Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Самооценка учёбы и поведения





Назначение. Изучение субъективной оценки ребёнка своей успешности обучения и поведения.

Стимульный материал. Бланк с двумя биполярными шкалами и карандаш.

Инструкция. Тебе предлагаются две линии. На первой линии можно расположить всех детей по успеваемости. Слева окажутся дети с высокой успеваемостью, которые только учатся на одни пятёрки. Справа – дети с низкой успеваемостью, которые учатся на одни двойки. Все остальные дети находятся между ними. Как ты думаешь, где твое место на этой линии? Покажи. Поставь «галочку».

Процедура. Ребёнок ставит «галочку» сначала на первой линии, затем на второй.

Обработка. Адекватность самооценки определяется при сопоставлении субъективной (школьником) и экспертной (учителем) шкал путём их наложения.

Протоколом обследования является бланк с выполненным заданием.

Интерпретация результатов

Если оценка ребёнка оказывается в одном диапазоне с оценкой учителя (в той же части отрезка), то её следует считать адекватной. Если левее – её следует отнести к завышенной, правее – заниженной.

 

5 Учёба 2

 

5 Поведение 2

 


МЕТОДИКА 13

Социометрическое исследование

Назначение. Определение социометрического статуса школьника в классе и его потребности в общении.

Стимульный материал. Бланки социометрических карточек, список учеников класса, в котором обучается обследуемый, две социометрические матрицы: «Уроки», «День рождения».

Инструкция. Посмотри, на этом листке перечислены все ребята из твоего класса, ты хорошо их знаешь.

Ситуация 1. Скажи, к кому из них ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? Ты можешь назвать не более «№» одноклассников. Объясни, почему ты выбрал их? А теперь скажи, к кому ты ни за что не стал бы обращаться за помощью по поводу уроков? Почему?

Ситуация 2. Скажи, пожалуйста, кого из класса ты пригласил бы к себе на день рождения? Назови не более «№» одноклассников. Объясни, почему ты их выбрал? А кого из класса ты ни за что не пригласил бы на день рождения? Почему?

Процедура. Перед ребёнком выкладывается список одноклассников, из которого он должен сделать положительный выбор в двух ситуациях. Количество выбираемых одноклассников ограничивается числом «№», которое определяется по ниже приведённой таблице в зависимости от общего количества учеников в классе. Например, если в классе 25 человек, то ребёнок то ребёнок может выбрать не более 5 человек.

Допустимо, если ребёнок сделает меньшее число выборов, чем «№» или не сделает ни одного. Ответы по первой или второй ситуациям выбора фиксируются в социометрической карточке.

Для оценки степени популярности обследуемого в межличностных отношениях с одноклассниками подсчитывается индекс социометрического статуса отдельно для ситуации «учёбы» и «дня рождения» по следующей формуле:

 

N (R1+ + R2-)

C1=Z -------------------------------------

1+ N-1

Где C1 – социометрический статус i -члена, Ri - полученные 1 – членом выборы, Z - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i -члена, N - число членов группы.

Кроме оценки социометрического статуса ребёнка в классе вычисляется индекс его эмоциональной экспансивности по формуле:

N (R1+ + R2-)

Ei=Z -------------------------------------

1+ N-1

Где Ei – эмоциональная экспансивность i – члена, R – сделанные i -членом выборы (+,-).

Показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении (ситуации «день рождения», «уроки»).


Таблица определения ограничения социометрических выборов

Количество учеников в классе N Число выборов (№) Вероятность случайного выбора P (A)
5 - 7   0.20 – 0.14
8 - 11   0.25 – 0.18
12 - 16   0.25 – 0.19
17 - 21   0.23 - 0.19
22 - 26   0.22 - 0.19
27 - 31   0.22 - 0.19
32 - 36   0.21 - 0.19

 

Обработка. Полученные результаты из социометрической карточки заносятся в соответствующую социоматрицу, затем подсчитывается количество положительных и отрицательных выборов, сделанных обследуемым, а также количество полученных им выборов. Для каждой ситуации заполняется отдельная социоматрица.

Кто выбирает (список класса) Кого выбирают Сделанные выборы Всего
                (+) (-)  
  А – ов Б-ов В-ова К-ова М-ова П-ова П-ов Ш-и   + + + + + + … + + -            
  Полученные выборы Z (+) Z (-)                      
  Всего                      

Пример социоматрицы для группы, численностью 8 членов

 

 

Примечание: + положительный выбор, - отрицательный выбор.


Протокол обследования

Ситуация Вопросы Выбор Примечание (пояснение)
  Уроки К кому ты обратился бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? №…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
    К кому ты не стал обращаться бы за помощью, когда у тебя не получаются уроки? №…..  
№…..  
№…..  
      №…..  
№…..  
№…..  
      №…..  
№…..  
№…..  
    День рождения   Кого из одноклассников ты бы пригласил бы к себе на день рождения?   Кого из одноклассников ты бы ни за что не пригласил бы к себе на день рождения?      
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
   
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  
№…..  

Интерпретация результатов

По степени популярности в группе принято выделять безусловного лидера в определённой ситуации или «звезду» - ученика, набравшего наибольшее число положительных выборов,

«предпочитаемого» - ученика, набравшего около половины положительных выборов от «звезды»,

«оттеснённого» - получившего единичные выборы,

«изолированного» - ученика, не получившего ни одного выбора, и «отверженного» - ребёнка, получившего отрицательные выборы.


МЕТОДИКА 14

Незаконченные предложения

Назначение. Выявление проблемных зон в системе личностных отношений ребёнка, в том числе к семье, к отцу, к матери, к самому себе, к друзьям.

Стимульный материал. Бланк с незаконченными предложениями.

Инструкция. Сейчас я назову тебе начало предложения, а ты придумай его окончание.

Процедура. Ребёнку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке. Ребёнок заканчивает предложения. Что фиксируется в протоколе.

Обработка. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную. Отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой.

Большинство знакомых мне семей…….

1.несчастливы. недружные, разошлись: «-2»

2.Не очень дружные, нервные: «-1»

3.Все одинаковые: «0»

4.Нормальные: «+1»

5.Очень дружные, счастливы: «+2»

Затем, в соответствии с ключом определяется суммарная оценка по каждой зоне отношений.


 

Ключ
Зоны отношений Номера предложений
1. Отношение к отцу 1 7 13 19
2. Отношение к себе 2 8 14 20
3. Отношение к среде (страхи и опасения) 3 9 15 21
4. Отношение к друзьям 4 10 17 22
5. Отношение к семье 5 11 17 23
6. Отношение к матери 6 12 18 24

 

По итогам обследования составляется сводная таблица результатов, куда заносятся баллы, полученные по разным зонам отношений.

 

Протокол обследования

Зоны отношений Система отношений ребёнка (баллы) Ответы детей
1.Отношение к отцу    
2.Отношение к себе    
3.Отношение к среде (страхи и опасения)    
4.Отношение к друзьям    
5.Отношение к семье    
6.Отношение к матери    

Прилагается бланк с выполненным заданием

Незаконченные предложения:

1.Думаю, что мой папа редко_______________________________________

2.Если все против меня, то_________________________________________

3.Знаю,что глупо, но боюсь________________________________________

4.Думаю, что настоящий друг______________________________________

5.По сравнению с другими семьями моя семья________________________

6.Моя мать и я___________________________________________________

7.Если бы мой папа только захотел__________________________________

8.Думаю, что я достаточно большой, чтобы___________________________

9.Мои одноклассники не знают, что я боюсь__________________________

10.Не люблю ребят, которые_______________________________________

11.Моя семья обращается со мной, как с _____________________________

12.Моя мама_____________________________________________________

13.Я бы хотел, чтобы мой папа______________________________________

14.Мне не нравится в себе то_______________________________________

15.Хотелось бы мне перестать бояться_______________________________

16.Больше всего я люблю тех ребят, которые__________________________

17.Большинство знакомых мне семей________________________________

18.Считаю, что все мамы__________________________________________

19.Думаю, что мой папа___________________________________________

20.Когда мне не везёт, я __________________________________________

21.Когда мне страшно, мне приходится______________________________

22.Когда меня нет, мои друзья______________________________________

23.Когда я был маленький, моя семья________________________________

24.Я люблю свою маму, но_________________________________________


МЕТОДИКА 15

Особенности развития речи

 

Нарушения речи отмечаются в процессе взаимодействия с ребёнком во время обследования.

Определяется наличие – отсутствие нарушений звукопроизношения, анализируется умение ребёнка строить речь грамматически правильно, полнота речи, логичность, доказательность. Предлагаются рекомендации по работе над речью учителям, родителям, при необходимости - логопеду.


Речь ребёнка:

связность____________________________________________
логичность___________________________________________

полнота_____________________________________________

развёрнутость_______________________________________

доказательность_______________________________________

эмоциональность______________________________________

затруднения в речевой деятельности____________________

общее недоразвитие речи_____________________________

нарушения звукопроизношения_________________________

 


МЕТОДИКА 16







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.