Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Значительную роль в доходах бюджета продолжало играть косвенное обложение.





После революции 1917 г. и до перехода к нэпу налоговая по­литика выражается в двух основных направлениях:отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых, выпол­няющих чисто революционные задачи форм обложения.

Так, отмена частной собственности на землю привела к ликвидации поземельного налога (30 октября 1918 г.) и всех бывших зем­ских и городских поземельных сборов (3 декабря 1918 г.); на­ционализация промышленности — к отмене промыслового на­лога,(28 декабря 1918 г.); были упразднены налога с городских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с денежных капиталов (13 сентября 1918 г.).

Натурализация хозяйственных отношений при одновремен­ном резком сокращении товарооборота и огромном обесцене­нии денег привели к значительному снижению финансовой эф­фективности налогов, взимаемых в денежной форме 1 См.: Толкушкин А. В. История налогов в России. М., 2001. С. 200.. Харак­терной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой на­лог 2 См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 17..

В 1921 г. происходит переход к нэпу, создается новая нало­говая система государства. В этот период основным источни­ком доходов государства были прямые налоги.Первым денеж­ным налогом, возрождавшим опыт дореволюционного обложе­ния, стал промысловый налог. Им облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. Подобно дореволю­ционному, промысловый налог представлял собой сложную конструкцию; состоящую из патентного и уравнительного сбо­ров. Цена патента определялась разрядом, который устанавли­вался по внешним признакам (количеству рабочих, наличию двигателя) и местонахождением предприятия. Ставки были дифференцированными: дли промышленных предприятий по 12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле по 5 разрядам и 6 поясам. Уравнительный сбор, являющийся основной частью промыслового налога, взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия. Первоначально уравнительный сбор определялся в размере 6%, затем его став­ка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота.

Положением от 23 ноября 1922 г. закрепляется подоходно-поимущественный налог, плательщиками которого являлись физические и юридические лица: Поимущественное обложение затрагивало как предметы обихода, роскоши, так и производст­венное оборудование частных и акционерных предприятий, за­пасы сырья, товаров. Теоретическая невозможность обложения государственных предприятий поимущественным налогом (так как все имущество принадлежало государству) привела в 1924 г. к его отмене и подоходно-поимущественный налог был преоб­разован в подоходный, Он стал взиматься как основной — в твердых ставках, дифференцированных по группам плательщи­ков, и дополнительный — по прогрессивной ставке от совокуп­ности доходов превышающих определенный размер.

В 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог. Пер­воначально объектом обложения были земля, сенокосы, круп­ный рогатый и рабочий скот, а впоследствии — доход, получен­ный от хозяйства, в том числе от подсобных занятий.

В 1926 г. установлены налог на сверхприбыль и налог с имущества, пере­ходящего в порядке наследования и дарения.

Получает разви­тие и косвенное налогообложение. В 1921—1923 гг. были введе­ны акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.

Отличительной чертой налоговой системы нэпа являлась множественность налогов и сборов.

Так, к 1925г. существовали следующие основные виды налогов: прямые налоги (сельхозналог, промысловый, подоходно-поимущественный, рентный, гербовый сбор, наследственный), косвенные (акцизы, таможен­ные сборы), местные налоги.

Общая сумма налогов, сборов и пошлин начинает погло­щать все большую долю национального дохода, валового про­дукта и общественного товарооборота государства, что с одной стороны свидетельствует о возрастании роли налоговой систе­мы как одного из основных элементов экономики страны, а с другой — об усилении ее централизации и вовлечении в нало­говое пространство все большей суммы хозяйственных отноше­ний.

В 1930—1932 гг. в СССР осуществляется налоговая реформа, изменившая налоговую систему нэпа и отражающая экономи­ческую основу нового этапа развития страны — индустриализа­ции.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» были проведены кардинальные преоб­разования состава и структуры платежей, поступающих в госу­дарственный бюджет. В 1931 г. принимается еще несколько по­становлений, корректирующих ход налоговой реформы.

Основ­ными ее задачами являлось устранение - множественности платежей в бюджет а также реорганизация налоговой формы платежей государственных и кооперативных предприятий и ор­ганизаций в плановое распределение и перераспределение на­ционального дохода в соответствии с целями государства.

В ре­зультате ее проведения устанавливаются два канала изъятия до­хода государственных предприятий и организацийналог с оборота и отчисления от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет.

Налог с оборота вобрал 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов.

Шесть налогов и платежей, дававших бюджету 16,5% его доходов, кон­солидировались в один — отчисления от прибыли.

Не были унифицированы и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета.

В 1930 г. учреждаются налоговые инспекции, являющиеся структурными подразделениями районных и городских финан­совых отделов. В их компетенцию входило взимание налогов с населения.

Должностными лицами налоговых инспекций были налоговые инспектора, осуществляющие контрольную деятель­ность, и налоговые агенты, принимающие налоговые и страхо­вые платежи от сельского населения, производящие учет нало­гоплательщиков и объектов обложения и исчисляющие обяза­тельные платежи.

Налоговую регистрацию были уполномочены осуществлять налоговые органы, а также другие государствен­ные и негосударственные органы и организации (загс, нотари­ат, таможенные органы и др.).

В период Великой Отечественной войны (помимо действую­щей в предвоенный период системы обязательных платежей) дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения:военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сбор с вла­дельцев скота и др.

В послевоенный период, вплоть до середины 60-х гг., налоговая система государства не претерпела кар­динальных изменений.

В середине 60-х в СССР проводится хозяйственная ре­форма, которая была направлена на повышение эффективно­сти и прибыльности работы предприятий. Одним из основных документов, определяющих цели и задачи реформы, было при­нятое 4 сентября 1965 г. постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономиче­ского стимулирования промышленного производства».

В облас­ти налогообложения важнейшими мероприятиями явились: из­менение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды; фиксированных (рент­ных) платежей, реформирование системы подоходного обложе­ния колхозов.

В результате при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчислений от прибыли государствен­ных предприятий было установлено три платежа: плата за про­изводственные основные и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), целью которых было усиление эффективно­сти использования этих фондов; фиксированные (рентные платежи), направленные на изъятие излишних накоплений пред­приятий по сравнению со среднеотраслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюджет.

В 70—80-е гг. 91% общих доходов государственного бюджета СССР составляли платежи от социалистического хозяйства — налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий. Налоги с населения составляли лишь 8—9% всех доходов государственного бюджета.

6. Шестой этап — начало 90-х гг. — по настоящее время.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка привела к реформирова­нию системы платежей в бюджет. 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение роли экономических методов управления, создание механизма реального хозяйственного рас­чета и самофинансирования на предприятиях.

Наряду с рефор­мированием системы платежей государственных предприятий создавалась система налогов для индивидуальных предприни­мателей, а также кооперативов и предприятий с участием ино­странных организаций.

Принимаются соответствующие норма­тивные документы, регулирующие процесс реформирования. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 янва­ря 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий».

В последующие годы издает­ся множество нормативных правовых актов по налогообложе­нию отдельных сфер экономической деятельности. Впоследст­вии они были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организа­ций», который установил налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

Самостоятельная налоговая система Российской Федерации начала создаваться в 1991 г. Так, законами от 11 и 18 октября 1991 г. были введены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6—7 декабря приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с фи­зических лиц.Обобщающим законодательным актом, завер­шившим процесс формирования самостоятельной налоговой системы России как независимого государства, был принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Новизна налоговой системы, заложенной в 1991 г., состоит в том, что по существу вся сфера отношений хозяйствующих субъектов с государством, связанная с формированием доходов, была поставлена на твердую правовую основу законов, а не подзаконных и ведомственных актов, как было прежде.

Была создана система взаимосвязанных законов о налогах, состав­ляющих единый комплекс, построенный по единым принци­пам, структуре, механизму исчисления и сбора налогов, кон­троля и ответственности налогоплательщиков и налоговых ор­ганов. Эта система охватывала практически всю сферу налогообложения и обязательных сборов и платежей. Она су­щественно изменила систему исчисления налогов, налоговых льгот и налогооблагаемой базы.

В соответствии с Законом об основах налоговой системы ус­тановление и отмена налогов, сборов, пошлин и других плате­жей, а также льгот налогоплательщикам осуществлялись Вер­ховным Советом РФ (впоследствии Федеральным Собранием) и другими органами государственной власти. Органы государственный власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований имели право предоставлять дополнительные льготы по налогам только в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации в их бюджеты.

Таким образом, в 1991—1992 гг. вопросы законодательного обеспечения налоговой системы в основном были решены, хо­тя этот процесс продолжается и в настоящее время в соответст­вии с развитием социально-экономической обстановки.

В этот период налоговая система характеризовалась много­численностью налогов федерального, регионального и местного уровней. В налоговое законодательство России было внесено значительное количество различных изменений и дополнений, которые во многом были связаны с необходимостью приведе­ния его в соответствие с политическими и экономическими процессами, происходившими в стране.

С середины 90-х гг. в Российской Федерации проводится кардинальная реформа налогообложения, вытекающая из необ­ходимости адаптации налоговых отношений к изменившимся задачам государства и местного самоуправления. Решающим шагом данной реформы стало принятие Налогового кодек­са РФ (НК РФ).

Однако НК РФ не лишён определенных недостатков. Во многом это объясняется его уникальностью, заключающейся в том, что он призван совместить в себе решение двух за­дач. Являясь кодифицированным налоговым документом, НК РФ должен был объединить огромный массив норматив­ного материала, устранив существующие в нем недостатки. В то же время его принятие вызвано необходимостью рефор­мирования налоговой системы в государстве, но кодификация налогового законодательства должна стать следствием установ­ления стабильных налоговых отношений в государстве, а не быть предпосылкой их реформирования. В связи с этим про­блема реформирования системы налогообложения актуальна и в настоящее время. При этом необходимо создать справедли­вую налоговую систему, что является наиболее трудной зада­чей.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.