйки богов». Герой рассказал ей о себе, перечислил все свои подвиги и попросил указать путь к прародителю людского рода Утна- пишти. Сидури отправила его к корабельщику, который мог отвезти через море к Утнапишти. Гильгамеш все же добрался до цели своего путешествия. Скорбь Гильгамеша о друге тронула Утнапишти, и он решил поведать историю своего обретения бессмертия. Гильгамеш услышал рассказ о Всемирном потопе, во время которого погибли все звери и растения, а люди превратились в глину. Лишь Утнапишти и его семья остались живы. Построив ковчег, Утнапишти погрузил на него различных животных и семена растений, продовольствие и ценности, после чего наглухо забил двери. Разразилась страшная гроза. Утром хлынул ливень, а ночью Хлебный дождь я увидел воочью. Я взглянул в лицо погоды — Страшно глядеть на погоду было. Я вошел на корабль, засмолил его двери. <...> Едва занялось сияние утра, С основанья небес встала черная туча <...> Что было светлым — во тьму обратилось, Вся земля раскололась, как чаша. Первый день бушует Южный ветер, Быстро налетел, затопляя горы, Словно войною, настигая землю. Не видит один другого, И с небес не видать людей. Боги потопа устрашились, Поднялись, удалились на небо <...> Прижались, как псы, растянулись снаружи <...> Теснятся друг к другу, пересохли их губы. Ходит ветер шесть дней, семь ночей, Потопом буря покрывает землю. При наступлении дня седьмого Буря с потопом войну прекратили <...> Я открыл отдушину — свет упал на лицо мне, Я взглянул на море — тишь настала, И все человечество стало глиной! Плоской, как крыша, сделалась равнина. Я пал на колени, сел и плачу, По лицу моему побежали слезы. Ковчег пристал к вершине горы Ницир. Спустя еще семь дней Утнапишти выпустил голубя, но тот вернулся на корабль, не найдя земли; затем он послал ласточку, та тоже прилетела назад; только ворон не вернулся, так как нашел землю. Совет, данный Утнапишти ищущему бессмертия Гильга- мешу, заключался в следующем: не спать шесть дней и семь ночей, чтобы таким образом добиться вечной жизни. Но герой, наоборот, уснул и проспал целых семь дней. Тогда Утнапишти раскрыл Гильгамешу тайну цветка, растущего на дне моря: якобы тот дает бессмертие. Гильгамеш нырнул на морское дно и достал цветок. Он очень обрадовался и решил забрать цветок с собой в У рук, чтобы поделиться со своим народом благами, которые дает цветок. Но на обратном пути Гильгамеш решил искупаться. Он окунулся в воду, и запах цветка почуяла змея. Она и утащила цветок молодости. С тех пор все змеи молодеют, сбрасывая старую кожу. Гильгамеш сильно опечалился. Стены Урука — вот единственное, что, по его мнению, останется после него. Даже герою, бывшему, в сущности, полубогом, не удалось добиться бессмертия.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Вариант 2 Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|