Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философия и методология научного познания





3.4.1 Специфика научного познания

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний, а также совокупный результат этой деятельности. Кроме того, наука – это социальный институт, который имеет свои специфические, регулирующие ее деятельность социальные законы, основные фонды, трудовые кадры, систему образования, финансирование и т. п.

Научное познание следует отличать от других способов и форм познавательной деятельности: от обыденного, философского, эстетического, религиозного, лженаучного, антинаучного и т.п. Основными отличительными чертами науки являются:

1. Объективность. Наука призвана дать объективное знание, обезличенное и общезначимое, то есть знание, максимально очищенное от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений. В этом отношении наука кардинально отличается, например, от искусства (эстетического познания) или от философии, где обязательно присутствует личностное, субъективное начало, придавая оригинальность и неповторимость результатам эстетического или философского творчества.

2) Точность, однозначность, логическая строгость научного знания, оно должно исключать всякую двусмысленности и неопределенность. Поэтому наука использует специальныепонятия, создает свой категориальный аппарат. Категории и понятия научного языка имеют точный смысл, определения. В отличие от науки обыденное познание использует термины разговорного языка, многозначные и нечеткие, меняющие свой смысл в зависимости от контекста живого общения и пристрастий говорящего.

3) Системность. Различные элементы научного знания представляют собой не сумму разрозненных фактов и сведений, а логически упорядоченную систему понятий, принципов, законов, теорий, научных задач, проблем, гипотез, логически взаимосвязанных, определяющих и подтверждающих друг друга. Системность научного знания предполагает логическую взаимосвязь и единство не только в рамках от дельных наук, но и между ними, что и создает основу для научной картины мира как целостного образования.

4) Обоснованность, воспроизводимость и проверяемость всехэлементов научного знания. Для этого наука использует специальные методы исследования, логику и способы обоснования и проверки истинности знания. Видом обоснования в науке является доказательство. Кроме того, любой исследователь, воссоздав условия, при которых был получен тот или иной результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности. С это целью, а также для получения новых знаний, наука использует специальную аппаратуру. Многие науки современности просто не могут существовать и развиваться без специальной техники научных исследования, от совершенствования которой во многом зависит прогресс научного познания в данной сфере.

5) Предметность. Научное знание предметно, то есть каждая конкретная наука постигает не все законы изучаемого объекта, а только некоторые из них. Ее интересует определенный его аспект в зависимости от целей этой науки, который и называется предметом ее изучения. Например, человек как объект познания, является предметом изучения самых разных наук – анатомии, физиологии, психологии, антропологии и пр., каждая из которых ставит свои цели и задачи, использует свои методы исследования, выявляет специфические для данной науки закономерности человеческого бытия.

6) Абстрактность. Предметы изучения науки носят абстрактный характер, поскольку являются результатом обобщения («элементарные частицы», «химические элементы», «гены», «биоценоз» и т. п.). Абстрактные объекты научных исследований – это обобщенные образы реальных объектов, имеющие только те признаки, которые присущи всем объектам данного класса. В отличие от этого, например, обыденное познание интересуется только конкретными предметами и явлениями, необходимыми человеку в его повседневной жизни.

7) Наука имеет свои идеалы и нормы научной деятельности. Они составляют основание этики науки и регулируют научную деятельность. Например, важнейшей нормой научного исследования является запрет на плагиат, в сообществе ученых осуждается искажение истины во имя политических, религиозных или меркантильных целей. Высшей ценностью науки является истина.

8) В связи с этим наука обладает определенной рациональностью – относительно устойчивой совокупностью правил, норм, стандартов, эталонов, ценностей духовной и материальной деятельности, принимаемых и одинаково понимаемых всеми членами общества. Научная рациональность носит конкретно-исторический характер и как бы задает границы того, что считается «научным», а что – «ненаучным» в тот или иной период. Так, в эпоху Нового времени на базе классической механики сложилась «классическая рациональность», в начале ХХ века в связи с открытием микромира на основе квантовой механики и теории относительности возникла «неклассическая рациональность». Современная наука, опираясь на синергетику, изучающую процессы самоорганизации и саморегуляции открытых систем, начиная с 80-х гг. ХХ века функционирует в рамках «постнеклассической рациональности».

9) Наука практична, то есть, научное знание, в конечном счете, предполагает его практическое применение. В истории развития науки был период (в эпоху античности), когда знание было самоцелью, а практическая деятельность считалась «низшим искусством». Но уже с эпохи Нового времени наука была неразрывно связана с практикой. Начиная с середины ХIХ в., особенно в Западной Европе, научные знания стали производить целенаправленно для внедрения их в жизнь. И эта связь науки с производством сегодня все более возрастает. Определенное исключение составляют фундаментальные научные исследования, практическая применимость результатов которых долгое время может оставаться под вопросом.

10) Наука ориентирована на предвидение: раскрывая закономерности функционирования и развития изучаемых объектов, она создает возможность прогнозировать их дальнейшее развитие. Кроме того, наука ориентирована на получение знаний о будущих, вероятных, новых объектах исследования. Такими кандидатами на предмет научного изучения сейчас становятся гравитоны, темная материя и темная энергия, биополе, НЛО и пр. В отличие от науки, обыденное познание, основанное на повседневном жизненном опыте человека, ориентировано на получение элементарных сведений о мире и не способно дать принципиально нового знания. Именно поэтому в обыденном сознании так велик интерес ко всякого рода «гадалкам» и «предсказателям».

Таким образом, хотя человек получает информацию о мире из различных источников (литература, искусство, философия, повседневный жизненный опыт и пр.), только наука способна дать знания более достоверные и надежные, чем все остальные.

3.4.2 Структура научного познания

В повседневном употреблении термин «наука» чаще всего используется для обозначения отдельных отраслей научного знания. Анализируя науку в этом аспекте, ее можно структурировать (классифицировать), используя разные критерии:

- по объекту исследования; науки делятся на естественные, изучающие природные явления, гуманитарные, изучающие общество и социальные явления и технические, объекты изучения которых носят искусственный характер, поскольку это созданные человеком средства его деятельности;каждый из этих типов научного знания разделяется, в свою очередь, по предмету исследования (например, естествознание делится на физику, химию, биологию и другие науки о природе);

- по отношению к практике науки принято делить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки дают знание о базовых законах существования явлений безотносительно к их возможному практическому использованию, а прикладные позволяют применять эти знания на практике. Например, фундаментальные технические науки содержат знания об общих принципах функционирования и устройства техники (например, теоретическая механика), а прикладные технические науки применяют эти знания для создания конкретной техники (например, прикладная механика). Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический «задел».

Если анализировать структуру науки как деятельность по получению новых знаний и ее результаты, то в ней выделяются два вида научных исследований, два структурных уровня научного познания - эмпирический и теоретический.

Эмпирическое исследование представляет собой непосредственноеили опосредованное (через приборы) изучение и описание явлений, то есть, оно предполагает контакт исследователя с существующими вне его сознания объектами. Главной задачей в эмпирическом познании является получение научных фактов. С этой целью наука использует разнообразные методы эмпирического исследования: сбор геологических образцов, археологические раскопки, изучение исторических документов, социологические опросы, анкетирование и пр. Однако основными эмпирическими методами познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это метод изучения процессов и явлений в их естественном виде. В процессе наблюдение исследователь не вмешивается в ход их функционирования и развития. Он не меняет условий их существования, никак на них не воздействует (классический пример – наблюдение астронома за звездами). Вместе с тем, научное наблюдениеэто целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Проведение научных наблюдений требует соответствующей подготовки (сбора предварительной информации о подлежащих наблюдению явлениях, выбора приборов и другой аппаратуры, экспедиции к месту наблюдения и пр.) Главное требование к научному наблюдению – объективность и точность даваемых им сведений.

Эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает управляемое и контролируемое воздействие на изучаемый объект с целью получения информации о нем, при котором объект может изучаться в искусственно созданных условиях.В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают следующие виды экспериментов:измерительные, проверочные (для подтверждения или опровержения какой-то гипотезы), поисковые (нацеленные на обнаружение новых явлений) и контрольные (с целью проконтролировать полученные ранее результаты других экспериментов).

Итогом наблюдений и экспериментов, а также других эмпирических методов познания, должно быть установление научных фактов. Однако, содержание научного факта, как правило, не сводится просто к фиксации данных наблюдений или эксперимента. Эти результаты должны повторяться (воспроизводиться) в одних и тех же условиях у достаточно многих представителей научного сообщества. К числовой фиксации таких результатов может применяться статистическая обработка. Для выражения факта применяется специальный эмпирический язык науки. В гуманитарных науках факты могут быть наполнены определенным ценностным смыслом, то есть проходят социально-политическую или индивидуальную, личностную оценку.

Таким образом, научные факты представляют собой особое знание, основанное на логическом осмыслении данных наблюдения и эксперимента и их интерпретации в свете каких-то теоретических предпосылок. Что считать фактом – не всегда ясно, поскольку это может зависеть от теории, в свете которой истолковываются эмпирические данные. Следовательно, эмпирические факты «теоретически нагружены». Смена научных теорий часто приводит и к изменению фактологического базиса науки.

Накапливая факты и подвергая их систематизации, классификации, обобщению, ученые находят зависимости между ними – эмпирические законы или закономерности. Однако эмпирический уровень познания не выходит за рамки эмпирического описания явлений и не объясняет их сущности. Объяснение найденных эмпирических фактов и закономерностей требует перехода на более высокий, теоретический уровень научного познания.

Теоретическое знание, в отличие от эмпирического, строится умственным путем, при отсутствии контакта с изучаемыми объектами действительности. Теоретик работает не с самими объектами, а с их мысленными образами. Специфическим признаком теоретического познания является создание идеальных объектов, раскрывающих сущность наблюдаемых явлений. В процессе теоретического познания идеальные объекты различным образом комбинируются, и из них строятся мысленные модели изучаемых явлений.

Теоретическое исследование, направленное на объяснение эмпирических фактов и закономерностей, может развиваться двояким путем.

Первый путь - нефундаментальное теоретическое исследование. Оно состоит в том, чтообъяснение эмпирическим фактам ищется в уже имеющихся в науке теориях. Но когда на этом пути добиться успеха не удается, приходится вступать на второй путь – путь фундаментального теоретического исследования, который связан с разработкой принципиально новой научной теории.

Научная теория – это логически упорядоченная система знаний о каких-либо явлениях, в которой строятся их мысленные модели и формулируются законы, объясняющие и предсказывающие наблюдаемые факты и закономерности. Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. В теориях часто употребляются теоретические понятия, обозначающие ненаблюдаемые мысленные «объекты». Например, «спин», «импульс» и т. п. Эти понятия условны, поскольку в их основе не лежат эмпирические объекты, и являются продуктом воображения, чистого мышления ученого. В теории они выполняют вспомогательную функцию, облегчающую и упрощающую описание теоретической модели. Например, такие теоретические понятия как «ускорение», «инерционная масса», «механическая сила», используемые во втором законе механики Ньютона, предельно упрощенно описывают соотношение ряда характеристик модели движущегося тела. В структуре теории выделяют ряд элементов: принципы и законы, составляющие ядро научной теории, а также базовые понятия и категории, научные факты, формулы и теоремы, гипотезы.

Теория как наиболее сложная и наиболее развитая форма научного знания, выполняет целый ряд функций:

- объяснительную – выявляет причинно-следственные, существенные взаимосвязи и зависимости данного явления;

- синтетическую и системную – объединяет и систематизирует разрозненные знания об объекте в целостную систему;

- методологическую – на основе теории создаются новые подходы и методы изучения объекта;

- эвристическую (предсказательную) – на основании теории можно делать прогнозы о последующем развитии объекта;

- практическую – возможность практического применения нового знания; не случайно говорят, что «нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

Существуют два основных метода построения научной теории: аксиоматический и гипотетико-дедуктивный.

Аксиоматический метод построения научной теории состоит в том, что за исходные положения теории принимаются не подлежащие доказательству аксиомы, а все остальные положения теории логически выводятся из аксиом по правилам дедуктивного вывода. Именно таким методом была создана геометрия Евклида, а позже – неэвклидовы геометрии Лобачевского и Римана.

При гипотетико-дедуктивном методе построения теории она формулируется как система гипотез, из которых выводятся эмпирически проверяемые следствия.

Гипотеза – это вероятностная форма теоретического знания, представляющая собой научно обоснованное предположение, истинность которого не определена. Она является структурным элементом научной теории или комплекса теорий и позволяет их сохранить, укрепить или придать им логическую целостность. Научные гипотезы должны удовлетворять ряду методологических требований, которые не обеспечивают их истинность, но дают им «право» считаться научными формами знания.

Важнейшими требованиями научности гипотез являются:

- логическая непротиворечивость;

- принципиальная проверяемость (из гипотезы должны вытекать следствия, доступные опытной проверке);

- фальсифицируемость (то есть принципиальная возможность опровержения, иначе эта гипотеза неинформативна);

- максимальная простота (логическое совершенство, изящество теории);

- преемственность (новые гипотезы должны вырастать из предшествующего знания, быть его дальнейшим развитием и продолжением);

- гипотеза должна обладать «предсказательной силой» (не только объяснять, но и предсказывать новые факты).

Кроме того, на теоретическом уровне применяется целый ряд специфических методов научного познания: - формализация, идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование и др. Найти метод, позволяющий с наименьшими затратами времени, сил и средств получить решение поставленной проблемы – одна из центральных задач ученого.

Метод - это способ деятельности, совокупность приемов познания и преобразования действительности. Выбор метода осуществляется субъектом не произвольно, а определяется характером исследуемого объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода). Исходя из этого метод – это совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.

Отрасль знания, которая исследует методы, называется методологией. Методология (учение о методе) — довольно широкое понятие, в которое входят, во-первых, совокупность применяемых в данной науке методов и, во-вторых, совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем. Осознанное применение методов в познании позволяет усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познания, обеспечить последовательное решение возникающих при этом задач.

Классификация методов научного познания может быть проведена по разным основаниям:

По характеру, основной роли в познании, а также по соотношению в их содержании общих идей, принципов и конкретных правил, методы можно разделить на следующие виды:

- методы-подходы, в которых главное – это общие идеи, мировоззренческие принципы. Такие методы формируют отправные позиции исследователя, указывают направление и общий способ исследования (например, принцип материального единства мира);

- методы-приемы - конкретные правила, алгоритмы действия, представляющие собой непосредственный инструмент познания (наблюдение, эксперимент и т. п.).

По степени общности можно выделить следующие методы:

- всеобщие - философско-мировоззренческие (например, диалектика, ее принципы развития и взаимосвязи явлений);

- общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, историческое и логическое, моделирование, абстрагирование и пр.);

- специфические (например, метод спектрального анализа).

По функциональному назначению:

- методы эмпирического уровня научных исследований, которые обеспечивают получение и первичную обработку информации (сравнение, описание, классификация и т. п.).

- методы теоретического уровня научного познания, которые позволяют проникнуть в сущность изучаемых процессов (идеализация, формализация и т. п.).

- эвристические методы, к которым относятся приемы и действия, активизирующие творческий процесс, сокращающие путь решения сложных поисковых задач, стимулирующие появление новых идей и решений; сюда относят такие приемы как: "мышление вслух", "спор с воображаемым оппонентом", "информационное моделирование", "мысленный эксперимент", "коллективный мозговой штурм проблемы".

Знание и умелое применение методов позволяет существенно повысить результативность познавательной и практической деятельности, до минимума свести ошибки и заблуждения на пути добывания истинных знаний о мире.

 

3.4.3 Закономерности развития науки

В ходе своего развития наука не просто наращивает объем накопленного ею знания, но качественно изменяет его содержание: появляются новые науки, в рамках уже существующих наук возникают новые теории.

Возникновение новых наук может идти разными путями.

Прежде всего, следует вспомнить, что многие современные науки (физика, химия, медицина, психология, социология и др.) «отпочковались» от философии, частями которой они сначала были.Формирование новых наук может быть связано с распадом единой общей науки о каком-либо сложном объекте на части, которые становятся самостоятельными отраслями научного знания. Например, биология, как общая наука о живых организмах, «породила» такие науки, как анатомия, физиология, эмбриология и пр. Химия дифференцировалась на неорганическую и органическую химию, физическую химию, аналитическую химию и т.д. Новые науки могут появляться в результате собирания и объединения в одно целое знаний о каком-то одном классе объектов. Именно так, к примеру, складывается наука о науке – науковедение. В новую науку могут оформиться результаты познания новых объектов, ранее неизвестных людям. Так, например, в ХУШ веке изучение остатков доисторических животных дали начало палеонтологии. Оформление какой-либо области знаний в отдельную науку часто вызывается «социальным заказом» - возникшей в обществе потребностью в решении какой-то задачи (именно так во второй половине ХХ века обрели статус самостоятельных наук экология, конфликтология и др.). Основой для формирования новой науки может стать перенос методов исследования из одних наук в другие. В этом случае новая наука возникает на стыке между ними (так возникли астрофизика, физическая химия, генная инженерия и др.) Новые науки образуются путем синтеза и обобщения с новой точки зрения материала различных наук; так возникают «комплексные» науки (кибернетика, культурология, экология и др.).

Возникновение нового знания может носить случайный характер, а может быть следствием сознательного процесса поиска нового. Целенаправленный процесс зарождения нового знания носит название научного поиска. Основными этапами научного поиска являются:

- постановка проблемы; Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность ученого. Проблему нельзя трактовать как просто незнание, поскольку отсутствие знания еще не составляет проблемы. Кроме элемента незнания, в проблеме обязательно присутствует некоторое знание, например, знание того, что нечто новое присутствуют в предмете изучения.

- формулировка гипотезы. В процессе научного познания выдвигается не одна, а несколько гипотез, порой полярных. В своем развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение гипотезы, её обоснование и проверка (теоретическая и практическая). При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы, научный поиск завершается научным открытием.

- научное открытие образует третью, завершающую стадию научного поиска. В самом общем смысле под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями. Научные открытия можно подразделить на эмпирические и теоретические. Под эмпирическим открытием следует понимать зафиксированный в эксперименте или в наблюдении научный факт (некое событие, свойство, отношение). Теоретическое открытие – это создание новой теории как системы логически упорядоченного знания.

Процесс развития научного знания может носить какэволюционный и революционный характер. Эволюционное развитие, не предполагающее какого-либо радикального обновления теоретического фонда знаний, заключается в расширении области приложений наличных теорий за счет их распространения на новые явления действительности. Иной характер носит революционное развитие науки. Впервые этот процесс был проанализирован американским историком и философом науки Томасом Куном в работе «Структура научных революций». По мере развития наука может столкнуться с принципиально новыми типами объектов, требующими иного видения реальности. В системе новых фактов могут быть не только аномалии, не получающие своего теоретического объяснения, но и факты, приводящие к парадоксам при попытках включить их в старые научные теории. Томас Кун, обозначая такие ситуации как начало научной революции, называет их аномалиями и кризисами. Перестройка картины мира и идеалов познания требует особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы старых представлений о реальности и процедурах ее познания, включить новые элементы с тем, чтобы разрешить имеющиеся парадоксы. Такие идеи формируются в сфере философского анализа познавательных ситуаций науки и именуются парадигмами. Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Новая парадигма, пришедшая на замену старой, выполняет эвристическую функцию, обеспечивая дальнейшее интенсивное развитие научных исследований.

При анализе причин развития науки, необходимо различать два ряды факторов, детерминирующих ее изменения: внутренние и внешние. Дискуссия об их значимости породила два историко-методологических подхода к решению проблемы роста научного знания: интернализм и экстернализм. С точки зрения интернализма, развитие науки обусловлено внутренними закономерностями самой науки («идеи возникают только из идей»). Экстернализм подчеркивает роль внешних, социально-исторических факторов в развитии науки (потребности общества, финансирование научных исследований, влияние на ученых социально-политических, культурных и мировоззренческих установок и пр.).Однако, дилемма «интернализм - экстернализм» не является неразрешимой. Наука развивается в диалектическом единстве внутренних и внешних детерминаций. Внутренняя детерминация определяет логику развития научных идей, последовательность этапов развития науки, объективное содержание научных исследований. Внешняя детерминация определяет основные тенденции научных исследований в тех или иных социальных условиях, темпы развития науки, её цели и идеалы, место и роль в культуре.

Таким образом, в развитии науки диалектически сочетаются противоположные тенденции и процессы: преемственность и новаторство, периоды стабильности и эпохи революционных изменений, влияние внешних и внутренних факторов в ее развитии. Интерес к этим вопросам обусловлен тем обстоятельством, что современная наука – реальная духовная сила, движущая развитие современной цивилизации.

Вопросы для самоконтроля

1) В чем специфика научного знания?

2) Какова роль эмпирического уровня в научном познании? Перечислите основные формы и методы эмпирического исследования.

3) В чем значимость теоретического уровня научного познания? Назовите основные функции научной теории.

4) Как и какими путями возникает новое знание, новые науки?

5) Раскройте содержание понятий «интернализм»и «экстернализм».

Философская антропология

Постижение человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах Сократа: «Познай самого себя». Стремление человека познать свою природу всегда было одним из главных стимулов развития философской мысли. В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека в различных его аспектах. Философию интересует не столько то, что представляет собой человек с точки зрения медицины, биологии и пр., а, прежде всего следующие проблемы: возникновение человека, соотношение в нем биологического и социального начал, сущность человека, смысл его бытия в мире, наличие или отсутствие в его бытии свободы и т.п.

 

3.5.1 Биологическое и социальное в человеке

Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия.

С одной стороны, человек – создание природы. Он есть животное, принадлежащее к одному из 10 млн. видов живых организмов, населяющих Землю, - виду Homo sapiens (род гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих). Современные исследования показали, что биологическое отличие человека от высших обезьян (на хромосомном уровне) составляет всего около 1%., и что в организме человека нет ничего такого, что с необходимостью порождало бы у него разумность и способность к созидающей деятельности.

Но если биология человека не способна объяснить человека как существо мыслящее и деятельное, то правомерно утверждать, в противоречии с вышесказанным, что человек не есть создание природы. Он творит себя сам по законам своего собственного неприродного бытиябытия социального. Вне общества, без особых социальных форм организации жизни, без культурной среды, в которой он усваивает язык, нормы нравственности, идеи и идеалы, навыки поведения, общения, деятельности и пр., человек – не более чем животное.

В повседневной жизни как синонимы часто употребляются понятия «человек», «индивид», «личность», но в действительности терминологически они вполне различимы и несут неодинаковую смысловую нагрузку.

Человек – понятие, обозначающее факт принадлежности к человеческому роду биосоциальное существо, субъект исторического процесса, создатель всех форм материальной и духовной культуры.

Индивид – понятие, обозначающее отдельно взятого человека, единицу человеческого рода, одного из многих.

Личность – это человеческий индивид, рассматриваемый с точки зрения его социальных качеств (интеллектуальных, нравственно- волевых, социо-культурных), проявляющихся в индивидуальных особенностях его сознания и поведения.

Люди появляются на свет как индивиды (как отдельные представители человеческого рода), обладающие индивидуальностью (то есть набором неповторимых, уникальных психофизических особенностей, способностей, задатков). Формирование личности начинается в первые годы жизни и осуществляется в ходе процесса социализации – усвоения норм и правил поведения в обществе, приобщения к системе социо-культурных ценностей и овладения системой социальных ролей – стереотипов поведения в различных ситуациях (в семье, на работе, в общественных местах и т.п.). Личность иногда определяют как систему социальных ролей человека в группах, мнением которых о себе он дорожит. И это не случайно: в европейских языках слово «личность» восходит к понятию «персона», что означало маску актера в театре. А в русском языке термин «личность» образован от слова «лик». Отсюда пошло выражение «потерять лицо», то есть утратить свой социальный статус, «упасть» в глазах других людей, потерять человеческое достоинство. Выражения «сильная личность», «выдающаяся личность», «ничтожная личность» и т.п. свидетельствуют о том, что в понятии «личность» часто фиксируются те качества человека, которые вызывают уважение (или неуважение) со стороны других людей. Личностью в широком, социально-философском смысле этого термина становится каждый человек, за исключением случаев тяжелых врожденных дефектов головного мозга. В течение жизни те или иные качества личности могут быть утрачены, вплоть до так называемого «распада личности» вследствие алкоголизма, наркомании, тяжелых психических заболеваний. Юридически это фиксируется признанием недееспособности человека: он лишается гражданских прав, освобождается от судебной ответственности и т.п. Вместе с тем, целый ряд личностных качеств зависит от физиологических особенностей организма, в том числе и нервной системы (например, темперамент). На базе темперамента в процессе жизни и деятельности вырабатывается характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения. Индивидуальные психологические особенности личности выражаются также в способностях – свойствах личности, благоприятствующих успешному выполнению какой-либо деятельности. Есть данные, свидетельствующие о том, что наследственность в значительной мере определяет даже такие качества личности, как агрессивность, смелость и трусость, альтруизм и эгоизм, наклонность к алкоголизму и т.п. Однако фатальной неизбежности в развитии личности психофизиологические задатки не создают. Природные свойства организма – это биологический фундамент личности, который определяет возможности и задатки ее развития, а социальная среда, воспитание и образование, усилия самого человека, – в какой мере эти возможности будут реализованы.

Таким образом, человек рождается как «дитя природы» и начинает существовать по ее законам. Но в процессе своего развития он покидает «биологическую колыбель» и выходит на арену общественной жизни, где над законами природы надстраиваются законы социального бытия. Оставаясь созданием природы, человек становится также созданием и, одновременно, создателем общества и самого себя. В этом противоречии заключается одна из главных особенностей бытия человека.

 

3.5.2 Антропогенез. Проблема сознания

Как возникла вышеобозначенная противоречивость человеческого бытия, как удалось человеку вырваться из животного состояния и подчинить свое природное бытие социальному? Современная наука утверждает, что возникновение Homo sapiens произошло в ходе эволюции отряда приматов семейства гоминид. Первым представителем зарождающегося человеческого рода был Homo habilis – «Человек умелый», способный создавать примитивные орудия труда, затем возник Homo erectus – «Человек прямостоящий» (питекантроп). Одна из его ветвей – неандертальский человек - побочная, тупиковая ветвь эволюции, наш «кузен», другая ветвь дала в итоге начало виду Homo sapiens. Его потомки – кроманьонцы, заселявшие Европу около 40 тыс. лет назад, - являлись уже людьми современного типа. Большинство ученых склоняются к мнению, что современное человечество происходит от единого генетического корня, а «прародиной» людей 100 – 200 тыс. лет назад стала Африка.

Считается, что в процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: ухудшение условий существования гоминид (скорее всего в связи с изменением климата) и действие генетических механизмов эволюции (пока не очень ясных науке), которые обусловили цефализацию – рост головного мозга. Главным фактором, который обеспечил выживание в изменившихся условиях, стала трудовая деятельность. Труд явился силой, которая сформировала человеческое сознание, благодаря нему человек стал человеком. (Этот вывод сделал впервые Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).

Труд, во-первых, предполагает систематическое употребле







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.