Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ





Раскрытию сущности активности способствует логико-семантический анализ этого понятия. Слово «активность» происходит от латинского activus и означает деятельное участие в чем-либо, энергичную деятельность, инициатив­ность.

Активность как научная категория исследуется в самых различных аспектах: в биологическом — как реакция орга­низма на раздражение внешней среды, в физиологическом — как одна из регулятивных функций мозга. Широко это понятие используется и в кибернетике.

Сущность активности в научных трудах философов, пси­хологов, педагогов раскрывается с помощью понятия «дея­тельность», но их соотношение трактуется по-разному:

1. Активность рассматривается как общая категория, особое свойство живых систем. Деятельность выступает как спе­цифическая для социальной формы активность, т.е. яв­ляется обобщенной характеристикой человеческой ак­тивности, а активность как высший этап деятельности <Б.А. Душков, А.Н. Леонтьев, А.В. Маргулис).

2. Понятия «активность» и «деятельность» отождествляют­ся (В.ГГ. Иванов, П,Е. Кряжев).

3. Активность толкуется как качественная характеристика деятельности, степень ее проявления, показатель ее уровня (В.З. Коган, Л.П. Станкевич).

4. Активность определяется как черта личности, ее свойство (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, Т.Н. Мальковская, К.К. Платонов).


Разделяя первую точку зрения, мы все-таки считаем необходимым изучать активность личности как самостоя­тельную категорию, как особое социальное явление. Био­логическая активность человека является лишь предпосылкой для формирования се как социального явле­ния.

Неправомерно, на наш взгляд, и отождествлять понятия «активность» и «деятельность». Личность формируется и развивается в процессе деятельности, но в зависимости от особенностей последней и от отношения личности к ней активность может иметь разные уровни, приобретать раз­личный характер.

Подход к определению активности как качественной ха­рактеристики деятельности личности является правиль­ным, но не исчерпывающим сущности активности. Следует добавить, что активность определяет качество деятельно­сти, но весьма специфически — через отношение субъекта к процессу деятельности.

Таким образом, активность можно рассматривать как черту личности, которая проявляется в отношении челове­ка к деятельности: состоянии готовности, стремлении к са­мостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выборе оптимальных путей для достижения цели.

Активность в общении как вид социальной активности личности в психологической литературе определяется:

а) как состояние взаимодействующих людей, которое ха­рактеризуется стремлением к установлению межлично­стных контактов, волевыми усилиями при их налажива­нии, целеустремленностью и инициативой в познании друг друга, настроем на установление и поддержание контактов;

б) как качество коммуникативной деятельности, в которой проявляется личность человека с его отношением к це­лям, содержанию, форме и результатам общения и стремлением мобилизовать свои познавательно-волевые усилия на решение различных задач;

в) как проявление творческого отношения индивида к пар­тнерам по общению;

г) как личностное образование, выражающее познаватель­ный, эмоциональный и поведенческий отклик на обраще­ние другого человека.


Рассмотренные подходы объединяет положение о том, что источником активности в общении является потреб­ность личности в самовыражении, в получении информа­ции от другого человека, в выработке единой точки зрения и т.п.

Как показали отдельные исследования, у определенной части людей эта потребность выступает как чисто комму­никативная. Но гораздо чаще активность в общении люди проявляют потому, что хотят лучшие осуществлять совме­стную деятельность, самоутвердиться, посеять в душах ра­зуверившихся во всем людей росток надежды и т.д. Следует отметить, что в течение дня у человека актуализируются самые разные потребности, поэтому и формы коммуника­тивной активности могут быть в той или иной степени раз­личными.

Во всех описанных случаях человек выступал субъектом общения, но ведь ему приходится быть и объектом. Тогда инициирование с его стороны большей или меньшей комму­никативной активности будет зависеть от того, какую по­требность в структуре его личности сумеет «задеть» вступивший в контакт с ним человек.

Если эта потребность окажется очень значимой для объ­екта общения, он пойдет на активное взаимодействие. Если же она будет бесконечно слабой активности с его стороны не последует.

Следовательно, активность в общении можно рассматри­вать в двух ее составляющих «реакция» и «акция». «Реак­ция» предполагает ответ на внешнее воздействие другого человека, отражающее вторичную активность, «акция» — ответ на внешнее воздействие, отражающее первичную ак­тивность, основанную на внутренних субъективных меха­низмах самоуправления. В первом случае активность имеет временной показатель действия, во втором—качествен­ный уровень деятельности.

Положив в основу классификации принцип системности, динамичности и развития, рассмотрим:

1) активность осознания целей, мотивов, результатов об­щения участвующими в нем людьми;

2) активность переживаний и сопереживаний во воемя об­щения;;(,;.

3) активность и меру стереотипности и творчества во время общения; Г' •:


4) активность поведения (обращения, согласно В.Н. Мяси-щеву) в ходе общения;

5) характер и меру управления этой активностью.

Следует отметить, что для оценки субъекта общения необходимо учитывать активность каждой се составляю-шей (познавательной, эмоционально-потрсбностной, по­веденческой сфер), суммарную активность, количество связей'разног-0 уровня. ' -Каковы же критерии активности в общении? В психологической литературе наиболее часто указыва­ются; инициативность, интенсивность, широта, глубина, особенности пол ученного результата, положительное отно­шение к общению (интерес, сопровождение общения стени- ческими чувствами), самостоятельность, осознанность саморегуляции своего поведени4г в общении, воля (упорство в достижении цели, настойчивость, целеустремленность), творчество.

В ряде исследований детализированы критерии комму­никативной активности людей: самокритичность ярко вы­раженная рефлексия в общении; свобода в оперировании приобретенным багажом специальных знаний'и умений, решение задач различного уровня трудности, стремление и умение искать и находить причины того или иного оборота, который приобретает общение и влияние их на полученный результат. Однако авторы зачастую не выделяют оснований для определения критериев активности, поэтому назван­ные признаки характеризуют и качество деятельности, и личность, и характер.

Следовательно, при отборе критериев необходимо учи­тывать: 1) ситуации, включая различные виды деятельно­сти, в которых проявляется коммуникативная активность;

2) характер отношения личности к деятельности и к ее участникам; 3) волевые усилия личности в достижении це­лей общения (активность потенциальная и реальная); 4) характер активности в общении (активность творческая, репродуктивная); 5) устойчивость, длительность, динами­ку проявления коммуникативной активности (активность ситуативная или интегральная).

Каждый из указанных уровней активности можно ран­жировать по степени ее проявления — высокая, средняя, низкая. Следовательно, уровень коммуникативной актив­ности отражает изменение характера общения субъекта,


его способности осваивать многообразные способы и сред­ства познания другого человека и воздействия на него, а ее степень выражает умение максимализировать коммуника­тивные действия в пределах того или иного уровня. Идеал коммуникативной активности личности — это всесторон­ность (охватывает все стороны личности, проявляется во всех видах общения) устойчивость, творческий характер проявления на основе положительной мотивации, а анти­под реализованной активности в общении — пассивность, инертность, безволие, безразличие, безучастное отноше­ние к процессу общения и его участникам.

Важно отметить, что потенциальная активность харак­теризует личность со стороны стремления и готовности ее к общений. Стремление проявляется в интересе, в желании удовлетворить любопытство.

Готовность к реальной активности предполагает опреде­ленные мотивы коммуникативной деятельности, владение исходными знаниями о людях, с которыми предстоит об­щаться, методами фиксации особенностей их внешнего и внутреннего облика, а также вербального и невербального поведения, умением слушать и др. Однако сами по себе эти показатели ешс не претворяют потребность в общении в конкретные действия. Здесь важен механизм воли, которая при необходимости переводит потенциальную активность в реальную.

В зависимости от характера участия человека в реальном общении различают репродуктивную (исполнительскую) и творчески реализованную коммуникативную активность. Попытки представить детально уровни коммуникативной активности сейчас предпринимаются.

На меру и характер активности человека в общении всег­да влияют деятельность и отношения. Ведь чтобы достичь цели совместной деятельности и свои собственные, лич­ность должна вступать в контакты с другими участниками. При этом частота, содержание и форма этих контактов за­висят от понимания личностью своей роли в этой деятель­ности, от ее способности выполнять эту роль, а также от характера ее взаимоотношений с партнерами.

Общение, как известно, подразделяется на деловое и межличностнос (формальное и неформальное). И в зависи­мости от того, какое оно, различаются и особенности пси­хической активности, которые эти виды общения характеризуют.


Деловое общение — это взаимодействие людей, в кото­ром его участники выполняют социальные роли, следова­тельно, в нем запрограммированы цели общения, его мотивы, а также способы осуществления контактов. И ак­тивность познавательной и эмоционально—волевой сфер, и активность общения в целом в подобных случаях имеют прагматический характер.

В межличностном, неформальном общении нет жесткой регламентации в соответствии с задаваемыми деятельно­стью ролями функционирования интеллектуальных про­цессов, эмоций, поведения. В идеальных случаях происходит сосредоточение на собеседнике, погружение в его внутренний мир. вхождение в его состояние для того. чтобы бережно и адекватно откликаться на движение его души. И интеллект, и чувства, и поведение при неформаль­ном общении в отличие от делового актуализируются в совершенно ином режиме и имеют с самого начала другую направленность. Здесь и цель, и мотивы, и способы, и ре­зультат «очеловечены» на всем протяжении процесса обще­ния. При этом всегда присутствует поправка на своеобразие общающихся личностей.

Большое влияние на активность общения человека ока­зывают его положение в формальной и неформально-етрук-турах коллектива, а также отношения, сложившиеся с его членами (например, роль руководителя в совместной дея­тельности является, как правило, фактором, побуждающие к более активному общению, чем роль исполнителя).

На частоте и характере контактов человека с другими людьми обязательно отразится и то, какой к ним относится;

любит их, ненавидит или равнодушен к ним- Однако в не­которых случаях человек маскирует свое истинное отноше­ние к лицу и-более или менее активно с ним общается. Следовательно, возможно возникновение противоречий между формой коммуникативных контактов, их активно­стью и характером действительных отношений, которые за ними стоят.

Необходимо отметить, что авторитарная манера обраще­ния человека с партнером сдерживает активность послед­него, а демократическая — наоборот, способствует ее росту. Причем и та и другая манера поведения лица — это обычно выражение характера понимания и оценивания им людей и себя самого, а также отношения как к ним, так и к себе. Подобным образом оценивается роль монолога и диа-


лога в стимулировании или сдерживании активности в об­щении. В монологе активным считают того, кто его произ­носит, и пассивным—кто воспринимает. Диалогическая же форма побуждает быть активными всех участников.

Активное общение — это не многоговорение с обеих сто­рон, а обмен информацией для решения совместной задачи, убеждение в чем-то собеседника, получение от него того, ради чего было затеяно общение. Таким образом, общение может быть не только обоюдоактивным, но и обоюдодсйет-венным, как, впрочем, оно может быть односторон не актив­ным и односторонне действенным.

Однако повышенная активность общения не всегда сви­детельствует о его глубине выливаться в очевидную для всех поверхностность. И наоборот, низкая, но выборочно целенаправленная — делать общение основательным.

Установлено, что одни из взаимодействующих лиц, про­являя активность, преимущественно выражают ее в форме сложившихся у них стереотипов обращения с людьми, дру.'. гие — постоянно привносят в неетворчество (максимально мобилизуют свой интеллект и, пропуская впечатления о человеке через призму своего опыта, пытаются «схватить» суть его своеобразия и выстраивать по отношению к нему свое поведение). Таким образом, степень активности лич­ности, а также оформление этой активности зависят не только от реального поведения того, с кем личность в дан­ный момент взаимодействует, но и от ее опыта общения в прошлом.

Как построить межличностное взаимодействие, чтобы вызвать при этом благотворный, активизирующий лич­ность эффект и не нанести ей ущерба? Вопрос этот, кажу­щийся сугубо практическим, для психологии оборачивается фундаментальной проблемой.

Один из подходов к изучению психологических основа­ний активности — рассмотреть связи человека с другими людьми, проявляющиеся на уровне психического отраже­ния их, отношения к ним (в форме тех или иных эмоцио­нальных откликов) и обращения с ними (мы употребляем терминологию В.Н. Мнеищева — А.Б.), в качестве «ядра» (основания) такой активности.

Тогда суть «ядра» составит определенным образом упо­рядоченный опыт взаимодействия человека с другими людьми, слагающийся из впечатлений о них, полученных из прямых и непрямых контактов с ними. И от того, какой


этот опыт, какие переживания преимущественно вызвал, будет зависеть характер установки, с которой человек вый­дет в новые контакты. Причем эти новые контакты могут быть такими, какими их человек себе представлял, или в большей либо меньшей степени отличаться от ожидаемых. А это означает, что они будут усиливать его активность в общении или, наоборот, подавлять се. Л'{ '' Вместе с тем нельзя абстрагироваться и от того, с какий-,\ «Я» в личности мы имеем дело. Если «Я» личности крайне /' гипертрофированно, и последняя предстает перед окружа­ющими как глухарь, не воспринимающий других как рав­ных себе,— будет одна активность- Если «психологической изнанкой» «Я» личности будут приниженность, самоумале­ние, самоуничижение — будет другая активность. И нако­нец, если за «Я» личности стоит позиция таких же уважения;

себя и требовательности к себе, как и к другому «ТЫ»,— третья активность.

Для личности со сформированной гуманистической на-," правленностью характерны развитие до высокого уровня способность к децентрации и идентификации, эмпатия, ре­флексия* Общение тех людей, в личности которых они вы-ражены сильнее, будет в большей степени корректироваться индивидуальными качествами каждого из контактирующих. Благодаря этим психическим качест­вам у взаимодействующих лиц усиливается взаимная со

вместимость. ',

Когда идентификация, децентрация. эмпатия, рефлек- \ сия реализуются в общении, то они, с одной стороны, ока- \ зываются выражением уровня саморегуляции человека, а с J другой — воздействуют на дальнейшие изменения и после­дующее развитие этой саморегуляции.

Факты свидетельствуют о том, что наличие именно этих психических качеств улица является важнейшим условием освобождения от мешающих свободному активному обще­нию «зажимов» для того человека, который вступает с ним

* Депептрация — механизм преодоления эгоцентризма личности, заклю­чающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собсгвенной; идентификация — уподобление, огождеспзление.' с кем— либо. чем-;жбо; рсф-чексня —процесс самопознании субъектом внут­ренних психически?; актов и сосюяний; эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчунствошшне и пережи-в.ншч другого человека, (См,: Психологии. Словарь /11од общ, ред. Л.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М-: Политиздат, 1990).


в общение. Для личности с гуманистической направленно­стью не характерны силовое давление на другого человека, тенденция к манипулированию его психикой. Поэтому и последний, часто не осознавая этого, не препятствует втор­жению в свое «Я», а, наоборот, самораскрывается, «прибав-" ляет» в искренности и активно самовыражается. Следовательно, происходит переход на более высокий уро­вень развития восприятия им других людей и себя, развития мышления и воображения. Такие же сдвиги происходят и в эмоциональной сфере человека, и главный среди них — укрепление положительной реакции на других людей.

Однако «Я» личности влияет не только на активность каждого из взаимодействующих лиц, но и на активность самого диадного процесса общения в целом.

Активность межличностного общения как процесса мо­жет определяться (и измеряться) степенью сходства или различия мотивов, интенсивностью последних: субъектив­ной важностью для участников результата общения- кото­рого каждый из них хочет достичь, нетрафаретностью используемых каждым из них способов развития контак­тов. а также психологической совместимостью или несов­местимостью людей. Естественно, что в одних случаях вклад каждого из участников общения в этот процесс может быть примерно равным: в других — может наблюдаться своеобразная асимметрия в этих вкладах, и высокий уро­вень коммуникабельности будет достигаться за счет пысо-кой мотивационной заряженности на достижение плодотворного результата и недюжинного творчества, а также большой талантливости субъекта общения.

В жизни, по данным Н.А. Логиновой и Е.А. Хорошило-вой, встречаются случаи, когда человек предпочитает об­щаться с людьми одного с ним возраста и пола, одинаковых профессий, социального положения, национальности. Как правило, это связано с исключительно большой избира­тельностью личности при установлении коммуникативных связей, а также и с таким присущим ей свойством, как интровсртированность,

Вместе с тем бывают и другие случаи, когда у человека обнаруживается устойчивая тенденция постоянно и легко вступать в контакты с разными людьми. Такое поведение характерно для экстравертов (Айзенк и др.). Данные о при­родной предрасположенности к более или менее активному общению можно найти в работах А.И. Ильиной.:


А.И. Ильина (ученица B.C. Мерлина) выявила связь ди-намических качеств общительности с временными харак­теристиками темперамента.

И в монографическом, и в групповом исследовании на­блюдалась хорошая сопоставимость специфических для инертных и подвижных испытуемых временных характери­стик темперамента и динамических качеств общительно­сти. В частности, было установлено, что у подвижных испытуемых широта общительности, быстрота реакции в общении, незатрудненность в установлении знакомств, ак­тивность и выразительность общительности сочетаются с быстротой переключения фиксированных установок, быст­ротой переделки положител ьных у слов ных связей в тормоз'-ные и, наоборот, тормозных в положительные, быстротой переключения с одной деятельности на другую, легкой эмо­циональной возбудимостью, быстротой выработки и изме­нения привычек. У инертных узость круга общения, медленность реакции в общении, затрудненность в установ--лснии знакомств, пассивность и невыразительность общи­тельности сочетаются с медленностью переключения фиксированных установок, медленностью переделки поло­жительных и тормозных связей, с затрудненностью пере­ключения с одной деятельности на другую, слабой эмоциональной возбудимостью. Устойчивость и неустойчи­вость отношений общения, выявленных при монографиче­ском изучении, не отличает испытуемых от всего их массива. Возможно, что в сравнении с остальными качест­вами общительности это связано с проявлениями «другой подвижности»; известно, что подвижность представляет со­бой сложное комплексное свойство.

Возможно и то, что устойчивость отношений общения в отличие от других качеств ближе к содержанию, а не к форме общительности.

Следует также отметить, что с помощью монографиче­ского изучения раскрывается связь общительности и тем­перамента, но не показывается степень и достоверность такой связи. О них можно судить по статистическому ана­лизу материалов группового экспериментального исследо­вания.

Тот факт, что динамические особенности общительности лучше коррелируют с показателями темперамента, нежели между собой, тоже свидетельствует об их тяготении не толь­ко друг к другу, но и к чертам темперамента.


Отличительные особенности общительности подвижных и инертных испытуемых, коррелируя со скоростными свой­ствами темперамента- сами в какой-то мере выражают ско­ростные свойства поведения. Характеристика быстроты реакции в ответ на изменяющиеся условия общения в этом отношении очевидна. Широта, активность, незатруднен­ность в общении выражают скоростные моменты возникно­вения и прекращения общения сначала с одними лицами, а Затем с другими, третьими,

Выразительность общительности в работе А.И. Ильиной также рассматривается со стороны быстроты изменений ми­мики, пантомимики, интонации голоса. Во всех этих каче­ствах обнаруживаются динамические особенности общения, и это тоже в какой-то мере доказывает их связь с темпераментом.

Массовое исследование подтвердило результаты моно­графического исследования: связанные с временными ха­рактеристиками темперамента. Динамические качества общительности чаще всего обнаруживаются в разнообраз­ных. изменяющихся условиях, в широком круге малозна­комых лиц.

Большинство существующих на сегодняшний день тео­ретических моделей превращения человека в субъекта об­щения строится в основном по схеме «внешнее во внутреннее». Данные же, полученные Ильиной, показыва­ют, что важно учитывать формулу «внешнее через внутрен­нее».

Крайне много для понимания общечеловеческих субъек-тно-деятельностных личностных особенностей активности в общении, а также их индивидуальных проявлений может дать и уже дает рассмотрение их формирования и развития в возрастном аспекте. Об этом свидетельствуют данные, содержащиеся в научных трудах М.И- Лисиной, Д.Б. Эль-конина.

Во всем этом цикле исследований получено следующее:

личностно значимое для одного участника общения может превращаться в процессе их взаимодействия в личностно значимое и для его партнера. Становясь личностно значи­мым и для последнего, оно порождает в нем динамические тенденции и более или менее действенные силы. Тем не менее личностно значимое для одного участника не всегда становится личностно значимым для другого. В этом случае внутреннее убеждение личности, ее позиции выступают


как ограничения и регуляторы активности личности в об­щении.

Таким образом, понимая субъективное в общении как отражение объективного, обладающего собственной актив­ностью, мы, естественно, подходим к проблеме управления этой активностью и самоуправляющего влияния субъекта на это управляющее воздействие.

Управление в общении традиционно осуществляется в двух направлениях: 1) сохранение системы; 2) развитие системы. В процессе реального общения присутствуют обе составляющие, но особенность проявления второй в том, что под развитием системы мы прежде всего понимаем раз­витие субъекта общения, а в нем способности к самоуправ­лению. Это предполагает самостоятельную постановку целей, выбор способов реализации коммуникативной дея­тельности и внесение корректив в ее осуществление.

Задачей социальной подготовки личности к общению яв­ляется не только обучение правилам успешной коммуника­тивной деятельности, но и создание условий для качественного изменения психических свойств взаимодей­ствующих лиц, необходимых для подлинного творческого общения.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.