|
Приложение 5. Педагогическое сопровождение
Направления
| Задачи
| Содержание и формы работы
| Ожидаемые результаты
| Диагностическое
| 1.Подготовка диагностического инструментария для проведения коррекционной работы.
2.Организация педагогического
сопровождения детей, чье развитие осложнено действием неблагоприятных факторов.
3.Установление объема знаний, умений и навыков, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут
преодолеваться.
4.Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД
| Изучение индивидуальных карт медико –
психологической диагностики.
Анкетирование
Беседы.
Тестирование.
Наблюдение.
| Создание аналитической
справки об уровне
сформированностиУУД.
Создание «Индивидуальной карты» ребенка с ОВЗ.
| Коррекционное
| 1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности.
2.Овладение навыками адаптации
учащихся к социуму.
3.Развитие творческого потенциала учащихся.
4.Создание условий для развития
сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ;
5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и
эмоционально-личностной сферы;
6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание уменияобщаться, развитие коммуникативных
навыков.
| Проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных
действий: личностных, коммуникативных,
познавательных, регулятивных.
Содержание и формы коррекционной работы
учителя:
- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом,
медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ с использованием методов наблюдения, беседы, экспериментального
обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и
особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей, возникающих в процессе обучения ребёнка.
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного
материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за
учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных
интересов учащихся, их общее развитие.
Для повышения качества коррекционной работы
необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных,
существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным
обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к
изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и
индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических
трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности -проводится педагогами на уроках и во внеурочное время. На
уроках математики, русского языка учитель предлагает задания, которые требуют выбора наиболее эффективных способов выполнения и
проверки. Важно способствовать осознанию причины успеха /неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Преодолению «неуспешности» отдельных учеников помогают задания для групповой иколлективной работы, когда общий успех работы сглаживает чью-то неудачу и способствуя
пониманию результата. Система таких работ позволяет каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.
В конце уроков целесообразно предлагать детям задания для самопроверки.Это позволяет
учащимся сделать вывод о достижении цели.
Обучение учащихся умению планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений,
при работе над учебными
проектами.
Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и
итоговый контроль полученныхзнаний и освоенных способов действий.
Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках
урочной и внеурочной деятельности.
Формирование и освоение творческих способов и
приёмов действий основывается на системе заданий творческого и поискового характера,
направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей.
Проблемы творческого и поискового характера
решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами.
| Исправление или сглаживание
отклонений и нарушений развития, преодоление
трудностей в обучении.
Формирование позитивного
отношения к учебному процессу и к школе в целом.
Усвоение учащимися учебного материала.
Овладение
необходимыми знаниями, умениями и навыками в рамкахФГОС.
| Профилактическое
| Построение педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение
программ педагогической коррекции.
| Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с психологом и медицинским
работником школы.
Принятие своевременных мер по
предупреждению и преодолению запущенности в учебе.
-Осуществление дифференцированного подхода в
обучении;
- использование в ходе урока стимулирующихи
организующих видов помощи;
- осуществление контроля за текущей успеваемостью и доведение информации до
родителей;
- привлечение к участию коллективных творческих дел;
- вовлечь ребенка в спортивную секцию, библиотеку.
| Предупреждение
отклонений
вразвитии ребенка.
|
Приложение 6.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|