Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дифференциация научных исследований и проблемы взаимоотношений фундаментальной и прикладной науки





Парадоксы науки связаны не только с коммерциализа­цией - она представляет скорее внешнее явление науки обществу. Есть и внутренние проблемы собственного её развития, способст­вующие искажению представления природы науки не только в глазах тех, кто непосредственно с наукой не связан, но и в глазах предста­вителей самой науки - но тех, кто не склонен задумываться о приро­де, философии, методологии и истории науки.

Во-первых, это - процесс дифференциации научных исследова­ний, который со времени «Структуры научных революций» (1962) Т. Куна, в какой-то мере благодаря его, Куна, влиянию, стала призна­ваться в качестве единственно неоспоримой и признаваемой почти всеми (внутри и за пределами науки) закономерностью развития науки в целом. Результатом этого процесса становится расщепление научного знания на части, и даже частности, в пределе - фрагменты, связь между которыми, тем более - необходимая связь, исчезает. Можно сказать, что это - специфическое проявление общего «закона разделения труда» в сфере научной деятельности. Но если в сфере трудовой разделение труда достаточно легко обнаруживает необхо­димое дополнение в виде «кооперации труда» - по Марксу, или в не­обходимости «управления и организации» разделенным трудом - по Маршаллу, то в научной сфере необходимость такого дополнения в качестве противоположного движения, а именно «совместность», «коллективность», «всеобщность» научного труда замечается с тру­дом, не сразу, а лишь по мере накопления некоторой критической массы фрагментации научного знания.

мическая теория: основные тенденции //Вопросы экономики 2007, №3, с. 50.

 

A.M. Московский

20 лет упадка и извращения смысла...

Сегодня идея «объединения сил», «совместности», «коллектив­ности» имплицитно присутствует в понятии «синергии», достаточно широко применяемом специалистами естественных и технических наук (С, П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, С. П. Капица и многие дру­гие). Однако, вполне простое в исходном пункте истолкование синер­гии как совместности действия нескольких факторов, порождающей результат, который неспособен дать ни один из этих факторов, дей­ствующих отдельно, с непонятной легкостью представители техни­ческих наук превращают синергию в «самоорганизацию» - сразу ли­шающую её конкретности и определенности, как только речь захо­дит об организации, управлении, контроле в общественном масшта­бе. Можно конечно усмотреть в «самоорганизации-синергии» техни­ческих систем идею автомата, заметить её присутствие в гипотезе «порядка из хаоса» и строить множество математических моделей возможностей происхождения какого-то «порядка» из хаоса, но в приложении к общественной организации, она скорее мешает, чем способствует пониманию универсальности идеи синергии-совместности-социальности-коллективности. Кроме того, специали­сты в области техники склонны представлять идею «синергии-совместности» как недавнее открытие или изобретение ученых. На самом деле первым открыл этот феномен тот, кто сказал «человек -это общественное животное», тот, кто заметил «социальность» как сущностное свойство человеческого бытия, а не некоторую обоб­щенную характеристику современных технических систем. И речь здесь не о приоритете открытия, а о существенном различии синер­гизма в технике и синергизма в обществе: синергизм в технических системах механистичен, синергизм в общественной системе - орга­ничен. А органическое невозможно истолковать на механистическом языке. И как заметил ещё А. Эйнштейн ещё в 20-е годы, «механицизм изгоняется даже из физики».

Видимо, это принципиальное различие механистического и ор­ганического представляет главное препятствие в создании искусст­венного мозга. Роджер Пенроуз, длительное время работавший над этой проблемой пришел в 90-е годы к заключению, что в деятельно­сти естественного мозга присутствуют механизмы, устройства, кото­рые, по-видимому, невозможно описать на количественном (меха­нистическом) языке. Эту невозможность он выразил предположи­тельно, но его рассуждения называют обычно «доказательством» не- ;|

Часть 2 Реформы: отторжение инноваций

возможности имитировать на машине полностью работу естествен­ного, природного мозга.

Во-вторых, внутри научных организаций, как и в производст­венных и хозяйственных организациях существуют - и необходимы! - свои «белые» и «синие» воротнички, свои топ-менеджеры и просто клерки, существуют свои административные службы. И есть объек­тивная необходимость в их услугах для научных организаций. Но не все они заняты собственно исследовательской работой, хотя значи­тельная часть из них должна иметь формальный знак принадлежно­сти к научному сообществу, подтвердить его соответствующим ди­пломом, диссертацией и т. д. Из этого круга работников научных ор­ганизаций проистекает масса формально-научных исследований, подобий, имитаций, «симулякров» научной деятельности и её ре­зультатов. В итоге получается картина науки, точно зафиксирован­ная С.Кордонским: «Наука... переполнена вторыми-третьими произ­водными от измеряемых и наблюдаемых феноменов. Более того, для обывателей и политиков именно эти дериваты воплощают науку»28.

Может казаться, Кордонский слишком резко выразился, но важ­ный феномен современной науки он определил очень верно. Стоит только добавить, что многие дериваты ведут свое происхождение от «десятистепенных частностей», вполне наблюдаемых, иногда в со­всем иной предметной области, феноменов, которым придается, од­нако, значение совершенно несоразмерное их весу в действительно­сти. Вытеснение предметно наблюдаемых феноменов особенно бо­лезненно для общественных наук. Оказывается, есть огромный со­блазн в легком и быстром построении новых направлений в эконо­мической, например, науке: «нано-экономики», «нейро-экономики», «QWERTY-номики» и, наконец, «фрикономики». Возникают нечто вроде «интеллектуальных пузырей», аналогичных финансовым пузы­рям, совершенно бесплодных в научном и образовательном смысле, но интенсивно заполняющих значительное пространство научной литературы, но что особенно тревожно, пространство сознания мо­лодежи, вступающей на научную стезю. Действительный смысл и значение этих интеллектуальных пузырей - дезориентация научной мысли, и это их свойство может быть предметом продажи.

Кое-что из таких явлений можно было заметить как частность даже во времена Советского Союза - но совершенно не в таких мас-

в Кордонский С. Наука и кризис. Ко дню российской науки. См: polit.ru 2009.

А.И. Московский

20 лет упадка и извращения смысла...

штабах, как сейчас, как в сегодняшней России. Замещение действи­тельной науки её дериватами свойственно, и современной западной науке, пожалуй, даже в большей степени, чем России. Это может по­казаться даже странным, поскольку за годы реформ у нас утверди­лась раболепство перед всем западным и убеждение, что там-то бук­вально все достойно быть примером, и пренебрежение к отечествен­ному опыту. Можно сказать даже, что в западном мире существуют более благоприятные, чем в России, условия для распространения имитаций науки. Неслучайно там давно исследуется проблема «мо­шенничества в науке», проблемы мифологизаций в области «эконо­мики науки», «экономики знаний», «управления знаниями», приме­нения информационных технологий и во многих других областях29. Возможно, именно «коммерциализация науки», далеко продвинув­шаяся в развитых капиталистических странах, является основой это­го рода их сомнительных «преимуществ».

В-третьих, уже многие десятилетия исследователи науки (эко­номики науки, философии науки, социологии науки) подчеркивают важность проблемы взаимоотношений «фундаментальной» и «при­кладной» науки. Широко распространилось представление, что наука как-то, где-то, почему-то «разделилась» на фундаментальную и при­кладную. Сейчас трудно сказать в какой области научной деятельно­сти произросла идея такого разделения. По-видимому, она не могла возникнуть в собственно научной сфере, а скорее появилась в про­странстве «около-научной», возможно, административной деятель­ности. Но мысль эта внутренне и ущербна, и заразительна, что ум­ножает эту ущербность. Простая констатация этого разделения как чего-то «очевидного» и «понятного» лишает фундаментальную науку прикладного характера, практической значимости, задает ей образ так называемой «чистой науки» - своего рода «искусства ради искус­ства». Прикладная же наука освобождается им от необходимости быть основательной, надежной, а по существу освобождается от тре­бований подчинения исследований критериям научности, объектив­ности, вполне удовлетворяясь расплывчатым критерием «конвенци-альности». Конечно же, конвенциальность есть необходимый момент научной деятельности и взаимоотношений между учеными, но дово-

В качестве примеров исследования этого феномена в западной науке мож­но привести: Wilson, T.D. The nonsenseof "knowledge management" //Information Research, Vol.8, No.l, October 2002; Miller, F. 1=0 (Information has no intrinsic meaning < http://InformatiorLR.net/ir/8-l/paperl40.htnil

Часть 2 Реформы: отторжение инноваций

дить её до критерия научности, строить на ней «конвенциальную методологию» - значит явно преувеличивать значение частного мо­мента над общим смыслом научной деятельности. Все это вместе до крайности размывает действительно существующие и необходимые в развитии науки - фундаментальной и прикладной - критерии на­учности.

Среди представителей собственно науки распространено убеж­дение, что деление науки на фундаментальную и прикладную весьма условно, весьма относительно. Например, академик В.Арнольд зая­вил о своей солидарности с мыслью Пастера на этот счет и писал сле­дующее: «Высказывание Пастера таково: «Никогда не было, нет и не будет никакой прикладной науки. Существует наука и её приложе­ния». Далее Арнольд поясняет: «Имеется научное открытие, а потом оно прилагается к чему-нибудь - это да, а прикладная математика, прикладная физика, прикладная биология - всё это обман, для того чтобы выкачивать деньги из налогоплательщиков и бизнесменов -больше ничего. Нет прикладной науки, есть одна наука - просто обычная».

Иногда отрицание, или неприятие, деления науки на фундамен­тальную и прикладную ученые выражают в другой, внешне противо­положной форме. В одном из своих выступлений известный физик Жорес Алферов, заявив о крайней относительности такого деления, приводит слова своего друга Джорджа Портера - «Вся наука - при­кладная. Разница только в том, что одни приложения осуществляют­ся сегодня, а другие - через 50 или даже через 100 лет». Но обе эти мысли едины в одном: нет никаких серьёзных собственно научных оснований в разделении науки на фундаментальную и прикладную. Эти два суждения утверждают глубочайшую идею неразрывности, внутреннего единства фундаментальных и прикладных исследова­ний. Но «какое-то разделение» есть, и его причины и смысл надо по­нять и объяснить.

Оно, возможно, проистекает из поверхностных рассуждений о науке людей, не имеющих к ней прямого отношения, но авторитет­ных и влиятельных в каком-то другом отношении. Возможно, что оно происходит из внешних форм организации научных исследова­ний, когда одни её учреждения преимущественно заняты исследова­ниями «природы вещей» - исследованием фундаментальных свойств и закономерностей природы и общества, а другие - преимуществен­но - использованием этих свойств и закономерностей для достиже-

 

ния вполне практических, или прагматических, целей. Преимущест­венно, но не исключительно - в обоих случаях! Впадение же в одно­сторонность либо «фундаментальности», либо «практической поль­зы» оказывается губительным для самой науки, для её движения впе­ред в исследовании тайн (вопреки «нежеланию людей копаться в тайнах науки», что констатировано в оценке современной науки Ба-лацким Е. В.!) природы и общества. Вследствие такого управленче­ски-организационного деления становятся загадочными смысл, цели, способы, оценка результатов научной деятельности как в области фундаментальной, так и прикладной науки. У многих представите­лей общественных наук возникает странное представление, будто бы смысл и цели фундаментальной, или теретической, науки концен­трируются вокруг «поиска истины», а прикладной - вокруг решения чисто прагматических, практических задач.30 Вследствие этого воз­никает двойная мистификация науки - фундаментальной и приклад­ной.

О. Ананьин начинает свою статью следующим рассуждением: «Позиция экономиста-исследователя, участвующего в разработке политики и хозяйственно-правовых актов кардинально отличается от экономиста-теоретика. Установка на постижение истины в приклад­ных исследованиях уступает место ориентации на решение практи­ческих задач. Научные знания становятся уже не самоцелью, а сред­ством...» (с. 15). На первый взгляд, утверждения Ананьина не долж­ны, кажется, вызывать никаких сомнений - «так многие говорят!». Однако, при более внимательном рассмотрении легко обнаружить в нем ряд очень сомнительных положений, о которых сам автор, воз­можно, не подозревал. Конечно, нельзя не учитывать, что речь идет об экономической науке, предмет которой, по мысли известного рос­сийского экономиста О. Ю. Мамедова, значительно сложнее предме­та других наук - «он трижды дуалистичен», поэтому заключает в себе ряд специфических сложностей для анализа. О. Ю. Мамедов, являя собой яркий пример «экономиста-теоретика», отстаивающий необ­ходимость фундаментальности в экономических исследованиях, ко­торую видит в теоретической их основательности, выражает свою мысль так: «...из всех объектов научного познания экономика пред-

30 Ананьин О. Теория и политика в прикладных экономических исследовани­ях: уроки зарубежного опыта // Мировая экономика и международные от­ношения 2008, №1; Кордонский С. Служение истине и инновационное раз­витие. Полит.Ру 28 мая 2008.

Часть 2 Реформы: отторжение инноваций

ставляет объект наивысшей сложности, поскольку экономические процессы трижды дуалистичны по своей природе - они объективно-субъективны, вещественно-невещественны, чувственно-сверхчувственны» (курсив Мамедова).31 Свое утверждение автор ар­гументирует той - онтологической - особенностью экономики, что она является «пограничной» сферой между природным и социаль­ным мирами. Это действительно исключительно важная особенность экономической науки. В этом ключе можно и должно рассматривать труд и вообще всю человеческую практику. Особенно важно пони­мать науку вообще как специфическую форму взаимоотношений природного и социально-экономического мира. Но в высшей степени сегодня актуально освоить такое понимание науки экономистами, для которых её связь с природой видится чуть ли не исключительно сквозь призму «отрицательных экстерналий» - экологических про­блем.

Сомнения в рассуждении Ананьина вызывает акцентирование им двух весьма вольных определениях ориентации «экономиста-теоретика», который в данном случае олицетворяет представителя фундаментальной науки, - «установке на постижении истины» и «на­учном знании как самоцели». «Истина» - великое слово, и каждый, кто имеет дело с исследованиями, познанием в любой сфере - фун­даментальной или прикладной, - имеет серьезные с ней отношения. Но смысл этих отношений заключается просто в том, чтобы получен­ный результат соответствовал фактам, природе вещей, логике, тео­рии, в которых имеются свои специфические критерии истины, к тому же претерпевающие изменения по мере расширения массива знания.

Формула - «установка на постижении истины» как свойство и цель фундаментальной или теоретической науки - избыточно-демонстративна, но и крайне неряшлива. Наверное, невозможно найти человека в сфере научной деятельности, который мог бы при­нять её в качестве ориентира. Она приемлема разве что в практике религиозной деятельности. Опять, говоря словами В. Л. Макарова, можно утверждать, что это - «неправильная формула», но совсем не потому, что она «не вписывается в рыночную экономику» - в неё-то она как раз очень хорошо вписывается. Она не вписывается в смысл,

31 Мамедов О.Ю. Экономика и экономисты (мучительные вопросы - смутные ответы) // Terra Economicus 2010 Том 8, №2, с. 5.

АИ. Московский

20 лет упадка и извращения смысла.

содержание и цель научной деятельности, которая всегда была заня­та изучением свойств и закономерностей природы и общества, что равнозначно получению новых ресурсов для человека.

Наука - уникальный, надежный, а сегодня и даже самый надеж­ный канал доступа человека к бесконечным ресурсам природы. Фор­мула «постижения истины» замазывает, затемняет действительный вполне жизненный и совершенно практический смысл фундамен­тальной науки. На Западе же, где исследование проблем науки, как отмечалось выше, за последние десятилетия сделало серьезные шаги - конечно же, не без проблем и противоречий, споров и противо­стояния позиций - исследователи науки размышляют над феноме­ном появления фундаментальной науки внутри некоторых компа­ний. Действительно, зачем компании, имеющие, прежде всего, ком­мерческие интересы заниматься исследованиями в области фунда­ментальной науки? Возможно, дело просто в том, что наука обнару­живает новый ресурс и с течением времени вырабатывает ключ дос­тупа к нему. В этом смысле наука оказывается «первым собственни­ком» этого нового ресурса, собственником специфическим, по суще­ству - коллективным, общественным. А собственность, какая бы она ни была, в рыночно-капиталистической экономике всегда найдет других на неё претендентов. Эта экономика содержит в себе стойкий интерес приватизации всего, что угодно, в том числе результата на­учного труда. Но здесь есть серьезные проблемы, которые сегодня обычно связывают с «правом собственности на интеллектуальный продукт». С одной стороны, дискуссии на эту тему вообще и наиболее активное в ней участие представителей «нового институционализма» до крайности запутали обсуждение проблемы собственности. С дру­гой - теория прав собственности32 с самого начала появления «нового институционализма» в России стала в нем одним из главных направ­лений исследований, обнаружив в теме «интеллектуальной собст­венности» предельную узость господствующих сегодня представле­ний и о «собственности», и о «праве», и об «интеллекте».

В Никитском клубе, президентом которого является Сергей Пет­рович Капица, на заседании 22 марта 2007 года обсуждалась про­блема интеллектуальной собственности. Вступительный доклад на этом заседании был сделан А. Елисеевым (авторы доклада -А. Елисеев и И. Шульга). Центральное место в нем занимало следую-

2 Так называлась первая работа нового институционализма в России - «Эко­номическая теория прав собственности» Р.И. Капелюшникова в 1990 году.

Часть 2 Реформы: отторжение инноваций

щее весьма небесспорное рассуждение: «Вряд ли надо доказывать взаимосвязь интеллектуальной творческой деятельности и общест­венного прогресса, предполагающую необходимость, с одной сторо­ны, стимулирования интеллектуальной творческой деятельности, а с другой - диффузии новых знаний в обществе, т. е. быстрого и доста­точно широкого их распространения. В действительности реализо­вать оба эти принципа в некоторых случаях нелегко.

В чем суть проблемы? Проблема заключается в неравенстве из­держек на создание результата интеллектуальной творческой дея­тельности и его копирование, хотя издержки на копирование могут быть ниже, нежели издержки на создание интеллектуального про­дукта. Но с другой стороны, по мере распространения копий в обще­стве цена их неизменно снижается с каждой новой копией. А коль скоро копия и оригинал ничем не отличаются друг от друга, то и ценность оригинала в этом случае падает. Если так, то это означает, в свою очередь, что создатель интеллектуального продукта не сможет возместить свои издержки на его создание. Следовательно, в даль­нейшем у него не будет стимула для занятий интеллектуальной твор­ческой деятельностью из-за того, что он не сможет возместить из­держки на такую деятельность».33 Ситуация почти «трагична». А суж­дение это довольно стандартное и очень распространенное сегодня. В чем сомнительность этого рассуждения? Прежде всего, в том, что оно переполнено специфической, но многообразной мистификацией - и «стимулов», и «интеллектуальной деятельности», и «творческой деятельности», и «диффузии новых знании». Единственное, что кон­кретно подтверждаемо и проверяемо, это то, что копия «нового зна­ния» действительно может быть многократно дешевле затрат на производство этого знания. Но и здесь вкрадывается нечто, иска­жающее суть дела. Действительно, сводится ли диффузия или рас­пространение нового знания исключительно к распространению его копий? И требуется ли бесчисленное количество копий, которое только и снижает стоимость копий? Новое знание отнюдь не продукт массового спроса. На него имеют «спрос» считанное число «покупа­телей»34. Это - точечный спрос и точечное предложение. Да и не «по-

33 Никитский клуб, Выпуск 31: «Интеллектуальная собственность в XXI веке: король умер?». Тексты выступлений http://www.nikitskyclub.ru/article.php?idpublication=4&idissue=43&loc=l

34 Авторы доклада сами отмечают это обстоятельство несколько позднее в учебнике по «новой институциональной экономике».

А.И. Московский

20 лет упадка и извращения смысла.

купатели» они, а такие же создатели нового знания. Здесь термины «спрос», «предложение» совершенно неуместны. Что касается смысла «интеллектуальной деятельности» и «права собственности на её про­дукт», то они могут иметь очень разное содержание. Конечно, можно исходить из однажды высказанной мысли Рональда Коуза, что начало права интеллектуальной собственности представлено в одной из первых статей американской конституции, где зафиксирована безус­ловность «права выражать свое мнение» каждым гражданином Аме­рики. Здесь «индивидуальное мнение» представляет интеллектуаль­ный продукт. Но представляет ли он, «новое знание», является ли он вообще «знанием» - большой вопрос, на который большинство его творцов не смогут дать внятного ответа.

Что касается стимулирования «интеллектуального творческого» труда, то такой труд никогда не стимулировался максимумом денеж­ного вознаграждения. Поэтому изощряться в поисках универсальной формулы соотношения «предельных издержек» и «предельной полез­ности» труда и его результата применительно к деятельности изо­бретателя или ученого совершенно бесполезно. Однако, проблема денежного эквивалента их труда, особенно сейчас и для России, очень серьезна, но по той лишь причине, что она сегодня унизитель­но низкая. Однако, размер их «вознаграждения» не имеет прямого отношение к стимулированию процесса производства нового знания или изобретений. Размер денежного «вознаграждения» труда учено­го, изобретателя должен быть просто достаточным и не унизитель­ным - по критериям данного состояния общества, чтобы не вынуж­дать их бросаться во все тяжкие за «подработками». Но размер его не должен быть и избыточно-большим, чтобы не привлекать в эту сферу случайных людей. Когда-то, ещё в 40-е годы эти критерии были пред­ставлены в письме П. Л. Капицы о зарплате ученых Сталину. Но это не есть первый и главный принцип стимулирования процесса интел­лектуального творчества. Можно сказать, что это необходимое, но совершенно недостаточное и не главное условие стимулирования труда ученых и изобретателей.

В самом процессе творческого труда есть внутренние механиз­мы биологического характера, активизирующие мыслительную дея­тельность. Конечно же, сводить стимулирование творческого труда только к чисто биологическим механизмам совершенно недостаточ­но - здесь действуют сложные и тонкие механизмы социального, психологического, эстетического характера. Во всяком случае, пред­ставлять его стимулирование по грубой схеме «деньги - новое знание

Часть 2 Реформы: отторжение инноваций

изобретение» как это по существу сделано в докладе на заседа­нии Никитского клуба по проблемам интеллектуальной собственно­сти, значит предельно упрощать и даже примитивизировать и со­держание, и мотивы научной деятельности.

С. П. Капица, не имевший возможности лично участвовать в дискуссии, направил её участникам письмо, выражающее принципи­ально иной подход к проблемам собственности и праву собственно­сти на интеллектуальный продукт. В нем есть некоторая незавер­шенность в отдельных пунктах, но оно имеет, несомненно, большой научный интерес. В нем говорится: «Информация, точнее обобщен­ная информация, приводящая к развитию человечества по квадра­тичному закону, в отличие от обычной собственности, при ее рас­пространении в обществе размножается, и этот процесс необратим. По существу, вся система обучения, образования и воспитания чело­века происходит в таких условиях, и на эту деятельность, занимаю­щую в современном обществе очень заметное место, распространять рыночные отношения невозможно. Более того, традиционно все наиболее существенные открытия в области науки сразу с момента публикации общедоступны»35. «Интеллектуальный продукт» и его распространение представлены как научная деятельность, как функ­ционирование систем обучения, образования, воспитания, органич­но связанные друг с другом, которые трудно или невозможно встро­ить в рыночную систему без серьезных потерь в каждой из них. По­этому вполне логично заключение материала Капицы, хотя и выгля­дит несколько экстравагантно - «В целом вопрос об интеллектуаль­ной собственности и противоречивости этого понятия в современ­ном мире приводит к раду парадоксальных выводов, главный из ко­торых состоит в том, что знания принадлежат человечеству в целом. Возможно, само понятие собственности связано с примитивными половыми инстинктами человека и зверей, поэтому в век осознания информационной природы человечества необходимо критическое отношение к этому понятию даже в эпоху жесткого капитализма. Так что, да здравствует «Горбушка», и да скроется тьма патентов!»

35 Никитский клуб, Выпуск 31: «Интеллектуальная собственность в XXI веке: король умер?». Тексты выступлений. К обсуждению Никитским клубом темы интеллектуальной собственности (обращение С. Капицы) http://www.nikitskyclub.ru/article.php?idpublication=4&idissue=43&loc=0

36 Там же.

АИ. Московский

20 лет упадка и извращения смысла.

Особенность современного состояния отношений между фунда­ментальной и прикладной наукой в том, что, например, в общест­венных науках - социологии, экономике, не говоря о политологии, -есть немало свидетельств о претензии «прикладной науки» занять место фундаментальной. Ситуация напоминает годы противостоя­ния российской школы генетиков (теоретиков-«мухолюбов», про­званных так за их опыты с мухой-дрозофилой, позволившие получать важные выводы о законах генетики) и «практической и очень праг­матической» школы Т. Д. Лысенко, имевшее трагические последст­вия для науки и страны.

Дефективность подчеркивания «установки на постижение исти­ны» в науке, может быть, более всего заключается в том, что в ней присутствует в неявной форме представление будто наука, научная деятельность пребывает, или, по крайней мере, должна пребывать, в сплошном, непрерывном пространстве бесспорности, несомненности суждений, действий, решений. Это крайне упрощенное, если не ска­зать примитивное, представление о науке и научной деятельности. Наоборот - наука, наука действительная, а не её превратное учетно-бюрократическое подобие, постоянно пропитана сомнениями, пред­положениями и опровержениями, противоречиями, спорами и т. д. Упрощенное представление о науке как «пространстве несомненно­сти» питается, видимо, известной максимой Декарта - «истинно только несомненное», ведущей нередко к абсолютизации дедукции как единственно научного метода, совершенно не ведая о другой его максиме - «принципе систематического сомнения». И сегодня в эко­номической науке, благодаря гипертрофии математической манеры рассуждении, «дедукция так подавляюще велика, что полностью за­слоняет опытное, эмпирическое основание знания» - так можно пе­рефразировать применительно к экономике мысль А. А. Богданова о математике. Вторая максима Декарта хорошо согласуется с распро­страненной среди представителей науки другой, по существу - про­тивоположной идеей, что «сомнение является двигателем науки». Возможность легкого заострения до противоположности двух мак­сим Декарта обусловлена тем, что научная деятельность протекает в высшей степени противоречивом пространстве - на линии, разде­ляющей знание и незнание.

Парадоксальным является то, что каждый шаг, расширяющий область знания, не сокращает, а в еще большей степени расширяет пространство неизведанного. Поэтому научный труд, открывающий для человека все новые и новые ресурсы природы, является воистину

Часть 2 Реформы: отторжение инноваций

Сизифовым трудом. Единственной его отдушиной является, возмож­но, лишь сознание того, что он есть «всеобще-человеческий труд».

Выдающийся советский семиотик Юрий Михайлович Лотман писал: «Пока мы находимся в донаучном состоянии, нам все понят­но, а первый признак науки - непонимание. Один хороший учитель рисовал на доске мелом маленький круг. Внутри него он писал: "зна­ние", а за его пределами - "незнание". Он говорил ученикам: "Смот­рите, какое маленькое пространство - знание, зато как мало оно со­прикасается с незнанием..." Потом он рисовал большой круг, писал внутри: "знание", снаружи: "незнание" и говорил: "Увеличив про­странство знания, мы тем самым увеличили наше соприкосновение с незнанием". Чем больше я знаю, тем больше я не знаю».37

Другой парадокс науки заключается в том, что передвижение границы знания/незнания не есть чисто механическое накопление знания - оно сопряжено» с необходимостью регулярного пересмотра знания, ранее «накопленного», которое вызывается новым знанием. Это не значит отвержения старого знания, а приводит лишь к изме­нению конфигурации массива знаний в каждый данный момент, к изменению положения отдельных его частей в общей структуре зна­ния.

Расположение продуктивной научной деятельности на линии, отделяющей знание от незнания, позволяет разграничить деятель­ность, которая осуществляется непосредственно на этой линии, и деятельность в пространстве уже известного знания. Именно в этом втором пространстве преимущественно производятся и множатся те самые «дериваты второй-третьей т.д. степени», теряющие связь с наблюдаемыми и измеряемыми феноменами, которые обозначены С. Кордонским как особенность современной науки. Здесь менее все­го открытий, менее всего появления нового знания, хотя в принципе возможно и открытие «нового в старом». Здесь больше всего взаим­ного комментирования-цитирования, демонстрирующего формаль­ные научные успехи, которых может вообще-то не быть. Критерий цитируемости как показатель научного достоинства работы ущербен заведомо потому, что «высокий рейтинг» по этому показателю могут иметь работы откровенно шутовские или даже скандальные.38 Но это

37 Лотман Ю.М. «На пороге непредсказуемого» // Человек, №6,1993.

38 Чем иным, например, можно объяснить мгновенную популярность книги «Фрикономика» Лэвита и Дабнера, кроме как её осмысленно развлекательно-шутовским характером и откровенно коммерческим, а не научным замыс-

А.И. Московский

20 лет упадка и извращения смысла.

не главная проблема деятельности внутри уже известного знания. Главное в том, что эта деятельность все же необходима - для консо­лидации и совершенствования этого знания, для преобразования его в форму, которая была бы, с одной стороны, доступна для понимания начинающего исследователя, но в то же время была средством, кото­рое давало бы ему возможность быстро и с глубоким пониманием существа дела дойти до «переднего края науки» - линии разделяю­щей знание и незнание. Ставить начинающего ученого сразу на эту линию - значит очень многим рисковать. Г. Г. Малинецкий, высту­пая в марте 2009 года в Клубе Инновационного Развития (КИР) Ин­ститута Философии, называет несколько «болезней современной науки», среди которых и такую, как - «Путь до переднего края науки слишком длинен. Большинство не может его пройти». И все же это -не просто болезнь, а скорее - неизбежный спутник «научного роста», постоянно порождающий сомнения и делающий всегда актуальным для исследователя декартовский «принцип систематического сомне­ния».

Все эти особенности реальной жизни науки создают неодоли­мые сложности для того, чтобы «вписать научную деятельность в ры­ночную экономику». Скорее придется заключить, что там, где какой-либо её результат становится объектом продажи - «коммерциализи­руется», он выпадает вообще из процесса собственно научного труда, перестает быть его моментом. Это - побочный его продукт. В услови­ях рынка он неизбежен. Но ставить реформу науки в зависимость от побочного, вторичного её результата - значит заведомо дезориенти­ровать направление необходимого, объективного её развития.

Специалисты в исследовании проблем науки давно заметили специфический феномен «избытка» (spillover), сопровождающий на­учную деятельность. Какая-то его часть может стать объектом не­медленного коммерческого использования «на стороне». Но значи­тельная часть её результатов необходима для собственного - «внут­реннего» употребления в самой науке в долгом, по существу беско­нечном, и трудном пути формирования объективного знания. Тот, кто изначально полагает, что «наука - излишество, роскошь», может, конечно, усмотреть в феномене «spillover» просто подтверждение своему поверхностному представлению. На какой же ступени «дона­учного состояния» (Лотман) оно находится!

лом?

Часть 2 Реформы: отторжение инноваций

«Донаучное сознание», конечно же, не может ни понять и ни принять формулу - «Без науки у России нет будущего!», которую се­годня часто заявляют серьезные представители современной россий­ской науки, как это сделал недавно председатель сибирского ОАН Асеев А. Л.39 Вступая в должность, Асеев основным приоритетом дея­тельности Сибирского отделения выдвинул развитие фундаменталь­ных исследований. Но он, тем не менее, считает, что сегодня АН должна заниматься и прикладными исследованиями. Свое представ­ление он определил так: «Моя позиция состоит в том, что Академия наук должна взять на себя, по крайней мере, часть прикладных ис­следований, которыми раньше занимались отраслевые институты, рухнувшие за годы перестройки. Меня не всегда и не все понимали, но сейчас у этой точки зрения все больше сторонников».

История отраслевых НИИ весьма поучительна и к ней полезно присмотреться, чтобы понять, почему они «рухнули». Ведь их никто насильственно не ликвидировал - они «самоликвидировались», по­скольку потеряли своего непосредственного заказчика - отраслевые министерства, которые только и могли предъявить реальный и кон­солидированный «спрос» конкретной отрасли промышленности на прикладную науку. За короткое время рыночных реформ они просто стали лишними. Именно это обстоятельство, наблюдаемое как оче­видность, прежде всего, и породило представление, «что науки у нас слишком много». За этим суждением не было никаких серьезных на­учных аргументов, опирающихся на анализ состояния, потенциала, проблем и перспектив как промышленности, основательно тоже «упавшей» за годы реформ, так и российской науки в целом и при­кладной её части. Всем видам деятельности рыночная реформа в Рос­сии предложила одно требование - «покупай и продавай!». И совер­шенно понятно, почему основным видом коммерческой (рыночной) деятельности сохранившихся научных учреждений стала сдача в аренду их помещений, вообще недвижимости, которые они получи­ли в наследство от советского времени.

Самое же главное заключается в том, что в результате рыночных реформ и, главным образом







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.