Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественно-генерируемые монополии





Данные монополии возникли в процессе саморазвития предприятий, вследствие накопления капитала, укрепления на рынке, завоевания исключительных позиций и последующего превращения в монополиста.

Здесь никаких исключительных факторов у будущих монополий изначально не было, они были общедоступными. Хотя многие общественно-генерируемые монополии вскоре стали обладателями таких факторов, что позволило им быстрее решать собственные задачи.

 

 

Виды монополий в зависимости от их организационно-правовой формы:

Картель – исторически первая форма монополии. Сейчас часть картелей являются легальными, но подавляющее большинство носят характер тайного сговора, поэтому являются нелегальным образованием.

Таким образом, картель – определённого рода гласное или негласное соглашение капиталистов о разделе рынка (например, ОПЕК).

Они договариваются о том, что каждый из них будет продавать в определённом сегменте рынка и цены, по которым данную продукцию будут продавать.

Сфера деятельности картелей очень широка – они изначально появились в металлургии, машиностроении, нефтяной промышленности, но постепенно перекинулись на другие сферы. Даже на обычных продуктовых рынках сейчас существует сговор и стоимость продукции примерно одинакова. Существует соглашение, что цены должны быть на определённом уровне и желательно выше равновесного. Если кто-то завышает цены, у него просто не берут товар, а если пытается занизить, то с ним сначала поговорят, а если это не поможет, то применят методы физического воздействия. Цель картелей – завысить цены.

Сейчас строительный рынок России – картельное соглашение, все компании олигополисты. Они договорились о ценах и динамике их роста. Это произошло негласно и до сих пор сговор доказать не могут. С бензином то же самое. И это аргументируется тем, что мировые цены на нефть растут. Патриотичнее было бы, пользуясь выгодной конъюнктурой на мировом рынке снизить цены на внутреннем рынке.

Постепенно картели не только делят сегменты рынка, и устанавливаю завышенные цены на свою продукцию, но и начинают контролировать источники сырья и цены на них. Т.е. контролируют ресурсы как на входе, так и на выходе, диктуя свои условия продавцам сырья.

При этом юридические лица, входящие в картель, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, ограниченную только картельными соглашениями.

 

Синдикат – объединение предприятий, в рамках которого его участники утрачивают коммерческую самостоятельность.

Они самостоятельные юридические лица, самостоятельно осуществляющие коммерческую деятельность, но все участники синдиката осуществляют коммерческую деятельность не сами, а через определённых посредников.

Например, раньше на рынке действовало 10 независимых предприятий, цены были на среднем уровне, поскольку они конкурировали друг с другом. Затем они заключили картельное соглашение, где договорились о ценах и рынках сбыта. Затем они создали одиннадцатое предприятие (или одно из старых сделали таким), через которое стали выходить на рынок. Теперь покупатель имеет дело формально не с 10 производителями, а с одним.

Данный синдикат позволяет ещё больше поднять цены. Первоначально синдикаты возникли в сфере сбыта продукции. Но затем синдикаты стали контролировать не только сбыт, но и ресурсы, которые поступают к ним на входе (стали монопсонистами, таким образом, синдикат – монополист и монопсонист в одном лице). Например, создали двенадцатое предприятие, которое становится единственным покупателем ресурсов для всех остальных, что позволяет ему давить на продавцов ресурса.

 

Трест – отличается большой централизацией. Данная форма была очень популярна в начале XIX в. и возникла в сырьевой сфере и сфере первичной обработки.

В рамках треста объединённые предприятия утрачивают хозяйственную самостоятельность и статус юридического лица (путём слияния или присоединения). Бывшие их собственники превращаются в акционеров треста. Имущество старых предприятий переходят к вновь созданному. Они самостоятельно не производить, не продавать свою продукцию не имеют право. Старые предприятия превращаются в лучшем случае в филиалы треста.

Тресты хорошо проявили себя там, где были большие объёмы производства, трест позволял аккумулировать ресурсы. Но потом обнаружилась ограниченность треста - хотя он может наращивать прибыль, снижать издержки, однако трест управляется из единого центра.

Стало понятно, что трест это скорее плохо, чем хорошо, поскольку в XX веке предприятия из-за диверсификации производства стали выпускать не один вид продукции, а несколько, (а там, где существует диверсификация – это уже не трест). Кроме того, трест очень плохо проявляет себя в кризисы.

В таких условиях управлять предприятием из единого центра очень сложно. Одно дело, когда трест выпускал одну продукцию – однотипное управление, заключаемые сделки. Но если товары разные, здесь управлять из единого центра очень сложно и единый центр не может эффективно управлять по всем товарным позициям. Поэтому необходимо проводить децентрализацию. Можно, конечно, раздать структурным подразделениям по доверенности, но это временная мера, тем более, что ответственность всё равно будет нести центр.

То же самое происходит в фирмах, которые динамично развиваются – сначала они выпускают один вид продукции, потом другой и т.д. Вскоре единственный единоличный орган просто не способен вникнуть во всю документацию, которую приносят ему на подпись.

Поэтому в рамках фирмы выделяются структурные подразделения, получающие (так и не получающие) статус юридического лица (лучше, чтобы оно было дочерним). И их руководители уже самостоятельно заключают сделки и несут за это ответственность.

То же самое в трестах – из треста начинают отделяться путём выделения или разделения структурные подразделения, приобретающие статус юридического лица.

 

Концерн

С этого момента трест превращается в концерн – форма, в рамках которой объединяются предприятия, получая хозяйственную и юридическую самостоятельность. При этом механизмы этого объединения могут быть разными – например, заключение перекрёстных договоров и формирование структуры концерна. Через систему участия, когда обмениваются акциями или долями. Никто не запрещает (хотя могут быть и исключения) данным предприятиям заключать сделки с другими лицами. И их принадлежность к концерну определяется только тем, что с ним связана большая часть их деятельности.

В рамках концерна может формироваться система участия – предприятия обмениваются между собой акциями, в результате чего складывается единая хозяйственная общность.

 

Холдинг

Наиболее развитая форма, которая появляется в рамках концерн - это холдинг. Однако это не весь концерн в целом, это одна управляющая компания, задачами которой является обеспечение целостности концерна и руководство его деятельностью. Данные функции обеспечиваются за счёт передачи данной компании контрольного или блокирующего пакета акций концерна (или золотой акции, если это государственные предприятия).

Холдинг может управлять через систему участия (акциями, долями и т.д.). Также часто суммы в бюджет предприятий выделяются их холдинга.

Сам холдинг может кроме руководства заниматься ещё и хозяйственной деятельностью (смешанный холдинг) или заниматься только управлением (чистый холдинг).

Центр управления концерном (т.е. холдинг) может находиться в одном предприятии, а может в разных, т.н. «плавающий центр», когда функции управления переходят от одного предприятия к другому, которые могут переносить все долги на себя, выполнять функции отстойника, а потом ликвидироваться. «Плавающий центр» - негативное влияние на общество.

Виды холдинга по структуре:

- горизонтально-интегрированный;

- вертикально-интегрированный;

- конгломерат

 

- Горизонтально-интегрированный – все подразделения направлены на производство одного вида продукции. Например, на нефтепереработку. При этом при горизонтальном интегрировании низшие подразделения испытывают постоянное давление сверху, в отличие от вертикального интегрирования;

- Вертикально-интегрированный – осуществляет последовательную прогонку ресурсов по различным стадиям процесса производства – геологоразведка, обустройство скважин, добыча, доставка до потребителя, вторичная переработка.

- Конгломерат – объединение предприятий, не связанных технологически – строительство, сельское хозяйство и т.д., а контроль осуществляет холдинг или субхолдинг. Так, например, концернов в чистом виде нет, они часто входят в конгломерат.

 

В крупных концернах часто возникают субхолдинги, когда они руководят конкретными отраслями (например, гостиницами), а головной холдинг ими. Иногда в транснациональных компаниях возникают субхолдинги второго уровня (например, в Кока-Колле).

 

4. Монополия в России

В России существуют абсолютно все формы монополий. Однако наши монополии генетически иные, чем в странах с рыночной экономикой, ведь монополии на Западе возникли снизу, путём естественного саморазвития. Например, «Газпром» возник в СССР не из-за саморазвития, а из-за изначального выступления в такой роли.

В нашей стране монополиями были не обязательно крупные предприятия – могло существовать и мелкое предприятие, которое одно производило определённый вид продукции. Однако до определённой поры они о себе не заявляли – цены, рынки сбыта определялись государством. Все их доходы государство забирало себе.

Но в начале 90-х годов они проявили себя – завышали цены, снижали объёмы производства, что провоцировало экономический кризис. Монополия сейчас заинтересована в слабости национальной валюты, поскольку на долю экспорта, которым активно занимаются монополии, в России приходится 70%, а импорта – 30%.

Монополии выгодна нестабильность, поскольку она приводит к увеличению прибыли. Монополия из-за своих масштабов также намного успешнее может играть на рынке фиктивного капитала.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.