Цели, задачи и информационная база анализа издержек производства и обращения.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели, задачи и информационная база анализа издержек производства и обращения.





В рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любой организации, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности. В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы коммерческих организаций, характеризует экономический эффект их хозяйственной деятельности.

Существует достаточно большое количество определений понятия «прибыль».

Наиболее общим определением, способным охватить многочисленные имеющиеся в литературе дефиниции, является то, в котором прибыль рассматривается как разность между полной выручкой и полными издержками.

Важным вопросом является оценка величины полученной прибыли. Собственники организации должны знать, сколько же им удалось получить дополнительного продукта за счет других участников рынка? При этом они учитывают, что имеется немало желающих получить свою долю от прибыли принадлежащей им организации. Например, к числу таких желающих можно отнести государство, взимающее налог на прибыль и другие налоги, и т.д. Особенный интерес для собственников организаций представляет та часть полученной прибыли, которую они могут изъять для удовлетворения собственных потребностей. Всегда есть соблазн сравнить результаты своей хозяйственной деятельности с результатами других организаций. Есть и иные причины, заставляющие организации по-разному подходить к оценке полученной прибыли.

Отсюда следует множественность показателей прибыли.

Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Данное деление вызвано желанием учесть не только явные, но и неявные издержки организации. Под явными издержками понимают альтернативные издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и товаров, подлежащих дальнейшей переработке или перепродаже.



К имплицитным (неявным, скрытым, вмененным) относятся издержки, не носящие денежный характер, к ним относят альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам организаций или организации какюридическому лицу. Вмененные (скрытые) издержки представляют собой сумму внешних и внутренних издержек и включают в себя нормальную прибыль предпринимателя. Это можно проиллюстрировать на примере предпринимателя, владеющего своим помещением и оборудованием и использующим свой собственный труд, который в значительной мере завышает свои платежи внешним поставщикам за товары, топливо и т.п. из своегодохода. Фактически многое или, возможно, все, что у него остается, — это скрытые издержки на аренду, ссудный процент и заработную плату, от которой отказывается предприниматель, принимая решение об использовании своих собственных ресурсов. Процент на собственный капитал или заработная плата за труд самого предпринимателя являются не прибылью, а платежами, которые необходимо было бы производить, если бы предложение этих ресурсов осуществляли внешние поставщики, т.с. в совокупные издержки должны включаться как явные, так и скрытые издержки. Иначе их называют издержками упущенных возможностей.

Экономическая прибыль — это общая выручка (валовой доход) за минусом суммы явных и неявных издержек. Иначе говоря, экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех совокупных издержек, а также налога на добавленную стоимость и акцизов. Экономическая прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной (потери).

Бухгалтерская прибыль — это разность между полученной выручкой (валовым доходом) и явными (бухгалтерскими) издержками. Она не учитывает неявные издержки производства и обращения.

Следовательно, бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину имплицитных издержек:

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль - Имплицитные издержки.

Па завершающей стадии процесса кругооборота капитала образуется прибыль как разность между ценой реализации и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей коммерческие и управленческие расходы, т.е. прибыль формируется в процессе общения между продавцом и покупателем. Цена товара — это соглашение между покупателем и продавцом товара по вопросу, прежде всего, касающемуся на какую прибыль продавца согласен покупатель. Так формируется прибыль от продаж товара.

Часть прибыли хозяйственные организации получают от прочей деятельности, непосредственно не связанной с кругооборотом капитала. В то же время получение прибыли без наличия у организации капитала невозможно. Прибыль от прочей деятельности формируется как разность между процентами, полученными и уплаченными, в виде доходов от участия в других организациях (на долевой основе), и к ней же относится разность между прочими доходами и расходами. Наличие этого вида прибыли также обусловлено деятельностью организации в сфере обращения и к производственному процессу (стадии производства) прямого отношения не имеет. Например, к этому виду прибыли относятся положительные курсовые разницы стоимости акций, иностранной валюты, полученные штрафы, пени и неустойки и т.д.

Сумма прибыли от продаж и прибыли от прочей деятельности образует прибыль до налогообложения, в процессе распределения которой формируются два других вида прибыли: чистая прибыль и нераспределенная прибыль.

Чистая прибыль предназначена для выполнения ряда обязательств организации, таких как выплата купонного дохода по облигационным займам, выплата дивидендов собственникам, расширение масштабов хозяйственной деятельности. Часть чистой прибыли, направляемая на развитие деятельности, называется нераспределенной.

Четкое определение видов (показателей) прибыли является очень важным для правильной оценки рентабельности, поскольку путаница в видах прибыли делает невозможным расчет целого ряда показателей рентабельности.

Таким образом, в финансовой отчетности и по данным бухгалтерского учета организации можно получить следующие виды (показатели) прибыли организации:

1. прибыль от продаж;

2. прибыль от прочей деятельности;

3. прибыль до налогообложения;

4. чистая прибыль;

5. нераспределенная прибыль.

В форме отчета о финансовых результатах выделяют также показатель валовой прибыли. Однако в ее состав включаются коммерческие и управленческие расходы, что делает нецелесообразным включение этого показателя в перечень видов прибыли.

Система показателей рентабельности организации

Прибыль — это количественный показатель, не отражающий эффективность использования ресурсов организации. Качественным показателем является рентабельность.

Ресурсы организации можно подразделить на два вида: примененные и потребленные. К примененным ресурсам относят капитал организации, а к потребленным — полную себестоимость реализованной продукции (издержки производства и обращения).

Рентабельность представляет интерес для различных групп пользователей результатов экономического анализа, и поэтому в процессе анализа используется не один, а несколько показателей рентабельности. При расчете того или иного показателя рентабельности важным является правильный выбор показателя прибыли: берется именно тот показатель прибыли, который был получен в результате функционирования соответствующего вида ресурсов.

Основным показателем рентабельности является рентабельность всего капитала или активов организации (ROA). Она рассчитывается путем деления прибыли до налогообложения на среднегодовую стоимость всего капитала (активов) организации и умножения частного на 100%:

ROA = Пдн / K *100.

где Пдн — прибыль до налогообложения, полученная организацией за год (или иной анализируемый период); К — среднегодовая стоимость всего капитала (активов) организации (или их средняя стоимость за иной период анализа).

Этот показатель позволяет видеть, какую сумму прибыли до налогообложения получила организация на каждые сто рублей стоимости каптала (активов), независимо от источника формирования капитала.

В некоторых случаях для проведения факторного анализа в расчете ROA может быть использована прибыль от продаж или чистая прибыль.

В ряде случаев при расчете ROA из общей суммы активов исключают активы, не участвующие в формировании прибыли (незавершенное строительство и т.д.). Это исключение делают для того, чтобы не возлагать на руководство организации ответственность за получение прибыли на активы, которые не участвовали в процессе кругооборота капитала, а были отвлечены из него.

Рентабельность капитала является одним из наиболее важных и широко используемых показателей эффективностидеятельности организации. Этот показатель позволяет сравнить его значение с тем, которое могло бы быть при альтернативном использовании капитала. Он применяется для оценки качества и эффективности управленияорганизациям, для прогнозирования величины прибыли.

Показатель ROA может быть рассчитан и с учетом начисленной за анализируемый период суммы амортизации, поскольку амортизационные отчисления, включаемые в состав затрат, остаются в организации и являются скрытой формой прибыли:

ROA = (Пдн + А) / K *100.

где А — амортизационные отчисления за год (или иной анализируемый период).

Показатель ROA имеет существенный недостаток с точки зрения оценки эффективности использования примененных ресурсов, поскольку при его расчете не учитывается такой фактор производства, как рабочая сила, стоимостным выражением которой являются расходы на оплату труда персонала. Это затрудняет проведение факторного анализа рентабельности. Поэтому для проведения факторного анализа используется показатель ресурсорентабельности (Rp) как отношение прибыли от продаж к совокупным ресурсам:

Rp = Пр / CP *100.

где Пр — прибыль от продажи продукции (работ, услуг), полученная организацией за год (или иной анализируемый период);

CP — среднегодовая стоимость совокупных ресурсов организации (или их средняя стоимость за иной период анализа). В составе совокупных ресурсов учитывается среднегодовая стоимость основных фондов, оборотных средств и сумма расходов на оплату труда.

Для собственников организации (акционеров, участников, пайщиков и т.п.) больший интерес представляет другой показатель рентабельности — рентабельность собственного капитала, так как этот показатель характеризует величину прибыли, приходящейся на тот капитал, который они вложили в организацию. Рентабельность собственного капитала (ROE) рассчитывается путем деления чистой прибыли на среднегодовую стоимость собственного капитала организации и умножением частного на 100%:

ROE = ЧП / Кс *100.

где ЧП чистая прибыль, полученная организацией за год (или иной анализируемый период); Кс — среднегодовая стоимость собственного капитала организации (или его средняя стоимость за иной период анализа).

ROE показывает сумму чистой прибыли, которую может получить собственник на каждые сто рублей, вложенных им в капитал организации. Сравнение данного показателя с рентабельностью, всего капитала (ROA) показывает влияние заемного капитала на прибыль собственника.

В акционерных обществах при расчете ROE из чистой прибыли могут вычитаться проценты по обслуживанию долга, а также дивиденды по привилегированным акциям.

Следующим показателем рентабельности является рентабельность продаж (ROS), рассчитываемая делением суммы прибыли от продаж на чистую выручку (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и умножением на 100%:

ROS = Пр /B * 100,

где Пр — прибыль от продажи продукции (работ, услуг), полученная организацией за год (или иной анализируемый период); В — чистая выручка, полученная организацией за год (или иной период анализа).

ROS позволяет оценить ценовую политику организации и показывает долю прибыли в выручке от продаж или, иначе говоря, сколько рублей прибыли от продаж получает организация с каждых 100 руб. выручки.

Рентабельность полной себестоимости (издержек производства и обращения) позволяет оценить эффективность использования потребленных ресурсов организации. Она определяется делением прибыли от продаж на сумму издержек производства и обращения и умножением на 100%:

Rc = Пр / ПС *100.

где Пр — прибыль от продажи продукции (работ, услуг), полученная организацией за год (или иной анализируемый период); ПС — полная себестоимость реализованной продукции (издержки производства и обращения) организации за год (или иной период анализа).

Этот показатель рентабельности отражает сумму прибыли, получаемую с каждых 100 руб. издержек производства и обращения.

В инвестиционном анализе для оценки эффективности использования средств, вкладываемых в тот или иной проект, применяется показатель рентабельности инвестированного капитала (ROI). Он рассчитывается делением прибыли от продаж по проекту на сумму капитала, вкладываемого в проект.

По нашему мнению, этим перечнем показателей рентабельности можно ограничиться в процессе проведения экономического анализа, поскольку расширение числа рассчитываемых показателей затрудняет их совокупную оценку, особенно в том случае, если динамика этих показателей будет разнонаправленной.

Дело в том, что количество показателей рентабельности, которые можно рассчитать, очень велико, но значимость их весьма спорна. Во многих учебниках приводится, например, такой показатель рентабельности, как рентабельность оборотных средств (активов). Каким пользователям нужен этот показатель? Для собственников капитала организации он интереса не представляет. Для менеджеров он тоже не интересен, так как они пользуются показателем ROA. Если ROA снижается, то влияние скорости оборота капитала они могут определить с помощью известной модели Дюпона:

ROA = K × ROS,

где К — оборачиваемость капитала в количестве оборотов.

В экономической литературе встречаются еще более странные показатели рентабельности, например, рентабельность заемного капитала, рассчитываемая как отношение прибыли от продаж (или даже валовой прибыли) к среднегодовой стоимости заемного капитала. Какой пользователь может проявить интерес к этому показателю? Собственник может использовать формулу расчета эффекта финансового рычага для оценки влияния использования заемного капитала на приращение интересующего его показателя ROE. Еще пример — рентабельность внеоборотного капитала, рассчитываемая и вовсе загадочным образом: делением чистой прибыли на стоимость внеоборотных активов. При этом никто не указывает, но какой оценке следует брать стоимость этих активов и для каких пользователей нужен этот показатель.

Перечень подобных показателей рентабельности можно было бы продолжить, но вряд ли это целесообразно.

Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность

Прибыль и рентабельность являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности организаций. Эти показатели отражают все стороны деятельности организаций: объем и структуру выручки от реализации продукции, рациональность использования ресурсов, осуществление мероприятий по совершенствованию организации хозяйственной деятельности и т.д.

Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко установить, оно весьма велико, причем влияние отдельных факторов поддается количественной и качественной оценке, а влияние других количественно оценить практически невозможно. Так, например, нельзя дать количественную оценку влиянию на прибыль организации изменения настроения работника, размещения технологического оборудования, изменения температурного режима в атмосфере и т.п.

Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влиянием которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

К внутренним факторам, влияющим на прибыль и рентабельность деятельности организации, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации и т.д.), а также факторы, связанные с расширением масштабов хозяйственной деятельности и организационно-техническим уровнем организации. Назовем основные внутренние факторы.

1. Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг). При неизменной доле прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли. Данное обстоятельство способствует повышения рентабельности использования неизменных ресурсов организации.

2. Товарная структура выручки. Расширение ассортимента, в том числе внутригруппового, способствует росту выручки. Повышение в ассортименте доли товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, поскольку покупатели часто с большей охотой приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Повышение в выручке доли высокорентабельных товаров способствует повышению рентабельности продаж организации в целом. Если организация продает преимущественно низкорентабельные товары, то это приводит к снижению рентабельности хозяйственной деятельности.

3. Организация товародвижения. Ускоренное продвижение сырья, материалов товаров способствует, с одной стороны, увеличению выручки, а с другой — снижению текущих расходов. В результате сумма и уровень прибыли возрастают. Неудовлетворительная организация товароснабжения приводит к снижению рентабельности и уменьшению суммы прибыли.

4. Применяемые условия расчетов с контрагентами. Важным фактором увеличения прибыли и рентабельности является использование в практике работы организаций комбинированных условий платежа, продажа товаров на условиях коммерческого и потребительского кредита. С одной стороны, это способствует увеличению выручки, а с другой — снижению издержкоемкости продаж, что оказывает положительное влияние на прибыль организации.

Численность и состав работников. Достаточная численность работников при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу организации по получению необходимой суммы прибыли. Недостаток работников в соответствии с законом убывающей доходности сдерживает рост объемов хозяйственной деятельности, вследствие чего снижаются (относительно, а иногда и абсолютно) выручка и прибыль. В этом случае имеет место не повышение рентабельности организаций за счет снижения численности и соответствующего ему уменьшения расходов на оплату труда, а ее снижение из-за уменьшения массы прибыли. Излишняя численность работников также влечет за собой снижение величины прибыли в расчете на одного работника и ряда других показателей рентабельности за счет расходов по содержанию нерационально используемых ресурсов. Важна не только общая численность работников, но и ее соответствие потребностям организации по выполняемым функциям. Большое значение имеет уровень квалификации работников. Чем выше удельный вес работников с более высоким уровнем профессиональной подготовки, с большим опытом работы в общей численности работников организации, тем при прочих равных условиях выше рентабельность и больше сумма прибыли, получаемая организацией.

5. Формы и системы экономического стимулирования труда работников. Это сложный в оценке фактор, действие которого трудно количественно измерить. Влияние данного фактора больше поддается качественной оценке, которая должна осуществляться достаточно часто. Для количественной оценки стоимости живого труда используется среди прочих показателей расходов на оплату труда, но рост данного показателя не всегда и не обязательно влечет за собой увеличение прибыли и повышение рентабельности. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда и его изменение в динамике, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. Если уровень расходов на оплату труда повышается и при этом снижается рентабельность расходов на оплату труда, то можно сделать вывод о неэффективности применяемых систем оплаты.

6. Производительность труда работников организации. Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличение массы прибыли и повышение рентабельности деятельности организаций. При стоимостной оценке данного фактора следует исключать влияние изменения цеп на реализуемые товары, поскольку их изменение не связано непосредственно с производительностью труда работников. Этот фактор тесно связан со следующим фактором.

7. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торгово-технологическим оборудованием и инструментарием, тем выше производительность их труда, тем ниже потребность организации в численности работников. С другой стороны, внедрение современного оборудования требует повышения квалификации работников, так как работники низкой квалификации не могут в полной мере использовать возможности этого оборудования. Это ведет к повышению расходов на оплату труда.

Состояние материально-технической базы организации. Организации, располагающие более современной и развитой материально-технической базой, имеют предпосылки для постоянного увеличения масштабов хозяйственной деятельности в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение получаемой прибыли и повышение рентабельности. В то же время в краткосрочном периоде увеличение расходов на развитие материально-технической базы может привести к снижению показателей рентабельности.

8. Сумма оборотных средств и скорость обращения оборотных средств, которыми располагает организация. Чем большей суммой оборотных средств располагает организация, тем большую массу прибыли она получает в результате одного их оборота. В то же время в результате увеличения суммы оборотных средств при прочих равных условиях снижается значение ряда показателей рентабельности, например рентабельности капитала, ресурсорентабельности и др. Положительное влияние на прибыль и показатели рентабельности оказывает ускорение оборачиваемости оборотных средств. Чем меньше срок реализации товаров, тем большую сумму прибыли получает организация в единицу времени и тем выше показатели рентабельности использования ее ресурсов. Определенное влияние на сумму прибыли оказывает соотношение между собственными и заемными оборотными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки организации и уменьшает ее прибыль.

9. Политика ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой организациями прибыли. При этом важно учитывать, что постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату, вызванному снижением объема реализации товаров из-за чрезмерно высоких цеп. В некоторых случаях для ускорения реализации товаров выгоднее снизить долю прибыли в цене, это позволит увеличить сумму получаемой прибыли. Изменение доли прибыли в цене товаров должно осуществляться с учетомэластичности спроса на товары по цене. Повышение цен на товары эластичного спроса приводит к снижению объема реализации и соответствующему уменьшению массы получаемой прибыли. Необходимо также учитывать и влияние перекрестной эластичности на сумму реализации товаров и массу прибыли.

10. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно, и увеличению прибыли. Кроме того, увеличение и несвоевременное взыскание дебиторской задолженности увеличивает имплицитные издержки организации, снижая, тем самым, экономическую прибыль.

11. Осуществление режима экономии. Режим экономии позволяет относительно снижать текущие затраты (издержки производства и обращения) организации и увеличивать сумму получаемой прибыли, а также повысить не только значение показателя рентабельности потребленных ресурсов, но и других показателей. При оценке влияния этого фактора нужно учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.

12. Деловая репутация организации. Деловая репутация представляет собой сформировавшееся у потребителей и партнеров организации мнение о ее потенциальных возможностях, качестве работы и качестве реализуемых ею товаров. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность своей деятельности, что, в свою очередь, способствует дальнейшему росту репутации. Однако следует помнить о том, что заработать высокую репутацию трудно, а потерять — очень легко.

Коммерческие организации не могут работать изолированно. Они постоянно находятся во взаимоотношениях с внешней средой: покупателями, поставщиками факторов производства, транспортными организациями, организациями коммунального хозяйства, общественными организациями и государственными учреждениями и т.д. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет па эффективность организаций, сумму их прибыли, рентабельность деятельности.

К основным внешним факторам, формирующим прибыль и рентабельность организаций, можно отнести следующие факторы:

1. Емкость рынка. От емкости рынка зависит розничный товарооборот торгового организации. Чем больше емкость рынка, тем больше возможности организации по получению прибыли и повышению рентабельности.

2. Развитие конкуренции. Развитие конкуренции оказывает отрицательное влияние на сумму и уровень прибыли, так как оно приводит к усреднению нормы прибыли. Чем выше рентабельность продаж, тем больше организаций стремится работать на этом рынке. Это часто вызывает необходимость снижения цены и увеличения издержек обращения. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

Размер цен, устанавливаемых поставщиками факторов производства. В условиях конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен. Часть такого повышения организации вынуждены компенсировать за счет снижения доли собственной прибыли в цене реализуемой продукции (товаров). Поэтому организации стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.

3. Цены на услуги организаций транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других организаций. Повышение цен и тарифов на услуги этих организаций увеличивает текущие расходы компании, уменьшает прибыль и снижает рентабельность деятельности. Если цены снижаются, то появляется возможность увеличения прибыли за счет уменьшения расходов по соответствующим статьям издержек производства и обращения.

4. Развитие профсоюзного движения. В условиях рыночных отношений собственники организаций стремятся к ограничению расходов на оплату труда. Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли организаций.

5. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг. Общественные организации потребителей могут оказывать влияние на прибыль организаций, требуя расходовать средства на повышение качества обслуживания покупателей и т.и.

6. Регулирование государством деятельности коммерческих организаций. Государство может оказывать влияние на прибыль организаций путем регулирования цен на товары, сырье, материалы, топливо, энергию. Оно также может влиять на курс национальной валюты, устанавливать ставки налогов, отчислений в государственные внебюджетные фонды и др.

В процессе анализа прибыли и рентабельности важной задачей является изучение воздействия перечисленных факторов с целью учета их влияния в планируемом периоде.

Цели, задачи и информационная база анализа

Как уже говорилось, экономический анализ представляет собой глубокое, всестороннее изучение хозяйственной деятельности организации фирмы. Это изучение проводится всегда с вполне определенной целью, от которой зависит полнота анализа, его глубина, объем используемой информации, выбор методов анализа.

Именно с постановки цели начинается всякая аналитическая работа. Цель анализа прибыли и рентабельности может быть различной и определяется в зависимости от текущих или стратегических интересов организации. Целью анализа может быть выявление и количественная оценка влияния основных факторов, определяющих сумму прибыли и ее уровень, а может быть оценка эффективности использования факторов хозяйственной деятельности или возможности увеличения прибыли, причитающейся акционерам (участникам) и т.д. От поставленной цели зависит и перечень задач, решаемых в процессе проведения анализа.

В наиболее общем виде цель анализа прибыли и рентабельности может быть определена следующим образом: оценить достигнутый финансовый результат с точки зрения объема и относительной его величины; выявить, какой ценой он достигнут и иод влиянием каких факторов сложился; изучить резервы роста прибыли и рентабельности; обеспечить укрепление финансового состояния организации.

После установления цели определяются задачи, подлежащие решению в процессе проведения анализа. Основными задачами анализа прибыли являются:

1. изучение объема и структуры прибыли, полученной в анализируемом периоде;

2. оценка достигнутого объема прибыли с точки зрения ее достаточности для поддержания интереса собственников организации (организации) к продолжению и развитию хозяйственной деятельности;

3. оценка достигнутого объема прибыли с точки зрения се достаточности для решения вопросов производственного и социального развития организации (в зависимости от ее распределения);

4. оценка выполнения плана по прибыли в целом по организации и по ее структурным подразделениям;

5. выявление тенденций изменения прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности;

6. выявление причин и факторов, оказавших влияние на прибыль и рентабельность, их количественная оценка;

7. изучение каждого из основных факторов в отдельности и оценка их совокупного влияния на финансовый результат;

8. оценка эффективности использования для получения прибыли примененных и потребленных ресурсов, т.е. оценка показателей рентабельности ресурсов;

9. выявление резервов и разработка мероприятий по совершенствованию хозяйственной деятельности с целью увеличения прибыли, повышения показателей рентабельности.

Анализ прибыли целесообразно проводить в увязке с объемом реализации продукции, а также с используемыми ресурсами. Такой подход обусловлен тем, что образование прибыли связано, с одной стороны, непосредственно с полученной выручкой, а с другой стороны, с функционированием материальных, финансовых и трудовых ресурсовкак необходимого условия осуществления хозяйственной деятельности.

Основными источниками данных для проведения анализа прибыли и рентабельности являются материалы бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, в частности, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, формы статистического наблюдения.

Кроме того, для анализа используют данные аналитического учета. Необходимы также данные личных наблюдений, общеэкономическая информация, конъюнктурные обзоры, постановления и иная распорядительная документация организации и т.д.

Методика анализа прибыли организации

Анализ прибыли организации целесообразно начать с оценки суммы и изменения структуры прибыли отчетного периода по направлениям использования.

Задачами исследования анализа затрат на производство являются:

* оценка динамики важнейших показателей себестоимости и выполнение плана по ним,

* оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции,

* определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, ве-личины и причин отклонений фактических затрат от плановых,

* оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий,

* выявление упущенных возможностей снижения себестоимости продукции.

Цель анализа затрат заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

В условиях рыночной системы затраты на производство являются одним из основных каче-ственных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня затрат зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Показатель затрат на производство выпускаемой продукции позволяет оценивать работу предприятия не только с качественной стороны, но одновременно отражает и количественные результаты его работы, поскольку ощутимое снижение затрат на производство, в первую очередь, достигается путем увеличения выпуска продукции, что непосредственно связано с правильным управлением производственным коллективом и технологическими процессами предприятия.

При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость создания и совершенствования четкой системы учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках управленческого учета. Кроме того, определение резервов снижения затрат на производство является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.

Таким образом исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что управление затратами играет важную роль в системе управления предприятием. Практика работы предприятий показывает, что без правильной оценки реальной себестоимости нельзя правильно управлять деятельностью предприятия, а правильная оценка себестоимости возможна лишь при эффективном управлении затратами.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.