|
Значительную роль в доходах бюджета продолжало играть косвенное обложение. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 После революции 1917 г. и до перехода к нэпу налоговая политика выражается в двух основных направлениях:отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых, выполняющих чисто революционные задачи форм обложения. Так, отмена частной собственности на землю привела к ликвидации поземельного налога (30 октября 1918 г.) и всех бывших земских и городских поземельных сборов (3 декабря 1918 г.); национализация промышленности — к отмене промыслового налога,(28 декабря 1918 г.); были упразднены налога с городских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с денежных капиталов (13 сентября 1918 г.). Натурализация хозяйственных отношений при одновременном резком сокращении товарооборота и огромном обесценении денег привели к значительному снижению финансовой эффективности налогов, взимаемых в денежной форме 1 См.: Толкушкин А. В. История налогов в России. М., 2001. С. 200.. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог 2 См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 17.. В 1921 г. происходит переход к нэпу, создается новая налоговая система государства. В этот период основным источником доходов государства были прямые налоги.Первым денежным налогом, возрождавшим опыт дореволюционного обложения, стал промысловый налог. Им облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. Подобно дореволюционному, промысловый налог представлял собой сложную конструкцию; состоящую из патентного и уравнительного сборов. Цена патента определялась разрядом, который устанавливался по внешним признакам (количеству рабочих, наличию двигателя) и местонахождением предприятия. Ставки были дифференцированными: дли промышленных предприятий по 12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле по 5 разрядам и 6 поясам. Уравнительный сбор, являющийся основной частью промыслового налога, взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия. Первоначально уравнительный сбор определялся в размере 6%, затем его ставка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота. Положением от 23 ноября 1922 г. закрепляется подоходно-поимущественный налог, плательщиками которого являлись физические и юридические лица: Поимущественное обложение затрагивало как предметы обихода, роскоши, так и производственное оборудование частных и акционерных предприятий, запасы сырья, товаров. Теоретическая невозможность обложения государственных предприятий поимущественным налогом (так как все имущество принадлежало государству) привела в 1924 г. к его отмене и подоходно-поимущественный налог был преобразован в подоходный, Он стал взиматься как основной — в твердых ставках, дифференцированных по группам плательщиков, и дополнительный — по прогрессивной ставке от совокупности доходов превышающих определенный размер. В 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог. Первоначально объектом обложения были земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии — доход, полученный от хозяйства, в том числе от подсобных занятий. В 1926 г. установлены налог на сверхприбыль и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Получает развитие и косвенное налогообложение. В 1921—1923 гг. были введены акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров. Отличительной чертой налоговой системы нэпа являлась множественность налогов и сборов. Так, к 1925г. существовали следующие основные виды налогов: прямые налоги (сельхозналог, промысловый, подоходно-поимущественный, рентный, гербовый сбор, наследственный), косвенные (акцизы, таможенные сборы), местные налоги. Общая сумма налогов, сборов и пошлин начинает поглощать все большую долю национального дохода, валового продукта и общественного товарооборота государства, что с одной стороны свидетельствует о возрастании роли налоговой системы как одного из основных элементов экономики страны, а с другой — об усилении ее централизации и вовлечении в налоговое пространство все большей суммы хозяйственных отношений. В 1930—1932 гг. в СССР осуществляется налоговая реформа, изменившая налоговую систему нэпа и отражающая экономическую основу нового этапа развития страны — индустриализации. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственный бюджет. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. Основными ее задачами являлось устранение - множественности платежей в бюджет а также реорганизация налоговой формы платежей государственных и кооперативных предприятий и организаций в плановое распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с целями государства. В результате ее проведения устанавливаются два канала изъятия дохода государственных предприятий и организаций — налог с оборота и отчисления от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота вобрал 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов. Шесть налогов и платежей, дававших бюджету 16,5% его доходов, консолидировались в один — отчисления от прибыли. Не были унифицированы и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета. В 1930 г. учреждаются налоговые инспекции, являющиеся структурными подразделениями районных и городских финансовых отделов. В их компетенцию входило взимание налогов с населения. Должностными лицами налоговых инспекций были налоговые инспектора, осуществляющие контрольную деятельность, и налоговые агенты, принимающие налоговые и страховые платежи от сельского населения, производящие учет налогоплательщиков и объектов обложения и исчисляющие обязательные платежи. Налоговую регистрацию были уполномочены осуществлять налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (загс, нотариат, таможенные органы и др.). В период Великой Отечественной войны (помимо действующей в предвоенный период системы обязательных платежей) дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения:военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сбор с владельцев скота и др. В послевоенный период, вплоть до середины 60-х гг., налоговая система государства не претерпела кардинальных изменений. В середине 60-х в СССР проводится хозяйственная реформа, которая была направлена на повышение эффективности и прибыльности работы предприятий. Одним из основных документов, определяющих цели и задачи реформы, было принятое 4 сентября 1965 г. постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». В области налогообложения важнейшими мероприятиями явились: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды; фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. В результате при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчислений от прибыли государственных предприятий было установлено три платежа: плата за производственные основные и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), целью которых было усиление эффективности использования этих фондов; фиксированные (рентные платежи), направленные на изъятие излишних накоплений предприятий по сравнению со среднеотраслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюджет. В 70—80-е гг. 91% общих доходов государственного бюджета СССР составляли платежи от социалистического хозяйства — налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий. Налоги с населения составляли лишь 8—9% всех доходов государственного бюджета. 6. Шестой этап — начало 90-х гг. — по настоящее время. Начавшаяся в 1985 г. перестройка привела к реформированию системы платежей в бюджет. 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение роли экономических методов управления, создание механизма реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Наряду с реформированием системы платежей государственных предприятий создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Принимаются соответствующие нормативные документы, регулирующие процесс реформирования. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий». В последующие годы издается множество нормативных правовых актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности. Впоследствии они были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт. Самостоятельная налоговая система Российской Федерации начала создаваться в 1991 г. Так, законами от 11 и 18 октября 1991 г. были введены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6—7 декабря приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц.Обобщающим законодательным актом, завершившим процесс формирования самостоятельной налоговой системы России как независимого государства, был принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Новизна налоговой системы, заложенной в 1991 г., состоит в том, что по существу вся сфера отношений хозяйствующих субъектов с государством, связанная с формированием доходов, была поставлена на твердую правовую основу законов, а не подзаконных и ведомственных актов, как было прежде. Была создана система взаимосвязанных законов о налогах, составляющих единый комплекс, построенный по единым принципам, структуре, механизму исчисления и сбора налогов, контроля и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. Эта система охватывала практически всю сферу налогообложения и обязательных сборов и платежей. Она существенно изменила систему исчисления налогов, налоговых льгот и налогооблагаемой базы. В соответствии с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот налогоплательщикам осуществлялись Верховным Советом РФ (впоследствии Федеральным Собранием) и другими органами государственной власти. Органы государственный власти национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований имели право предоставлять дополнительные льготы по налогам только в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты. Таким образом, в 1991—1992 гг. вопросы законодательного обеспечения налоговой системы в основном были решены, хотя этот процесс продолжается и в настоящее время в соответствии с развитием социально-экономической обстановки. В этот период налоговая система характеризовалась многочисленностью налогов федерального, регионального и местного уровней. В налоговое законодательство России было внесено значительное количество различных изменений и дополнений, которые во многом были связаны с необходимостью приведения его в соответствие с политическими и экономическими процессами, происходившими в стране. С середины 90-х гг. в Российской Федерации проводится кардинальная реформа налогообложения, вытекающая из необходимости адаптации налоговых отношений к изменившимся задачам государства и местного самоуправления. Решающим шагом данной реформы стало принятие Налогового кодекса РФ (НК РФ). Однако НК РФ не лишён определенных недостатков. Во многом это объясняется его уникальностью, заключающейся в том, что он призван совместить в себе решение двух задач. Являясь кодифицированным налоговым документом, НК РФ должен был объединить огромный массив нормативного материала, устранив существующие в нем недостатки. В то же время его принятие вызвано необходимостью реформирования налоговой системы в государстве, но кодификация налогового законодательства должна стать следствием установления стабильных налоговых отношений в государстве, а не быть предпосылкой их реформирования. В связи с этим проблема реформирования системы налогообложения актуальна и в настоящее время. При этом необходимо создать справедливую налоговую систему, что является наиболее трудной задачей. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|