|
Из ПРОГРАММЫ «Педагогика». Модуль «Теория обучения».
Из ПРОГРАММЫ «Педагогика». Модуль «Теория обучения».
ИО, 2 курс, 4 семестр
4 семестр
| | Лекц.
| | Практ.
| Самостоятельная работа
| Модуль 4. Теория обучения
| | | | | Раздел 1. Теоретические основы обучения
| | | | | Тема 1. Дидактика как наука и учебный предмет. Современные дидактические концепции и системы обучения. Закономерности и принципы обучения.
|
| -
|
|
| Тема 2. Цели и содержание образования.
|
| -
|
|
| Тема 3. Формы организации обучения.
|
| -
|
|
| Тема 4. Диагностика эффективности результатов обучения.
|
| -
|
|
| Раздел 2. Современные методы, технологии и модели организации обучения
|
|
|
|
| Тема 1. Методы, приемы и средства обучения.
|
| -
|
|
| Тема 2. Современные технологии обучения.
|
| -
|
|
| Тема 3. Современные модели организации обучения.
|
| -
|
|
| Итого за 4 семестр:
|
| -
|
|
|
Литература
Основная
1. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
2. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник…Изд. «ПИТЕР», 2017 г., - 720 с.
3. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польск. М., 1990. – 383 с.
6. Чеслав Куписевич. Основы общей дидактики. – М., 1986.
Дополнительная
1. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов. – М.: Директ-Медиа, 2015, 624 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
2. Общая педагогика: учебное пособие. - Ставрополь: СКФУ, 2017. - 151 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467129
3. Новичкова Н.М. К твоим первым урокам. Методич. рекоменд. – Изд. 4-е. – Ульяновск: ООО «Вектор-С», 2015. – 104 с. (Библиотека УлГПУ).
4. Технологии воспитания и обучения: уч. пос. для студ. высш.уч. завед./Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова. О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; Под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 207 с
Примерный перечень вопросов к зачету
- Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения.
- Двусторонний и личностный характер обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- Обучение как система. Основные компоненты процесса обучения.
- Закономерности, принципы, правила обучения.
- Усвоение в процессе обучения: характер, этапы, уровни, типичные ошибки педагога.
- Целеполагание в обучения: сущность, способы формулировки ожидаемых результатов. Таксономия целей Б. Блума.
- Содержание образования: сущность, компоненты.
- ФГОС ОО и содержание школьного образования.
- Содержание обучения. Учебный план, учебная программа, учебник. Базовый учебный план, его структура.
- Современные дидактические концепции и теории.
- Методы обучения: сущность, классификация, критерии выбора методов обучения.
- Формы организации процесса обучения: сущность, классификация, характеристика.
- Урок как дидактическая система. Типы и виды уроков. Структура и логика урока.
- Подготовка учителя к уроку. Дидактические требования к современному уроку. Типичные ошибки учителя.
- Планирование в обучении: сущность, структура, содержание.
- Анализ и самоанализ урока: сущность, функции и виды, характеристика дидактического анализа.
- Организация домашней учебной работы учащихся. Типичные ошибки учителя.
- Средства обучения: сущность, классификация, требования к применению.
- Современные модели организации обучения. Модульное обучение.
- Педагогическая технология: сущность, классификация технологий обучения.
- Характеристика технологий обучений (одна – на выбор).
- Развивающее обучение; сущность, принципы, системы и их авторы.
- Проблемное обучение: теоретические аспекты; технология и методика.
- Технология ТРИЗ как педагогическая технология.
- Индивидуализация и дифференциация обучения. Формы дифференциации и технологии дифференцированного обучения.
- Технологии и методы интерактивного обучения.
- Инновационные образовательные процессы.
- Технология полного усвоения.
- Технология учебного проектирования.
- Новаторские технологии и методики обучения к. 20 – н. 21 вв. в педагогических системах (Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, И.П. Волков, П.М. Эрдниев).
- Диагностика эффективности процесса обучения. Контроль в обучении: функции, виды, формы и методы.
- Оценивание в обучении: сущность, системы, критерии, способы.
- Организация рефлексии в обучении: сущность, назначение, способы
Модуль 4. Теория обучения
Практические занятия
Тема 1. Дидактика как наука и уч. предмет. Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения. Современные концепции (теории) обучения (2 ч)
- Дидактика как педагогическая наука: предмет, функции и задачи, понятия.
- Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний и личностный характер обучения.
- Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- Закономерности обучения (дидактические закономерности): сущность, подходы.
- Принципы обучения: сущность, классификация.
- Ассоциативно-рефлекторная теория обучения как основа традиционного обучения
- Концепции развивающего обучения: соотношение обучения и развития на основе учения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
Тема 2. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности (2 ч)
- Целеполагание в образовании и обучении: сущность, назначение, способы.
Таксономия Б. Блума.
- Сущность содержания образования и его компоненты.
- Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
- Теории формирования содержания образования.
- Федеральный государственный образовательный стандарт ООО об ожидаемых результатах обучения.
- Учебные планы в образовательной организации школы.
- Учебные программы и учебники, учебная литература.
Тема 3. Организационные формы обучения (2 ч)
- Формы организации обучения: понятие, виды.
- Из истории организационных форм обучения, альтернативных классной-урочной системе.
- Общая характеристика классно-урочной системы: достоинства и недостатки.
- Дополнительные формы организации обучения.
- Виды современных организационных форм обучения.
Тема 4. Современная классно-урочная система обучения (2 ч)
- Урок как основная форма организации обучения.
- Типы, виды и структура уроков.
- Основные требования к современному уроку.
- Подготовка учителя к современному уроку. Технологическая карта занятия.
- Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
- Типичные дидактические ошибки учителя на уроках.
- Традиции и инновации в классно-урочной системе обучения.
- Дидактический анализ и самоанализ урока.
Тема 5. Педагогическая диагностика и оценивание учебных результатов и достижений обучающихся (2 ч)
- Диагностика в процессе обучения: сущность, виды, средства.
- Функции и система контроля как компонента диагностики. Требования к построению системы обратной связи.
- Система современного оценивания учебных достижений учащихся: сущность, критерии, способы фиксации.
- Виды, методы и формы контроля. Мониторинг учебных достижений учащихся.
- Технология оценивания образовательных достижений учебных успехов.
- Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся.
- Тестирование как метод диагностики обученности. Требования к дидактическим тестам.
- Портфолио как способ оценивания учебных достижений учащихся.
Из ПРОГРАММЫ «Педагогика». Модуль «Теория обучения».
ИО, 2 курс, 4 семестр
4 семестр
| | Лекц.
| | Практ.
| Самостоятельная работа
| Модуль 4. Теория обучения
| | | | | Раздел 1. Теоретические основы обучения
| | | | | Тема 1. Дидактика как наука и учебный предмет. Современные дидактические концепции и системы обучения. Закономерности и принципы обучения.
|
| -
|
|
| Тема 2. Цели и содержание образования.
|
| -
|
|
| Тема 3. Формы организации обучения.
|
| -
|
|
| Тема 4. Диагностика эффективности результатов обучения.
|
| -
|
|
| Раздел 2. Современные методы, технологии и модели организации обучения
|
|
|
|
| Тема 1. Методы, приемы и средства обучения.
|
| -
|
|
| Тема 2. Современные технологии обучения.
|
| -
|
|
| Тема 3. Современные модели организации обучения.
|
| -
|
|
| Итого за 4 семестр:
|
| -
|
|
|
Литература
Основная
1. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
2. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник…Изд. «ПИТЕР», 2017 г., - 720 с.
3. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с польск. М., 1990. – 383 с.
6. Чеслав Куписевич. Основы общей дидактики. – М., 1986.
Дополнительная
1. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов. – М.: Директ-Медиа, 2015, 624 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
2. Общая педагогика: учебное пособие. - Ставрополь: СКФУ, 2017. - 151 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467129
3. Новичкова Н.М. К твоим первым урокам. Методич. рекоменд. – Изд. 4-е. – Ульяновск: ООО «Вектор-С», 2015. – 104 с. (Библиотека УлГПУ).
4. Технологии воспитания и обучения: уч. пос. для студ. высш.уч. завед./Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова. О.М. Железнякова, Н.М. Новичкова; Под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 207 с
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|