Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из воспоминаний ветерана педагогического труда Знаменской К.А.





«22 июня 1941 года мирная жизнь была прервана Великой Отечественной войной. Папу в июле взяли на фронт. Помню детские слёзы расставания, тревогу за жизнь отца. Нас у мамы было 5 человек детей, я самая старшая – 11 лет, начала учиться в 4 классе. Суровые годы войны училась с 4 по 7 класс. Об этом забыть нельзя.

В школе было холодно, сидели в пальто, платках, шапках. Чернила замерзали, мы усиленно дышали на них, и они оттаивали. Тетрадей не хватало, писали между строк старых книг, довоенных журналов. Постоянно хотелось есть. Хлеб давали по карточкам, его не хватало.

Учителя умели сочетать строгость и доброту, были справедливы и терпеливы, уважали в ученике растущего человека. Мне особенно полюбилась учительница ботаники Морозова Фаина Александровна. Её уроки были как кино, она красиво рисовала цветными мелками на доске лепестки, чашелистики, тычинки, пестики и т.д. Её мягкий голос, манера держаться, внешний вид – всё мне в ней нравилось. Пожалуй, это и определило мой выбор – стать учительницей биологии. Наши учителя вместе с нами переносили трудности военных лет, работали на сельскохозяйственных работах. Но детство всё же брало своё.

Мы были пионеры. С нами учителя готовили физкультурные номера, разучивали песни к школьным утренникам. Мы все тогда пели песню «Вставай страна огромная» и другие.

В годы войны регулярно проводились школьные линейки, на которых директор Рождественский Н.М. сообщал о событиях на фронте, подводил итоги нашей работы в колхозе. Радостью наполнялись наши сердца, когда Советская Армия успешно вела наступление на врага. Все тяжести жизни меркли, впереди ждала победа! С таким настроением мы шли домой и рассказывали в семье.

На летнее время нам давали задание для работы в колхозе. Надо было выработать трудодни, на каждого были заведены ведомости. Осенью в школу приносили справку. Мы ходили работать в деревни Сокирино, Марфино, Жданово, Межаково. Пололи зерновые культуры, лён, который потом теребили, околачивали, расстилали, поднимали с лугов осенью. Собирали колоски после уборки урожая, окучивали картофель, сушили сено. Осенью до «белых мух» (снега) копали картофель.

Все работали летом старательно, знали, что трудимся для Победы! Не уйдёшь, бывало, с поля, пока норму не выполнишь. Друг другу помогали. А ведь нам было по 11-14 лет. Сейчас это можно назвать ежедневным малым героизмом.

Зимой собирали для колхоза золу, птичий помёт, возили на санках. Для фронта собирали тёплые вещи, писали письма бойцам.

Наша семья, как и многие другие, много пережила в годы Великой Отечественной войны. На маминых руках было нас пятеро. Всех надо обуть, накормить, сохранить наше здоровье, обогреть. В первый военный год все почти новые вещи, даже детские, променяли в деревнях на муку и картофель. В ступе толкли овсяные отруби, а потом пекли лепёшки. Весной собирали мороженый картофель.

Я до сих пор помню запах варёного картофеля, и лепёшек из мороженых клубней. Корочка хлеба была вкусной и сладкой.

С 1942 года мы сажали уже 25 соток картофеля. Копали вручную. Была большая физическая нагрузка. Но мы терпели.

Летом мы, дети, собирали и ели ягель, щавель, дикий лук, ягоды, грибы. А клеверные головки сушили, толкли, пекли лепёшки. На санках за 4-5 километров зимой ездили в лес за дровами и за сеном. Не роптали, терпели, трудились. Мама нам говорила: «Потерпите. Скоро придёт Победа, возвратится отец».

Война закончилась 9 мая 1945 года. В день Победы мы, девчонки и мальчишки, радостные бегали и звали взрослых в центр села. Радость, слёзы, печаль – всё было в этот светлый день! Постепенно стала налаживаться жизнь, хотя 1946,1947, 1948, 1949 гг. были тяжёлые, но мирные, а это главное».

 

Камакина Лидия Ивановна

Родилась 16 декабря 1930 года. В 1952 году окончила Костромской педагогический институт, биологический факультет. С 1952 года по 1981 год работала учительницей биологии в Сусанинской средней школе.

Учебно-опытный участок под её руководством всегда находился в хорошем состоянии.

Её имя занесено в книгу Почёта областной выставки достижений народного хозяйства. Неоднократно награждалась почётными грамотами от РОНО. Ветеран труда с 1985 года.

Красильникова Юлия Сергеевна

Родилась 5 июля 1929 года в деревне Минино Ченцовского сельского совета в семье служащих. В 1947 году закончила Сусанинскую среднюю школу. С 1948 года по 1950 год училась в Костромском учительском институте на литературном отделении. После окончания института работала учителем русского языка и литературы в родной Сусанинской школе. В 1956 году заочно закончила литературный факультет Костромского пединститута.

Награждалась почётными грамотами Костромского Облоно и Обкома профсоюзов работников просвещения.

Из воспоминаний Юлии Сергеевны:

«Во время войны занимались вязанием варежек и носков из шерсти для бойцов на фронт, шили кисеты и украшали разной вышивкой. Кисеты мы не отсылали пустыми на фронт, обязательно в каждом кисете была махорка. Её мы обменивали у местных старичков на сладости, которые получали на карточки в пайке, это в основном была глюкоза. Обменяв её на махорку, сами уже пили чай вприглядку, в лучшем случае с сушёной свёклой.

Я, в основном, обвязывала и расшивала носовые платочки для солдат. На фронт наш отряд отправил много посылок. В них, кроме перечисленного, были даже валенки (у некоторых ребят из деревень дедушки были каталями и нам отдавали валенки для посылок на фронт), были и овчинные полушубки в наших посылках.

В годы войны упорно трудились и за партами, и на колхозных полях, и в общественном труде. Нам хотелось быть достойными своих дедов, отцов и братьев, воевавших на фронте».







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.