|
РАБОТА НАД МЕЛКОЙ МОТОРИКОЙ РУКИ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Давно признано: чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем больше проявляется мастерство, находчивость разума ребенка, активизируются его способности. При этом мускульная память маленьких детей достаточно хваткая и цепкая. Именно в этом возрасте, особенно при запаздывании развития моторики, необходимо «поставить» руку, развить слабые мышцы пальцев и кисти. Хотя работа эта увлекательная и ребенок возвращается, как правило, к ней по собственным желанию и воле, но мышцы руки его еще 119 будут быстро утомляться, напрягаться, а движения — не всегда точными и координированными, это необходимо предусмотреть и следить за дозированностью такого труда. Сам динамичный процесс работы не только укрепляет мышцы кисти, но и способствует развитию как экспрессивной речи, так и внутренней (используют предикаты, превалируют глагольные формы, формируют динамичность мысли), активизирует образное и логическое мышление, снимает психологическую нагрузку в период перехода к обучению письму. Итак, рисование карандашом — не только сенсорно-двигательное упражнение. Оно способствует проявлению умственной и речевой активности. Обычно родители замечают, что ребенок рано начинает водить карандашом по бумаге. При этом он испытывает радость от того, что получилось: какие-то штрихи, линии, чаще всего что-то невообразимое. Карандаш не «слушается» его и нередко ведет не туда, куда хочет ребенок. Это период так называемых «каракулей» и «мараний». Овладение графическими формами происходит медленно. Еще медленнее развивается зрительно-моторная координация. От «каракулей» и «мараний» ребенок далее переходит к стадии примитивных изображений, а с 4 лет — к схематическому изображению. Л.С.Выготский называет детский рисунок своеобразной графической речью и предвестником будущего письма. У многих детей с нарушениями речи (в частности, с ринолалией) отмечается моторная недостаточность, напряженность мышц пальцев кисти, слабость и быстрое уставание рук. Для формирования мелких движений пальцев рук, для выработки уверенности в движениях детской руки с самого раннего возраста предлагается серия заданий: рисование по крупным клеткам, по точкам, символов предметов и др. Во время такой работы, как отмечалось выше, развиваются не только тонкие дифференцированные двигательные навыки, но и активизируются творческие возможности, речевые способности, внимание, представления, пространственная ориентировка, пространственный праксис, умение выделять целое и части, существенные признаки предмета. Для этого используются две-три тетради в крупную клетку, а для рисования фигур по точкам — большие чистые листы с мелким рисунком-символом наверху или альбом, а также наборы карандашей. Выполняя работу, ребенок сочетанно комментирует, а сделанную — описывает по вопросам взрослых. Для пробуждения реакций на вербальные инструкции, развития синхронного взаимодействия между движением и речью используют тексты: Нарисуем дом и мячик, Только мячик наш не скачет. 120 Как открою я тетрадь, Буду Петек рисовать. Петя, Петя, петушок, К дому тропочка ведет, По ней Машенька (...) идет. Вот так вид, Вот так взгляд, Вот так яркий наряд! Долговязый Тимошка Бежит по узенькой дорожке. Его следы — Твои труды. Паровоз под стук колес в нуть-дорсиу нас повез. Утро ясное придет, солнце красное взойдет. Самолет построим сами, понесемся над лесами. Качу, лечу во весь опор. Я сам — шофер, я сам — мотор! Взял я в руки карандашик: раз и два — стоит барашек! А потом я взял резинку: три — четыре — стер картинку! Обращают внимание на умение правильно держать каран Образцы рисунков для работы но клеткам, по точкам и т. и. представлены в приложении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В наиболее тяжелой форме периферические органические нарушения речи отмечаются при врожденных дефектах неба и верхней губы. Своеобразие речевого развития приводит к нарушению психологического статуса, изменению способов коммуникации, к трудности приобретения и обеднению социального опыта у лиц с данным нарушением. Поэтому им крайне необходимо как можно более ранняя комплексная медико-пси-холого-логопедическая помощь, а именно до 2—2,5 лет. Разработанная методика является итогом многолетнего коррек-ционного преодоления открытой ринолалии. Она внедрена автором в практику здравоохранения и просвещения Сахалина, Восточной и Западной Сибири, Урала и Европейской части России. Данная методика включает четыре этапа. На первом этапе — подготовительном — основное внимание уделяют обследованию, разработке содержания индивидуальных реабилитационных программ, первым беседам с детьми и (отдельно) с близкими ребенка. На втором этапе стимулируются небные (как новое послеоперационное образование) и глоточные мышцы. Координируется сочетанность активной напряженности небных мышц с процессом ротового дыхания, необходимая для преодоления носового оттенка речи (как правило, инструкция «поднять небо!» сопровождается «замиранием» с прекращением дыхания и с последующим во время речи расслаблением небно-глоточного затвора). Осознанное управление указанными процессами приводит к положительному результату. Отрабатывают основные параметры речевого дыхания: его постепенность, направленность, длительность и наиболее рациональный диаф-рагмальный его тип. При этом у лиц с выраженной недостаточностью небно-глоточного затвора во время речи не допускаются форсированность и интенсивность выдоха. К числу первых мероприятий в работе с ними относится ослабление потока воздуха из легких для уменьшения его утечки через нос, а также разговор негромким голосом. Закрепляют навыки 122 спокойного ротового выдоха при осознанном управлении уплощением корня, истончением спинки языка и напряжением небно-глоточных структур. На третьем этапе осуществляют перевод всей артикуляторной базы звуков в передние отделы ротовой полости с применением целенаправленно подобранного фонетического материала. Корригируют гласные звуки, в первую очередь гласные переднего ряда И и Е, перемещающие вперед артикуляторный базис, с активным использованием ряда приемов: «пульсирование звука» и слогоделения, речетативного проговаривания и пропевания речевого материала в высокой тональности, «согревание рук», «слушай себя», мягкой атаки голоса (на удлиненном и направленном ротовом выдохе). Наряду с массажем и активирующими упражнениями названные выше приемы стимулируют подвижность мягкого неба и позволяют достигать чистоты речи в целом. Гласные таким образом становятся звуками-помощниками в коррекции всей фонетической системы родного языка. Затем корригируют сонорные звуки, которые позволяют координировать работу всех отделов артикуляторного аппарата и осуществлять доступный визуальный и кинестетический контроль за их укладами. При ироговаривании речевых образчиков (основной тренинговый материал не содержит носовых звуков) для уплощения спинки языка и его корня, а также рефлекторного подъема мягкого неба дозированно используют акцентированный шепот и полуголое. Далее корригируют шумные согласные в условиях их легкого, краткого и ненапряженного произношения во избежание «гипоркоррекции» и толчкообразного скандирования. На четвертом этапе —этапе автоматизации сформированных навыков произнесения звуков — детей приучают говорить осознанно, ясно, без лишних повторов в умеренном, порой замедленном, темпе пересказывания с использованием внешних стимулов, сдерживающих натиск впечатлений и неоформленность мысли. Параллельно вводят ортофоническис упражнения для постановки голоса, расширения диапазона, высоты и силы, нормализации темпа и ритма; дают доступные вокальные задания. На протяжении всего курса обучения новым произносительным навыкам формируют слуховое восприятие и слуховое внимание, а также фонематический слух, столь необходимые для дифференциации носового и чистого звучания гласных, их сочетаний, слов и речи в целом. Для работы с «носослушате-лем», дающим возможность ощутить утечку выдоха через нос, 123 специально подобран фонетический материал слоги, слова и фразы без носовых (Н и М) звуков Элементарные графические навыки развивают графе- и зрительно-моторные навыки, внимание, восприятие, пространственную ориентацию, корригируют двигательную функцию, нормализуют ритмичность, темп, координированность движений и улучшают речевое развитие Разработанная система коррекционной работы при ринола-лии вследствие расщелин неба позволяет эффективно и в короткие сроки преодолеть это многоаспектное расстройство речи, стационарно — в течение 2 мес, амбулаторно — за 3— 4 мес при 3-разовом посещении в неделю В работе над речью большое значение имеют эмоциональный фактор и поддержание только положительных эмоций с постоянным одобрением и поощрением, усилением мотивации и развитием адекватной самооценки СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Вансовская ЛИ, Бойко ЗС К «опросу о нарушении функции дыхания при врожденных расщелинах неба у больных с открытой ринолалисй после ура нопластики // Вопросы физиочогии и патологии верхних дыхатечьных путей Труды ЛенНИИ ЛОР-Л 1973 - I 17-(102 Вансовская Л И Некоторые акустические характеристики слyxa и голоса у боль ных с открытой ринолалисй на почве расщелин губы и неба // Вопросы физиологии и патоло!ии с пуховою и вестибулярною анализаторов С б трудов МНИИ ЛОР, ЛенНИИ ЛОР М 1974 - 1 18 (199 Вансовская Л И Экспериментальные исследования особенностей тембра голоса больных с открытой ринолалисй после радикальной уранопластики // Рас стройства слуха и речи Труды МНИИ ЛОР М 1974 I 19- С 147 Вансовская ЛИ Исследование разборчивости.экспрессивной речи у больных с открытой ринолалисй посте радикальной уранопластики // Вопросы физио логии верхних дыхательных iiyien С б трудов МНИИ ЛОР- М 1976 I 20 а-С 88 В ансовская ЛИ Бойко ЗС Новые методы диагностики функции гортани при некоторых патологических ее состояниях // 7 и licet ст.сзд оторинолар Материалы — Тбилиси 1976 С 186 Вансовская ЛИ Клинико экспериментальные исследования аргику тяторного уклада методом томографического контроля у больных с открытой ринола лией // Материалы науч практ конф оторинолар Сев Jan Р(ФС Р и Лен НИИ ЛОР-Киров, 1976 Г 114 Вансовская ЛИ, Щербакова Л П Спектральные характеристики гласных звуков в речи больных с открытой ринолалиеи // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи (Сб. трудов МНИИ ЛОР —М 1979 Т. 22 а — С 60 Вансовская Л И Методы обследования речи больных с открытой рннолалисй // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи Сб. трудов МНИИ ЛОР-М 1979 - 1 Т. 22-а. С. 67 В ансовская ЛИ Устранение дислалических нарушений согласных звуков при открытой ринолалии посте уранопластических операций. Метод. реком. — Л, 1981 - 22 с Вансовская Л И Логопедическая работа при открытой ринолалии после урано пластики Метод реком — Л, 1983 — 17 с Вансовская Л И Речевые нарушения и их устранение при оперированной расще лине неба // Неотложная помощь в оторинолаарингологии. Патология голоса и речи Сб трудов МНИИ ЛОР ЛенНИИ ЛОР - Л 1983-С 175 ВансовскаяЛИ Диагностика периферических нарушений речи у детей // Прак тикум по общей и экспериментальной психототии - Л 1990 (143 Вансовская ЛИ Психологическая коррекция нарушений речи в до школьном возрасте // Практикум но общей и экспериментальной психоло гии-Л 1990-(244 125 Вансовская Л.И. Профилактика речевых нарушений в дошкольном возрасте // Механизмы речевого процесса и реабилитации больных с речевыми нарушениями: Сб. трудов МНИИ ЛОР, ЛенНИИ ЛОР.- Л., 1989.- С. 122. Вансовская Л.И. Как развивать речь ребенка с врожденными расщелинами неба: Рук-во для родителей.— СПб., 1994,— 20 с. Вансовская Л.И. Преодоление дисфонии при нарушениях артикуляторного аппарата // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции: Сб. трудов ЛенНИИ ЛОР.- СПб., 1994.- С. 106. Вансовская Л.И. Дифференцированное устранение речевых расстройств у детей с открытой ринолалией // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции: Сб. трудов ЛенНИИ ЛОР.- СПб., 1994,- С. 129. Вансовская Л.И. Практикум по технике речи: Фонационный тренинг.— СПб., 1997.- 104с. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия.— М., 1983.— 93 с. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.— М., 1984.— 142 с. Хватцев М.Е. Логопедия.— Изд. 5-е.— М.: Просвещение, 1959.— 476 с. СПИСОК УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ТЕРМИНОВ Автоматизация — этап формирования звука, введение его п самостоятельную речь. Основа образования навыка Аграмматизм — неправильное согласование слов п роде, числе и падеже Адаптация — приспособление органов чувств к действующим раздражителям Акустический — слуховой Альвеолярный отросток — костный отросток верхней челюсти Имеет форму дуги, в которой располагаются луночки зубов Амимия — отсутствие мимических движений Аномалия — патологическое отклонение от нормы Артикуляция — движения и позиции органов речи, необходимые для произнесения звука. Атака звука — способ, которым пользуется говорящий, чтобы привести в действие голосовые складки, находящиеся п покое Твердая атака — голосовые складки плотно смыкаются до начала звука, мягкая атака — полное смыкание голосовых складок происходит в самый момент начала звука, придыхательная атака — до начала звука через еще не вполне сомкнувшиеся голосовые складки проходит некоторое количество воздуха, и лишь после этого происходит полное закрытие голосовой щели Гнусавость— носовой оттенок звуков речи и голоса (назализация), наблюдаемый при врожденных расщелинах неба и парезах неба Делабиализация — потеря огублсния, исключение участия губ при произнесении звуков О и У. Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное opганической недостаточностью иннервации речевого аппарата, чаще всего вследствие псевдо-бульбарного паралича. Для дизартрии характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого неба, языка, губ и нижней челюсти, вследствие чего артикулирование звуков оказывается затрудненным Динамический стереотип — устойчивая система условных и безусловных рефлексов Дислалии — нарушение звукопроизношсния при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата Дисфоння — расстройство голоса тембра, силы и высоты Дифференциация звуков — этап в коррскционной работе по формированию звука, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию, месту и способу образования Дыхание речевое — дыхание при речи (отличающееся oт физиологического в момент молчания или покоя). Интервокальный — согласный звук, занимающий позицию между двумя гласными Иррадиация — распространение в соседние части Итерация — физиологические повторы частей звуков, слогов, слов Кинестезии — ощущение движения и положения частей собственного тела, в том числе и речевых органов. Компенсация — возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка 7?7 Коррекция — исправление. Лабиальный — губной. Мезофарингс — средний отдел глотки. Модуляция — изменение высоты голоса в связи с интонацией. Моторика — система двигательных реакций человека. Мягкое нёбо — активный орган артикуляции; мышечное растяжение кзади от границы твердого нёба, заканчивающееся маленьким язычком. Назализация — гнусавость. Обтуратор — приспособление для закрытия дефекта твердого и мягкого неба. Ортофоиия— специальный вид лечения расстройства голосовой функции. Постановка звука — начальное формирование звукопроизносительных навыков. Резонатор — полость усиления звука; резонаторами являются полость рта, носа, гортань, грудная клетка. Ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизноше-ния, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса, происходящее от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, полости носа, мягкого и твердого неба или расстройства функции мягкого неба. Различают три формы ринолалии: открытую, закрытую и смешанную. Сенсомоторный — чувствительно-двигательный. Тактильный — осязательный. Уранопластика — оперативное закрытие щели твердого неба. Фонема — звук речи. Форманта — усиленные области гармонических составляющих звука, влияющие на его распознавание. Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию фонемы.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|