Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







поведения детей и подростков





Выделяются следующие направления (см. схему 2):

А. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально

отклоняющегося поведения у детей.

а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию

своих детей. Она включает изучение:

— основ взаимоотношений в семье;

— внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, воз
можностей предупреждения и путей преодоления;


Повышение роли

 

общественного       образовательных
воспитания       учреждений
                   
  Взаимодействия семьи и образовательных учреждений  
                   

Ребенок

Использование СМИ в воспитании
Формирование адекватной самооценки и стремления к самосовершен­ствованию

Влияние

личностей, групп,

непосредственного

окружения

Развитие систем

 

неревоспита-тельных и исправительных учреждений   индивидуальной коррекции и реабилитации детей, подростков помощи семье и защиты прав ребенка досуга детей и подростков

Нейтрализация влияния негативных факторов среды

i кома 2. Основные направления педагогической деятельности по профилактике и пре­одолению девиантного поведения детей

— основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;

— основ семейного воспитания на различных этапах возрастного
цнпвития ребенка, подростка и др.;

— основ семейного права, Декларации прав ребенка и других до­
кументов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их
in меняющих;


 


 

 


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления



 


б) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и пи
внутрисемейных взаимоотношениях — морально-психологические
климата семьи;

в) предупреждение ошибок в семейном воспитании;

г) формирование у ребенка твердых нравственных ориентщнщ
нравственной позиции;

д) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собсшА
венного достоинства, что позволит сформировать у человека нравап
вето-волевые качества;

е) недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, па
оборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание at A
рессивности к слабым, немощным;

ж) недопущение приобщения детей и подростков к спиртным ini-
питкам, курению, азартным играм;

з) побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методам
работы над собой.

Б. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и пол

ростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучЦ ния и воспитания. Приоритетным направлением в деятельноеiи преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педа гогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспн

танникам.

Путями повышения воспитательной роли образовательного уч

реждения выступают:

— повышение качества подготовки преподавательского состапп,
формирование у него высокой педагогической культуры;

— создание наиболее благоприятной обстановки в условиях обрн«
зовательного учреждения для педагогической деятельности;

— побуждение преподавательского состава к самосовершенстмо»
ванию, повышению своего педагогического мастерства и педагоги'кт

кой культуры;

— создание при образовательных учреждениях социальной служ
бы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подросла
ми девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родит!

лям в работе с ними;

— развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми
и подростками в условиях образовательного учреждения;

— приобщение родителей к участию в воспитательной деятель­
ности, повышение их педагогической подготовки.


13. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы,
Pi mi.и, школы и административных органов по месту жительства в
предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и под-
...... ков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное шяние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:

— организация методических семинаров при школах для родите-
мей (родительский лекторий, родительский семинар);

— повышение роли родительских комитетов в жизни школы, дет-
Нрго сада, усиление связи родителей и учителей;

— создание попечительских организаций при образовательном
учреждении, в которые входят и родители;

— приобщение к активному участию родителей в мероприятиях,
масса, школы;

— посещение учителями детей на дому (проявление заинтересо-
I итого участия в том, как живут ученики);

— помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с
и-и,ми со стороны непосредственно учителя, социального педагога
школы.

Выявление круга общения и целесообразное управление взаимо-

ИЬйствием с ним ребенка в процессе его развития, воспитания. Значи-

^Шьное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди,

Которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила,

| Пособность внушать, покорять волю'ребенка в значительной степени

определяют то, как, в каком направлении они будут воздействовать на

Шбенка, подростка. Вследствие этого воспитателям необходимо

учи гься определять круг общения воспитанника и стремиться п'едаго-

1'Ически правильно управлять процессом его взаимодействия с окру-

I 11ОЩИМИ ЛЮДЬМИ.

Д. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи ■ М1>е и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосу-Лнротвенные центры по работе с семьей. В них работают квалифици-Вванные специалисты, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми девиантного поведения в домаш­них условиях, либо посоветовать обратиться в специализированные Центры по работе с ними.

Ё. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию И исправлению девиантного поведения детей и подростков.

I') специализированные воспитательные (перевоспитательные) Центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети |уд;| приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы,

N887

 


Раздел IV. Среда и формирование личности


 


Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ



 


ему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропагап дистских задач;

• соответствие информации интересам, потребностям аудитории.
В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в
процесс ее потребления;

• эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя ин­
формации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного
зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком
индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место
ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр
больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно на­
блюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает
и снижает фактор воздействия. За счет «взаимозаражения» люди в
группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения
информации в определенной степени легче вместе выходить из воз­
никшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть
люди более сильные, способные его преодолевать.

Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрите­лем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называ­ют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведе­нии кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они актив­но имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и пос­тупки;

• создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действи­тельности. Чаще всего создается эффект реальности, используются «достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных по­даются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эф­фект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, жела­ние принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторитету: «он не может врать»;


 

идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Чело­
век часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой
реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей,
которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его ра­
дости и печали. Данный факт используется в СМИ довольно часто,
когда хотят как можно дольше удерживать зрительское внимание.
С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей
личности, возникает проблема, решение которой откладывается до
следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее
полную интересующую его информацию, вновь обращается к источ­
нику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для
аудитории личность и пр.;

напряженное ожидание, формируемое содержанием информа­
ции и способом ее представления, создает у аудитории возбуждение,
нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ.
Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей
вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключи­
тельно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напря­
жение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение).
Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей
встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На
этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способст­вуют достижению соответствующего результата воздействия на лич­ность, группу (аудиторию) (См. табл. 1).

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, устано­вочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последст­вия. В частности:

поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный
СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он стано­
вится ориентиром либо основой, определяющей его практическую де­
ятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим по­
рядком действий, представленным СМИ;

установочные последствия. При определенных условиях под воз­
действием СМИ у зрителя формируются соответствующие установ­
ки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя
на отношения этого зрителя, его действия и поступки;

когнитивные последствия. Под воздействием информации, пред­
ставляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это
находит отражение в их информированности, суждениях;



Раздел IV. Среда и формирование личности


Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ



 


                   
   
   
 
     
 
 


• последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно ин­тенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так на­зываемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно;

Эффекты, используемые (создаваемые) СМИ

Актуальность информации

Соответствие информации ин­тересам, потребностям аудито­рии

Настрой зрителя на восприятие именно этой информации

Эмоциональная заразительность Информационного сюжета

Эффект достоверности. При­ближение предлагаемой инфор­мации к реальности, использо­вание «достоверных» фактов, их максимальное приближение к естественности

Представление информации наибо­лее авторитетным для аудитории лицом

Идентификация зрителя с ли­цом, представленным СМИ

Напряженное ожидание, форми­руемое содержанием информа­ции и способом ее представле-


Таблица

Последствия влияния различных эффектов СМИ на аудиторию

Интерес к информации, увлечение ею, осмысление, последующая востребованность, что усиливает ее влияние (действенность)

Активное потребление информации, предлагаемой СМИ

Ожидание именно этой информации и потребление ее в той интерпретации, которую представляю! СМИ

Постепенное вовлечение в сюжет информации и сопереживание ему, что усиливает эффект воз­действия на аудиторию

Формирование веры в предлагаемую информацию, принятие ее

Авторитет лица действует на аудиторию внушающе. Человек верит авторитету: «Он не может врать»

Человек, видя жизненно реальные ситуации, неред­ко мысленно (виртуально) проживает предлагаемые сюжеты, что усиливает эффект воздействия. Осо­бенно это характерно для детей, которые иденти­фицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали

У аудитории возникает возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ


 

психологические последствия. При просмотре различных психо­
логических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздей­
ствием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он
долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только
что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут
быть более сложные последствия;

физиологические последствия. Информация, которая восприни­
мается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменени­
ям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить.
Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порно­
графии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохими­
ческие характеристики кожи, набухание пениса и пр. Просмотр филь­
ма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие
физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения (см.
табл. 2).

Таблица 2

 

Последствия воздействия СМИ Поведенческие последствия Установочные последствия Сферы влияния СМИ Образ деятельности, представленный СМИ, выступает руководством для зрителя Соответствующие установки, существенно вли­яющие на отношения этого зрителя, его дей­ствия и поступки
  Изменения знаний, мировоззрения зрителей
Последствия, отражающие отноше­ние человека к реальной жизни, ок­ружающим людям «Виртуальные» (не имеющие физического во­площения или отличающиеся от реально су­ществующих) интересы, потребности, образ жизни
Психологические последствия Глубокие переживания, возбуждения, страхи и пр.
Физиологические последствия Например, сексуальное возбуждение под вли­янием просмотра порнографии

§ 2. Основные методы воздействия СМИ на личность и группу

В СМИ используются определенные методы подготовки и реали­зации программ воздействия на личность, группы. При этом учитыва­ется аудитория, на которую они рассчитаны, время реализации, осо­бенности психологии потребителей предлагаемых программ. В зави­симости от передачи, стоящих перед ней задач, аудитории, на которую



Раздел IV. Среда и формирование личности


Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ



 


она рассчитана, определяются наиболее целесообразные методы. К таким методам относят:

информационный метод. Он активно используется при подготов­
ке реклам, информационных сообщений, проведении рекламной кам­
пании и направлен на информирование зрителей о том или ином со­
бытии, человеке, явлении;

эмоциональный метод. Учитывая важность эмоциональной со­
ставляющей при формировании установок личности, данный метод
применяется очень активно в зависимости от решаемой СМИ пробле­
мы и, как правило, совместно с другими методами, усиливая их вли­
яние на аудиторию;

патриотический метод. В его основе лежит воздействие на
патриотические чувства аудитории. Большинство людей далеко не
безразличны к своему краю, дому, отечеству, используя данный
факт, СМИ активизируют внимание людей, формируют у них опре­
деленные установки, побуждают к определенным действиям. Метод
широко применяется в рекламных целях, при проведении полити­
ческих акций, выполнении определенных социальных заказов, для
побуждения людей на определенные действия (вызвать протест к
чему-либо либо организовать «всеобщую» поддержку чего-либо
и пр.);

 

метод пробуждения страха. Это один из наиболее эффективных
методов, основанный на интересе людей.к своему здоровью, благопо­
лучию своему и своих близких. Он воздействует на эмоции человека.
Принимая во внимание то, что предлагаемая информация направлена
на сохранение благополучия, безопасности зрителя и его близких,
СМИ привлекают зрителя (потребителя) к информации, формируют
у него неравнодушное отношение к ней, включают в активное осмыс­
ление и побуждают к определенным действиям. Метод широко ис­
пользуется в рекламных целях, при проведении различных полити­
ческих акций и кампаний;

метод создания достижений, ситуации успеха. Человек чувству­
ет удовлетворение, когда он ощущает свою правоту, добивается каких-
либо результатов в своей деятельности в настоящее время или в про­
шлом. Сообщая информацию о чем-либо, стараясь показать, что
человек этого может добиться достаточно легко, это ему необходимо
и от него не потребуется большого труда, СМИ побуждают его вклю­
чаться в предлагаемый процесс взаимодействия. Например, организуя
различные игры, викторины, конкурсы и прочее, СМИ широко ис­
пользуют этот метод;

юмористический метод. Юмор достаточно легко и быстро за­
хватывает аудиторию своей простотой, доступностью. Он делает


зрителя соучастником, активно внушая с помощью информации точку зрения авторов. Информация представляется ненавязчиво, за­поминается вместе с юмором намного легче. Этот метрд широко ис­пользуется при подготовке различных программ, в том числе раз­влекательных, политических, рекламных и пр. Одним из важных требований при его применении является необходимость учитывать особенности аудитории и соответствие юмора ее культуре, возрасту,

менталитету и пр.

На телевидении есть и специальные методы (приемы), основанные на психологических эффектах. Они имеют особое назначение и порой могут серьезно влиять на психику человека. Неслучайно при этом оп­ределяется аудитория или предусматриваются ограничения для про­смотра. К наиболее типичным методам относятся:

А. Эффект процесса искаженного восприятия действительности. В основе метода лежит представление о явлении, которым человек мог бы восхищаться, но связанное с ужасными событиями, оно уси­ливает естественные страхи. Метод разработан Маей Дёрен, с 1943 по 1959 г. снявшей в Голливуде семь короткометражных фильмов (в частности, «Полуденные сети»). Например, красивейший крупный мак вдруг превращается в некое окровавленное нечто, вызывающее безотчетный страх. Или девушка, идущая по улице, открывает дверь, поднимается по лестнице, входит в дом и подходит к окну. В нем она видит, как она идет по улице, входит в дом, открывает дверь... и все повторяется вновь и вновь, только финал становится каждый раз страшнее и напряженнее. В итоге зритель, после череды повторов ви­дящий перед собой убитую героиню, с облегчением вздыхает. Ведь с ее кончиной рвется и череда пугающей его круговерти. Так, мирный обыватель начинает склоняться к агрессии, к навязанному ему выбо­ру, который он до показа фильма, несомненно, отверг бы.

Такие приемы используются в предвыборных рекламных роликах. Б. Создание фона резкого эмоционального сопереживания, вкрапливая в него кратковременные (в пределах двух секунд) опре­деленные факты. Воздействие сюжета усиливается соответствую­щим музыкальным сопровождением. Таким образом обеспечивается значительное направленное влияние на психику зрителя. Автор ме­тода Стэн Брэкидж, создатель 23 фильмов. Его фильм «Окно. Вода. Движение Младенца» (1959) — это череда сцен реальных мучений рожающей женщины, ловко смонтированных с двухсекундными — «эйзенштейновской» нарезкой — кадрами. На фоне возрастания боли усиливается и многократность повторения начальных сцен. Длинные схватки рожающей женщины перемежает мельтешение «предыстории».



Раздел IV. Среда и формирование личности


Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ



 


               
   
       
 
 
 

 


Подобные приемы в настоящее время активно используют созда­тели видеоклипов (нарезка планов с мельчайшей продолжительнос­тью), рекламщики и авторы ужастиков.

В. Эффект постепенного ненавязчивого, но длительного воспри­ятия, приводящий к психическому истощению зрителя, вследствие чего он становится безоружным перед воздействием экрана. Автор ме­тода Энди Уорхолл, знаменитый художник, король поп-арта. Извест­но, что нарушение психики начинается после полуторачасового тако­го «занудства». В его картине «Девушки из Челси» на протяжении трех с лишним часов на двух экранах с разным звуком и сюжетом (вернее, их отсутствием) идут почти житейские сцены. Парень рас­спрашивает девушку о ее первом сексуальном опыте: девушка стри­жет челку; парень медленно раздевается и любуется собой... Периоди­чески сцена с одного экрана перепрыгивает на соседний, повторяется и логически возникает в конце...

По этому принципу строятся многие лекции, проповеди или теле­визионные публицистические передачи, ток-шоу, рекламные блоки (одинаковые на разных каналах).

С помощью каждого метода решаются определенные задачи воз­действия на аудиторию (см. табл. 3).

Таблица 3

 

Используемый метод СМИ Преимущественное воздействие метода
Информационный метод Информирование зрителей о том или ином со­бытии, человеке, явлении
Эмоциональный метод Создание эмоционального напряжения, активное включение зрителя в сопереживание с героями события, чем усиливается эффект воздействия
Патриотический метод Воздействие на патриотические чувства ауди­тории, вызывающие чувство гордости или глу­бокого возмущения
Метод пробуждения страха Искусственное нагнетание страха с целью фор­мирования отвращения, негодования и возму­щения по отношению к какому-либо явлению
Метод создания достижений, си­туации успеха Постепенное вовлечение потребителя инфор­мации, создавая состояние удовлетворения раз­вивающимися событиями и, таким образом, постепенное навязывание ему определенного ва-жанта решения проблемы. Создавая иллюзию простоты достижения успеха, втягивают человека в подобные действия (участие в лото и пр.)

 

  Продолжение табл. 3
Используемый метод СМИ Преимущественное воздействие метода
Юмористический метод Увлекая аудиторию легким юмором, ненавязчиво делают ее соучастником информации (активным потребителем). Запоминается такая информация значительно легче и устойчивее
Специальные методы (приемы)  
Эффект процесса, искаженного восприятия действительности Представление о явлении, которым человек мог бы восхищаться, в связи с ужасными событиями, усиливающими естественные страхи человека
Создание фона резкого эмоцио­нального сопереживания, вкрапли­вая в него кратковременные (в пре­делах двух секунд) определенные факты. Для усиления эффекта воз­действия используется и специаль­ная музыка Мощное психологическое воздействие на пси­хику человека, его восприятие определенной ин­формации, на этом фоне провоцируется форми­рование неадекватной реакции на нее
Эффект постепенного ненавязчи­вого, по длительного восприятия, приводящий к психическому исто­щению зрителя Полное обезоруживание человека как потре­бителя информации, при котором он безропотно воспринимает все, что ему предлагает экран

Британские специалисты провели исследование психического со­стояния трех групп людей, которым предлагали прослушать или уви­деть репортажи соответственно чернушно-негативного, положитель­ного или нейтрального уровня. Поведение всех без исключения участников первой «чернушной» группы характеризовалось повыше­нием беспокойства, депрессивным состоянием или просто откровен­ным страхом. Когда ученые предложили участникам эксперимента перечислить все, что их заботит, то «у негативистов» проблем набра­лось гораздо больше, чем у остальных.

СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, кото­рые необходимо учитывать социальному педагогу:

 

Положительные стороны СМИ Отрицательные стороны СМИ
Массовость Однообразие в мышлении, ощущениях
Получение знаний о мире Иллюзия знания
Скорость передачи информации Нарушение внутреннего ритма, выработка автоматизма
Проживание определенного жизненного опыта Превалирование эмоции, отключение разума
Просмотр большого количества фильмов Привитие плохого вкуса к разным видам искусства
Спокойная (домашняя) обстановка поль­зования Иллюзия одиночества


Раздел IV. Среда и формирование личности


Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ



 


Изложенное требует учета особенностей информационных про­грамм для использования в социально-педагогической работе с чело­веком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизи­ровать его позитивные возможности для созидательной деятельности, выполнения своего гражданского долга, но могут деформировать, вы­зывать низменные чувства и даже разрушать личность.

Получение информации есть естественный, единственный способ социального развития личности. В процессе социального развития у человека формируются информационные потребности. Под ними по­нимаются его естественные потребности в различных видах, качестве и объеме информации. Под их воздействием формируются характер взаимодействия человека со СМИ. Они выступают одним из факто­ров социальной активности и самореализации человека.

Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека информационно-педагогическую культуру — один из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их со­держанию, качеству, объему информации, а также к их целесообраз­ному использованию в самообразовании и самовоспитании.

Такая культура формируется прежде всего в семье с раннего воз­раста ребенка. Данный факт требует от родителей внимательного от­ношения к различным информационным системам, предлагаемым ими информационным программам, и педагогически правильно ис­пользовать их в воспитании и обучении. Своей социально-педагоги­ческой деятельностью родители способствуют оптимизации информа­ционных контактов растущего ребенка, управляют процессом формирования у него информационных потребностей, информацион­ной культуры. По своей сущности такая деятельность родителей на­зывается педагогизацией информационной среды ребенка.

Педагогизацией информационной среды занимаются также соци­альные педагоги, воспитатели, классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, специальных образовательных учреж­дениях, досуговых центрах. В их задачу входит целесообразное ис­пользование информационных программ в социальном воспитании детей и подростков.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Что понимается под средствами массовой информации?

Назовите основные виды СМИ и дайте им социально-педагогическую характе­
ристику.

Каковы основные функции СМИ?

Каковы основные концептуальные подходы, определяющие социально-педагоги­
ческое влияние СМИ на аудиторию?


 

Назовите и дайте характеристику основных факторов, обусловливающих влия­
ние СМИ на аудиторию.

Каковы наиболее типичные последствия влияния СМИ на человека?

Назовите и дайте характеристику основных методов, используемых при подго­
товке информационных программ.

Какова специфика специальных методов, приемов, используемых в СМИ для
достижения психологического эффекта воздействия?

Что понимается под информационными потребностями человека, его информа­
ционно-педагогической культурой?

10. Место и роль семьи в педагогизации информационной среды ребенка.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Телевидение как совоспитатель ребенка в семье.

, 2. Компьютерные технологии в социальном формировании -личности растущего ребенка.

3. Основы культуры взаимодействия со СМИ.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев ВТ. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

Воробьев ВВ. Твоя информационная культура. М., 1988.

Воспитательное воздействие на личность средств массовой информации и учреж­
дений, культуры. М., 1979.

Голицын ГЛ., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991.

Грушип Б А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и про­
блемы измерения. М., 1979.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Ведомос­
ти Верховного Совета РФ. 1992. № 7.

Малахова Ю. Ловцы человеческих душ // Российская газета. 2000. 10 ноября.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

10. Харис Р. Психология массовых коммуникаций. Изд. 4-е. СПб., 2001.


Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника...



 


Глава 17

Профессиональная деятельность социального работника и деформация личности

Значительное место в жизни человека занимает профессиональная деятельность. Она оказывает огромное влияние на социальное форми­рование человека, его образ жизни и поведение. При этом ее рол:, может носить не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

профессиональная деформация личности: понятие, сущность и
содержание;

факторы профессиональной деятельности, существенно влия­
ющие на личность и ее проявление;

типичные проявления профессиональной деформации личнос­
ти социального работника;

пути предупреждения и преодоления негативной профессио­
нальной деформации социального работника.

§ 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание

Анализ влияния профессиональной деятельности на развитие (разруше­ние) личности и ее проявление свидетельствует о'том, что оно не может быть только прогрессивным или только регрессивным. На практике любая дея­тельность, в том числе и профессиональная, как правило, в чем-то имеет про­грессивный, а в чем-то регрессивный характер, что-то человек приобретает, но одновременно и что-то теряет, что-то в нем укрепляется, доходит до совер­шенства, а что-то постепенно утрачивается или приобретает такую уродли­вую форму, что негативно сказывается на всей последующей его жизни.

В современной специальной литературе для характеристики вли­яния профессиональной деятельности на личность специалиста и ее проявления используются выражения — «деформация1 личности», «профессиональная деформация».

Прокрутить вверх





Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.