Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГНОСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ





В последние годы в психологической науке повысился интерес к теоретическим и прикладным проблемам обще­ния. Появилось много работ, в которых раскрываются гно­стические особенности общения.

Одни из них посвящены описанию основных феноменов, образующих этот гностический компонент, и показывают их роль в межличностном взаимодействии. В частности, утверждается, что человек, вступая в общение с окружаю­щими, должен постоянно решать познавательные задачи:

определять намерения других людей, устанавливать их ра­бочие возможности- оценивать характер имеющегося у них отношения к той или иной стороне действительности, су­дить об их достоинствах и недостатках и т.д. Все это ему необходимо для того. чтобы в дальнейшем правильно с ни ми контактировать. Оценивание человек;!, по утверждению ряда психологов может идти путем отнесения его участни­ками общения к одному из типов личности в той классифи­кации, которая у каждого из них сформировалась в


прошлом во время встреч с разными людьми- Причем эта классификация (или категоризированиелюдей) образуется обычно без специального намерения. Просто, изо дня вдень взаимодействуя с различными людьми и наблюдая устой­чивые особенности их внешнего облика и поведения, чело­век фиксирует сходные черты и на основе этого объединяет этих людей в типм.

В последующем, встретив нового человека, несущего в себе, как ему кажется, черты представителей этого типа людей, он наделяет его и всеми остальными чертами, кото­рые, по его мнению, для этой категории также характерны.

Большинство людей ведет себя различным образом, на­пример, по отношению к иностранцам, к лицам, представ­ляющим разные половые группы, значительно отличающимся друг от друга по возрасту и т.п.

Другие проявления человека, отмечаемые у него партне­рами, категоризируются ими как его временные пережива­ния или эмоциональные состояния, а не как постоянные личностные характеристики.

Ряд исследователей в последние годы продолжает изуче­ние особенностей интерпретации различными группами людей эмоционального состояния человека по выражению его лица, позе, походке, жестам, голосу и пр.

Поскольку наибольшее значение в общении имеет лицо человека (точнее, его экспрессия), то в большинстве опуб­ликованных сравнительно недавно работ по проблеме вос­приятия и истолкования выразительного поведения анализируется опознание человеком различных эмоцио­нальных состояний по выражению лица в возрастном и профессиональном аспектах, прослежены их связи с инди­видуальными различиями человека-

В жизни человеку приходится решать неодинаковые по степени трудности задачи на опознание эмоций повыраже- ниюлица: констатировать переживания другого, прогнози­ровать характер его эмоциональной реакции при возникновении новой ситуации, определять соответствие застывшего на лице выражения истинному состоянию че­ловека и др. В каждом из этих случаев он применяет разно­образные шкалы оценок. Как правило, различные типы этих задач один и тот же человек решает с разной степенью успешности.

Выяснено также, что эффективнее справляются со всеми житейскими задачами на дифференцирование выражений


лица люди с развитым общим и невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, экстравертированные и др. Вме­сте с тем установлено, что статистически значимые разли­чия в опознании состояний имеются только при выполнении заданий на опознание неинтенсивных аффек­тов. Страх и презрение опознавались, например, в подо­бных случаях менее успешно, чем другие состояния. Была прослежена и функциональная связь между опознанием различных состояний: если человек опознавал гнев, то он опознавал также страдание и презрение. Наконец, было обнаружено, что на успешность психологической расшиф­ровки эмоционального состояния человека по выражению его лица влияют те эталоны выражений лиц, которые уже сложились у людей.

В ряде работ выясняется роль, которую выполняет в меж­личностных контактах взгляд участника общения, а также показаны зависимости между характером «игры взглядов» взаимодействующих лиц я их отношением друг к другу. Кроме того, в этих исследованиях измерена средняя про­должительность взгляда, останавливаемого на другом чело­веке при различных мотивах взаимодействия, прослежены маршруты движения глаз во время общения с ним с учетом возраста, пола, профессии, официального у неофициально­го статуса участников, изучени^свазя^ежд^фихсировани-ем взгляда другого человека, болс.с иди.м*=нЬе. осознаваемой интерпретацией его значенняя.нокоторыми особенностями тех лиц, которые этот взгляд,^шеч,ают,

Определенная часть работ посвящена показу роли дви­жений рук, конкретнее, жестов участников общения в раз­витии межличностных контактов. В них также выясняются условия, при которых эти движения фиксируются челове­ком и начинают участвовать в формировании его впечатле­ния о других людях. Авторы этих работ прослеживают, каким образом и когда жесты делают речь более убедитель­ной и каким образом воспринимающие ее лица оценивают характер переживаний человека, присущие ему состояние.

В ряде экспериментов выявлено значение позы человека для прогнозирований отношения к другим участникам об­щения- Группа исследователей попыталась, кроме того, ус-тановить особенности поз человека, по которым взаимодействующие с ним лица судят о степени его уверен­ности в себе, о наличии или отсутствии у него чувства превосходства над ними. Анализ результатов других иссле-


дований показал, что не только поза человека, но и вообще нсвербальные характеристики его поведения воздействуют на формирование у окружающих мнения о наличии или отсутствии у него не только названных качеств, но и целого ряда другц-к.

Параллельно выяснялась роль выражений лица, движе­ний рук и ног в отражении состояния, испытываемого чело веком. В частности, установлено, что различные части тела человека играют, как правило, разные роли в передаче ос­новных характеристик его переживаний. Так, выражени'0 лица и движения рук передают главным образом характер чувства, испытываемого человеком, и содержит относи­тельно меньше информации о силе и активности. Послед­ние передаются преимущественно посредством поз и движений ног.

В результате проведения исследований удалось устано­вить группы экспрессивных движений, которые в разной степени несут на себе «печать» соответствующей культуры и дифференцируются на подгруппы в зависимости от меры действия на них так называемых субкультур.

Ряд психологов выяснили значение характеристик речи и голоса человека в образовании впечатления о нем. Ьыло, например, установлено, что в меру тревожные люди гово­рят медленнее людей с повышенной тревожностью и что скорость речи чаще всего выше у тех. кто обладает высоким уровнем интеллекта и экстравсртирован- Вместе с тем ока­залось, что скорость речи говорящего влияет на оценку его эмоционального состояния слушающими се лицами. Люди отличаются как способностью выражать свои эмоции с по­мощью речи, так и способностью, воспринимая речь чело­века, обращать внимание на его эмоциональное состояние и отмечать характер этого состояния. Чем больше оттенков эмоционального состояния человек может сознательно пе­редавать через свою речь, тем больше оттенков пережива­ний он на сознательном уровне способен дифференцировать в речи других людей.

Одновременно было выяснено, что при нормальном об­щении невербальные средства обычно подкрепляют вер­бальные. Но из-за того, что последние человеку легче контролировать, невербальные могут действовать рассог­ласование с ними и выдавать его подлинное состояние. На­пример, движения рук и ног человека могут вовсе не соответствовать содержанию его речей, при этом одни дю-


ди, фиксируя этот «конфликт речей и действий», заключа­ют, что у него в данный момент «ум с сердцем не в ладу», а другие не замечают этого и оценивают человека только по содержанию его речи.

Вместе с тем было показано, что некоторые характери­стики речи и голоса, впрочем, как и характеристики ряда других проявлений человека, люди могут вообще не осоз­навать, общаясь с ним. Тем не менее, действуя на субвер­бальном уровне, эти характеристики влияют на складывающееся у людей мнение об этом человеке.

Большое внимание в работах отечественных и зарубеж­ных психологов в последние годы уделено изучению эмпа-тии — явления, возникающего во время непосредственного взаимодействия людей и заключающегося, по мнению ряда ученых, прежде всего в переживании одним человеком при виде состояния другого той же эмоции, которую он у послед­него отметил. При исследовании эмпатии (русский эквива­лент термина — сопереживание) было обнаружено: для возникновения сопереживания необходимо, чтобы человек обладал способностью ставить себя на место другого, «вле­зать в его шкуру». Одна лишь установка наблюдать за по­ведением другого человека, как правило, эмпатии не вызывает.

Вместе с тем оказалось, чтс на степень, до которой чело­век может поставить себя на место другого и в результате этого проявить к нему эмпатию, сильно влияет характер взаимоотношений, которые начали между ними склады­ваться.

Было установлено также, что мера и частота соответст­вия переживаний одного переживаниям других на уровне эмпатии высоко коррелирует с такими качествами сопере­живающей личности, как теплота и искренность во взаимо­отношениях с людьми.

Далее исследователи пытаются связывать способность человека к сопереживанию с формированием в личности определенного типа направленности (как интегративного качества) на других людей и определенного типа потребно-'сти, сутью которой выступает стремление им служить,

Часть усилий ученых, работающих над проблемой сопе­реживания, направлена на выяснение условий развития у человека этой способности. Чтобы индивид учился сопере­живать, надо формировать «социальные схемы» взаимодсй-


ствия с другими людьми, которые укрепляли бы в нем со­знание идентичности его с ними.

Вступая в общение с другими людьми, человек может преследовать разные цели. Более или менее сильно могут отличаться друг от друга в разных случаях и мотивы, по­буждающие его взаимодействовать с этими людьми. Напри­мер, он может хотеть узнать от другого человека о причастности его к какому-то событию, когда тот пытается этот факт скрыть, или захочет выяснить, на сколько этот человек расположен к кому-то. Естественно, во всех этих случаях внимание человека будет фиксироваться на разных сторонах облика того, с кем ему приходится общаться, и характер осмысливания воспринятого в каждом случае бу­дет связан с особенностями решаемой им в общении задачи.

К настоящему времени и у нас, и за рубежом проведено довольно много исследований, которые подтвердили опи" санный факт. Доказано также, что установка ро^.принимать других люд ей с определенной точки зрения может статьдлп человека очень устойчивой, типичной. И в ней тогда с боль­шим постоянством начинают проявляться доминирующие в структуре его личности потребности и ценностные ориен­тации.

Для процесса познания одним человеком других харак­терно специфическое интегрирование им отражаемых у них особенностей, при котором во внутреннем или внешнем облике другого человека выделяются важные в глазах вос­принимающего строго определенные свойства и качества и медленнее осознаются остальные черты.

Примером такой односторонне осуществляемой интег­рации является «эффект ореола»: когда величины приписы­ваемых человеку свойств, вошедших в ореол, коррелируют между собой в несравненно более высокой степени, нежели тогда, когда зависимости между ними были высчитаны по­сле объективного измерения выраженности в познаваемой личности каждого из свойств.

Интеграция, которая несет в себе тенденцию к субъек­тивному снятию противоречивости в познаваемой лично­сти, по мнению некоторых исследователей, является следствием процесса планирования человека своего взаи­модействия с этой личностью и диктуется необходимостью принятий решения по поводу наиболее приемлемого спосо­ба будущего взаимодействия с ней.


V В многих жизненных ситуациях у людей собираются

про,воречащие друг другу данные об особенностях чело­век. и некоторые стараются перепроверить сложившееся у hi:: мнение о нем, чтобы более психологически оправдан­но строить свое дальнейшее взаимодействие с ним.

Перечисляя несомненно ценные для понимания основ­ных феноменов, закономерностей и механизмов познания людьми друг от друга в общении факты, полученные отече­ственными и зарубежными психологами, нельзя не отме­тить, что большинство из них представляет собой освещение некоторых новых характеристик социальной I перцепции самой по себе. Пока лишь небольшая часть по-зголяет увидеть новое во взаимосвязях между гностически-м и праксическими характеристиками общения. <t рмирующиеся у одного человека образы и понятия о л тести других людей выполняют осведомительную и ре-г ятивную функции, однако такого не конкретизирован-. н о представления о сути названных зависимостей теперь у ' недостаточно. Сейчас нужны работы, которые показа-..л 1Ы, как различные формы конкретно-образных исловсс- y понятийных знаний человеком других людей I. 'средуют столь же различные виды его действий как в i -'ре общения, так и за ее пределами, как они участвуют ' сгуляции его поведения в основных жизненных ситуаци-

Исследование только одного гностического компонента ощения, или только изучение его эмоциональных харак-еристик, или, наконец, описание и анализ его праксиче-кого компонента хотя и интересны для науки, но все же 1мегот лишь частное в теоретическом и в прикладном отно­шениях значение. В жизни у большинства людей предмет­но-практическая и коммуникативная деятельность всегда тесно связаны- И в таком же сложном соотношении посто­янно находятся цели, мотивы в той и другой деятельности. Таким образом, изучение «психологической изнанки» общения не может быть сведено лишь к выявлению основ- ^bi\ феноменов, закономерностей и механизмов одной лишь социальной перцепции. Необходимо решение и более сложных задач: во-первых, определение существа сочста-мий различных видов психических процессов и проявлений различных свойств личности, возможных «синдромов^ тех и Других на разных этапах каждого из известных типов совместной деятельности и, во-вторых, прослеживание ха-

А.А. Бодалев


рактера зависимостей между изменениями в этих «синдро­мах», причинами этих изменений и реальным поведением человека.

О ДРУГИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ОБЩЕНИЯ \

Анализ на психологическом уровне деятельности людей, i вступающих в коммуникативные контакты друг с другом, ' обнаруживает у них наличие сформировавшихся в про- ' шлом опыте общения сравнительно устойчивых «сим птомо-^ комплексов», включающих опирающиеся на имеющие образную или понятийную форму оценочные эталоны и ставшие привычными для каждого более простые или более сложными «схемы» и «алгоритмы» расшифровки намерений другого человека, его состояния, его личностной сути и связанного с ней характера его поведения. В эти «симпто-мокомплексы» входят также относительно устойчивые по своему знаку и интенсивности эмоциональные отклики на того или иного человека или группу людей и, кроме того, вербальные и нсвербальные средства, которые человек опять же определенным образом привычно использует по отношению к тому лицу или общности, настрой которых, ему кажется, он правильно расшифровал и эмоциональный отклик на которых вольно или невольно дал.

При этом проведенное исследование (Б.А. Еремеев, Н.Н. Скуратовская) показывает, что центральной частью в на­званном симптомокомплсксе является сформированная у' человека и упомянутая выше система понятий и представ­лений, которая как бы подталкивает его к применению именно в данном конкретном сочетании вербальных и не­вербальных средств общения опять же с данным конкрет­ным человеком или сдантям типом людей, чтобы получить в процессе коммуникативных контактов с ними желаемый результат.

Сравнение «познавательного», «эмоционально-отно-шенческого» и «поведенческого» компонентов «симптомо-комплексов», проявляющихся у разных людей как в деловом, так и в мсжличностном общении, обнаруживает значительные различия между ними. Они касаются прежде всего неодинаковой способности людей, так сказать, про­рываться сквозь шоры привычного восприятия ими окружа­ющих их лиц или общностей, эмоционального отклика на


них и обращения с ними и в первом, и во втором, и в третьем компонентах «симптомокомплекса» делать поправки на ин­дивидуально неповторимое своеобразие другого человека или на совершенно определенную характерность каких-то конкретных общностей.

Так, в излагаемом исследовании был выявлен тип чело­века-субъекта общения (он мог быть и руководителем-ад­министратором, и педагогом, и следователем, даже психотерапевтом), который абсолютно не улавливал един­ственность в своем роде той личности, с которой он вступал в коммуникативный контакт, и как бы «подтягивал» дейст­вительный внутренний мир ее под свое стереотипное виде­ние его и, соответственно, действуя по шаблону, с ней обращался.

Далее был установлен тип человека-субъекта общения, который характеризовался сравнительно устойчивой не­способностью проявлять, так сказать, психологическую проницательность, варьировать отношения, разнообразить формы обращения с представителями одних общностей лю­дей в своем окружении и одновременно демонстрировать тонкое умение схватывать личностное своеобразие другого человека, соответственно корректировать эмоциональный отклик на негой точно выбирать поведение, ведущее к цели общения, если он принадлежал к иной общности.

Наконец, была обнаружена количественно очень неболь­шая группалюдей, у которых как у субъектов общения тоже давали о себе знать названные выше симптомокомплексы, но внутри их как бы сосуществовали многочисленные и упорядоченные в одновременно строгие и достаточно гиб­кие системы оценочные эталоны, в содержание которых входили богатые признаками разнообразные понятия и представления о людях как личностях, как субъектах дея­тельности и как индивидуальностях) у некоторых из этих людей описываемый феномен проявился и по отношению к общностям), сопряженные с тонко дифференцированным эмоциональным тоном, сопровождающим каждый эталон. В то же время в поведенческий компонент этих симптоме-комплексов входил состоящий из широкого набора способов обращения с другими людьми инструментарий, включав­ший в себя богатейшую палитру как вербальных, так и невербальных средств.

Кроме того в названном исследовании был выявлен тип людей-субъектов общения, у которых давал себя знать сво-


2*

 

 


еобразный дисбаланс в оформи рованности познавательно­го, эмоционального и поведенческого компонентов, входив­ших в симптомокомплекс, актуализировавшихся при их общении с другими людьми или общностями. Так, у одних из них, например, обнаружились высокая способность про­никать в истинную личностную суть других людей и одно­временно удивительное неумение устанавливать с ними поведенческий контакт в такой форме, какую каждый из них заслуживал- Или у части обследованных лиц почти глобально отмечалась совершенно неадекватная реакция на людей или на их общности, которая влекла за собой использование оценочных эталонов и употребление пред­ставлений и понятий о людях и общностях, которые к каж­дому конкретному случаю никак не подходили. И то, и другое, естественно, сказывалось на способах обращения указанных лиц с окружающими их людьми и общностями, провоцируя с ними конфликты.

Все описанные выше различия в сформированности «симптомокомплексов», с неодинаковой мерой успешности обслуживающих общение у разных людей, как показали К.М. Романов, Т.И. Пашукова, зависят не только от бога­того, разнообразного и хорошо систематизированного опы­та общения у одних людей и бедного и разрозненного — у других и не только от развитых или не развитых, но одина­ково важных для осуществления общения качеств личности — способности к идентификации, к эмпатии, децснтрации и рефлексии. В немсньшей степени, это очень отчетливо Выявили Т.А. Аджакасва и Т.И. Пашукова, характер этих «симптомокомплексов» и их продуктивное функциониро­вание в общении обусловлены видом субъективной значи­мости для личности тех людей и общностей-положительной, отрицательной, нейтральной, с которыми она должна взаимодействовать, величиной этой значимости и в конечном итоге — мотивационно-ценност-ной «заряженностью» ее на других людей и на общности их.

Было выяснено также, что контрастные по характеру особенности влияния этого личностного образования на со­держание, структуру и функционирование названного «симптомокомплекса» четко прослеживаются в общении людей, отличающихся крайней степенью эгоцентризма, и, наоборот, несущих в себе ярко выраженный гуманизм.


Раздел II

Социально-психологическая природа общения \1\

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ, ДЕЦЕНТРАЦИЯ, РЕФЛЕКСИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ЭМПАТИЯ И ИХ РОЛЬ В ОБЩЕНИИ*

Одним из центральных компонентов общения является межличностное познание, Именно от него зависит во мно­гом успешность решения тех задач, которые люди пытаются осуществить в процессе взаимодействия друг с другом. Осо­бенно велика его роль в деятельности педагога, руководи­теля, следователя и др. В процессе подготовки таких специалистов необходимо формировать не только чисто предметные знания, умения и навыки и в целом предмет­но-профессиональное мышление, но и психологическое мышление.

Решение этого практического вопроса невозможно без теоретической разработки проблемы межличностного по­знания. В последние десятилетия в этом направлении про­делана огромная теоретико-экспериментальная работа:

тщательно проанализирован и описан этот феномен и вы­делены его свойства и закономерности. Однако до сих пор до конца не изучены вопросы: о психологической природе образа и понятия о человеке как индивиде, личности и индивидуальности и психических процессах, которые их порождают; о месте самого субъекта в этом процессе; о развитии соответствующих познавательных действий и др.

Следует отметить, что все эти вопросы применительно к предметному познанию довольно хорошо разработаны в об­щей психологии. Большинство же исследований по пробле­ме мсжличностного познания выполнялось в рамках социальной психологии, хотя она и не входит в предмет этой науки. Возможно, это обстоятельство и явилось одной из

В статье обобщены результаты исследований, полученные в разные годы аспирантами, докторантами и сотрудниками Российской Академии об­разования и аспирантами факультетов психологии МГУ и ЛГУ.


причин того, что данная проблема практически не изуча­лась в общей психологии. Поэтому для ее плодотворной разработки необходимо переориентировать исследования на общепсихологическис подходы.

Для решения поставленных вопросов в нашей лаборато­рии было выполнено специальное исследование (К.М. Ро­манов), в начале которого на основе предварительного анализа была сформулирована следующая гипотеза: меж­личностное познание представляет собой систему действий субъекта, порождающих его знание (образы и понятия) о другом человеке. По своей форме эти действия могут быть как внешними, так и внутренними (психическими). С этой точки зрения межличностное познание является изначаль­но активным процессом. На зрелой стадии познавательные действия субъекта протекают как внутренние мыслитель­ные процессы и плохо осознаются им. Со стороны это вы­глядит как процесс своеобразной дешифровки или прочтения одного человека другим. Поэтому непосредст­венно исследовать познавательные действия субъекта на этой стадии чрезвычайно трудно.

Для доказательства сформулированных положений была разработана экспериментальная методика, которая позво­лила как бы спустить процессы межличностного познания на генетически более раннюю стадию и развернуть их во внешнем плане. Суть ее состояла в следующем: испытуе­мым, объединенным по два, предлагалось решить совмест­ную задачу, которая заставляла их вступать в общение и обмениваться действиями. После окончания процедуры каждый должен был описать свои впечатления о партне­ре.Чтобы в максимальной степени исключить влияние уже сформированногоопыта, в экспериментальные пары подби­рались незнакомые друг с другом люди. Меняя в различных сериях типы задач, удалось установить очень тесную зави­симость формирующихся у них впечатлений другодруге от содержания и характера их действий.

Испытуемые отмечали не только внутренние качества друг друга, но и всевозможные поведенческие характери­стики: как вел себя партнер, что делал, как отвечал на те или иные воздействия субъекта. Такие суждения занимали в разных сериях от 25 до 45%. При этом очень часто испы­туемые оценивали друг друга через призму собственных действий. Например: «Когда я переходил на символический способ описания фигуры, он долго не мог ее найти».


Таким образом, в результате этого эксперимента удалось показать, что внешние социально ориентированные дейст­вия субъекта являются средством не только воздействия на другого, но и его познания. Они позволяют выполнять ана­лиз, синтез, сравнение, умозаключение и через них форми­ровать образ другого человека и понятие о его личности. С помощью у казанных действий субъект обнажает свою внут­реннюю (психологическую) сущность.

Социально ориентированные практические действия субъекта представл я ют собой генетически исходную форму внутренних психических действий, с помощью которых осуществляется мсжлнчностнос познание.

Следующая задача исследования состояла в том, чтобы проследить дальнейшую судьбу внешних познавательных действий и выявить закономерности их внутреннего станов­ления.

Для ее решения 178 испытуемым было предложено рас­крыть личностные особенности наиболее близкого им свер­стника. \1\ Эти описания-характеристики и были основным предметом дальнейшего анализа. Предварительно необхо­димо поставить вопрос о правомерности использования ре-чевых портретов для исследования внутренних познавательных процессов.

Традиционно этот метод применялся для изучения ре­зультативно-содержательной стороны межличностного по­знания. Мышление человека, как известно, имеет речевую природу. Поэтому всякая речевая продукция, которая свя­зана с решением задач, может служить средством изучения мыслительных процессов. Такой методический подход к исследованию мышления был одним из основных у Ж. Пи­аже, им широко пользовались Л.С. Выготский, С.Л. Рубин­штейн и многие другие психологи. Речевой портрет можно рассматривать как некоторую модель мыслительных дейст­вий субъекта, реализующих функцию межличностного по­знания.

В качестве единицы анализа речевых портретов были взяты суждения, подразделяемые в зависимости от того, кто в них представлен: субъект познания, партнер (объект) или тот и другой одновременно.

В первую группу были отнесены суждения, в которых представлен субъект познания: «Я заболел и не мог ходить на работу», «Я плохо решал задачи по математике» и др. В них другой человек просто подразумевается. Они задают


определенный смысловой контекст для понимания другого человека и его действий. Последние представлены уже в последующих суждениях. Например, после первого приве­денного суждения в речевом описании идет такое: «Он на­вещал меня». Для того чтобы сказать о партнере и его действиях, субъект должен сначала сказать о себе и своих действиях. В суждениях этой группы отчетливо прослежи­вается включенность в познавательный процесс собствен­ных социально ориентированных практических действий субъектов.

Во вторую группу были отнесены суждения, в которых представлены одновременно и субъект (его действия и по­ступки) и другой человек (объект): «Когда меня начали критиковать, он встал на мою сторону», «Если я замыкался и себе и молчал, он не обижался». Суждения этой группы очень разнообразны. Они различаются не только по содер­жанию, ной потому, насколько диффсренцированно пред­ставлены в них партнеры. Так, например, в приведенных суждениях и субъект, и объект представлены как самосто­ятельные лица. В других суждениях они могут быть пока­заны как одно лицо (например, «Мы быстро справились с заданием»). Наконец, суждения этой группы отличаются друг от друга и соотношением партнеров. Это могут быть суждения, в которых больше представлен либо субъект («Я предложил ему свою помощь»), либо другой человек («Он обиделся на мена»), либо оба примерно в равной пропорции-

К третьей группе относятся суждения, в которых пред­ставлен только другой человек: его действия, поступки и свойства личности. Субъект в них представлен в скрытом виде. Он и его действия здесь просто подразумеваются: «Он все время молчал», «Он хорошо учится», «Он отзывчивый», «Он умный». Эти суждения различаются по уровню обоб­щенности: они могут варьировать от максимальной конк­ретности («Он ничего не смог сказать») до максимальной обобщенности («Он серьезный человек»), а также по тому, насколько глубоко скрыто в них присутствие субъекта.

На разных возрастных этапах развития межличностного познания соотношение этих суждений меняется. Вместе с тем прослеживается высокая представлснность суждений групп «Я» и «Я — ОН» на всех возрастных этапах. Этот факт свидетельствует об органической включенности дей­ствий субъекта в процесс понимания другого человека.

40 /


Субъект здесь выступает своеобразной точкой отсчета в порождении понятия о другом.

Выявлена закономерность, что с возрастом происходит заметное уменьшение суждений, в которых представлен субъект, одновременно возрастает доля суждений, в кото­рых представлен только другой: в группе восьмилетних де­тей— 10,4%, десятилетних—24,6%, двенадцатилстних —47,5%, четырнадцатилетних—59,6%, шестнадцати­летних — 73,2%. Если экстраполировать эти закономерно­сти на более старшие возрастные группы и на взрослых людей, можно предположить, что количество «Я суждений» будет сведено к минимуму либо они вообще исчезнут.

Можно ли из этого заключить, что собственные действия субъекта на зрелой стадии межличностного познания не принимают участия в познавательном процессе? Очевидно, что нет. По мере развития мышления, обслуживающего общение, происходит изменение формы познавательных действий: из внешних, практических они переходят во внутренние собственно психические и скрытые от наблюди^ ния. Внешние действия, участвующие в порождении поня­тия о другом человеке, начинают участвовать в этом процессе в скрытой форме. Присутствие субъекта в некото­рых случаях легко обнаружить. Так, чтобы суждение «Он грубо ответил» стало носителем субъекта, достаточно вве­сти в него местоимение «мне». Если к исходной форме до­бавить «Когда я спросил задание на дом...», то присутствие субъекта будет еще более выраженным и конкретным.

Обычно в самих речевых портретах суждения разных групп стоят где-то рядом и всегда связаны между собой. В некоторых случаях они образуют сложную и разветвлен­ную структуру, в которой отношения между суждениями разных групп могут быть не только непосредственными, но и опосредованными.

Таким образом, по мере развития процессов межлично­стного познания происходит своеобразное отмирание внеш­них (социально ориентированных) действий субъекта и преобразование их во внутренние (психические). На уров­не речевых портретов это выражается в перерастании суж­дений от полной «субъективности^ до полной «объективности». По мере формирования внутренних дей­ствий появляется возможность познавать других людей, не вступая с ними в реальное взаимодействие, т.е. по принци­пу интерпретации поведения или внешности. Однако для


правильного объяснения того или иного действия или по­ступка другого человека субъект должен во внутреннем плане актуализировать для себя нужный поведенческий контекст. На самом высшем уровне развития межличност­ного познания, позволяющем представить другого человека в максимально обобщенных «объектных» характеристиках, за ним всегда стоит скрытое присутствие субъекта. Иными словами, понимание другого человека не просто означает выделение в нем каких-то поступков или качеств (добрый, умный- решительный, мягкий и т.п.), но и предполагает умение актуализировать для себя всю систему социально ориентированных действий, которые эксплицируют вовне эти качества, порождают их для субъекта. Только в этом случае понятие будет подлинным средством регуляции по­ведения по отношению к этому другому. Пока этого нет, субъект не способен к адекватному общению, а знания о другом человеке представляют собой не более чем форма­лизованные пустые абстракции, лишенные психологиче­ского содержания. Это положение имеет прямое отношение к практике психологической подготовки специалистов (учителей, руководителей и др.).

Традиционные формы подготовки обычно идут от теоре­тически х абстракций. На практике полученные понятия не работают, так как они лишены реального содержания. С другой стороны, в процессе общения у людей, стихийно складываются собственные житейские понятия о качествах других, каузальные схемы и т.д. Они могут иметь разную форму, различатьсяпо содержанию, адекватности. Объеди­няет же их одинаковое происхождение. Они детерминиру­ются реальной практикой общения, изначально включены в контекст реальных жизненных задач, связанных с меж­личностными отношениями, и поэтому наполнены реаль­ным содержанием. В силу этого такие психологические средства являются подлинным инструментом познания и действия и вполне могут конкурировать с научными абст­ракциями.

Для того чтобы показать следующую закономерность развития процессов межличностного познания, предлага­ется анализ речевых портретов в зависимости от уровня обобщенности. При этом были выделены 4 группы сужде--ний.

В первую группу были отнесены суждения, в которых представлено конкретное поведение другого человека, са-


мого субъекта или одновременно поведение того и другого:

«Он помогал мне выполнять успешно задания», «Он забо­лел» и т.п.

Во вторую группу были включены суждения, фиксирую­щие внешний облик другого человека.

В третью — суждения, которые в обобщенной форме от­ражают поведение другого человека: «Он всем поможет», «Обычно все обращаются к нему за советом» и т.п. Факти­чески за этими суждениями стоят какие-то личностные качества другого человека, которые можно представить од­ним понятием «добрый», «отзывчивый». Иначе говоря, по своей сущности это отражение является обобще







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.