|
Отыскивание чисел (таблицы Шульте)Назначение. Изучение объёма внимания, его устойчивости, психического темпа. Стимульный материал. Пять таблиц с числами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке, секундомер, указка. Инструкция. Посмотри внимательно на таблицу с числами. Тебе нужно как можно быстрее найти числа по порядку от 1 до 25. Каждое число покажи указкой и назови вслух. Процедура. Перед началом выполнения задания необходимо убедиться, что ребёнок знает числа от 1 до 25. затем ребёнку предъявляется первая таблица и даётся инструкция. С началом работы ребёнка включается секундомер. Аналогично проводится работа с каждой из последующих таблиц: второй, третьей, четвёртой, пятой. Время работы с каждой из таблиц заносится в протокол. Обработка. Высчитывается среднее время выполнения задания, характеризующее объём внимания, по формуле. t1+t2+t3+t4+t5 t ср =--------------------- Где t - время выполнения задания по каждой из таблиц 1,2,3,4 и 5. Оценка результатов. 1 уровень – 30 – 39 сек. 2 уровень – 40 – 49 сек. 3 уровень -50 -59 сек. 4 уровень -60 -59 сек. 5 уровень -90 и выше. Помимо этого выявляются динамические характеристики активного внимания: врабатываемость, неустойчивость, истощаемость, определяемые при сравнении времени, затрачиваемого на выполнение заданий по каждой из соответствующих таблиц. Показателем врабатываемости является значительное уменьшение времени выполнения задания по второй таблице в сравнении с первой.(t2-t1) Показателем истощаемости является увеличение времени выполнения задания по последней таблице по сравнению с первой.(t5-t4) Показателем неустойчивости внимания служат колебания времени выполнения задания по каждой из таблиц в сравнении со средним временем: t1-tcp, t2-tcp, t3-tcp, t4-tcp, t5-tcp. Протокол обследования Врабатываемость_________________________________________ Неустойчивость__________________________________________ Устойчивость____________________________________________ Истощаемость____________________________________________
Общий уровень_____________________________________________ Интерпретация результатов 1 уровень – отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд. 2 уровень -отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребёнок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд, самостоятельно замечать и исправлять ошибки. 3 уровень -отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций. При этом возможны варианты: быстрая врабатываемость может сопровождаться медленным темпом выполнения задания, а медленная врабатываемость – высоким темпом сенсомоторных реакций. Ребёнок способен на недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд.Не замечает и не исправляет ошибки. 4 уровень – отражает недостаточную сформированность активного внимания. Увеличение времени выполнения задания обусловлено: или умеренной неустойчивостью внимания в виде «застревания» в поиске отдельных чисел; или равномерным замедлением темпа психической деятельности при выполнении заданий; или умеренной истощаемостью психической работоспособности. 5 уровень – отражает выраженную несформированность активного внимания, проявляющуюся в явной неустойчивости психической деятельности или в замедленности темпа и истощаемости. МЕТОДИКА 10 Мотивация учения Назначение. Определение мотивов к учению. Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне изображён вариант для мальчиков, на другой – для девочек. Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребёнка ранец за спиной, видно здание школы с вывеской «школа» (внешний мотив) Карта 2. мальчик (девочка0 за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив) Карта 3. на картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив) Карта 4. на улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображён с портфелем. Рядом мальчик(девочка) с ранцем. Видна чётко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости) Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идёт в противоположную сторону (отрицание мотива учёбы) Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив) Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя девочками (мальчиками). У одного ребёнка раскрыт дневник с пятёркой (пятёрка должна быть видна), ребёнок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха). Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе, и показывать картинки. Будь внимателен. Затем задаёт вопросы. Процедура. Ребёнку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур девочки и мальчика. 1.Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребёнком выкладывается карта 1. 2.Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я всё равно учился бы» Выкладывается 2 карта 3.Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается 3 карта. 4.Четвёртый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был (была) маленький (маленькая)». Выкладывается 4 карта. 5.Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается 5 карта. 6.Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6. 7.Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7. После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребёнку задаётся 4 вопроса: 1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему? 2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему? 3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему? 4. На какой картинке нарисован ты? Почему? Ответы ребёнка записываются в протоколе. Обработка. Мотив определяется на основе выбора карты. 1 карта - внешний мотив 2 карта – учебный мотив 3 карта – игровой мотив 4 карта – мотив взрослости 5 карта – отрицание мотива учения 6 карта – социальный мотив 7 карта – мотив успеха Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора. Определяется осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив. Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4 (3) раза, неустойчивым 1 (2) раз.
Протокол обследования
Ведущий мотив_______________________________ Устойчивость_________________________________ Неустойчивость _______________________________ Интерпретация результатов 1 уровень – отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребёнок положительно относится к школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу быть грамотным», «хочу знать всё» т.п. Ребёнок осознаёт специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчётливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признаёт авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми. 2 уровень - отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребёнок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Ребёнок осознаёт специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признаёт авторитет учителя. 3 уровень - отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребёнок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребёнок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере, авторитет учителя признаётся частично. 4 уровень – отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину. 5 уровень – отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого-либо отношения. Ребёнок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознаёт требований учителя, его особой роли.
МЕТОДИКА 11 Экспертная оценка Назначение. Получение экспертной оценки учителя об успеваемости и поведении ребёнка. Стимульный материал. Бланк с двумя биполярными шкалами, карандаш. Инструкция. Вам предлагаются две шкалы: «Учёба» и «Поведение». Отметьте на первой шкале место ребёнка по успеваемости, а на второй – по поведению. Процедура. Учитель отмечает чёрточкой положение ребёнка на шкалах. В соответствии с его успеваемостью и поведением. Обработка. Каждая из шкал делится на три равные части, которые определяют диапазон высокой, средней и низкой успешности учёбы и поведения учащихся. Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.
Интерпретация результатов Если оценка ребёнка оказывается в одном диапазоне с оценкой учителя (в той же части отрезка), то её следует считать адекватной. Если левее – её следует отнести к завышенной, правее – заниженной.
5 Учёба 2
5 Поведение 2
МЕТОДИКА 12 Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|