|
Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. МуравьеваРазработка конституционных проектов и планов вооруженного выступления занимала первостепенное место в деятельности декабристских обществ после 1821 г. В 1821—1825 гг. были созданы две политические программы революционных преобразований в России — "Русская Правда" П. И. Пестеля и Конституция Никиты Муравьева; в принципе был согласован и план совместного выступления обоих обществ. В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы "естественного права", выработанные мыслителями Века Просвещения, — Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы декабристских конституций были хорошо знакомы. Под "естественным правом" понимались неприкосновенность личности, свобода слова и совести, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, гарантии защиты частной собственности, а в политическом плане — введение представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эти положения были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали в себе большой для того времени революционный заряд. Они закладывали основы буржуазного правового государства. При разработке своих проектов Пестель и Н. Муравьев опирались и на конституционный опыт других государств Европы и Америки. "Русская Правда" Пестеля провозглашала решительное уничтожение крепостного права, установление в России республики и равенства всех граждан перед законом. "Рабство крестьян должно быть решительно уничтожено, — писал Пестель, — и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми". Крестьяне должны были получить не только личную свободу, но и землю. При решении аграрного вопроса Пестель исходил из двух предпосылок: земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет право получить земельный надел, но вместе с тем признавалась и частная собственность на землю, ибо "труды и работы есть источник собственности". Пестель стремился согласовать общественное и частное начала путем деления всего земельного фонда страны на две части — землю общественную и землю частную. Общественная земля передавалась в распоряжение волостного общества (первичной административно-хозяйственной ячейки страны), поэтому она называлась "волостной". Каждый гражданин должен был быть для этого приписан к определенной волости. Чем бы он ни занимался (торговлей, промышленностью и пр.), в случае неудачи в своей деятельности он всегда мог найти в своей волости средство пропитания за счет причитающегося ему участка общественной земли. Эта земля не могла быть ни продана, ни заложена, а предоставлялась в безвозмездное пользование каждого, который желал заняться сельским хозяйством. Она, по мысли Пестеля, предназначалась для производства "необходимого продукта", чтобы обеспечить необходимые жизненные средства каждому гражданину и тем самым должна была служить гарантией от нищенства и голода. В общественный земельный фонд должны были войти все казенные и монастырские земли. Кроме того, для его пополнения предусматривалась частичная конфискация земли у крупных помещиков-землевладельцев: у имевших свыше 10 тыс. десятин половина отбиралась без всякого вознаграждения, у владельцев от 5 до 10 тыс. десятин половина отчуждалась либо за денежную компенсацию, либо за предоставление равноценного участка в другом месте. Частные земли находились в свободном товарном обращении и служили "доставлению изобилия", т. е. были призваны содействовать развитию частной предпринимательской инициативы в сельскохозяйственном производстве. Свое отношение к частной собственности Пестель строил, исходя из разумного сочетания общественного и частного интереса ("блага"). "Богатые всегда будут существовать, — писал он, — и это очень хорошо". Однако, подчеркивал он, "недопустимо присоединять к богатству другие политические права и преимущества в ущерб остальному населению", т. е. устанавливать, например, имущественный ценз для занятия государственных должностей. Предусматривая ряд мер для защиты частной собственности и частного предпринимательства, Пестель вместе с тем выступал против крупных собственников (или, как он говорил, "аристокрации богатств"), которые, как он видел на примере Англии и Франции, оказывают сильное влияние на политику правительства. Пестель считал "аристокрацию богатств" даже более опасной, нежели "аристокрацию феодальную". Подлежало упразднению прежнее сословное деление. Все сословия "сливаются в единое сословие — гражданское". Гражданские и политические права получали мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Вместо прежней рекрутчины вводилась всеобщая воинская повинность с 15-летним сроком службы. Ликвидировались военные поселения. "Русская Правда" декларировала свободу слова, печати, собраний, занятий, передвижения, вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, введение нового суда, равного для всех граждан, с гласным судопроизводством и правом обвиняемого на защиту. Однако предусматривались и ограничения в пользовании некоторыми из этих прав. Категорически запреща- лись всякие общества и объединения, "хоть открытые, хоть тайные, потому что первые бесполезны, а последние вредны". Бесполезность первых Пестель видел в том, что их занятия "входят в круг действий самого правительства"; вторые вредны потому, что сам факт тайной деятельности заставляет подозревать их в "зловредности", ибо новый общественный порядок "ничего доброго и полезного не принуждает скрывать, но даже, напротив того, все средства дает к их введению и обнародованию законным порядком". Устанавливалась цензура нравов. "Сочинитель" и издатель привлекались к суду за произведения, нарушающие "правила нравственности" или наносящие урон чести и достоинству гражданина. Правительство обязывалось иметь "бдительный и строгий надзор" за различного рода частными и общественными "празднествами и увеселениями", чтобы "они не были противны чистейшей нравственности и не заключали в себе разврата и соблазна". Обучение детей, согласно проекту Пестеля, должно проводиться в правительственных учебных заведениях. Частным лицам категорически запрещалось "заводить пансионы и другие учебные заведения". Этот запрет Пестель мотивировал невозможностью контролировать частные учебные заведения со стороны правительства. В "Русской Правде" провозглашалась свобода совести. Православие объявлялось "господствующей верою великого государства Российского", однако предоставлялась свобода и другим вероисповеданиям, "если только не противны они российским законам, духовным и политическим, правилам чистой нравственности и не нарушают естественных обязанностей человека". Духовные лица рассматривались как государственные чиновники, "исполняющие особые должности". Сохранялись монастыри, но постригаться в монахи разрешалось лицам не моложе 60 лет. В "Русской Правде" детально разработаны гражданские и семейно-правовые отношения. Возрастом совершеннолетия предлагалось считать 15 лет, когда юноши и девушки в торжественной обстановке приносят присягу на верность отечеству. С этого момента девушки получают право вступать в брак; юноши же получают такое право с 20 лет, равно как и право избирать и быть избранными в органы государственного управления на всех уровнях, поступать в военную и гражданскую службу. Над несовершеннолетними детьми родители имеют полную власть, но и несут ответственность за их воспитание и поступки. Пестель выступал горячим сторонником установления в России республиканского правления. Называя самодержавие "разъяренным зловластием", он выступал против любой формы монархического правления, полагая, что всякая монархия неизбежно "кончится деспотизмом". Как установило следствие, Пестель считал необходимым во время революционного переворота "истребление" всей царствующей фамилии. По "Русской Правде" будущая Российская республика должна быть единым и нераздельным государством, с сильной централизованной властью. Пестель был противником федерации, полагая, что она будет способствовать развитию центробежных и сепаратистских тенденций и тем самым — ослаблению государства, а возможно и его распаду. Федеративное устройство он рассматривал как восстановление "прежней удельной системы", какая существовала на Руси, со всеми ее отрицательными последствиями. В административном отношении Российская республика должна была состоять их десяти больших областей, в каждую из которых входили бы пять округов (или губерний); округа делились на уезды (или поветы), а уезды — на волости. Высшая законодательная власть, по "Русской Правде", принадлежала однопалатному Народному Вече в составе 500 человек, избираемых на 5 лет. Каждый год 1/5 часть Народного Веча переизбиралась. Исполнительную власть предстояло осуществлять Державной Думе в количестве 5 человек, избираемой Народным Вечем также на 5 лет. Председательствовал в Думе тот, кто пребывал в ее составе последний, пятый, год. Высшая контрольная ("блюстительная") власть вручалась Верховному собору из 120 человек. В него пожизненно избирались наиболее авторитетные и заслуженные граждане страны. Распорядительную власть на местах осуществляли областные, окружные, уездные и волостные "наместные собрания", а исполнительную — областные, окружные, уездные и волостные "наместные правления". Главами "наместных собраний" и одновременно "наместных правлений" должны были стать выборные "посадники" (в волостях — "волостные предводители"). Местные органы власти избирались сроком на один год. При решении национального вопроса Пестель исходил из двух противоречащих друг другу принципов: "права народности", т. е. права национального самоопределения, и "права благоудобства" — признания за "всяким большим государством" его стремления "к установлению границ, крепких местным положением и сильных естественными оплотами", и вместе с тем — стремления "к тому, чтобы силы маленьких народов, его окружающих, умножали его собственные силы, а не силы какого-либо соседственного большого государства, основывая сие стремление и старание на праве безопасности". Оба права Пестель называл одинаково законными и справедливыми, однако, по его мнению, право на самоопределение реально можно предоставить только тем народам, которые имеют силы и возможности "оное сохранить", в противном случае они не могут "по слабости своей пользоваться самостоятельною политическою независимостью" и неизбежно попадут под власть "которого-либо из больших соседственных государств". Поэтому это право для малых народов есть "мнимое и несуществующее". "К тому же маленькие народы, между большими находящиеся, служат всегдашним поприщем военным действиям, разорениям и гибельным действиям всякого рода". Поэтому, указывал Пестель, "лучше и полезнее будет для них самих, когда они соединятся духом и обществом с большим государством". Исходя из этих посылок, Пестель считал, что по отношению к народам, населяющим Россию, должно действовать "право благоудобства". Исключение он делал для Польши, которая получала политическую самостоятельность при условии, что в ней при помощи русской революции утвердится демократическая ч республика и будут произведены те же преобразования, как и в России, с которой она вступит в "вечный союз". У Пестеля всякий житель России именовался "русским". Это наименование обозначало не столько принадлежность к русской национальности, сколько определяло статус гражданина Российской республики. Вхождение малых народов в состав Российского государства не связывалось им с насильственной христианизацией и русификацией. Не допустима, по мысли Пестеля, никакая дискриминация по национальному признаку: все народы пользуются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности. Отдавая явный приоритет "праву благоудобства", Пестель указывал, что в перспективе "не должно противиться враждебными чувствами и действиями правильному отдельному существованию народов, могущих воспользоваться полною политическою независимостью". "Русская Правда" Пестеля была призвана служить "Наказом" Временному правительству, облеченному диктаторской властью сроком на 10 лет. В течение этого необходимого, по Пестелю, переходного периода оно проводит в жизнь записанные в "Наказе" преобразования. По истечении 10-летнего срока должна была быть принята новая конституция, закреплявшая произведенные, согласно "Русской Правде", преобразования, а Временное революционное правительство слагало свои полномочия. "Русская Правда" Пестеля является самым радикальным конституционным проектом декабристов. Записанные в ней преобразования предполагалось провести с помощью жесткой революционной диктатуры, предусматриваемой Пестелем. Конституционный проект Н. М. Муравьева исходил из иной политической концепции. В отличие от "Русской Правды" Пестеля проект Муравьева предусматривал сохранение монархии, ограниченной конституцией. Кроме того, Муравьев был противником строго централизованной власти и унитарного государства. Россия, по его проекту, должна стать федерацией из 14 "держав" и двух областей (по второму проекту — из 13 "держав" и двух областей) со своими столицами и самостоятельным управлением. По мнению Муравьева, в такой обширной стране, как Россия, федеративное устройство явится противовесом чрезмерному усилению центральной власти, которая в централизованном государстве неизбежно превратится в деспотию. Таким образом, федеративное устройство страны лучше обеспечит сохранение свобод граждан. Но при определении федеративного устройства Муравьев исходил не из национальных, а хозяйственно-экономических особенностей тех регионов, которые должны были стать "державами". По его проекту "державы" привязывались либо к берегам морей или крупным судоходным рекам. Соответственно они и получали названия: Ботническая, Балтийская,3аволжская, Камская, Обийская,.Ленская, Окинская, Бужская, Днепровская, Черноморская и т. д. Столицами "держав", по мнению Муравьева, должны были стать крупные торгово-промышленные центры, речные или морские порты. В Российскую Федерацию не включалась Польша, она должна была получить государственную самостоятельность. "Державы" делились на "поветы"(уезды), которых должно было насчитываться в общей сложности 569, а они в свою очередь — на волости по 500—1500 жителей мужского пола в каждой. Столицей федерации должен был стать (как и у Пестеля) Нижний Новгород, который переименовывался в Славянок (у Пестеля — во Владимир). Муравьев проводил строгое разделение властей — на законодательную, исполнительную и судебную, что было призвано, наряду с федеративным устройством, стать гарантией против возникновения в стране диктаторской власти. Высшим законодательным органом власти в будущей Российской Федерации являлось двухпалатное Народное Вече, состоявшее из Верховной думы (верхней палаты) и "Палаты представителей народных" (нижней палаты). Депутаты в обе палаты избирались не 6-тилетний срок, при этом каждые два года 1/3 их переизбиралась. В верхнюю палату избирались по 3 депутата от каждой "державы" и два — от "области", а в нижнюю — один депутат от 50 тыс. жителей мужского пола. В каждой "державе" законодательным органом являлось Державное вече, состоявшее также их двух палат — Державной думы и Палаты выборных. Державное вече избиралось на 4 года, при этом 1/4 часть его состава ежегодно переизбиралась. Право участвовать в выборах в центральные и местные органы власти получали граждане мужского пола в возрасте не менее 21 года. Кроме того, они должны были иметь постоянное место жительства, недвижимую собственность не менее чем на 500 руб. серебром или движимую на 1000 руб., исправно платить налоги и исполнять общественные повинности, а также не быть у кого-либо "в услужении". А для того чтобы быть избранным в местные и центральные органы власти или занимать государственные должности, устанавливался еще более высокий имущественный ценз. Для занятия высших государственных должностей необходимо было иметь на 30 тыс. руб. серебром недвижимого и на 60 тыс. руб. движимого имущества. Таким образом, высокий имущественный ценз давал доступ к участию в активной политической жизни страны главным образом имущим слоям населения, при этом, как видим, владельцы недвижимой собственности (а это были в основном дворяне-землевладельцы) имели двойное преимущество перед обладателями капитала (буржуазией). Высшая исполнительная власть принадлежала императору. Он являлся Верховным главнокомандующим, в его компетенции были переговоры с другими странами, он назначал с согласия Верховной думы послов и консулов, судей верховных судебных мест и министров. При вступлении на престол император должен был приносить присягу в верности и защите конституции. Он считался "первым чиновником государства". Ему выделялся высокий оклад жалованья (от 8 до 10 млн. руб. серебром в год), на который он мог содержать свой двор. Однако придворные, как находившиеся "в услужении", на время своей службы императору лишались избирательных прав и тем самым участия в политической жизни страны. Исполнительную власть в "державе" осуществляли державный правитель и его наместник, назначаемые Державным вечем. Распорядительная и исполнительная власть в уезде вручалась выборному тысяцкому. В проекте Муравьева детально разработано преобразование судебной системы. Вводился гласный суд с присяжными заседателями, адвокатурой, состязательностью сторон. Суд объявлялся равным для всех граждан страны. Высшим судебным органом страны являлось Верховное судилище, в державах — державное, а в уездах — уездное судилища, Низшей судебной инстанцией становился волостной "совестный суд". Проект Муравьева провозглашал упразднение сословной структуры общества, введение всеобщего равенства граждан перед законом, защиту неприкосновенности личности и имущества, широкую свободу слова, печати, собраний, свободный выбор занятий. Проект Муравьева, в отличие от проекта Пестеля, считал неотъемлемым правом граждан создавать различного рода объединения и сообщества. В Конституции Муравьева торжественно декларировалась S ликвидация крепостного права: "Крепостное право и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным". Однако помещичье землевладение объявлялось неприкосновенным ("земли помещиков остаются за ними"). Первоначально Муравьев предполагал освободить крестьян совсем без земли, и лишь в последнем варианте своего проекта он предусматривал предоставить бывшим помещичьим крестьянам их усадьбы и по две десятины на двор, что было явно недостаточно для нормального ведения крестьянского хозяйства и неизбежно заставило бы крестьянина идти в кабалу к своему бывшему помещику. В более выгодном положении оказывались государственные и удельные крестьяне, а также военные поселяне: за ними закреплялась вся надельная земля, которой они пользовались ранее. Муравьев полагал, что в будущем вся земля, в том числе и крестьянская надельная, должна стать частной собственностью их владельцев. Принято было считать, что конституционный проект Муравьева как более "умеренный" носит на себе в большей степени "черты классовой, дворянской, ограниченности" и поэтому стоит "ниже" пестелевского. Между тем проект Муравьева ближе подходил к условиям тогдашней России, нежели проект Пестеля. Еще в 1820 г. Никита Муравьев стоял за республику, но после глубоких размышлений и изучения тогдашнего состояния России, в которой среди широких народных масс преобладали царистские иллюзии, пришел к выводу о целесообразности для страны конституционной монархии. Введение им имущественного ценза для занятия государственных должностей преследовало цель во время социально-политических преобразований в стране опереться на состоятельные, наиболее активные слои населения, предоставляя им более благоприятные условия для хозяйственного предпринимательства. Оба конституционные проекта декабристов не были завершены. Из десяти предполагаемых глав "Русской Правды" Пестель написал только пять, а до этого им был составлен краткий конспект проекта под названием "Конституция Государственный Завет". Что же касается Конституции Никиты Муравьева, сохранились два неоконченные списка и краткое содержание ее, написанное им в каземате Петропавловской крепости по требованию следствия. Варианты этих конституционных проектов обсуждались в узком кругу декабристов и по существу не были приняты как программные документы. Несмотря на ограниченность в решении важных социальных проблем, противоречивость и утопичность отдельных положений, оба проекта являются замечательными памятниками декабристской политической мысли, они отражают горячее стремление декабристов приспособить к российским условиям передовые идеи Века Просвещения. Петербургские совещания 1824—1825 гг. характерны активизацией деятельности декабристских организаций, особенно Северного обществ Южного общества. Значительно возросла их численность за счет приема преимущественно в 1824 г. военной молодежи. Вплотную была поставлена задача непосредственной подготовки военного выступления. Весной 1824 г. в Петербург прибыл Пестель с целью договориться с руководством Северного общества об объединении его с Южным. Переговоры шли трудно. Пестель добивался объединения обоих обществ на идейной платформе "Русской Правды". Его проект вызвал бурные споры в Северном обществе, руководство которого (особенно Н. М. Муравьев и С. П. Трубецкой) выступало против предлагаемой Пестелем диктатуры Временного правительства на переходный период, отстаивало идею Учредительного собрания и федеративного устройства будущей России. Возражало оно и против проекта Пестеля "разделения земель". Серьезным препятствием к объединению служили и опасения "честолюбивых", "диктаторских" намерений, в которых подозревали Пестеля. Хотя объединения обоих обществ не произошло, тем не менее стороны договорились о выработке компромиссного варианта конституционного проекта, а главное — о совместном выступлении, намечавшемся на лето 1826 г. Планы восстания Предполагалось начать выступление в Петербурге, "яко средоточии всех властей и правлений", восстанием гвардии и флота, затем "вывезти царскую фамилию в чужие края" (за исключением самого императора, который удерживался под арестом до решения вопроса о форме правления — конституционной монархии или республики), созвать Сенат, "дабы чрез него обнародовать новый порядок вещей". На периферии ("в армии и в губерниях") тамошние члены тайного общества должны были оказать военную поддержку восстанию в столице. Это было, по свидетельству Пестеля, "главнейшее мнение". Но руководители Васильковской управы Южного общества С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин выдвигали другой план переворота: начать восстание не в столице, а на периферии. По их плану, во время царского смотра войск члены тайного общества, переодетые в караульных солдат, должны арестовать царя, поднять войска, затем двинуться с ними в двух направлениях — на Москву и на Киев, присоединяя к себе на пути другие воинские части. Одновременно должны были быть изданы две прокламации — к войску и народу — о целях восстания. Васильковская управа дважды пыталась реализовать этот план во время царских смотров войск в Бобруйске в 1823 г. и в Белой | Церкви в 1824 г., но по настоянию Пестеля (из-за неготовности тай-; ного общества к выступлению) вынуждена была отказываться от; этих замыслов. Новый план захвата царя, намеченный на 1825 г. во время предполагавшегося смотра царских войск в Белой Церкви, отпал из-за того, что Александр I, осведомленный из поступивших доносов о готовившемся против него заговоре, отменил смотр. В 1823 г. руководители Васильковской управы вошли в контакт с Польским патриотическим обществом (возникло в Варшаве в 1821 г.). Переговоры вел под контролем Пестеля М. П. Бестужев-Рюмин. В 1825 г. было заключено предварительное соглашение о поддержке выступления декабристов польскими революционными силами. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|