|
Особенности первого этапа освободительного движение в Россииформирование В понятие освободительное движение входят не декабристской только революционная борьба, но и либерально-идеологии оппозиционные выступления, а также все оттенки передовой общественно-политической мысли. Освободительное движение в данном смысле начинается в эпоху перехода от феодализма к капитализму, т. е. в эпоху ломки феодально-абсолютистских учреждений и подъема буржуазии. Эта переходная эпоха выдвигала задачи буржуазно-демократических преобразований. В социально-экономическом и политическом развитии Россия отставала от передовых западноевропейских стран, в которых уже в XVII—XVIII вв. произошли буржуазно-демократические революции и утвердился представительный политический строй, знаменовавший собой победу буржуазии. Однако и в России на рубеже XVIII—XIX вв. были поставлены задачи таких же преобразований общественной мыслью, которая во многом заимствовала передовые идеи западноевропейских мыслителей. Но специфика России заключалась в том, что задачи буржуазно-демократического преобразования страны, выдвинутые ее освободительным движением, опережали реальные условия их осуществления. В этом в сущности заключалась и трагедия первых борцов за свободу в России. В различные исторические периоды русское освободительное движение имело свои особенности, в соответствии с которыми можно установить его периодизацию. Как известно, В. И. Ленин освободительное движение в России в его историческом развитии (до 1917 г.) подразделял на три этапа: дворянский, разночинский и пролетарский. В основу этой периодизации им был положен сословно-классовый критерий, ибо, как он указывал, преобладание на том или ином этапе определенного класса (или сословия) "налагало свою печать на движение", т. е. определяло его особенности: состав участников, характер программных требований и организационно-тактических принципов. Эта схема сугубо "классового" подхода господствовала в советской исследовательской и учебной литературе. Отметим, что применение классового критерия имеет свои резоны. В самом деле, на первом этапе (примерно до середины XIX в.) в русском освободительном движении практически преобладало дворянство, на втором освободительную борьбу возглавили разночинцы, на третьем — пролетариат. И все же на "разночинском" этапе в освободительном движении (особенно среди его либерально-оппозиционного крыла) значительную роль продолжали играть и выходцы из дворянства. Даже на пролетарском этапе демократические партии, которые реально возглавляли революционную борьбу и действовали от имени пролетариата или крестьянства, были представлены главным образом выходцами не из рабочих и крестьян, а интеллигенции. Что же касается умеренного крыла освободительного движения — либерально-оппозиционных партий, то оно почти целиком было представлено буржуазно-помещичьей интеллигенцией. Но в периодизации освободительного движения в России правомерны и другие критерии — в первую очередь, характер передовой идеологии, взятой на вооружение ее деятелями. На дворянском этапе (главным образом в годы деятельности декабристских организаций) в освободительном движении господствующее положение занимали идеи Века Просвещения, теория "естественного права человека и гражданина", сформулированная в XVIII в. французскими просветителями. Разночинский этап проходит под знаком социалистических идей, преимущественно "русского социализма", ориентировавшегося на особый, некапиталистический путь к социализму, опираясь на крестьянскую общину. Пролетарский базировался на идеях марксизма в их модификации применительно к российским условиям, выраженной в ленинизме. Другим существенным критерием в выделении периодов освободительного движения служат особенности той или иной исторической эпохи. Каждый этап освободительного движения связан с определенной социально-экономической и политической жизнью страны: дворянский целиком соответствует дореформенной, крепостной эпохе; разночинский совпадает с утверждением и развитием капитализма в пореформенную эпоху; пролетарский — с эпохой империализма. Каждая эпоха, выдвигая свои задачи социальных и политических преобразований в стране, формировала и состав участников движения, определяла стратегию и тактику, а также формы борьбы. Вместе с тем следует подчеркнуть, что российское освободительное движение XIX — начала XX вв. — единый процесс, и каждый последующий его этап органически связан с предыдущим. Преобладание же в российском освободительном движении дворян и представителей интеллигенции было обусловлено (в отличие от стран Западной Европы) тем, что в России так и не сформировалось широкого "среднего" слоя населения, так называемого "третьего сословия", которое могло бы выдвинуть свои политические программные требования и возглавить революционную борьбу. А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, русские просветители рубежа XVIII—XIX вв., А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, петрашевцы — таковы наиболее видные представители первого, дворян- ского, этапа освободительного движения в России. Они представляли очень узкий круг наиболее образованного, передового дворянства. В целом же русское дворянство оставалось крепостнически настроенным и верным престолу консервативным сословием.
Истоки декабристской идеологии. Декабристы были людьми высокой нравственности, которая выделяла их из среды остального дворянства, заставила подняться выше своих сословных привилегий, данных им их происхождением и положением, т. е. "стать декабристами", пожертвовав всем своим достоянием и даже самой жизнью во имя высоких и благородных идеалов — освобождения России от крепостничества и от деспотизма самодержавной власти. Отличительными нравственными чертами декабристов были их истинное рыцарство, душевная чистота, высокое чувство товарищества, осознание гражданского долга и готовность к беззаветному, бескорыстному служению отечеству. Все свои практические действия они соотносили с нравственными нормами. Для достижения великой цели должны быть, как они утверждали, высоконравственные средства. "Для поступка великого не должно употреблять низкие средства" (К. Ф. Рылеев}. Следовательно, "дело" декабристов — не только их гражданский, но и высокий нравственный подвиг, как они его себе представляли. Они ощущали судьбоносность той эпохи, в которой им пришлось жить и действовать, когда, по их мнению, решалась "судьба России". Для них было характерно ощущение грядущей грандиозности событий своего времени, что и служило ведущим мотивом их действий. Декабристы — представители радикального крыла дворянской оппозиции самодержавию, объединявшего преимущественно военную молодежь. Источниками декабристской идеологии явились идеи французских просветителей XVIII в., русских "вольнодумцев" конца XVIII — начала XIX вв. — А. Н. Радищева, Н. И. Новикова и их последователей, а также влияние освободительного духа "вольнодумства", господствовавшего в начале XIX в. в Московском университете, Царскосельском лицее, в некоторых военных учебных заведениях, в которых учились многие будущие декабристы. Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказала Отечественная война 1812 г. Не случайно они называли себя "детьми 1812 года", рассматривая его как отправную дату своего политического воспитания. Свыше ста будущих декабристов были участниками войны 1812 г., 65 человек из тех, которых потом царский суд назовет "государственными преступниками", насмерть стояли на Бородинском поле. Победа в Отечественной войне 1812 г. способствовала росту национального самосознания в России, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли и русской национальной культуры вообще. Именно война 1812 г. поставила перед будущими декабристами вопросы о судьбах России, путях ее развития. Она выяви- ла огромные возможности народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от иноземного нашествия, рано или поздно должен был найти в себе силы и для освобождения от "внутренней тирании" — сбросить с себя ярмо крепостнического рабства. Заграничный поход русской армии в 1813 — 1814 гг., в котором участвовали многие декабристы, познакомил их с социально-политическими изменениями в Европе после французской революции конца XVIII в., обогатил их яркими впечатлениями, новыми идеями и жизненным опытом. Все это оказалось в гармоничном созвучии с теми освободительными идеями, главным источником которых в то время явился прежде всего патриотизм. Именно в движении декабристов освободительные идеи особенно тесно были связаны с патриотическими настроениями, в значительной мере вытекали из них. Этот феномен объясняется тем, что на раннем этапе освободительного движения не только в России, но и в других странах — в условиях формирования нации, роста национального самосознания — передовые идеи были неразрывно связаны с развитием национальной культуры, с прогрессом нации вообще. Декабристы — горячие патриоты своей родины — раньше других поняли, что крепостничество и самодержавный произвол есть главная причина отсталости России, которая в конечном счете может привести ее к гибели. Поэтому ликвидация крепостного строя и самодержавия рассматривалась ими в первую очередь как глубоко патриотическая задача — "спасения" России. Декабристы выступили на исторической арене в эпоху крупных военно-политических катаклизмов, их время несло "неслыханные перемены, невиданные мятежи": наполеоновские войны, революции в разных странах Европы, национально-освободительные восстания в Греции и в латиноамериканских колониях. "Нынешний век, — писал в своих показаниях следствию П. И. Пестель, — ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать". Формирование декабристской идеологии и возникновение первых декабристских организаций проходили в обстановке роста либерально-оппозиционных настроений в России после Отечественной войны 1812 г. Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной, или иначе "околодекабристской", средой, на которую они опирались в своей деятельности и которая в значительной степени разделяла характерные для них взгляды. Это — видные писатели (например, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов), государственные и военные деятели (М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов, П. Д. Киселев, А. П. Ермолов), известные своими независимыми взглядами. Поэтому возникновение декаб- ризма и деятельность декабристских обществ, особенно на раннем их этапе, нельзя понять вне связи с их либерально-оппозиционным окружением. Нельзя не учитывать и того факта, что на формирование декабристских идей и взглядов оказали воздействие как преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра I, так и позднее разочарование в "реформаторе на троне", последовавшее в результате фактического отказа от них. Значительное влияние на организационно-тактические принципы декабристов оказали масонские ложи (более 80 декабристов, в том числе все их руководители, состояли в них), а также опыт тайных обществ в европейских странах. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|