Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Указание обладателям понимания





Указание обладателям понимания

На методы лечения раскола

И объединения на манхадже благородных предшественников

 

Автор:

Шейх Салих ибн Са’д ас-Сухейми

Рецензия:

Шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан

Перевод и примечания:

Администрация сайта

Www.Salaf-forum.com

Г.х. – 2015г.

Разъяснение достоинства призыва к Аллаху

 

Каждый мусульманин знает, что призыв к Аллаху – одно из самых почетных дел, одно из самых великих деятельностей, и один из самых лучших путей, которые приближают к Аллаху, как сказал Всевышний Аллах: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: “Воистину, я – один из мусульман”» (Фуссылят41: 33).

Призыв к Аллаху является деятельностью пророков и посланников. Сказал Аллах: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (Юсуф 12: 108).

Также Всевышний Аллах сказал: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (Али‘Имран 3: 104).

Призывающий к Аллаху должен знать, что говорит; должен знать положение тех, кого он призывает; должен знать, что следует говорить, когда говорить, где говорить, соблюдая при всем этом мудрость, итог, исход, мягкость и милосердие, следуя за посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний Аллах описал Своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) следующим образом: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Али ‘Имран 3: 159).

Так же Аллахсказал: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (ат-Тауба 9: 128).

Какое же великое наставление дал Аллах Своим двум благородным пророкам: Мусе и Харуну, мир им, при беседе и призыве самого нечестивого неверного и безбожника на то время – фараона: «Ступайте к фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (Таха 20: 43-44).

Призадумайтесь над словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, курайшитам, в день открытия Мекки: «Я скажу вам то, что уже сказал мой брат Юсуф: «Сегодня я не стану укорять вас. Да простит вас Аллах, ибо Он – Милосерднейший из милосердных» (Юсуф 12: 92).ан-Насаи в «аль-Кубра» 11234; аль-Байхакъи 18275. [3]

Говорит Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах): «Я служил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет. Клянусь Аллахом, он ни разу не сказал мне «Уф», никогда не говорил мне относительно какой-либо вещи: «Почему ты так сделал?!» или «Почему ты не сделал так?!» Муслим 2309.

Братья мои, призывающие и требующие знания, прочитайте внимательно эти тексты, призадумайтесь над ними, поразмышляйте над ними, и воплотите эти драгоценные наставления, что содержатся в них.

 

Совершенство этой религии

 

Всевышний Аллах почтил нас Исламом. Он сделал Ислам единственной религией, которую Он примет. Он вложил в нее разъяснение убеждения (аль-‘акъида), поклонения, этики, нравов, отношений, придерживаясь которых мы заслужим счастье в обоих мирах.Аллах сделал эту религию полноценной еще до того, как ушёл из жизни посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.Всевышний Аллах сказал: «Сегодня, я сделал вашу религию полной для вас, довёл до конца Свою милость, и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (аль-Маида 5: 3).

Однажды Иудеи сказали ‘Умарумбналь-Хаттабу (да будет доволен им Аллах)относительно этого аята: “В вашей книге есть аят, который вы читаете. Если бы нам – иудеям – был ниспослан такой аят, то избрали бы день, в который он был послан, праздником”. Тогда ‘Умар сказал: “Какой аят?” Они ответили: «Сегодня, я сделал вашу религию полной для вас, довёл до конца Свою милость, и одобрил для вас в качестве религии Ислам». Тогда ‘Умар сказал: «Мы знаем этот день. Так же знаем место, в котором он был ниспослан нашему пророку (да благословит его Аллах и приветствует), когда он стоял на горе ‘Арафа в день пятницы”. аль-Бухари 45, Муслим 3017.

Сказал Всевышний Аллах: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Али ‘Имран 3: 85).

 

Обязательность удостоверяться, проявлять осторожность и не спешить

С вынесением решений в отношении других лиц

 

У некоторых людей стало привычкой проявлять спешку в вынесении решений в отношении своих братьев, делая это необдуманно, без уточнений.

Человек может вынести решение в обвинении в нововведении; неверии; нечестии; обязательности бойкотирования; выводе из саляфии; предостережении от некоторых шейхов и требующих знания саляфитов и списывании их и т.д., по причине болезни в его сердце; или по причине страстей, которые овладевают его мыслями; или по причине зависти, которая охватила его; либо по причине переданных слов от тех, кого он вообразил достойными доверия, тогда как они - главари смуты и причина раскола.

К саляфии не имеют отношения:

- преувеличение и спешка в вопросах джарха, без проявления обдуманности;

- выслеживание ошибок;

-обязываниелюдей тем, что не является для них обязательным;

-вырванные слова;

- нежелание находить словам оправдания;

-списывание людейисходя из заявлений, как «сообщил мне достойный доверия»;

- проявление фанатичности к определенным личностям;

- ограничивать постановление о других какими-то определеннымилюдьми,

- спешка с опровержением ошибающегося и противоречащего, прежде чем дать ему наставление;

- вынесение постановлений в обвинении в нововведении, нечестии, неверии, не удостоверившись, опираясь на предположения, на спешно принятые сообщения и их распространение, невзирая на исход. Сказал Всевышний Аллах: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (аль-Ахзаб 33: 58).

Пришло в достоверном хадисе, что посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто скажет про верующего то, чего в нем нет, того Аллах поместит в «радгъатуль-хабаль» [4] пока он не исправит то, что сказал». Ахмад 5385, Ибн Маджах 3377, аль-Хаким 2222. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” 2845.

Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Поистине, самый большойвид ростовщичества – это покушение на честь мусульманина без права». Ахмад 1651, Абу Дауд 4876. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 2203.

Бойтесь Аллаха, о требующие знания! Не будьте причиной распада этого великого призыва изнутри, что собьет этот призыв с его истинного пути, приведет саляфитов к расколу, группам и новым партиям!

 

Главные причины разногласий между теми, кто на одном манхадже,

Как нам лечить это явление?

 

Лечение проблемы бойкотирования, взаимной вражды, прерывания отношений и т.д., и метод лечения раскола среди тех, кто придерживается одного манхаджа, является лёгким по милости Аллаха, если мы всецело отдадимся истине, избавимся от следования за страстями души, если наши намерения будут искренними, ради Аллаха.

В качестве примера можно упомянуть некоторые методы лечения, но не ограничиваться ими:

 

Первое:Необходимо поддерживать отношения между верующими в целом, и требующими знания в частности

Это явление можно вылечить путем сохранения связей, проявления взаимной милости и оказания помощи между приверженцами Сунны –саляфитами, которые придерживаются одного манхаджа.

Наш шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-Бадр (да хранит его Аллах) написал послание под названием: «Проявляйте мягкость, оприверженцыСунны к приверженцам Сунны!»

Спустякакое-то время он написал другое послание: «И снова: мягкость, оприверженцы сунны к приверженцам сунны!»

Наш шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах) так же написал прекрасное послание, в котором он дал наставление призывающим саляфитам, имеющим правильные убеждения, идущим путём праведных предшественников.

Исходя из руководства Кораном и Сунной, и той пользой, что я извлёк от наставлений наших уважаемых шейхов, проявляя искреннее отношение к Аллаху, Его Книге, Его посланнику, всем мусульманам и их правителям, из-за сострадания к студентам и призывающим:Отказаться от делений и раскола! С целью излечения этого и недопущения возможности для тех, кто «ловит рыбу в мутной воде», я предлагаю некоторым шейхам и требующим знания пересмотреть метод лечения ошибок, которые допускаются некоторыми. Необходимо поддерживать связь, и идти путём наших ученых и шейхов, как ранних, так и современных, и проявлять усердие в этом, давать наставления прежде, чем делать опровержения, если есть такая необходимость, проявляя при этом мягкость и мудрость.

Давайте внимательно прочитаем книгу хафизаИбн Раджаба(да помилует его Аллах): «Разница между наставлением и упреком». Эта книга содержит очень важные вопросы, и требующий знание должен учесть их, в случае наставления своим братьям.

Два уважаемых шейха – Мухаммад Насыруддин аль-Альбани и Хамудат-Туейджири дали нам прекрасный пример взаимоуважения и взаимопрощения между учеными, несмотря на сильные взаимоопровержения, которые были между ними в различных религиозных вопросах. Однако, при встрече каждый из них ссылался на другого если задавали им вопросы, показывая братство и искреннюю любовь, которые объединяют их.

Подобный пример повторился между шейхами ‘Абдуль-Азизом ибн Базом и аль-Альбани, когда они выразили разное мнение в научных вопросах. «Это – те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем» (аль-Ан’ам 6: 90).

Следуйте за ними, держитесь их манхаджа, проявляйте друг другу милость, старайтесь примириться, и вылечить раскол на манхадже праведных предшественников.

 

Шейх Салих аль-Фаузан

Спросили шейха нашего, имама и выдающегося ученого –Салиха аль-Фаузана(да хранит его Аллах): «Да проявит вам Аллах Свою милость. Хотелось бы услышать от вас благое наставление для исламской общины в целом, и вашим сыновьям и братьям из числа требующих знания».

Шейх ответил:«Да. Наставление следующее: Я завещаю вам бояться Аллаха,не прекращать требовать знание, проявляя в этом стремление и усердие, ивоплощать в дела то, чему вас обучил Аллах.Призывать к Всевышнему Аллаху и обучать людей тому, чему сами обучились.И оставить вражду друг к другу, которая сегодня происходит между требующими знание.Оставить вражду, ругань, настраивание друг против друга, что привело общину к расколу, чтораскололотребующих знание, которые стали говорить: «Остерегайтесь такого-то!Не сидите вместе с такими-то!Не обучайтесь у того!» Это всё не дозволено!

Если у кого-то есть ошибка, то дай ему наставление наедине. А что касается того, чтобы ты распространял это среди людей и предостерегал от него, в то время как он является учёным или требующим знания, или даже просто праведным человеком, который впал в ошибку, то не дозволено подобное распространение! Аллах сказал: «Воистину, тем, которые любят распространять о верующих мерзости, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете» (ан-Нур 24: 19).

Является обязательным, чтобы мусульмане наставляли друг другу.Является обязательным, чтобы мусульмане проявляли любовь друг к другу, и особенно это касается требующих знание, а особенно учёных. Воистину, следует уважатьучёных, а не отталкивать от некоторых из них или предостерегать. Подобные вещи породили множество зла! Они стали причиной взаимной ненависти, вражды и смуты!

Отдаляйтесь от этих вещей и будьте такими, какими желает этого Аллах, сказавший: «Воистину, ваша община– община единая» (аль-Муъминун 23: 52)

«И не будьте подобны тем, которые разделились на партии и впали в разногласие после того, как пришли к ним ясные знамения. Для них будет великое наказание» (Аль‘Имран 3: 105).

Стремитесь к тому, чтобы среди вас была любовь, искреннее взаимное наставление, помощь друг другу в делах богобоязненности и благочестия.Остерегайтесь того, что вносит раскол среди мусульман, особенно в наше время.Мусульмане сегодня нуждаются в единстве. Нуждаются в том, чтобы прекратились споры между ними. Нуждаются в том, чтобы помогать друг другу в богобоязненности и благочестии. Не становитесь помощниками врагам Ислама, внося раздор и раскол среди мусульман. Если будет раскол между учёными и требующими знания, то кто останется тогда для общины?!Это не отразится злом на простых мусульманах, однако зло отразится на требующих знание, для которых обязательным является обучать людей и приводить в порядок их дела. Оставьте эти вещи, оставьте вражду между собой, трения и прения, все это порицаемые качества!

«Не злословьте в адрес друг друга. Желал бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего» (аль-Худжурат49: 12)

«Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику» (аль-Къалям 68: 12)

Не повинуйтесь таким! Не будьте помощниками шайтана в расколе и ослаблении общины. Если увидели у кого-то ошибку, то наставляйте его, если конечно наличие ошибки доказано.И не верьте всяким слухам! «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (аль-Худжурат 49: 6)

«О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверьтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий» (ан-Ниса 4: 94)

Всевышний Аллах побуждает к тому, чтобы мусульмане были едины, чтобы их слово было единым, чтобы они помогали друг другу и давали друг другу наставления.

Мы не говорим:«Оставьте ошибку».Напротив,исправляйте ошибку, однако исправляйте её шариатскими путями.

Пусть Аллах приведет всех к тому, что Он любит и чем Он доволен!» (Сл. «Шарх Китаб ас-Сыям мин китабДалильат-Талиб» 23/08/1434г.х.)

 

Шейх Салих Али Шейх

Спросили его превосходительство шейха Салиха ибн ‘Абдуль-‘Азиза ибн Мухаммад ибн Ибрахима Али Шейха (да хранит его Аллах): «Какова позиция мусульманина в отношении ошибок некоторых призывающих?»

Он ответил: «Лучше всего возвращать эти моменты обладателям знаний. Если молодёжь начнёт разбирать эти вопросы между собой, то среди них возникнет недопонимание. Правильно, предостерегать и поправлять ошибки – вещь требуемая. Однако, вся наша забота не должна ограничиваться опровержением ошибки одного или второго. Это не является отличительной чертой учёных. Поэтому, говоритИбн аль-Къаиийм в «Мадаридж ас-Саликин», примерный смысл: «Сердце в своём пути к Аллаху, подобно тому, кто идёт по дороге, окруженной зверями, камнями и вещами, которые пугают его со всех сторон. Если он будет идти, не оборачиваясь, тогда он дойдёт. А если он будет постоянно оборачиваться, кидать камнем во все, что видит, тогда он не дойдёт».

Поэтому, ты видишь в биографиях учёных, что объём разъяснения ими вопросов религии намного, намного больше, чем опровержения. И если для сравнения взять любого учёного и посмотреть, сколько он сделал для разъяснения религии, то ты увидишь, что, к примеру, оннаписал две тысячи страниц и записал две тысячи кассет, а затем сравни это с объемом его опровержений противоречащим и увидишь, как мало этих опровержений. Да, ты должен опровергать, однако, это не должно быть твоей заботой, ведь необходимо разъяснять и распространять призыв.[24]

И потом, среди людей есть такие, которых можно исправить личными наставлениями, а есть и такие, кого можно исправить научным опровержением. Основа в этом вопросе – правило: призыв к одобряемому и запрещение порицаемого в соответствии с положением». (См. «Джарида аль-Анба аль-Куэйтия» 19/04/1433г.х.)

 

Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад

Сказал выдающийся учёный,шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад аль-Бадр(да хранит его Аллах): «Нет сомнений в том, что для приверженцев Сунныв любое время и в любом месте является обязательным сплоченность, проявление милосердия друг другу, помощь друг другу в благочестии и богобоязненности. И очень печалит то, что происходит в наше время среди приверженцев Сунны, как неприязнь и разногласия, которые породили то, что они взялись друг за друга и стали друг от друга предостерегать, бойкотировать и делать джарх! Тогда как обязательным для них являлось, чтобы всё их усердие было направлено к другим из числа неверных и приверженцев нововведений, которые борются с ахлю-Сунна. А между собой обязательным для них являлось быть милосердными и сплочёнными, делая друг другу напоминания с мягкостью». (См. «Рифкъанахля-Ссуннабиахли-Ссунна» 10-11)

 

Шейх Раби’ аль-Мадхали

Сказал шейх наш Раби’ ибн Хади аль-Мадхали (да хранит его Аллах): «Я говорил уже об этом позавчера. Но счёл необходимым сосредоточиться на этом, увидев это разрушение и бедствие. Я говорю: Будьте мягкими, будьте деликатными, будьте братьями! Проявляйте милосердие друг к другу, ибо поистине, сейчас эта суровость обратилась против самих сторонников Сунны. Они оставили приверженцев нововведений и обратили эту губительную суровость в адрес приверженцев Сунны, к тому же примешав к ней ещё несправедливость и ложные постановления. Остерегайтесь же, остерегайтесь следовать этим путём, который губит вас и губит саляфитский призыв и его приверженцев!» (См. «Маджму' кутубуарасаильаш-шейх Раби'» 1/475).

Также шейх сказал в другом месте: «Если человек делает упущения, это не означает, что мы должны сбрасывать его со счетов и губить его. Тех из нас, кто допускает ошибки, мы не должны губить, да благословит вас Аллах.Однако, мы должны исправлять его мягко, с мудростью, обращаться к нему с любовью, симпатией и прочими проявлениями благонравия.Призывать его с истиной, пока он не раскается и не вернётся. Если же в нём осталась слабость, то мы не должны торопиться проявлять поспешность в отношении него. А иначе, клянусь Аллахом, никого не останется, никого не останется!

Сейчас некоторые люди подвергают саляфитов преследованиям. Они дошли и до учёных, называя их обладателями размытогоманхаджа. Сегодня практически не осталось учёных, которых не очерняли и против которых не выдвигали различные обвинения! А это, конечно же, метод ихванов и метод приверженцев нововведений, потому что к методам приверженцев нововведений относится то, что они начинают с учёных, стараясь уронить почёт учёных в глазах людей. Более того, это иудейско-масонский метод: если хочешь уничтожить идею, урони в глазах людей учёных и тех, кто олицетворяет эту идею.

Отдалитесь от этого скверного наследия и почитайте учёных!» (См. «Маджму' кутубуарасаильаш-шейх Раби’» 1/481-482).

Также он, да сохранит его Аллах, в другом местесказал: «Я знаю, что вы не являетесь безошибочными, и учёные также не являются безошибочными. Все мы можем ошибаться. О Аллах, исключением может быть переход на мазхабрафидитов, му’тзилитов, джахмитов, или какой-либо известной партийности (хизбия). Это отвергаемо! А что касается саляфита, который любит саляфитов, любит саляфитскийманхадж, питает ненависть к партийностям, питает ненависть к нововведениям и к её приверженцам, и имеет другие признаки саляфитскогоманхаджа, однако он слаб в каких-то вопросах, к такому следует проявлять мягкость, и не бросать его. Такому следует давать наставления, выручать его, проявлять терпение к нему, давать ему средства лечения. А если придерживаться таких правил, как: «Каждый, кто ошибся – погиб», то по такому принципу никто не останется. Поэтому ты видишь, как такие люди, закончив с молодёжью, перешли на учёных и начали очернять их». (См. «Маджму' кутубуарасаильаш-шейх Раби’» 1/482-483).

Также шейх сказал: «Не каждый, кто впал в нововведение – обвиняется в нововведении. Если мы будем практиковать это правило, то нам следует обвинить в нововведении большинство имамов Ислама. Говорит шейхуль-ИслямИбн Таймия (да помилует его Аллах): «Многие из числа имамов первых поколений и последующих впали в нововведения, даже не замечая этого. Причиной этому может быть то, что они опирались на недостоверный хадис, или поняли текст не так, как желали этого Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует), или проявили свой иджтихад».

У нас есть имамы-муджтахиды. Кого-то из них егоиджтихад может привести к ошибке или нововведению. Однако, если мы узнаем о человеке, что у него в основе здравыйманхадж, благое стремление,отдалённость от страстей и стремление к истине, но он впал в нововведение, такого неправильно обвинять в нововведении. Однако, если мы узнаем, что он приверженец своих страстей, что у него дурные цели, или есть признаки, указывающие, что он желает нововведения, в этом случае его следует обвинить в нововведении. Поэтому ученые говорили о многих, что они –приверженцы нововведений, и о многих других сказали, что они ошиблись, однако не следует их называть приверженцами нововведений, т.к. ученые выяснили, что у них благие цели и намерения, и что они стремились к познанию истины». (Сл. «Джальсяфиль-Харадж»).

 

Шейх ‘Убайд аль-Джабири

Сказал наш брат, уважаемый шейх ‘Убейд ибн ‘Абдуллах аль-Джабири(да хранит его Аллах): «Приверженцы Сунны рассматривают положение самого противоречия, и того, кто противоречит.Само противоречие имеет два положения:

1) Либо это противоречие может быть в вопросе, в котором неприемлемиджтихад, касается это основ религии или же её ответвлений, так как в отношении этого пришло большое количество текстов Корана, Сунны и имеется единогласное мнение учёных, или берёт положение единогласного мнения.Тогда как у противоречащего, в качестве доказательства, нет никаких текстов, которые могли бы подкрепить его мазхаб.

2)Когда противоречие произошло в вопросе, в котором приемлем иджтихад, или в вопросе, в котором не все однозначно.

Значит, в первом положениииджтихадне допустим, и разногласие не будет считаться приемлемым, следует опровергнуть ошибку, кто бы он ни был.

Далее, сам противоречащий имеет одно из двух положений: Это – суннит, и люди знают, что он прочно стоит на Сунне, защищает её и её приверженцев, также знают его благопожелание к общине. В отношении такогоне цепляются за его ошибки, и сохраняют его почёт, и не стоит очернять его, как это делается в отношении приверженцев нововведений и заблудших. Ведь Аллах облагодетельствовалтаких как он милостью за большие заслуги, уважением и принадлежностью к имамам в религии. Все это следует учитывать. Если мы посмотрим на многих имамов, которые на Сунне, о которых свидетельствовали люди при их жизни, и надеемся, что они таковы и после смерти, – от них исходили ошибки, и жившие с ними ученые опровергали их. Но при этом сохраняли их авторитет, и не посягали на них всякими нехорошими выражениями». (Сл. «Дауабитат-та’амульма’аахли-Сунна уаахлиль-батыль»).

 

Шейх Сулейман ар-Рухайли

Сказал наш брат, уважаемый шейх, устаз и доктор Сулейман ибн Салими-Ллях ар-Рухейли (да хранит его Аллах): «Нет сомнения в том, что знания берутся от больших, и что необходима рекомендация (тазкия). Однако, кто они большие (в знании)?Большие – это те, кого сделали большими их знания, которые известны своим знанием, даже если сами они малы в годах, даже если они молоды. Были большие (в знании) из сподвижников малые в годах, было принято от них знание, и их знание осветило этот мир.

Этот вопрос имеет важное положение, а именно, что молодого в годах делает большим его знание, и он становится известным посредствам этого крепкого, полезного знания. И примеров этому много среди саляфов (предшественников), начиная от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и продолжая теми, кто после них, из числа имамов (этой общины).[25]

Также необходима рекомендация (тазкия), так как знание – это религия, поэтому нужно нам знать (смотреть) от кого мы принимаем нашу религию. Однако, как получают эти рекомендации?

Рекомендации бывают 3-х видов:

Первый вид: рекомендация, которая дана признанными учёными в виде текста или слов. Чтобы учёные или некоторые из них указали на это, и мы не ограничиваем эту рекомендацию одним учёным или двумя или тремя. Главное чтобы она была, от одного из признанных учёных, или же от группы учёных. Чтобы была их рекомендация в том, что такой-то пригоден для того, чтобы брать от него знание.

Второй вид: когда человек известен своим преподаванием, своим обучением, и никто из обладающих знанием не порицает его. Известен тем, что он даёт уроки, это распространено от него, и никто из признанных обладающих знанием не порицает это преподавание. Это называется «молчаливая рекомендация» (тазкиятусукутия). Ведь не подобает ученым молчать и дозволять обучать тому, кто достоин того, чтобы ему это запретили.

Третий вид: это тот вид рекомендаций, о важности которой мы говорим, а это – когда рекомендацией человеку служит его знание. Когда он обучает только Сунне, то есть, ничему, кроме истины, когда сам берет знания только от ученых Сунны, когда его слова соответствуют тому, что есть в книгах ученых Сунны. И неизвестно от него, чтобы он опровергал слова признанных учёных, и неизвестно, чтобы он противоречил самой Сунне – такому рекомендацией служит его же знание.Ведь не каждого требующего знание, приносящего пользу знают учёные. Однако, нужно смотреть на то знание, которое он распространяет: обучает ли он Сунне, уважает ли он мнение ученых Сунны, принимает ли он слова ученых Сунны? И если оно так и есть, то рекомендацией ему будет его знание, и от такого знание принимается.

А слова тех, кто говорит, что знание принимаются только от того, кому дали рекомендацию большие ученые (первый вид), то подобное закрывает двери к благу! Ведь во многих странах требующие знания обучают людей Сунне, приводят людям разъяснения ученых Сунны, и обучают по мере того, что сами изучили, однако они не имеют рекомендаций от какого-то определенного учёного. Но вместе с этим неизвестно чтобы кто-то опроверг их, дискредитировал их познание(сделал имджарх). И если мы скажем, что от таких не принимается знание, то тогда знание в большинстве таких стран исчезнет, и закроются двери к благу, а потом поднимутся сторонники новшеств и станут преподавать и обучать. Тогда как сторонники Сунны будут молчать. После чего сторонники Сунны начнут обучаться у сторонников нововведений напрямую, или через интернет или ещёкак-то. А ведь это не является правильным и не является верным!

Поэтому мы говорим, что рекомендация обязательна, и не должно быть в этом деле послабления, а иначе знание станут приобретать от кого попало. Однако как получаются эти рекомендации? Как уже было сказано:Непосредственно от ученого или группы признанных ученых, известных приверженностью Сунне; или по причине распространения и известности (проповедника), которому не делают порицания ученые; или же по причине правильного, достоверного знания у требующего его и обучающего ему, которое не было опровергнуто, дискредитировано.

Также, нет сомнения в том, что обязательным является каждому останавливаться у границ того, что он знает и не переходить их, даже если закончатся те знания, которым он обучает других (и нечем будет ему продолжить).Во многих странах мусульмане нуждаются в том, чтобы им объяснили основы религии, и тот, кто изучил эти основы согласно убеждениям Сунны, усвоил их, тому дозволено обучать других этому. Однако он не должен становиться при этом шейхуль-ИслямИбн Таймией!То есть, как некоторые требующие знания, которые изучили (с учеными) книгу или две, затем взялись преподавать и обольстились, почувствовали свою важность, и стали опровергать больших учёных, стали выносить решения (фатауа) по каждому вопросу. Нет сомнения, что это есть заблуждение!

Однако тот, в ком есть благо, тот останавливается у границ того, что знает, такой распространяет Сунну и благо. И не надлежит нам быть преградой тому, кто распространяет Сунну и благо. И это то, на чем мы застали наших ученых, таких как шейх Ибн Баз и шейх Ибн ‘Усаймин, да будет милостив к ним Аллах, в их взаимоотношении с требующими знания.

Однако, того, кого опровергли, дискредитировали (сделали джарх), тот, у кого в знание неопределенность, неясность, или тот, кто является неизвестным со всех сторон, от такого не принимается знание! И Аллах лучше знает». (Сл. «Фикъх аль-му’амалят аль-малийя»).

 

Шейх Мухаммад Базмуль [26]

Спросили нашего брата, уважаемого шейха и доктора Мухаммада Базмуля (да хранит его Аллах): «Сейчас среди саляфитов распространилось опасное сомнение. Они говорят: «Каждый раз, как мы начинаем доверять какому-то саляфитскому шейху, которого рекомендовали учёные, он внезапно бракуется и его авторитет падает среди нас, так как наше доверие к нему (было) по причине его знаний, а не по причине нашей привязанности к его личности. И мы не знаем причину этого, чтобы быть осторожными в отношении его ошибок. И так же наши личные библиотеки в домах, как толькомы наполним её трудами определённых шейхов, опустошаем её вновь (из-за джарха этих же шейхов)». Каков ваш ответ на это сомнение, которое может подобно заразе распространиться среди саляфитов, что может привести их к слабости и овладеет ими шайтан? И каково ваше наставление для сыновейсаляфии?»

Он ответил (да хранит его Аллах):«Та действительность, которую описал спрашивающий, она действительно имеет место, и я чувствую её.И вероятно то, что я упомяну сейчас, внесёт ясность в этом вопросе и приведет (спрашивающего) к желаемому:

Во-первых: «Саляфия»и причисление себя к ней – не означает, что саляфит не может ошибаться, будь он малым требующим знание или большим учёным. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все сыны Адама часто ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся».

Во-вторых: Не каждый, кто ошибся, с нимобращаются так, как с приверженцем нововведений! И это очень важно знать! Это и есть то, что разделяет между саляфитами и теми, у кого чрезмерность в этом вопросе,как, к примеру,хаддадиты. Ведь одно из тех порицаний, что направлены к ним, это то, что они не разделяют между саляфитом, который впал в ошибку и между приверженцем нововведений и своих страстей в основе. Они обращаются с обоими одинаково. Воистину, суннита надо наставлять и мысли о нём должны быть хорошими, что он вернётся к истине и примет её. И это не является слабостью или трусостью, напротив, это и есть настоящая (красивая) отвага, которой мусульманин исповедует религию перед своим Господом. Воистину, истина более достойна того, чтобы за ней следовали.

В-третьих: Саляфия – не означает, что не должно быть разногласий между саляфитами в научных вопросах, следствие которых иджтихад. И та действительность, что произошла между сподвижниками,указывает на это. Если саляфит следует Корану и Сунне в понимании саляфов, то это не означает, что не будет происходить разногласий в вопросах иджтихада. К примеру, имамычетырёх мазхабов из числа последователей праведных саляфов, однако между ними были разногласия в вопросах иджтихада, как это хорошо известно.

В-четвёртых: Саляфия – не означает, что саляфит не может впасть в болезни сердца из числа незаметных страстей, как любовь к славе и чрезмерная суровость в отношении своих братьев. Однако, мусульманин должен быть подобно зеркалу для своего брата, он даёт ему наставление и указывает на то, в чём правильность. И к Аллаху следует обращаться за покровительством.

В-пятых: Не является из манхаджаправедных предшественников (ас-саляф) обязывать (ильзам) кого-то следовать за кем-либо, кроме посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),а особенно в вопросах иджтихада.[27]

В-шестых: Учёный-саляфит может плохо сказать одругомсаляфите по причине какой-либо ошибки. И это не означает, что он забраковал его. В этом случае надо иметь наилучшие мысли, и мы должны знать, что сказанные слова того учёного – результат его иджтихада, который он посчитал правильным. И тут ему засчитывается либо двойная награда, если он был прав или одна, если ошибся.

В-седьмых: Если кто-то сказал плохо о том, чья праведность и надёжность известна, то его джарх не принимается, если тольконе будет объяснена причина и разъясненджарх. И обращение с тем, кому сделали джарх, не должно быть таким, словно о нём говорили плохо изначально или его надёжность и праведность не была известна.

В-восьмых: Хорошее предположение должно стоять впереди. И не думай плохо о своем брате, когда можешь найти ему оправдания.

В-девятых: Никаких личностейнельзя возводить в ранг святых. И спрашивающий – да воздаст ему Аллах благом – понимает это, так как он сказал: «не потому что мы привязаны к его личности».

В-десятых: Не каждый, про кого сказали плохое – теряет почет, и не каждый джарх принимается.

В-одиннадцатых: Саляфия – это не бегать упорно за рекомендациями, требуя их от учёных. Мусульманину дают рекомендацию, прежде всего – его знания и его дела. Благословенная земля никого не делает святым, как и родословная, как и слова, относительно джарха людей никого не возвеличивают.

В-двенадцатых: Не имеет отношение к саляфии радоваться ошибкам людей, ихджархам, а также копаться в этом без нужды. Требующий знание должен сторониться этого, оставляя это учёным и не быть причиной в разжигании смуты. Наоборот, он должен погасить её, отстранившись и отдалившись от неё, проявив терпение и иметь лучшие мысли, оставив это дело учёным.

А Аллах – Тот, кто оказывает содействие!» (С официального сайта шейха Мухаммада Базмуля).

 

* * *

После таких благодатных слов обладателей знания, построенных на методологии праведных предшественников, я скажу:

Воистину, защита религии Ислама путём разъяснения того, что приписывается ей, всякого рода нововведения и новшества, является наивысшим видом поклонения, посредством которого раб приближается к Аллаху. И оно является более достойным видом из двух джихадов. Это джихад, который не прервётся до наступления Судного часа. Это джихад избранных угодников Аллаха из числа Его посланников и их последователей.Говорит шейхуль-ИсламИбн Таймия (да помилует его Аллах): «Опровергающий приверженцев нововведений является муджахидом. Яхья ибн Яхья говорил: «Защита Сунны лучше, чем джихад». (См. «Маджму’аль-фатауа» 4/13).

Однако, обсуждение конкретных личностей, которые ошиблись, особенно те из них, которые приписывают себя к Сунне и еёсторонникам, в этом разбирается не каждый. Рассмотрение этого вопроса должно ограничиваться теми, кто известен знанием и богобоязненностью.Говорит имам–хафиз аз-Захаби (да помилует его Аллах): «Обсуждение людей не дозволяется никому, кроме того, кто обладает полноценным познанием и истинной богобоязненностью». (См. «Мизан аль-‘итидаль» 3/46).

 

Некоторые правила

 

Я укажу на несколько правил, о которых уже говорил выше:

Ошибку необходимо однозначно порицать, а что касается самого допустившего ошибку, то это зависит от его положения

Например, правитель мусульман, его ошибки не следует упоминать перед общими массами людей и на минбарах. Однако, следует идти к нему и давать ему наставление наедине, или отправить ему письмо тайно, чтобы это было между ними, либо следует ограничиться упоминанием самой ошибки, не упоминая его имени.Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приве







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.