Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экранные средства обучения и воспитания





 

В предыдущем параграфе было показано многообразие суще­ствующих видов ТСО. Чтобы не упустить каких-либо существен­ных характеристик технических средств обучения, соединим два типа классификаций: по характеру предъявления (экранные, звуко­вые и экранно-звуковые средства и аппаратура); па функциональному назначению (комбинированные средства - компьютеры, мультимедийная аппаратура, аудиторные технические комплексы и груп­па вспомогательных ТСО). Начнем с рассмотрения экранных средств обучения и воспитания.

Проекция (от лат. projectio - выбрасываю вперед) - оптическое изображение объекта увеличенного размера на рассеивающей по­верхности, служащей экраном.

Неподвижное (статическое) изображение на экране можно по­лучить двумя способами проекции: диапроекцией и эпипроекцией. Подвижное изображение - это кинопроекция немого кино и неоз-вученных анимационных фильмов.

Различают проекции диаскопическую и эпископическую, плоскую, стереоскопическую и голографическую, статическую и динамическую.

При диаскопической проекции изображение на экране создает­ся световыми лучами, проходящими сквозь прозрачный носитель

информации.

При эпископической проекции изображение на экране создает­ся световыми лучами, отражаемыми и рассеиваемыми непрозрач­ными источниками информации.

Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изобра­жения соответствующего объекта.

Стереоскопическая (от греч. stereos - объемный, пространствен­ный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственности наблюдаемой картины.

Носителями информации для стереоскопической проекции слу­жат плоские цветные или черно-белые стереопары - совокупность двух изображений одного и того же объекта (как правило, на про­зрачной основе), полученных с двух ракурсов.

Голографическая (от греч. holos - весь, полный и grapho - пишу) проекция обеспечивает получение объемного изображения объекта. Для голографической проекции носителями информации служат голограммы - зафиксированные излучения, рассеиваемые объектом, на плоской (как правило, прозрачной) основе.

К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты. В настоящее время в некоторых пособиях их называют видеограм­мами, определяя их как визуальный образ, предназначенный для пред­ставления учебной информации посредством проекции.

Диапозитивы (слайды) (от греч. dia - через и лат. positivus - по­ложительный) - фотографическое позитивное изображение на про­зрачной основе (стекло, пленка), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитатель­ных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и нео­звученные.

По характеру изображений диапозитивы бывают штриховые и полутоновые. На штриховых диапозитивах изображение выпол­няют линиями, штрихами, точками и сплошной заливкой. Так вы­полняют схемы, чертежи, штриховые рисунки, таблицы, текст. По­лутоновые диапозитивы - это фотографии, рисунки, выполненные карандашом с растушевкой, тушью, пастелью с плавным перехо­дом от затемненных участков к свету. Они имеют постепенные пе­реходы от теней к свету с обилием промежуточных полутонов.

Диапозитивы могут быть выполнены на стеклянной или пленоч­ной основе. Достоинство стекла - отсутствие коробления нагревае­мого во время демонстрирования диапозитива. Недостатки - хруп­кость, плохая транспортабельность и большая масса.

Диапозитивы подразделяются на крупноформатные, рассматри­ваемые невооруженным глазом на просвет, и малоформатные для показа с помощью проекционных аппаратов. Крупноформатные диапозитивы используют для оформления классных комнат и рек­реаций образовательных учреждений в виде витражей, подсвечива­емых стендов. Их наклеивают на защитное стекло, реже - оканто­вывают между стеклами.

Применять диапозитивы в просветительных целях начали во вто­рой половине XIX в. Демонстрировали их проекционным («волшеб­ным») фонарем, изобретенным еще в 1640 г. физиком Афанасием Кирхером. В книге Н. И. Борисова «Волшебный фонарь в народной шко­ле», опубликованной в 1869 году, указывалось, что стеклянные диапозитивы, которые демонстрировались при помощи проекцион­ного фонаря, использовались не только в высших учебных заведе­ниях, но также в полковых учебных командах и народных школах.

Виднейшие профессора Московского университета К.А.Тими­рязев, Н.Е.Жуковский и другие сопровождали свои лекции пока­зом диапозитивов. Учителя и земские деятели использовали «вол­шебный» фонарь А. Кирхера для публичных лекций в самых глухих деревнях России. Такие сеансы «туманных картин» обычно соби­рали столько народа, что тесные классы школы не могли вместить всех желающих.

В начале века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школь­ной программы. В 1904-1905 годах появились первые диафильмы на целлулоидной пленке. Широкое применение они нашли в совет­ской школе. В системе наглядных средств им отводят как самостоя­тельную, так и вспомогательную роль в качестве средства, уточня­ющего понятия, получаемые с помощью других технических средств - кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач.

Работа в классе с диапозитивами во многом подобна работе с учебной настенной картиной. Но в отличие от последней диапо­зитив имеет свои преимущества: спроецированный на экран, он образует большую световую картину, позволяющую ученикам, си­дящим в конце класса, детально рассмотреть изображение. Диапо­зитив можно задержать на экране столько времени, сколько необ­ходимо учителю.

Для успешного усвоения содержания диапозитива изображе­ние не должно быть перегруженным малосущественными деталя­ми, загромождающими картину и отвлекающими внимание уче­ников от главного.

Текст диапозитива должен быть лаконичен. Он дает понятие о том, что изображено в кадре, не раскрывая его содержания в под­робностях. Такой текст удобен для использования диапозитивов по отдельности. Иногда в диапозитивной серии делается попытка из­лагать ее содержание от кадра к кадру в виде связного текста, пред­полагающего показ всей серии именно в том порядке, который пре­дусмотрен ее автором.

Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ, film - пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано автором, можно получить необходимый учебный, воспитательный и эмоци­ональный эффект. На ленте обычно монтируют от 25 до 45 кадров. Диафильмы бывают с размером кадра 18 х 24 мм или 24 х 36 мм. Диафильмы также бывают озвученные и неозвученные. Диафильм можно считать переходным наглядным средством обучения от ста­тической световой картины к кинофильму. Только в диафильме кадр несет большую смысловую нагрузку, нередко отражая то, что по смыслу в динамических кинокадрах равноценно эпизоду или неболь­шой сцене. Как и в кинофильме, в диафильме часто одни кадры рас­крывают замысел, тему произведения, другие служат монтажными (связующими) звеньями, помогающими глубже раскрыть содержа­ние основных кадров, например, путем укрупнения существенных для понимания содержания деталей предыдущего кадра.

При изготовлении диафильмов используют различные приемы монтажа, внутрикадрового построения изображения, композиции кадра. Монтаж обеспечивает выделение сущности, наиболее важ­ного, главного в объекте или явлении. Он несет определенную идею, мысль, причем раскрывает ее в движении, становлении. В учебном процессе монтажное сочетание кадров диафильма, как и кинофиль­ма, служит инструментом формирования мысли ученика.

Текст в диафильме играет значительно большую роль, чем в се­рии диапозитивов. Он раскрывает идею и содержание произведе­ния, смысловые связи, поясняет, помогает лучше воспринимать зри­тельные образы. Увязывая предыдущий кадр с последующим и бу­дучи тесно связан с изображением, текст служит как бы элементом монтажа, в целом образуя законченное, самостоятельное литера­турное произведение. В силу ограниченности места в кадре язык текста предельно лаконичен и выразителен. В ряде диафильмов в конце или через определенные порции материала (что гораздо це­лесообразнее в большинстве случаев) предлагаются вопросы и за­дания для проверки усвоения материала учениками.

Учитель или воспитатель, выбирающий диафильм, обращает вни­мание на взаимосвязь текста и изображения, учитывает, насколько они помогают друг другу раскрывать содержание. Плохо, когда в тексте говорится о действии, не отраженном в кадрах. В этом слу­чае содержание диафильма усваивается хуже и дети не всегда улав­ливают все взаимосвязи.

В свою очередь, и изображение часто выходит за рамки иллюст­рируемого текста, углубляя содержание произведения и акценти­руя внимание зрителя на том, что автор упоминает лишь вскользь. В художественных диафильмах кроме повествовательного текста используют и прямую речь. Диалоги оживляют диафильм, застав­ляют его персонажей играть, что повышает эмоциональное воздей­ствие произведения, придает действию динамичность.

Сюжет в диафильмах развертывается не так постепенно, как в ки­нофильме. В нем ощущаются смысловые пропуски, скачки в изоб­разительной части. Пропущенные эпизоды зритель восполняет мыс­ленно. Чтобы легче, безболезненнее проходил этот процесс воспол­нения отсутствующих звеньев в цепи повествования, в диафильме слово и изображение постоянно передают ведущую роль: в одних кадрах главенствует в развитии сюжета изображение, в других - текст. Поэтому существуют также диафильмы, где текст дается в кад­рах или в сопроводительной брошюре, и диафильмы с записью тек­ста и музыки на грампластинке или магнитной пленке (для их вос­произведения используют обычную проекционную аппаратуру, элек­тропроигрыватель или магнитофон).

Применяются в диафильмах и целиком текстовые кадры без изоб­ражения, или титры. Прибегают к ним, когда содержание не под­дается иллюстрированию. Обычно они совпадают с паузами при переходе от одной сюжетной линии к другой, развивающейся парал­лельно. Часто диафильм начинается со вступительного титра, зна­комящего со сведениями общего порядка, рисующими историчес­кую обстановку или географическое положение местности, где раз­вертывается событие, и т. п.

К сожалению, прекрасное дидактическое средство обучения и воспитания, каким является диафильм, активно вытесняется со­временными ТСО с другими носителями информации. Между тем диафильмы до сих пор являются самым распространенным ТСО, которым наиболее широко и охотно пользуются учителя на всех сту­пенях школьного обучения и воспитатели дошкольных учреждений. Диафильмы всегда были недорогими, доступными, выпускались в большом количестве и самой разнообразной тематики, жанра и назначения. Проста в пользовании и аппаратура для их трансля­ции. Во многих образовательных учреждениях страны бережно со­храняют накопленные фонотеки и фильмоскопы, которые могут еще использоваться определенное время, но без восполнения и обнов­ления скоро сойдут на нет.

Транспаранты (кодопособия) - изображения на фолиях - прозрач­ной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фото­графическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Раз­меры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроектора - 142 х 103 мм, 250 х 250 мм.

Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или се­рии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м. Серии бывают трех видов: одни предназ­начены для демонстрации способом наложения, другие - способом снятия, третьи - способом кашетирования (каширования), смеще­ния. Серия накладывающихся транспарантов позволяет создать на экране как целостный образ из составляющих его частей или вос­произвести процесс и представить изучаемое явление в развитии, так и выделить эти составляющие части путем последовательного снятия транспарантов. Кашетирование - способ, при котором на транспаранте, содержащем сложный рисунок или схему, закрыва­ют большинство деталей любым непрозрачным материалом (штор­ками), а затем, постепенно снимая прикрытия, усложняют рисунок, выводя на экран новые элементы.

Использование прозрачной ленты освобождает преподавателя от работы с доской. Находясь лицом к аудитории, он фломасте­ром, стеклографом или шариковой ручкой (при хорошем качестве пленки) делает необходимые записи и графические изображения. Можно до урока прорисовать простым карандашом контуры наи­более сложных рисунков, схем.

Используются в образовательных учреждениях и самодельные транспаранты, изготовляемые на полиэтиленовой, лавсановой, диацетатной и другой пленке с помощью фломастеров, туши, чернил, пастельных или стеклографических карандашей. Схемы, тексты, ри­сунки, чертежи учитель может заготовить заранее или выполнить в процессе урока.

Кодопособие может быть выполнено в виде прозрачной модели из пленки или тонкого оргстекла различных расцветок. Модель устанавливают на предметный столик графопроектора и ее отображение появляется на экране.

Эпиобъекты - изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции и т.п.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проеци­руемые на экран в отраженном свете. Могут быть как черно-белы­ми, так и цветными. Чем светлее и контрастнее проецируемый объект, тем качественнее изображение на экране. Существенный недостаток эпипроекции - малая освещенность изображения на экране. Поэто­му повышаются требования к затемнению помещений, использо­вать эпипроекцию возможно только для небольшой аудитории.

Эпипроекция передает цвет плоских непрозрачных объектов. Сравнительно небольшие размеры объекта эпипроекции (140 х 140 мм) следует учитывать при изготовлении пособий, подлежащих про­ецированию на экран, например карт, схем, чертежей или просто схематических рисунков, эскизов и т.п.

В 1895-1898г. русский изобретатель Е.А.Малиновский совмес­тно с другим изобретателем разработали и изготовили, а затем усо­вершенствовали первые эпипроекционные аппараты. Их использо­вали в малых аудиториях или для индивидуальной работы, так как создаваемое ими изображение на экране не превышало 70 х 70 мм.

Эпипроекция широко используется на занятиях в детском саду и на уроках в школе, где ее применяют обычно в комбинации с по­казом диапозитивов. Эпипроекция привлекает простотой получе­ния большого цветного изображения. Даже газетная иллюстрация приобретает на экране более качественный вид. Иногда на экране возникает стереоскопический эффект. Это бывает в том случае, когда изображение на фотографии или рисунке передает перспек­тиву. Ощущение объема и масштабности объектов при эпипроекции создается отчетливее, чем при непосредственном рассмотре­нии маленькой картинки.

В периодической печати систематически помещаются репродук­ции с картин известных художников, картины современных худож­ников, фотографии и рисунки промышленных установок, схемы тех­нологических процессов и т.д. Учителя и воспитатели детских са­дов могут, вырезая их, постепенно собрать свой фонд наглядных средств, систематизированный по определенным разделам.

Особого внимания заслуживают художественные открытки и фотографии. Размер стандартной открытки наиболее удобен для эпипроекции. На обратной стороне познавательных открыток не­редко помещают аннотацию, которая может служить исходным ма­териалом для пояснений.

В умелых руках воспитателя или учителя демонстрация с по­мощью аппаратных устройств открыток в виде большой цвет­ной световой картины производит на учеников сильное впечат­ление и служит мощным средством воспитания и привития хоро­шего вкуса, проникновения в мир прекрасного. С неменьшим успехом можно использовать тематические подборки. Методи­ка использования тематических открыток аналогична примене­нию диапозитивов.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.