Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разные стороны реформационного движения





Внутри отдельных государств в эту эпоху шла не менее упорная борьба между разными вероисповеданиями. Хотя в начале реформации и был заявлен принцип свободы совести и многие проявления реформации были проникнуты религиозным индивидуализмом, однако повсеместно господ­ствовал принцип церковного единообразия: в католических странах преследовали протестантов, в протестантских — католиков и т. п., т. е. подданные должны были следовать религии, признаваемой государством. Лишь после страшной борьбы иноверные подданные добивались от государствен­ной власти веротерпимости. С другой стороны, как было сказано, шла борьба политическая — между сословно-представительными учреждениями, с одной стороны, и ко­ролевскою властью, с другой. В громадном большинстве случаев борьба эта кончалась не в пользу сословно-представительных учреждений, и к середине XVII в. почти повсе­местно устанавливается абсолютизм. В XVII в. и в Англии династия Стюартов делает попытку утвердить королевский


абсолютизм, и только благодаря двум революциям Англия сохраняет свой парламент (1640—49 и 1689). В католических странах развитию абсолютизма немало содействовала сама церковь, которая видела в “союзе алтаря и трона” лучшее средство против бурь той эпохи. В протестантских государ­ствах светская власть тоже усиливалась вследствие того, что к ней переходили главенство над местным духовенством и обширные церковные имущества (которыми, впрочем, государи большею частью делились с дворянством). Таким образом, религиозная реакция сопровождалась реакцией политической. Сокрушив политическое могущество духовен­ства и дворянства, короли заключили с ними потом союз, оставив за ними культурное и социальное преобладание. Эта политика, в которой королевский абсолютизм соединялся с клерикализмом и аристократизмом, нашла наиболее рель­ефное свое выражение во Франции во второй половине XVII в., в системе Людовика XIV, которая может считаться весьма характерною для всего этого периода по развитию королев­ского абсолютизма, опиравшегося на бюрократическую централизацию, но в то же время оберегавшего культурное влияние духовенства и социальные привилегии дворян­ства.

Такое направление политики продержалось до середины XVIII в., когда абсолютизм стал отрешаться от своего исклю­чительно клерикального и аристократического характера. Во второй половине этого столетия государственная власть вступила в новую борьбу с католицизмом и феодализмом и до известной степени подчинилась новому умственному движению “просвещения”, враждебного старым культурным и социальным формам. Ни отказываясь ни от абсолютизма, ни от бюрократической централизации, монахи и министры этой эпохи во многих культурных и социальных сторонах национального быта проводят реформы в духе требований просвещения, откуда все это явление и получило название “просвещенного абсолютизма” (1740—1789). Но в освободи­тельном движении XVIII в. были весьма сильны и враждеб­ные абсолютизму идеи, начавшие оказывать практическое влияние с 1789 года.


XVIII век был, кроме того, эпохой крупных политических переворотов. Во-первых, это была эпоха вступления России в семью европейских держав. Великая Северная война окончилась переходом преобладания в Северной Европе от Швеции к России, которая, благодаря реформе Петра Вели­кого, начала воспринимать вместе с тем начала западноевро­пейской цивилизации. Одновременно с этим, во-вторых, началось возвышение Пруссии, сделавшейся очень могу­щественною державою во второй половине столетия при “короле-философе” Фридрихе П. Наконец, в союзе с Авст­рией, Россия и Пруссия поделили между собой Польское государство, ослабленное внутренними раздорами. Но еще более крупные перемены в международных отношениях начались под влиянием вспыхнувшей в 1789 г. великой французской революции.

С этого важного события, имевшего значение не для одной только Франции, многие начинают, как было уже сказано, новейшую историю Европы, так как революция весьма скоро получила значение общеевропейское, и все главные политические, социальные и отчасти культурные движения XIX в. имеют своим исходным пунктом переворот 1789 г. Французская революция совершалась под знаменем двух главных общественных идей просвещения XVIII в., идей равенства и свободы. Она начала окончательную ликви­дацию сословного строя, выросшего на почве феодализма, и была направлена против светского и духовного абсолютиз­ма, перед которыми в “старом порядке” общество и личность были совершенно бесправны. В одних сторонах быта револю­ция лишь завершила то, что непосредственно перед нею было предпринято просвещенным абсолютизмом, в других — она открывала собою совершенно новую эпоху, хотя и имела свои прецеденты в прошлом. Ближайшим образом для конца XVIII в. и первых годов ХIХ в. она была началом целого ряда войн и политических переворотов. В течение почти целой четверти века Франция, сначала бывшая республикой, потом ставшая империей, вела борьбу со старой монархической Европой (1792—1815). В этой борьбе победа была почти всегда на стороне Франции. Благодаря


завоева­ниям, ее территория увеличивалась вдвое против прежнего, а в присоединенных государствах вводились новые порядки, созданные в ней самой революцией. В целом ряде государств французы низвергали старые правительства, чтобы учре­ждать на их место республики или отдавать вакантные престолы братьям своего императора. Между прочим, в эту эпоху перестала существовать Священная Римская империя немецкой нации, а с нею и господствовавший в Германии политический феодализм. Это господство Франции в Запад­ной Европе вызвало против нее сильную национальную оппозицию, и, в конце концов, образовавшийся против нее международный союз ввел эту страну в прежние границы и на венском конгрессе (1814—1815) переделал политиче­скую карту Европы. Вместе с тем началась абсолютистическая, клерикальная и феодальная реакция против всего того, что вошло в жизнь со времени просвещения XVIII века. С этой реакцией, которую поддерживали духовенство и дво­рянство, вступило в борьбу свободное направление, поддер­живавшееся буржуазией и получившее название либера­лизма. Борьба привилегированных сословий с средним сословием представляет из себя весьма важную сторону социальной истории Западной Европы. В то же время подготовлялась почва для обострившейся несколько позднее борьбы между буржуазией и пролетариатом. Уже сама французская революция при своем демократическом харак­тере выдвинула на сцену народные массы; но особенно важное значение имел для судьбы низших классов общества экономический переворот конца XVIII и начала XIX вв., о котором мы еще будем говорить. Пока господствовали привилегированные сословия, у буржуазии и у народа было много общих интересов; но с установлением гражданского равенства и усилением неравенства экономического интересы буржуазии и народа стали расходиться в разные стороны. На этой почве возник так называемый рабочий вопрос, и рядом с либерализмом в 20-х годах XIX в. явилось другое направ­ление, получившее название социализма. И либерализм, и социализм имеют своим исходным пунктом французскую революцию.








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.