Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выйти из плена старой идеологии





«Если кто погубит Россию, то это будут не коммунисты, не анархисты, а проклятые либералы»

(Ф. М. Достоевский)

«Когда меня спрашивали, не много ли де­вять лет Ходорковскому, я отвечал: Не много, если сначала лет по двадцать пять Чубайсу и Коху».

ДО. Ю. Болдырев)

«Нормальные люди идут в политику, что­бы народ их руками овладел государством и положил конец четверти века нацио­нального предательства».

(М. Г. Делягин)

Российской приватизации уже, без малого, четверть века. Идет новая её ускоренная «волна». На торги, которые власть, в отличие от «старой» приватизации, обещает сделать «открытыми», «честными» и «справедливыми», предполагается выставить «за серьезные деньги» акции крупнейших, как правило, высокодоходных и бюджетообра­зующих государственных компаний. Они известны - «Роснефть», «Совкомфлот», «Сбербанк России» (в сентябре 2012 г. уже проданы 7,58% акций), Банк ВТБ, «Объединенная зерновая компания», «Рос-агролизинг», РОСНАНО, РЖД, «Апатита» (в сентябре 2012 г. уже продано 20% акций), крупнейшего перевозчика сжиженного газа «СГ-транса» (в сентябре 2012 г. уже продано 100% акций) и ряд дру­гих. Всего в списке 1400 объектов приватизации. Прогнозная цена вопроса - 30 млрд. долларов США или немногим более 900 млрд. руб. для пополнения доходной части федерального бюджета. Между тем, только одна успешно функционирующая государственная компания «Роснефтегаз» (владеет 75% акций «Роснефти» и около 10% акций «Газпрома») имеет на своих счетах около 132 млрд. руб., которые она обязана перечислить в федеральный бюджет в виде дивидендов на государственные пакеты акций. Естественно, цена акций самой ком-

В. В. Букреев, Э.Н. Рудык Приватизация в России.

пании, подлежащие приватизации намного выше1. Вопрос: зачем же приватизировать такую компанию и не только её? Если верить под­счетам аналитиков инвестиционной компании Bright Minds Capital пакеты акций только одних российских предприятий ТЭК оценива­ются в 45-47 млрд. долларов. Печальная история приватизации 90-х годов XX века похоже повториться2.'

Декларируемая цель «новой» приватизации - пополнить госу­дарственную казну, но не за счет продажи убыточных для государст­ва предприятий, лежащих тяжким бременем на государственном бюджете, как это имеет место в мировой практике, а, в первую оче­редь, относящихся к бюджетобразующим, к тому же существенно недооцененных по сравнению с зарубежными аналогами. Их массо­вая продажа, скорее всего (зная историю российской приватизации), произойдет по изначально заниженным ценам, имеющим, естест­венно, тенденцию к падению в условиях непрекращающегося миро­вого экономического кризиса, негативные последствия которого многие государства, в отличие от российского, пытаются демпфиро­вать. В частности, посредством временной национализации жизнен­но важных для национальной экономики предприятий, оказавшихся на грани банкротства.

Нужна ли приватизация: кому и зачем?

Прежде всего, зададимся вопросом: насколько необхо­димо было проведение приватизации в России в прошлом и нужно в настоящем, тем более в массовом, ускоренном и приказном порядке? Ряд обстоятельств подтверждает правомерность постановки это­го вопроса. На начальном этапе приватизации:

(1) Передача государственной и муниципальной собственности в частную проводилась в условиях недостаточности законодательной базы. Вопрос: зачем тогда было торопиться? Случаи, когда торопли­вость оправданна, всем хорошо известны.

(2) Отсутствовал полный перечень объектов государственной и муниципальной собственности и их окончательное разграничение на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную. Во-

1 Игоря Сечина лишают предпоследнего. Правительство обязало "Роснефте-газ" выплатить дивиденды. КоммерсантЪ. №188/П (4973). - 08.10.2012.

2 Болдырев Ю. «Честные» выборы видели? Такой же «честной» будет и даль­нейшая жизнь. - rusinform.ru index.php?newsid=361

Часть 3 Реформы: невыученные уроки

прос: куда исчез «советский» перечень? Эта тайна покрыта мраком.

(3) Не было выполнено предварительное условие приватизации монополизированной экономики СССР - её демонополизация. В ито­ге от государственной монополии произошел переход к господству частной монополии или, в лучшем случае, к частной олигополии.

(4) Приватизация проводилась без установления реальной цены приватизируемого имущества (а сейчас мы знаем?) Вопрос: как можно продавать имущество, не зная его рыночной цены? Можно, если только наперед знать, кому достанется наиболее ценное имуще­ство. Но тогда это не приватизация, а, как признал нынешний гарант Конституции России, растаскивание национального богатства.

(5) Наконец, отсутствовал (как и поныне) действенный парла­ментский и общественный контроль хода приватизации. Вопрос: кто противился и продолжает противиться установлению такого контро­ля?

Ключевой вопрос - нужна ли была в принципе приватизация в России? На наш взгляд, если и была нужна, то, во-первых, для ликви­дации фактической монополии государственно - бюрократической собственности. Во-вторых, для передачи в негосударственную собст­венность нерентабельных производств, лежащих тяжелым бременем на бюджетах всех уровней (в тех случаях, когда такая передача была экономически и социально оправданна). В-третьих (главный, с точки зрения власти), для создания экономического фундамента изменив­шегося в стране политического режима. За скобками остаётся во­прос: является ли это благом для нашей страны существующий ре­жим и возводимый им экономический фундамент?

Отвечая на вопрос о необходимости приватизации в настоящее время, заметим, что дело не в тривиальном замещении государст­венно-бюрократической собственности частной, а в использовании всего накопленного в мире арсенала средств эффективного управле­ния собственностью независимо от того, кто является ее титульным владельцем.

Приватизация в России отодвинула и отодвигает на второй план иные инструменты реформирования государственной собственно­сти: передачу казенного имущества в аутсорсинг, аренду, довери­тельное управление, концессию и другие механизмы управления, не связанных с переходом имущественных прав, использование кото­рых приводит к повышению социально-экономической эффективно­сти хозяйствующих субъектов.

В.В. Букреев, Э.Н. Рудык Приватизация в России.

Практика показывает, что результативность работы хозяйст­вующих субъектов напрямую не связана со сменой форм собственно­сти. Она определяется рядом других обстоятельств: качеством управ­ления, трудовым потенциалом, степенью вовлечения работников в управление производством и распределение его результатов, способ­ностью к инновациям и многими другими.

Другой вопрос - насколько своевременно был дан старт прива­тизации и её новой волны в условиях, когда в стране наблюдался (и наблюдается до сих пор) ярко выраженный экономический, полити­ческий, социальный и духовный кризис? В мире есть немало свиде­тельств того, что проведение приватизации эффективно только в ус­ловиях стабильности в экономике и обществе, по крайней мере, от­носительной.

Еще один важный аспект. Приватизированные предприятия в 90-х годах прошлого века «загонялись» в основном в единственную организационную форму — открытое акционерное общество (ОАО). Был побит мировой рекорд. Так, например, в США, которые идеоло­ги российской приватизации взяли за образец, на несколько тысяч открытых акционерных обществ приходится несколько миллионов закрытых. Известно, что форма ОАО в наибольшей степени способ­ствует концентрации капитала в силу отсутствия каких-либо ограни­чений на куплю-продажу его акций. В результате подобной «опера­ции» в России произошла сверхконцентрация капитала у представи­телей власти и близких к ней лиц.

Лидеры нынешнего думского большинства, формально признав обоснованность критики монополизма ОАО, «провели» поправки в закон о приватизации, которые предусматривают принудительное преобразование большей части приватизированных предприятий в общества с ограниченной ответственностью (ООО), число участни­ков которых не может превышать пятидесяти. В этом случае про­цесс концентрации собственности (когда большая часть акционеров ОАО лишится статуса сособственников его капитала, а собственни­ками долей в ООО станет узкий круг лиц) получит новое ускорение со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. К ним, прежде всего, следует отнести усиливающийся рост социально­го и имущественного расслоения в обществе, а также углубление от­чуждения большей части населения от принятия экономических и политических решений, умножение всевластия крупного частного капитала и окончательная утрата доверия большинства граждан к государству, которое лишь объявлено социальным.

Часть 3 Реформы: невыученные уроки

Целесообразность приватизации на современном этапе, в нема­лой степени, зависит от оценки реальной угрозы усиления экспансии иностранного капитала при её проведении (государственная форма собственности, по крайней мере, формально препятствует этому процессу). В первую очередь, речь идет о транснациональных корпо­рациях, которые получили широкий доступ к ресурсам России, отно­сящихся к категории стратегических не номинально, а по существу. Как заметил В.Путин, мы «зарубежные капиталы...подпускаем к действительно «лакомым кускам», в частности в топливно-энергетическом комплексе».

Как известно, российский законодатель увеличил долю участия иностранных инвесторов, в т.ч. в предприятиях, имеющих стратеги­ческое значение с 10% до 25%4. В случае акционерного общества, созданного при приватизации, иностранным инвесторам недостает лишь одной акции (!) для владения блокирующим пакетом акций. Как известно, обладание 25% акций достаточно для доступа ко всей (!) информации о предприятиях, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нетрудно предсказать неблагоприятные последствия для рос­сийских стратегических предприятий с точки зрения расширения возможностей их поглощения зарубежными компаниями после всту­пления России в ВТО. В особенности это может коснуться тех отече­ственных предприятий, которые в этом случае станут неконкуренто­способными не только на внешнем, но и на внутреннем российском рынке, что облегчает скупку отечественных активов подставными компаниями, аффилированными с основными иностранными моно­полистами5.

3 Путин В. Россия и меняющийся мир. Московские новости. - № 225 (225). -7 февраля 2012 г.

4 Федеральный закон «О внесении изменений в статью 6 федерального заю)-на «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 16 ноября 2011 года № 322-ФЗ (ст. 3, ч. 1,п. 3;ст. 5, ч. 3, п. 1).

5 Болдырев Ю.Ю. «Тучные годы», потерянные навсегда. - М.: Вече. - 2011. -

с. 76.

В.В. Букреев, Э.Н. Рудык Приватизация в России...

Насколько правовой была база приватизации?

Оценка российской приватизации требует определения её правового статуса (законности). Начнем с начала. Вместо имен­ных приватизационных счетов и вкладов граждан, которые должны были служить средством оплаты при продаже государственного имущества, были введены анонимные ваучеры со скрытой целью -ускорить концентрацию капитала в руках немногих. Заметим, что у нас в стране, когда новые власти хотят что-то скрыть, используют иноязычные, непонятные народу термины. Введение ваучеров стало возможным потому, что законодатель наделил в 1991 году президен­та РФ дополнительными полномочиями. Так, его указы приобретали силу закона, если они не были своевременно опротестованы Верхов­ным Советом РФ. Депутаты не смогли в установленный срок ознако­миться с указом о ваучерах. Официально — произошел «техниче­ский» сбой. По сути же, это больше было похоже на мошенничество либо на сговор, участники которого, как у нас водится, не понесли ни какого наказания.

Теперь о «законности» занижения цены продаваемого имущест­ва, особенно на ваучерном этапе приватизации. Именно тогда госу­дарство лишилось большей части своей собственности. Как известно, в соответствии с первым законом о приватизации 1991 г. стартовая цена продаваемого на торгах имущества должна была соответство­вать его рыночной стоимости либо определяться исходя из его пред­полагаемой доходности. На практике имущество приватизировалось по его остаточной балансовой стоимости на базе данных переоценки основных фондов предприятий, проведенной еще в 1982 году, то есть, фактически даром. Особенно когда дело касалось продажи вы­сокодоходных активов (как по отечественным, так и по мировым меркам), каким являлось, является и будет являться имущество предприятий ТЭК, ликеро-водочных производств и им подобное. Все это стало возможным под прикрытием ельцинских указов, а также нормативных актов приватизационных ведомств. К тому же эти акты зачастую не направлялись на обязательную регистрацию в Минюст РФ, что делало и делает их недействительными с правовой точки зрения.

При оценке законности приватизации нельзя обойти историю с пресловутыми залоговыми аукционами 1995-1996 годов, в ходе ко­торых произошло незаконное отчуждение наиболее лакомых кусков государственной собственности (так называемых «голубых фишек»).

Часть 3 Реформы: невыученные уроки

Напомним вкратце, как это было. В то время правительство по­просило у консорциума российских коммерческих банков («Импери­ал», «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Столичный банк сбережений», «Менатеп» и АКБ «Международная финансовая компания») крупный кредит в размере 700 млн. долларов США для покрытия дефицита федерального бюджета. «Злые языки» утверждали, что это было сде­лано для финансирования президентской кампании Б. Ельцина6. Что интересно, деньги у правительства были размещены на депозитных счетах тех же самых банков.

Банки обусловили кредитование государства фактически за его же счет передачей им в залог, то есть во временное пользование го­сударственных пакетов высоколиквидных акций стратегических нефтяных компаний «Юкос», «Лукойл», «Сиданко», «Сибнефть», «Норникель» «Сургутнефтегаз» и ряда других, рыночная стоимость которых намного превышала предоставленный государству кредит. Его величина оказалась подозрительно близкой сумме государствен­ных средств, размещенных в этих банках. При этом банки получали право доверительного управления государственными пакетами ак­ций, полученными в залог. Это давало им возможность извлекать прибыль от пользования акциями на весь период залога.

Правительство приняло условия банков, взяв на себя обязатель­ства погасить взятый кредит за счет средств федерального бюджета 1996 года. Эти обязательства выполнены не были. В итоге банки ста­ли владельцами государственных пакетов акций. Такова официаль­ная версия.

В действительности имела место запланированная передача полномочий по владению и пользованию акциями, находящимися в федеральной собственности по очень даже «обидным» ценам (в упо­мянутой Аналитической записке Счетной палаты РФ сказано намно­го мягче: «значительно заниженным»). Ведомством С. Степашина эта «операция» была названа легальным «выеданием» государственного имущества. Здесь больше подходят другие слова — коррупция, мо­шенничество, воровство, грабеж, преступный сговор представителей высшего эшелона власти и тех, кого впоследствии нарекли олигар­хами. Лондонский суд, рассмотревший иск Б. Березовского к Р. Абрамовичу относительно ряда приватизационных сделок в Рос-

6 Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский, или история раз­грабления России. «Черная касса» президентской кампании Ельцина. - Биб­лиотека «Полка букиниста». - lib.rus.ec

В.В. Букреев, Э.Н. Рудык Приватизация в России.

сии и вскрывший их неприглядную изнанку - лишнее тому свиде­тельство.

Как известно, перечисленные выше слова (коррупция и связан­ные с ней явления) применяются при определении категории «рей-дерство». Прямых улик, естественно, не найдено, если не считать то­го обстоятельства, что в федеральном бюджете 1996 года и после­дующих годов не было предусмотрено статьи, предусматривающей погашение со стороны залогодателя (государства) взятого у банков кредита. В свою очередь, залогодержатели (банки) не инициируют по сегодняшний день продажу предмета залога (акций), в целях ком­пенсации предоставленного государству кредита.

Такой порядок был предусмотрен договорами кредита, залога и комиссии, которые являлись неотъемлемыми частями Указа Прези­дента РФ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящих­ся в федеральной собственности» от 31 августа 1995 г. № 889. При этом неясно, на каком основании «банки-кредиторы» до сих пор про­должают владеть и пользоваться федеральным имуществом (без пра­ва распоряжения) с молчаливого стыдливого согласия государства (в настоящее время в лице Федерального агентства по управлению го­сударственным имуществом), которое незаконно находится у них в залоге? Может быть, в этом заключается подлинный смысл многих сделок в рамках пресловутого государственно-частного партнерства, которое зачастую используется для прикрытия фактически корруп­ционных отношений?

Неудивительно, что Счетная палата РФ признала, что залоговые аукционы носили притворной характер, а значит, эти сделки были по определению ничтожными. Иными словами, они являлись сделками, которые были совершены с целью прикрытия иных сделок. Под ви­дом залога произошло незаконное присвоение наиболее ценного го­сударственного федерального имущества, причем «по дешевке». Гражданский кодекс РФ такого рода сделки квалифицирует как не­действительные. А кто и что кроме олигархов «поимел» от залоговых аукционов — вопрос отдельный и, как говорят в России, интерес­ный7.

7 Анализ процессов приватизации государственной собственности в Россий­ской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое меро­приятие. - М.: Олита, 2004; Болдырев Ю.Ю. В модернизацию - с черного хо­да? - М.: Вече. - 2012. - с. 406; Букреев В.В., Рудык Э.Н. Есть ли будущее у государственной собственности в России? (к ХХ-летию радикальной пере-

Часть 3 Реформы: невыученные уроки

К тому же, оценивая законность приватизации, заметим, что многие новые собственники не выполнили взятые на себя в ходе приватизации обязательства, что так же, как и в случае с залоговыми аукционами, является законным основанием для возврата имущества государству. Проиллюстрируем примером одного из наших исследо­ваний, проведенных в ряде регионов России. Так, неизвестная фирма «Нимонор инвестменс лимитед» купила имущество Выборгского ЦБК на конкурсе с социальными и инвестиционными условиями за 22,44 млн. руб., что в 33 раза ниже остаточной балансовой стоимости имущества комбината. Этими условиями, в частности, предусматри­валось сохранение производственного профиля комбината, 2500 рабочих мест, направление 25 млн. долларов США на инвестиции. Ни одно из обязательств выполнено не было.

Кроме того, законодательно не был урегулирован порядок возмещения ущерба государству, причиненного в результате привати­зации. Отсутствовала также ответственность должностных лиц орга­нов государственной власти и руководителей предприятий за неза­конные действия в ходе приватизации.

Например, без соответствующего решения уполномоченных на то органов была проведена приватизация «запрещенных к привати­зации» стратегических по сути предприятий, в первую очередь оборонных, таких, как Смоленский авиационный завод, Рыбинский моторостроительный завод, Уфимское моторостроительное производ­ственное объединение, Уралмашзавод, Балтийский завод и многие другие. Большое количество предприятий, запрещенных к привати­зации, таких, как, например, «Мурманский морской торговый порт», также были приватизированы.

Часть предприятий с высокой долей оборонного заказа были приватизированы без ограничений. В их числе НТК «Союз», г. Моск­ва (доля оборонного заказа — 95,7%), Машиностроительное КБ «Гранит» (85,4%), Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля (44,4%), Иркутское авиационное производственное объединение (85,1%), Нижегородское госпредприятие «Гидромаш» (50,4%) и мно­гие другие, что, по мнению авторов записки, дает основание «гово­рить о негативном влиянии результатов приватизации на обороно­способность страны». Во многих случаях средства от приватизации не перечислялись в бюджеты8.

стройки). - Альтернативы. - 2008 г. - № 4.

8 Анализ процессов приватизации государственной собственности в России-

В.В. Букреев, Э.Н. Рудык Приватизация в России.

К сожалению, предыдущие Госдумы РФ, равно как и нынешняя, так и не решились публично рассмотреть Аналитическую записку Счетной палаты РФ, посвященную приватизации в стране, что не удивительно. В названном документе под сомнение была поставлена сама законность её проведения.

Была ли приватизация результативной и для кого?

Следует признать, что в результате проведенной в стране приватизации, по крайней мере, формально было создано одно из необходимых условий перехода к экономике многоукладного типа. В то же время ни одна из декларированных приоритетных целей при­ватизации так и не была достигнута.

Во-первых, она не решила задачу повышения результативности производства. Сегодня в России, как правило, неэффективно рабо­тают предприятия любых форм собственности. Более половины госу­дарственных, муниципальных и частных предприятий, за исключе­нием относящихся к так называемой «трубе» и «теневому сектору» национальной экономики (по экспертным оценкам его размеры со­ставляют 30% - 80% «светлого») являются убыточными. Россия стала кладбищем неплатежеспособных предприятий. Данное обстоятель­ство фактически было признано В. Путиным ещё при повторном вступлении в должность председателя Правительства РФ: убыточны­ми стали более 90% российских предприятий.

Во-вторых, так и не была решена проблема привлечения инве­стиций, хотя заметим, что средства у «этого» государства и у «этого» частного капитала на цели модернизации экономики страны имеют­ся. Прежде всего, в так называемом стабилизационном фонде, обра­зованном от продажи сырья по высоким ценам. Однако средства это­го фонда по большей части вкладываются почему-то преимущест­венно не в свои, а в западные компании.

В-третьих, не была создана конкурентная среда на рынке — одно из главных условий формирования успешных предприятий.

В-четвертых, акции приватизированных предприятий не стали, за очень редким федеральным нефтегазовым исключением, меха­низмом привлечения инвестиций. Авторам не удалось обнаружить реального функционирования фондовых рынков на региональном и

ской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое меро­приятие). - М.: Олита, 2004.

Часть 3 Реформы: невыученные уроки

муниципальном уровнях. При приватизации фактически произошла смена «вывесок» на фасадах подавляющего большинства бывших го­сударственных и муниципальных предприятий: вместо ГУЛ и МУЛ стали ОАО, акции которых не размещаются для притока капитала на производство.

Полученные результаты приватизации не могут считаться не­ожиданными. Ставка была сделана на приоритетную реализацию политического тезиса о необратимости проводимых экономических преобразований — достижение так называемой точки невозврата к прежней социально-экономической формации. Отсюда поразившие весь мир масштабы, темпы приватизации в России, степень насилия при ее проведении, а также убогие доходы от продажи объектов го­сударственной собственности.

Практика показывает принципиальную возможность эффектив­ного функционирования государственных предприятий. В качестве примера можно привести успешную многолетнюю деятельность еще с советских времен СП «Вьетсовпетро», владельцами которого на па­ритетной основе являлись России и Вьетнам. На этом предприятии добывается около 60% нефти и практически весь газ Вьетнама. По данным Счетной палаты РФ только в период с 1993 по 2003 гг. в до­ходную часть федерального бюджета поступало средств больше, чем от всех объектов федеральной государственной собственности, включая недвижимость и дивиденды на федеральные пакеты акций всех созданных в процессе российской приватизации открытых ак­ционерных обществ за тот же период. Этому, по-видимому, в нема­лой степени содействовали вьетнамские партнеры, не допускавшие неправомерного использования государственной собственности (со­крытия прибыли или выведения её в оффшоры и т. п.)9.

Зарубежными примерами эффективного функционирования го­сударственных компаний могут быть французские Electricite de France и Gaz de France. Так, Electricite de France поставляет отечест­венным компаниям электроэнергию по ценам ниже рыночных, а на­селению страны - нередко по ценам ниже себестоимости. В результа­те, эта компания на микроэкономическом уровне является планово-убыточной. На макро-экономическом уровне эффективность её дея-

9 Анализ процессов приватизации государственной собственности в Россий­ской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое меро­приятие). - М.: Олита, 2004; Болдырев Ю.Ю. В модернизацию - с черного хода? - М.: Вече. - 2012. - с. 395.

 

В.В. Букреев, Э.Н. Рудык Приватизация в России.

тельности может быть оценена со знаком плюс, поскольку Electricite de France содействует снижению себестоимости продукции других отраслей французской экономики и тарифов на электроэнергию и не только для населения страны.

Крайне низкой может быть признана и социальная эффектив­ность приватизации. Прежде всего, «законодательно не были обес­печены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества и не соблюдался принцип социаль­ной справедливости. Российские граждане, непосредственно не свя­занные с производством (здравоохранение, наука, образование, со­циальная сфера, государственное управление и т. д.), были фактиче­ски отстранены от приватизации и лишены права на соответствую­щую часть национального богатства»10. В целом с этим утверждением можно согласиться. Считать, что стоимость всего приватизированно­го имущества соответствовала суммарной цене полученных всеми гражданами ваучеров, не приходится. Тем более на последующих этапах приватизации, где ваучеров уже не стало. Не стало и льгот для работников приватизируемых предприятий, что противоречит ми­ровой практике.

Не была достигнута и одна из главных декларативных целей на начальном этапе приватизации — формирование широкого слоя эф­фективных частных собственников, ориентированных на долгосроч­ное развитие своих предприятий, накопление и обновление произ­водственного потенциала. Где те обещанные «реформаторами» 40 миллионов частных собственников? Наверное, там же, где, прости Господи, и две «Волги» за один чубайсовский ваучер.

Главной целью приватизации в России было, независимо от дек­лараций, создание узкого слоя крупных частных собственников, при­званного образовать социальную базу нынешнего строя и способного обеспечить политическую и экономическую поддержку проводимым в стране «реформам». Для формирования и укрепления узкого слоя крупных частных собственников были созданы соответствующие ус­ловия и механизмы радикального передела собственности и неза­конного присвоения доходов от использования государственного имущества. Государственная собственность оказалась наименее управляемой и наиболее беззащитной, открытой для различного ро-

10 Анализ процессов приватизации государственной собственности в Россий­ской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое меро­приятие). - М.: Олита, 2004.

Часть 3 Реформы: невыученные уроки

да злоупотреблений. Этому способствовала своеобразная трактовка защиты прав собственности в Конституции РФ: в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муници­пальная и иные формы собственности. Однако прямые нормы об ох­ране права собственности предусмотрены лишь в отношении одной формы собственности — частной.

Главным негативным социальным последствием приватизации оказался рост имущественного расслоения в обществе. Достоверная статистика отсутствует, а диапазон экспертных оценок весьма ши­рок. Ясно только одно: Россия раскололась на две страны — «демо­кратическую» Россию богатых и Россию бедных. И эта пропасть гро­зит стать бездной. Можно только поражаться прозорливости В. Вер­надского, который определил русскую демократию как «царство сы­тых свиней».

Негативными оказались последствия приватизации для подав­ляющего большинства наемных работников: рост безработицы, бес­правие на производстве, деградация рабочей силы в профессиональ­ном, физическом и нравственном плане и т. п. «Взятка» за непротив­ление приватизации (в виде определенного количества акций прива­тизированных предприятий, полученных работниками на безвоз­мездной основе или на льготных условиях) оказалась тем самым бес­платным сыром, который, как известно, бывает только в мышеловке. Перефразируя известные слова одного классика, можно сказать, что российским работникам, как и женщине, не прощается минута сла­бости, когда любой насильник может беспрепятственно овладеть ею. Заметим, что это ни в коей мере не оправдывает насильника и тех, кто идеологически обосновывал и продолжает обосновывать такое; насилие.

Деприватизация - веление времени

Необходимость возврата части переданного в частные руки государственного имущества стала сегодня более чем очевид­ной. Речь, по нашему мнению, должна идти о безусловном возвра­щении государству приватизированного с нарушением закона иму­щества.

Это сдерживается, во-первых, отсутствием политической воли руководства страны в этом вопросе и слабой (на сегодняшний день) реакцией общества, которая заставила бы власть активизировать процесс восстановления прав государства как собственника.

В.В. Букреев, Э.Н. Рудык Приватизация в России..

При этом, прежде всего, возникает резонный вопрос: какому го­сударству следует возвратить собственность.

Одно дело - нынешнему вороватому, коррумпированному и компрадорскому. В таком государстве «столоначальники», являясь распорядителями государственной собственности, станут фактиче­скими ассоциированными собственниками не только остатков госу­дарственной собственности, но её приращения в случае депривати­зации. По крайней мере, в период их пребывания в статусе выгодо­приобретателей административной ренты.

Другое дело - демократическому правовому государству, нацио­нально и социально ориентированному на защиту прав и интересов граждан, а не привилегированного меньшинства.

Ещё одним сдерживающим фактором проведения деприватиза­ции является нежелание власти, в принципе, пересматривать итоги «нечестной» приватизации 90-х годов прошлого века".

В мире известны три способа деприватизации.

Первый - добровольный возврат государству приватизированно­го имущества путем дарения имущества государству, мены долга предприятия государству, в т. ч. по обязательным платежам в бюдже­ты всех уровней, на соответствующий пакет акций на этапе мирового соглашения до суда. Рассчитывать на этот способ, по крайней мере, в России, в сколь-нибудь существенных масштабах, не приходится.

Второй. Принудительный в судебном порядке. Например, в слу­чае отчуждения имущества, которое по закону не может принадле­жать частному лицу. Так, в соответствии с российским законодатель­ством, если в собственности данного лица в ходе приватизации ока­залось имущество государственного предприятия, это имущество должно быть возвращено частным лицом в течение года с момента возникновения у него права собственности на имущество, если зако­ном не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не воз­вращено частным собственником в указанные сроки, такое имущест­во по решению суда подлежит принудительной продаже с передачей бывшему частному собственнику вырученной суммы либо возврату в государственную собственность с возмещением бывшему частному собственнику стоимости имущества, которую определяет суд. Воз­можно также отчуждение в пользу государства недвижимого имуще­ства в связи с изъятием земельного участка, на котором оно распо-

" Путин В. ук. раб.

ложено. Когда изъятие земельного участка для государственных нужд либо ввиду ненадлежащего его использования невозможно без прекращения права собственности на недвижимое имущество, кото­рое находится на данном участке, это имущество может быть выкуп­лено государством у частного собственника или продано на торгах. Для государственных нужд возможен выкуп самого земельного уча­стка. Кроме того, могут быть выкуплены государством по суду либо проданы на торгах бесхозяйственно содержимые культурные ценно­сти, которые отнесены к охраняемым государством, если им грозит утрата своего значения. Также возможно изъятие по решению госу­дарственных органов имущества в случаях стихийных бедствий, ава­рий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, с выплатой бывшему собственнику стоимости имущества (реквизиция). Наконец, возможно безвозмездное изъятие имущества у частного собственника по решению суда в виде санкции за совер­шение правонарушения (конфискация)12.

Третий. Национализация — принудительное обращение собст­венности граждан и юридических лиц в собственность государства на основании закона в качестве крайней меры. Этот путь многократ­но апробирован в мировой практике. Только во Франции за послед­ние 60 лет были проведены три широкомасштабные национализа­ции. Неоднократно производилась национализация в Великобрита­нии, Италии, во многих других странах с развитой рыночной эконо­микой, когда другие средства решения важнейших народнохозяйст­венных проблем не дают должного результата.

Цели национализации могут быть самыми различными.

Во-первых, сохранение предприятий для обеспечения нацио­нально-государственной безопасности страны либо социально зна­чимых, в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточ­ном объеме из-за высокой стоимости, длительных сроков окупаемо­сти, высокой степени риска и т. п. В результате государство прини­мает на себя содержание коммерчески невыгодных, но нужных для нормального функционирования народного хозяйства структур. При этом частному сектору поставляется продукция национализирован­ных предприятий не по рыночным ценам и тарифам. Это способству­ет повышению рентабельности отечественного частного сектора и

12 ГК РФ, части 1 и 2, ст. 235-243.

В. В. Букреев, Э.Н. Рудык Приватизация в России.

усилению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Если говорить о нашей стране, необходимо учитывать то, что оборудование большинства российских предприятий морально и физически устарело. Согласно экспертным оценкам, более 90 про­центов отечественных предприятий нуждаются в модернизации про­изводственных мощностей. В этих условиях российский частный ка­питал не в состоянии, даже если бы и захотел, своими силами осуще­ствить модернизацию большей части приватизированных предпри­ятий без государственной поддержки, а в целом ряде случаев — без их возврата в государственную собственность, по крайней мере, на какое-то время.

Необходимость, когда это оправданно и целесообразно, испол­нения государством функций собственника в сфере производства порой ставится под сомнение по причине якобы изначально более низких экономических результатов работы государственных пред­приятий по сравнению с частными фирмами. При этом, как правило, сопоставлялся весь «массив» частных предприятий и весь «массив» государственных. При проведении такого сравнения не проводилось разграни<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.