|
III. Социально-экономическая политика М. КемаляОдним из кардинальных принципов реформ был этатизм. В экономической жизни это означало ведущую роль государства. Оно должно было нести ответственность за состояние национальной экономики и социальное благосостояние людей. Это была давняя традиция исламской цивилизации: власть регулировала все экономические процессы. Частная жизнь не имела гарантий от вмешательства. В бизнесе выделялись, в основном, лица нетурецкой национальности: евреи, армяне, греки, выходцы с Кавказа — их всегда могли подвергнуть репрессиям. Быстро развить национальную экономику, создать современную промышленность можно было лишь в условиях госсектора. Государство должно было сократить и экономическую зависимость от других стран. Главным направлением экономической политики правительства в 1920-е гг. был выкуп у иностранных владельцев промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, железных дорог. В руки государства переходили и некоторые концессии, принадлежавшие ранее иностранцам. В 1928 г. Турции удалось достигнуть соглашения с держателями облигаций старых долгов, согласовать общую сумму долга, размеры ежегодных выплат. На этих условиях можно было рассчитывать на получение новых займов от Европы. Позднее, в 1933 г., Турция добилась сокращения общей суммы долга и облегчения условий его выплаты. Стало возможным расплачиваться по долгам не только валютой, но и товарами традиционного турецкого экспорта. Это привело к тому, что выплата внешних долгов пошла быстрее. Окончательно Турция расплатилась ей старыми долгами к 1944 г. В 1929 г. закончился 5-летний срок, в течение которого по Лозаннскому договору Турция должна была сохранять низкие таможенные пошлины. В том же году был принят Закон о таможенных тарифах, который дал возможность Турции ввести протекционистские пошлины, защитить свою молодую промышленность, что было очень важно в условиях начавшегося мирового экономического кризиса. Кризис привел к падению цен на сельскохозяйственную продукцию — главную статью экспорта Турции. Это усугубило финансовый паралич, вызвало острую нехватку валюты. Правительство в 1931 г. вынуждено было резко ограничить импорт. Введены специальные списки ввозимых товаров. В результате импорт сократился вдвое, что ослабило иностранную конкуренцию. В государственном секторе создавались новые крупные предприятия, строились железные дороги, порты, развивалась прочая инфраструктура. Началась ликвидация иностранных концессий. Некоторые были просто аннулированы, большинство же — выкуплены государством. В 1930 г. был создан Центральный республиканский банк. К нему перешли выкупленные у Оттоманского банка акции и право денежной эмиссии. Банк стал главным средством регулирования турецкой экономики в руках государства: он направлял инвестиции главным образом в государственный сектор. За годы выполнения первого пятилетнего плана (1933—1938) объем продукции, произведенной в госсекторе, в стоимостном выражении вырос втрое. Все вопросы координировало Министерство экономики. Оно финансировало предприятия государственного сектора через систему государственных банков, которые специализировались на различных отраслях: «Сюмербанк» — на обрабатывающей промышленности, «Этибанк» — на добывающей промышленности и энергетике; были банки, обслуживающие металлургические заводы, пароходные компании и т. д. Все эти банки участвовали и в управлении государственными предприятиями. Перемены в аграрном секторе были скромнее. Помимо отмены натурального налога в начале 1920-х гг. проводилось наделение безземельных крестьян землей из государственного фонда (за счет земель, экспроприированных у греков, армян и курдов). Всего было распределено 700 тыс. га земли. Введена единая система аренды. Правительство пыталось создать условия для повышения товарности сельскохозяйственного производства, увеличить сборы хлопка, табака и других экспортных культур. В годы мирового кризиса проводились государственные закупки сельскохозяйственной продукции, чтобы поддержать уровень цен. Для финансирования крестьян был создан Сельскохозяйственный банк. Государство в Турции традиционно строго контролировало цены: еще в 1920-е гг. были установлены государственные цены на отдельные виды сельскохозяйственных продуктов (табак, свеклу, пшеницу). В 1936 г. принят закон «О контроле за ценами на промышленные изделия». По «Закону о национальной защите», принятому в Турции в 1940 г., власти взяли на себя право определять себестоимость продукции, норму прибыли, масштабы транспортных и накладных расходов. Такого рода жесткий контроль за экономическими процессами сохранялся в Турции вплоть до 80-х гг. XX в. Традиционной была в Турции и забота государства о социальном благосостоянии. Тем более что с 1925 г., согласно закону «об охране порядка», деятельность профсоюзов запрещалась. Тоталитарное государство должно было взять на себя заботу о людях. Оно регулировало цены и условия труда, не допуская массовой безработицы и увольнений. В 1936 г. был принят всеобъемлющий «Закон о труде». Он устанавливал 8-часовой рабочий день, ограничивал сверхурочные работы,, регламентировал условия труда, в частности — запрещал тяжелый труд для женщин и подростков. Вводились и социальные льготы: оплата в случае болезни и отпусков по беременности и т. д. Правда, деятельность самих рабочих в поддержку своих интересов была строжайше запрещена. К примеру, нельзя было бастовать. Но и рабочие' защищены были от локаутов. Режим М. Кемаля, несомненно, способствовал достижению успехов в реформаторской политике. Разумеется, он был тоталитарным, опирался на силу, но в условиях господства в обществе идей ислама трудно себе было представить другие пути. Сам М. Кемаль в 1936 г. заболел и начал постепенно отходить от дел. Очевидно, в связи с болезнью стал портиться его характер, начались трения с ближайшими соратниками. 25 октября 1937 г. подал в отставку И. Иненю. 10 ноября 1938 г. М. Кемаль умер. Новым президентом был избран И. Иненю, который и стал достойным продолжателем реформ, хотя и не обладал такой же харизмой, как Мустафа Кемаль. IV. Внешняя политика Турции Во внешней политике М. Кемаль стремился следовать принципу равноудаленное™. Главной его целью было укрепить национальный престиж страны. Отношения с СССР диктовались главным образом соображениями безопасности (договор о дружбе и нейтралитете с СССР был заключен еще в 1925 г., затем продлен в 1935 г.). Меньшую роль играли экономические интересы (хотя во время визита К.Е. Ворошилова в 1933 г. в Турцию был получен кредит в 8 млн. руб. золотом). Став членом Лиги Наций в 1932 г., Турция стремилась поддерживать дружественные отношения со всеми странами. Были подписаны договоры о нейтралитете с Грецией и Италией. Дипломатический кризис с Италией (из-за Додеканесских островов) был урегулирован в 1936 г., когда Турция признала захват Эфиопии, проведенный Муссолини. В 1936 г. в швейцарском городе Монтре состоялась международная конференция, на которой была заключена так называемая конвенция Монтре — о демилитаризации проливов Босфор и Дарданеллы. Постепенно нормализовались отношения с соседними мусульманскими странами. 8 июля 1937 т. был заключен так называемый Саадабадский пакт о ненападении между Турцией, Ираном, Афганистаном и Ираком. Отношения с Англией складывались вполне успешно: за 1937— 1938 гг. Турция получила кредитов на сумму 19 млн. ф. ст. Франция вернула Турции в 1939 г. район Хатай (часть подмандатной Франции территории Сирии). Особое значение М. Кемаль придавал развитию отношений с Германией. Приоритет в них имели прежде всего экономические связи. Уже в 1936 г. на долю Германии приходилась половина всей внешней торговли Турции. Это сказалось и на определенном крене в политике. Хотя в будущей Второй мировой войне Турция придерживалась формального нейтралитета, симпатии значительной части ее правящей элиты были прогерманскими. Выводы /. Радикальную перестройку М. Кемаль начал с устранения главного тормоза на пути реформ — ислама. Он мог себе это позволить, опираясь на свой огромный авторитет и военную силу, хотя абсолютное большинство населения в стране — мусульмане. 2. В течение 10 лет в Турции произошли реформы, кардинально изменившие облик страны. Главные принципы реформ: лаицизм, национализм, этатизм. 3. В экономике М. Кемаль отводил ведущую роль государству. Он всемерно расширял госсектор, регулировал цены, скупал акции иностранного капитала, обеспечивал приоритет национального производства. Одновременно государство опекало граждан, следило за их благосостоянием. 4. Во внешней политике М. Кемаль стремился к всемерному укреплению национального суверенитета. С этой целью он стремился поддерживать равные отношения со всеми, руководствуясь лишь собственными интересами Турции. ЛЕКЦИЯ 14 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|