Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Будущее школы: Программа развития





Управляющие Советы, как уже не раз подчеркивалось на страницах этой книги, мыслятся и создаются как органы, решающие главные, принципиальные задачи жизни и деятельности школы, то есть как органы стратегического управления школой.

Это значит, что Управляющий совет, не вмешиваясь без необходимости в повседневную, текущую управленческую работу директора и администрации школы, обязательно участвует в выработке перспектив развития школы, главных правил школьной жизни, основных путей достижения избранных целей, дает "зеленую улицу" важнейшим улучшениям школьной жизни.

Эта стратегическая роль Управляющего совета особенно ясно видна в работе по планированию будущего школы, созданию и согласованию ее Программы развития (Приложение №10). Программой развития называют документ, который служит своего рода картой при переходе школы из дня сегодняшнего в день завтрашний.

Например, раньше в школе не было профильных старших классов, а через три года их планируется открыть два, сейчас компьютеры лишь изредка применяются на уроках в старших классах, а в будущем предполагается строить обучение в основной и начальной школе с их широким использованием. И так далее. Все это - вопросы развития школы, ее улучшения.

Смысл Программы развития (которая не является обязательным документом школы, но имеется сегодня в большинстве хороших школ) в том, чтобы все: руководители и родители, учителя и школьники, учредители школы и местное население - хорошо знали, зачем, что и как будет меняться в школе, к каким полезным результатам эти изменения должны привести.

Если образовательная программа, с примерным содержанием которой читатели познакомились в начале этой главы Пособия, обращает внимание на те образовательные услуги, которые школа готова предоставить сегодня, то Программа развития - это стратегический план важнейших изменений школы, программа тех инноваций (нововведений) которые должны произойти во всех сторонах жизнедеятельности школы для того, чтобы обеспечить новые, качественно более высокие результаты и общий успех школы и ее учеников в будущем.

Смысл Программы развития

Любая Программа развития школы должна отвечать на три основных вопроса:

1. Чего достигла наша школа сегодня, каковы ее сильные и слабые стороны, достижения и проблемы?

2. Какой мы хотим видеть нашу школу и ее выпускников через два три года 14?

3. Что и как мы сделаем, чтобы школа успешно перешла от своего сегодняшнего уровня к желаемому будущему? Этот вопрос - самый важный, но на него трудно правильно и разумно ответить, не зная ответа на предыдущие.

Ответы на эти три ключевых вопроса лежат в основе предлагаемой структуры программы развития школы, в которой после краткой преамбулы и информационной справки о школе, вводящей читателя в историю и современное состояние школы, стоящей перед новым шагом своего развития, формируются следующие главные разделы:

1. Аналитико-прогностическое обоснование Программы (анализируется внешняя среда школы с ее благоприятными и нежелательными для школы возможностями; сильные и слабые стороны самой школы; имеющиеся и недостающие ресурсы; важнейшие достижения школы, которые необходимо сохранить и приумножить; проблемы, которые надо решить в процессе развития);

2. Проект желаемого будущего состояния школы (описывается завтрашняя школа - ее обновленные миссия и цели, ее выпускники, ради которых и с чьим активным участием строится новая модель образовательного процесса, а также внешние связи школы, работа по обеспечению школы ресурсами, новый образ школьного коллектива и

------------------------

14 Строить программу развития школы на более длительный срок в условиях динамичного развития ситуации вокруг школы вряд ли разумно.

его системы управления, с изменения которой должно начаться общее обновление развивающейся школы);

Стратегия и тактика перехода школы к желаемому состоянию (описываются главные пути предстоящих изменений, их направленность, последовательность, способы, этапы - то, что образует стратегию перехода к новой школе, а также уточненные цели для всех участков и звеньев школы и предельно конкретные планы их достижения - тактика переход новой к новой школе; по каждому мероприятию и программе в целом обязательно определяется "цена вопроса" - объем финансовых ресурсов, которые надо ожить для осуществления задуманного - подробнее об этом см. в следующем фрагменте главы).

Завершают Программу приложения, иллюстрирующие ее основное содержание.

Если на какой-то из перечисленных главных вопросов в школьной Программе развития нет внятного ответа, она, скорее всего, не соответствует своему высокому предназначению. Следовательно, Управляющему совету не стоит спешить с ее согласованием и нужно задать ряд вопросов коллективу разработчиков Программы.

Итак, Вы уже знаете, что Управляющий совет имеет право согласовывать, а во многих школах и утверждать Программу развития школы (и это - одно из главных его полномочий). При использовании этого важного полномочия у общественных управляющих есть три пути, три варианта действий.

Первый - самый простой и формальный: не вникая в суть Программы, довериться мнению директора школы и педагогов и дать свое согласие. Заметим, что даже этот путь в обязательном порядке предполагает ознакомление членов Совета с текстом Программы.

Второй - более сложный, но и более полезный для дела: серьезно и вдумчиво ознакомиться с Программой и понять, насколько полно и хорошо она говорит о будущем школы и ее учеников.

Третий - самый трудный, но и самый конструктивный: включиться в работу над Программой развития вместе с администрацией школы, учителями, представителями родителей, старшеклассников, общественности.

Предположим, Управляющий совет ограничивается оценкой и согласованием Программы развития, в разработке которой он не участвовал.

Оценивая Программу развития своей школы, школьный Управляющий должен знать, что хорошая Программа развития отличается тем, что она:

· - показывает, какие новые, нужные для жизни знания, умения и человеческие качества смогут приобрести в ближайшие годы выпускники школы, не потеряв при этом своего здоровья и хорошего настроения;

· не является «тайной за семью печатями», широко и гласно обсуждается в самой школе, селе, поселке, городском микрорайоне;

· объединяет вокруг себя и своих идей все «школьное население» взрослых и детей, педагогов и общественников;

· способна заинтересовать многих людей и привлечь их на свою сторону ясностью целей, красотой идей, высотой ожидаемых результатов;

· изложена языком понятным не только тем, кто работает в школе но и тем, кто в ней учится, приводит в нее своих детей или хочет помочь ей своими средствами или знаниями.

Очень важно понимать, выполнимы ли школьные планы развития при тех средствах, которые есть сегодня у школы. Ведь нереальные Программы развития никому не нужны. И здесь Управляющий совет не только оценивает возможность выполнения Программы. От него справедливо будут ожидать вклада в работу по поиску необходимых средств, ресурсов.

Ну а как действовать тем членам Управляющего совета, которым по душе обозначенный нами выше третий вариант работы с Программой развития школы - вариант участия в ее создании вместе с педагогами и администрацией школы, другими членами УС?

Во-первых, для того, чтобы такое участие было возможно, нужно по-настоящему демократическое управление школой и сильный Управляющий совет.

Во-вторых, обязательно нужно ознакомиться с целями Программы, а еще лучше - поучаствовать в их определении. При этом важно помнить, что цель всегда должна быть четкой, конкретной, выполнимой и вдохновляющей.

В-третьих, необходимо включиться в деятельность одной из рабочих групп (команд), которые создают материалы для Программы развития. Это могут быть части и разделы об управлении обновляемой школой (в котором одна из главных ролей отведена Управляющему совету), о так называемом ресурсном, особенно финансовом и материал техническом, обеспечении школы, об установлении полезных связей и партнерства школы с различными организациями, другими школами. Содержание всех этих разделов должно прямо "работать" на достижение поставленных целей развития школы.

И, наконец, в-четвертых, нужно в совместной творческой работе (иногда многократно возвращаясь к неудачным местам и неясностям) превратить части и фрагменты в единый, четкий и понятный документ о развитии школы15.

После такой работы согласование Советом Программы развития просто не сможет быть формальным.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.