Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как организовать в Управляющем совете обсуждение вопроса о школьном компоненте?





Школьным управляющим следует иметь в виду, что, поскольку учебный план школы и входящий в него школьный компонент еще и финансовые документы, решение о школьном компоненте на новый учебный год должно приниматься заблаговременно, например не позже весны.

Директор школы (или завуч) должен подготовить проект содержательного решения по школьному компоненту заблаговременно – не менее чем за неделю - раздать его членам школьного Управляющего совета.

Вариант. Если в Вашем Управляющем совете уже сформирован специальный комитет (или комиссия) по педагогическим вопросам, то проработки вопроса о школьном компоненте как раз входит в задачи такого компонента, после чего уже этот рабочий орган Управляющего совета должен выходить на заседание Управляющего совета с ясной и обоснованной позицией по данному вопросу.

Администрация школы, в свою очередь, должна иметь четкую позицию относительно мотивировки выбора предлагаемых вариантов использования школьного компонента. В идеале надо представить такую мотивировку письменно (однако пока что вряд ли Управляющий совет это может требовать в каждой школе). Администрация должна раскрыть, как реализуется школьный компонент в Вашей школе на сегодня, чтобы у членов Управляющего совета была возможность наглядного сравнения.

Заседание Управляющего совета должно планироваться таким образом, чтобы оставалось время для корректировки внесенного проекта (в случае возникновения дискуссии, содержательных разногласий и т.п). Может быть, потребуется проведение и дополнительного заседания (либо возникшие вопросы можно будет учесть и снять в рабочем порядке). Например, если директор понимает, что ему нужно нести учредителю тарификацию на будущий учебный год не позднее 15 апреля, то, соответственно, вопрос о школьном компоненте учебного плана школы нужно ставить на заседание Управляющего совета не позднее 15-20 марта. Это должен ясно понимать и председатель Управляющего совета, планирующий его заседания. Для этого ему важно ознакомиться с имеющейся во многих школах циклограммой подготовки и сдачи наиболее важных документов.

Когда на заседании Управляющего совета будет принято согласованное решение о содержании школьного компонента, оно должно быть отражено в протоколе заседания (с отметкой о результатах голосования по данному вопросу). Полезно будет введение и такого порядка, когда на итоговом документе, определяющем учебный план школы (в который входит и школьный компонент), помимо подписи директора школы "Утверждаю", появится и подпись председателя Управляющего совета "Согласовано", а также• отметка "Принято на заседании Управляющего совета, дата, № протокола".

Профильное обучение

Обучение по выбору

В 17 веке великий педагог-классик Ян-Амос Коменский выдвинул и реализовал ключевую для того времени задачу: он хотел создать школу, которая смогла бы "учить всех всему", то есть одинаково как по содержанию, так и по методу. Еще привычная для многих нас модель советской школы строилась по логике Коменского - обучение было в высшей степени единообразно. Одна программа, один учебник, единый учебный план, фронтальная (то есть единая для всего класса) методика преподавания. Конечно, Коменский понимал, что все дети разные, но для него было важно в методе обучения как раз нивелировать эти индивидуальные различия и построить универсальную (унифицированную) "дидактическую машину". Для ученика в такой машине", заметим, сознательно не оставлялось никакого места для выбора.

Но сейчас время иное, и все более важной для педагогики становится обратная задача - не как нивелировать индивидуальные способности и интересы детей, но, наоборот, как их учесть, и по возможности максимально. В наибольшей мере индивидуальные различия детей проявляются и становятся значимы в старшем школьном возрасте. Именно на индивидуализацию образования и должна работать вводимая ныне в стране система профильного обучения старшеклассников.

Опыт и основы профильного обучения закладывались и в советской школе, - вспомним всем известную модель спецшколы (например, математической или языковой). Однако вводимое ныне профильное обучение несколькими очень важными признаками отличается от тогдашней спецшколы.

Во-первых, профильное обучение должно стать массовым, а спецшколы, равно как и сегодняшние лицеи и гимназии, охватывали не более 5-7% детей. Это были элитарные школы. В профильном же обучении речь идет о массовости. Не о стопроцентном охвате ребят, но хотя бы о 50-70-процентном, - а это уже на порядок шире. Путь поступления в престижную гимназию или лицей довольно сложен. Вашего ребенка могут тестировать, ему придется пройти через трудный конкурс. А массовая профильная школа вполне доступна.

Во-вторых, при профильном обучении ребенок получает возможность не только увеличить объем и содержание обучения по выбранным им предметам, но и уменьшить свою нагрузку по невыбранным. Например ученики, решившие специализироваться на филологическом профиле получают возможность изучать по упрощенным программам сложные и не очень-то нужные для них разделы математики или химии. Таким образом единое ядро общеобразовательной программы сохраняется, но в несколько сокращенном виде, а освободившееся время предоставляется для углубленного изучения предметов по выбору.

Стандарт и учебный план

Сейчас утвержден двухуровневый стандарт для старшей школ по всем предметам для базового уровня, несколько разгруженного, и для профильного уровня, углубленного и расширенного. Это касается и содержания, и времени, отведенного на изучение того или иного предмета. (Например, история базовая, сжатая, и история профильная расширенная. Точно так же - биология, математика, физика и так далее)

Федеральный базисный учебный план для профильного обучения был утвержден относительно недавно, в марте 2004 г. Согласно этому учебному плану, инвариантная, одинаковая для всех детей учебная составляющая уменьшена (возможный минимум - всего 8 учебных предметов, см. Приложение №4) по сравнению с традиционным учебным планом. Сейчас этот учебный план реализуется отдельными школами и муниципалитетами как экспериментальный.

Помимо базисного плана также были утверждены примерные учебные планы различных профилей: физико-математического, химико-биологического, социально-экономического, филологического, художественно-эстетического и т.д., в том числе разновидности технологического профиля (индустриально-технологический, агро-технологический, информационно-технологический и др.).

Однако это не более чем примеры, вовсе не нормативные профили. Уже сегодня практика выявила и другие возможные профили. Возникли педагогические, медицинские, морские, аграрные профили. Мы не должны ограничивать потребности детей, региона, которые идут от самой жизни. Может быть, ни к чему создавать морской профиль в степном городке, где-нибудь под Оренбургом. Но почему бы не открыть такую школу или такой класс в портовом городе? Ведь это создает дополнительные перспективы для будущего ребят12

Самое важное - это исходить из принципа максимальной широты и индивидуализации образования учащихся.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.