|
поведения детей и подростков ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Выделяются следующие направления (см. схему 2): А. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально отклоняющегося поведения у детей. а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Она включает изучение: — основ взаимоотношений в семье; — внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, воз Повышение роли
Ребенок
Влияние личностей, групп, непосредственного окружения Развитие систем
Нейтрализация влияния негативных факторов среды i кома 2. Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей — основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи; — основ семейного воспитания на различных этапах возрастного — основ семейного права, Декларации прав ребенка и других до
Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления
б) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и пи в) предупреждение ошибок в семейном воспитании; г) формирование у ребенка твердых нравственных ориентщнщ д) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собсшА е) недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, па ж) недопущение приобщения детей и подростков к спиртным ini- з) побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методам Б. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и пол ростков. В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучЦ ния и воспитания. Приоритетным направлением в деятельноеiи преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педа гогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспн танникам. Путями повышения воспитательной роли образовательного уч реждения выступают: — повышение качества подготовки преподавательского состапп, — создание наиболее благоприятной обстановки в условиях обрн« — побуждение преподавательского состава к самосовершенстмо» кой культуры; — создание при образовательных учреждениях социальной служ лям в работе с ними; — развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми — приобщение родителей к участию в воспитательной деятель 13. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное шяние на детей и подростков. С этой целью, практикуется: — организация методических семинаров при школах для родите- — повышение роли родительских комитетов в жизни школы, дет- — создание попечительских организаций при образовательном — приобщение к активному участию родителей в мероприятиях, — посещение учителями детей на дому (проявление заинтересо- — помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с Выявление круга общения и целесообразное управление взаимо- ИЬйствием с ним ребенка в процессе его развития, воспитания. Значи- ^Шьное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, Которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила, | Пособность внушать, покорять волю'ребенка в значительной степени определяют то, как, в каком направлении они будут воздействовать на Шбенка, подростка. Вследствие этого воспитателям необходимо учи гься определять круг общения воспитанника и стремиться п'едаго- 1'Ически правильно управлять процессом его взаимодействия с окру- I 11ОЩИМИ ЛЮДЬМИ. Д. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи ■ М1>е и детям в преодолении девиантного поведения. В настоящее время создаются как государственные, так и негосу-Лнротвенные центры по работе с семьей. В них работают квалифици-Вванные специалисты, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми девиантного поведения в домашних условиях, либо посоветовать обратиться в специализированные Центры по работе с ними. Ё. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию И исправлению девиантного поведения детей и подростков. I') специализированные воспитательные (перевоспитательные) Центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети |уд;| приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, N887
Раздел IV. Среда и формирование личности
Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ
ему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропагап дистских задач; • соответствие информации интересам, потребностям аудитории. • эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя ин Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки; • создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действительности. Чаще всего создается эффект реальности, используются «достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных подаются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эффект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, желание принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторитету: «он не может врать»;
идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Чело напряженное ожидание, формируемое содержанием информа Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способствуют достижению соответствующего результата воздействия на личность, группу (аудиторию) (См. табл. 1). Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности: поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный установочные последствия. При определенных условиях под воз когнитивные последствия. Под воздействием информации, пред Раздел IV. Среда и формирование личности Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ
• последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно интенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так называемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно; Эффекты, используемые (создаваемые) СМИ Актуальность информации Соответствие информации интересам, потребностям аудитории Настрой зрителя на восприятие именно этой информации Эмоциональная заразительность Информационного сюжета Эффект достоверности. Приближение предлагаемой информации к реальности, использование «достоверных» фактов, их максимальное приближение к естественности Представление информации наиболее авторитетным для аудитории лицом Идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ Напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представле- Таблица Последствия влияния различных эффектов СМИ на аудиторию Интерес к информации, увлечение ею, осмысление, последующая востребованность, что усиливает ее влияние (действенность) Активное потребление информации, предлагаемой СМИ Ожидание именно этой информации и потребление ее в той интерпретации, которую представляю! СМИ Постепенное вовлечение в сюжет информации и сопереживание ему, что усиливает эффект воздействия на аудиторию Формирование веры в предлагаемую информацию, принятие ее Авторитет лица действует на аудиторию внушающе. Человек верит авторитету: «Он не может врать» Человек, видя жизненно реальные ситуации, нередко мысленно (виртуально) проживает предлагаемые сюжеты, что усиливает эффект воздействия. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали У аудитории возникает возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ
психологические последствия. При просмотре различных психо физиологические последствия. Информация, которая восприни Таблица 2
§ 2. Основные методы воздействия СМИ на личность и группу В СМИ используются определенные методы подготовки и реализации программ воздействия на личность, группы. При этом учитывается аудитория, на которую они рассчитаны, время реализации, особенности психологии потребителей предлагаемых программ. В зависимости от передачи, стоящих перед ней задач, аудитории, на которую Раздел IV. Среда и формирование личности Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ
она рассчитана, определяются наиболее целесообразные методы. К таким методам относят: информационный метод. Он активно используется при подготов эмоциональный метод. Учитывая важность эмоциональной со патриотический метод. В его основе лежит воздействие на
метод пробуждения страха. Это один из наиболее эффективных метод создания достижений, ситуации успеха. Человек чувству юмористический метод. Юмор достаточно легко и быстро за зрителя соучастником, активно внушая с помощью информации точку зрения авторов. Информация представляется ненавязчиво, запоминается вместе с юмором намного легче. Этот метрд широко используется при подготовке различных программ, в том числе развлекательных, политических, рекламных и пр. Одним из важных требований при его применении является необходимость учитывать особенности аудитории и соответствие юмора ее культуре, возрасту, менталитету и пр. На телевидении есть и специальные методы (приемы), основанные на психологических эффектах. Они имеют особое назначение и порой могут серьезно влиять на психику человека. Неслучайно при этом определяется аудитория или предусматриваются ограничения для просмотра. К наиболее типичным методам относятся: А. Эффект процесса искаженного восприятия действительности. В основе метода лежит представление о явлении, которым человек мог бы восхищаться, но связанное с ужасными событиями, оно усиливает естественные страхи. Метод разработан Маей Дёрен, с 1943 по 1959 г. снявшей в Голливуде семь короткометражных фильмов (в частности, «Полуденные сети»). Например, красивейший крупный мак вдруг превращается в некое окровавленное нечто, вызывающее безотчетный страх. Или девушка, идущая по улице, открывает дверь, поднимается по лестнице, входит в дом и подходит к окну. В нем она видит, как она идет по улице, входит в дом, открывает дверь... и все повторяется вновь и вновь, только финал становится каждый раз страшнее и напряженнее. В итоге зритель, после череды повторов видящий перед собой убитую героиню, с облегчением вздыхает. Ведь с ее кончиной рвется и череда пугающей его круговерти. Так, мирный обыватель начинает склоняться к агрессии, к навязанному ему выбору, который он до показа фильма, несомненно, отверг бы. Такие приемы используются в предвыборных рекламных роликах. Б. Создание фона резкого эмоционального сопереживания, вкрапливая в него кратковременные (в пределах двух секунд) определенные факты. Воздействие сюжета усиливается соответствующим музыкальным сопровождением. Таким образом обеспечивается значительное направленное влияние на психику зрителя. Автор метода Стэн Брэкидж, создатель 23 фильмов. Его фильм «Окно. Вода. Движение Младенца» (1959) — это череда сцен реальных мучений рожающей женщины, ловко смонтированных с двухсекундными — «эйзенштейновской» нарезкой — кадрами. На фоне возрастания боли усиливается и многократность повторения начальных сцен. Длинные схватки рожающей женщины перемежает мельтешение «предыстории». Раздел IV. Среда и формирование личности Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ
Подобные приемы в настоящее время активно используют создатели видеоклипов (нарезка планов с мельчайшей продолжительностью), рекламщики и авторы ужастиков. В. Эффект постепенного ненавязчивого, но длительного восприятия, приводящий к психическому истощению зрителя, вследствие чего он становится безоружным перед воздействием экрана. Автор метода Энди Уорхолл, знаменитый художник, король поп-арта. Известно, что нарушение психики начинается после полуторачасового такого «занудства». В его картине «Девушки из Челси» на протяжении трех с лишним часов на двух экранах с разным звуком и сюжетом (вернее, их отсутствием) идут почти житейские сцены. Парень расспрашивает девушку о ее первом сексуальном опыте: девушка стрижет челку; парень медленно раздевается и любуется собой... Периодически сцена с одного экрана перепрыгивает на соседний, повторяется и логически возникает в конце... По этому принципу строятся многие лекции, проповеди или телевизионные публицистические передачи, ток-шоу, рекламные блоки (одинаковые на разных каналах). С помощью каждого метода решаются определенные задачи воздействия на аудиторию (см. табл. 3). Таблица 3
Британские специалисты провели исследование психического состояния трех групп людей, которым предлагали прослушать или увидеть репортажи соответственно чернушно-негативного, положительного или нейтрального уровня. Поведение всех без исключения участников первой «чернушной» группы характеризовалось повышением беспокойства, депрессивным состоянием или просто откровенным страхом. Когда ученые предложили участникам эксперимента перечислить все, что их заботит, то «у негативистов» проблем набралось гораздо больше, чем у остальных. СМИ имеют и положительные, и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать социальному педагогу:
Раздел IV. Среда и формирование личности Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ
Изложенное требует учета особенностей информационных программ для использования в социально-педагогической работе с человеком, особенно растущим. Они могут обогащать человека, активизировать его позитивные возможности для созидательной деятельности, выполнения своего гражданского долга, но могут деформировать, вызывать низменные чувства и даже разрушать личность. Получение информации есть естественный, единственный способ социального развития личности. В процессе социального развития у человека формируются информационные потребности. Под ними понимаются его естественные потребности в различных видах, качестве и объеме информации. Под их воздействием формируются характер взаимодействия человека со СМИ. Они выступают одним из факторов социальной активности и самореализации человека. Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека информационно-педагогическую культуру — один из показателей его воспитанности. Она проявляется в его отношении к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, а также к их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании. Такая культура формируется прежде всего в семье с раннего возраста ребенка. Данный факт требует от родителей внимательного отношения к различным информационным системам, предлагаемым ими информационным программам, и педагогически правильно использовать их в воспитании и обучении. Своей социально-педагогической деятельностью родители способствуют оптимизации информационных контактов растущего ребенка, управляют процессом формирования у него информационных потребностей, информационной культуры. По своей сущности такая деятельность родителей называется педагогизацией информационной среды ребенка. Педагогизацией информационной среды занимаются также социальные педагоги, воспитатели, классные руководители, работающие в образовательных учреждениях, специальных образовательных учреждениях, досуговых центрах. В их задачу входит целесообразное использование информационных программ в социальном воспитании детей и подростков. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Что понимается под средствами массовой информации? Назовите основные виды СМИ и дайте им социально-педагогическую характе Каковы основные функции СМИ? Каковы основные концептуальные подходы, определяющие социально-педагоги
Назовите и дайте характеристику основных факторов, обусловливающих влия Каковы наиболее типичные последствия влияния СМИ на человека? Назовите и дайте характеристику основных методов, используемых при подго Какова специфика специальных методов, приемов, используемых в СМИ для Что понимается под информационными потребностями человека, его информа 10. Место и роль семьи в педагогизации информационной среды ребенка. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Телевидение как совоспитатель ребенка в семье. , 2. Компьютерные технологии в социальном формировании -личности растущего ребенка. 3. Основы культуры взаимодействия со СМИ. ЛИТЕРАТУРА Афанасьев ВТ. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991. Воробьев ВВ. Твоя информационная культура. М., 1988. Воспитательное воздействие на личность средств массовой информации и учреж Голицын ГЛ., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991. Грушип Б А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и про Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Ведомос Малахова Ю. Ловцы человеческих душ // Российская газета. 2000. 10 ноября. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 10. Харис Р. Психология массовых коммуникаций. Изд. 4-е. СПб., 2001. Глава 17. Профессиональная деятельность социального работника...
Глава 17 Профессиональная деятельность социального работника и деформация личности Значительное место в жизни человека занимает профессиональная деятельность. Она оказывает огромное влияние на социальное формирование человека, его образ жизни и поведение. При этом ее рол:, может носить не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя. Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем: профессиональная деформация личности: понятие, сущность и факторы профессиональной деятельности, существенно влия типичные проявления профессиональной деформации личнос пути предупреждения и преодоления негативной профессио § 1. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание Анализ влияния профессиональной деятельности на развитие (разрушение) личности и ее проявление свидетельствует о'том, что оно не может быть только прогрессивным или только регрессивным. На практике любая деятельность, в том числе и профессиональная, как правило, в чем-то имеет прогрессивный, а в чем-то регрессивный характер, что-то человек приобретает, но одновременно и что-то теряет, что-то в нем укрепляется, доходит до совершенства, а что-то постепенно утрачивается или приобретает такую уродливую форму, что негативно сказывается на всей последующей его жизни. В современной специальной литературе для характеристики влияния профессиональной деятельности на личность специалиста и ее проявления используются выражения — «деформация1 личности», «профессиональная деформация».
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|