Календарная обрядовая поэзия.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Календарная обрядовая поэзия.





Жанровая система русского фольклора.

Жанры русского фольклора в своей совокупности представляют собой исторически сложившуюся художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях и взаимодействиях. Формирование и существование системы жанров является одной из важных закономерностей развития фольклора.
Система фольклорных жанров возникает, во-первых, в связи с общими для них идейно-художественными принципами; во-вторых, в связи с исторически развившимися их взаимоотношениями; в-третьих, в связи с общей исторической судьбой жанров.

Жанрам устного народного творчества свойственна общая идейная сущность, которую следует определять словом «народность». Изображение жизни народа, отражение его психологии и воззрений, выражение его идеалов и стремлений присущи всему народному творчеству, всем его жанрам. Уже это объединяет их в целенаправленную идейно-художественную систему.

Состав жанров фольклора и их связь между собой обуславливают также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причём функции жанров распределяются так, что каждый жанр имеет свою особую задачу-изображение одной из сторон жизни. Произведения одной группы жанров имеют своим предметом историю народа (былины, исторические песни, предания), другой-труд и быт народа (календарная обрядовая поэзия, трудовые песни), третьей – личные отношения (семейные и любовные песни), четвёртой – моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но все, вместе взятые, жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей и таким образом дополняют друг друга.



То обстоятельство, что жанры фольклора имеют общую идейную сущность и общую задачу многостороннего художественного воспроизведения жизни, вызывает и известную общность или сходство их тем, сюжетов и героев. Фольклор образует единую систему, имеющую общий жизненный материал, а поэтому, естественно, и общие картины природы и быта, сцены и события подвигов, борьбы с чудовищами, например в сказках и былинах, сходные типы героев.

Жанры устного народного творчества связаны между собой также общей системой художественных средств фольклора-своеобразием композиции, символикой, особыми типами эпитетов.

В формировании, развитии и сосуществовании жанров фольклора происходит процесс сложного взаимодействия: взаимовлияние, взаимообогащение, приспособление друг к другу.

Генетическая связь жанров предполагает, что жанры складываются на предшествующей им общефольклорной основе, в силу чего им свойственны общие или весьма сходные особенности, или что один жанр служит почвой для возникновения другого жанра. Так, былина сформировалась не только на основе ранних типов героических песен, но, очевидно, и на основе легендарно-сказочных жанров. В свою очередь, былина предшествовала исторической песне.

В истории фольклора существует и противоположное явление – воздействие новых жанров на старые, причём ранее популярные жанры изменяют свою структуру и поэтику. Нередко под влиянием новых жанров происходит распадение старых. Так, историческая песня, возникнув как продолжение былина, сама, в свою очередь, вызывает в былине изменения: большее развитие социальных конфликтов и освещения личных отношений героев, упрощение поэтики, например, уменьшение роли общих мест, изменение стиха.

Своеобразной формой взаимодействия жанров фольклора является включение произведений одного жанра в произведения другого.

Так, можно наблюдать пословицу в былине и лирической песне, где она служит заключением, афористическим выводом или моральным правилом, регулирующим поведение действующих лиц (пример из былины про Добрыню и Горыноча – мать Добрыни говорит, что утро вечера мудрее).

Жанры русского фольклора возникали не одновременно. Наиболее старыми фольклористы считают обрядовые песни, заговоры, загадки, пословицы; несколько более поздними – сказки, былины; ещё более поздними – исторические песни и, очевидно, лирические; наиболее новый жанр – частушки.

Исторически сложившаяся система жанров русского фольклора в дальнейшем претерпевает изменения: она может развиваться, совершенствоваться, обогащаться, но может и распадаться.

Следует указать, что различные периоды истории фольклора характеризуются и различным жанровым составом, в силу чего исключается сосуществование и взаимодействие некоторых жанров, свойственное фольклору других периодов.

Как жанровую систему фольклор можно поделить на 2 большие группы:

-обрядовая поэзия

-необрядовая поэзия

Первая более древняя по своему происхождению, вторая выросла из первой, но она во многом самостоятельна.

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

Обрядовая поэзия возникла в связи с отношениями человека с одной стороны и в связи с вечными социальными отношениями в обществе. Поэтому весь обрядовый фольклор делится на 2 группы:

-календарная обрядовая поэзия

-семейно-бытовая обрядовая поэзия

Некоторые исследователи выделяют 3 группу – заговоры и заклинания. Здесь возникают споры, т.к. заговоры и заклинания могут быть связаны с отношением человека и с отношение общины. Но они не входят в сам обряд, поэтому выделяют третью группу, считая основными первые две группы.

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ связана с отношениями человека и окружающего мира, прежде всего с природными явлениями. Она делится на 4 периода:

-зимний

-весенний

-летний

-осенний

Это периоды, которые определяют тематику обрядов и их назначение. В рамках этих периодов возникли обряды и жанры обрядовой поэзии. Их достаточно много. Назовём основные, тексты которых собраны в достаточной мере.

В рамках ЗИМНЕГО периода возникли жанры: колядка, подблюдная песня, овсеневая песня,

В рамках ВЕСЕННЕГО периода сложились такие жанры, как: масленичные песни, веснянки (заклички), песни красной горки, егорьевские песни.

В рамках ЛЕТНЕГО периода: семицские песни, купальские песни, песни Петрова дня, ряд песен, связанных с похоронами Костромы.

В рамках ОСЕННЕГО периода: жнивные песни.

СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ:

1)родильно-крестильные обрядовые песни. Жанры: колыбельная песня, потешки, пестушки, корилки, дразнилки, считалки.

2)свадебные обряды. Жанры: причитания (невесты, подруг, родственников), свадебные песни (чисто обрядовые), величания, приговоры дружки.

3)рекрутские обряды. Жанры: плачи, солдатские песни.

4)похоронные обряды. Жанр: похоронные песни.

НЕОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

Выделяют группы:

1) Эпические прозаические жанры (сказка, былина, легенда, предание, быличка)

2) Эпические стихотворные жанры (былина, историческая песня, народная баллада)

3) Лирические стихотворные жанры (протяжная народная песня, частушки)

4) Малые нелирические жанры (пословицы, поговорки, загадки)

5) Драматические тексты и действа (театрализованные сценки, народная драма)

6) Детский фольклор (потешки, пестушки, считалки и пр)

 

Календарная обрядовая поэзия.

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ связана с отношениями человека и окружающего мира, прежде всего с природными явлениями. Она делится на 4 периода:

-зимний

-весенний

-летний

-осенний

Это периоды, которые определяют тематику обрядов и их назначение. В рамках этих периодов возникли обряды и жанры обрядовой поэзии. Их достаточно много. Назовём основные, тексты которых собраны в достаточной мере.

В рамках ЗИМНЕГО периода возникли жанры: колядка, подблюдная песня, овсеневая песня,

В рамках ВЕСЕННЕГО периода сложились такие жанры, как: масленичные песни, веснянки (заклички), песни красной горки, егорьевские песни.

В рамках ЛЕТНЕГО периода: семицские песни, купальские песни, песни Петрова дня, ряд песен, связанных с похоронами Костромы.

В рамках ОСЕННЕГО периода: жнивные песни.

ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Колядки. Колядки-это песни новогоднего содержания, в которых ,как правило, парная рифма. После каждой пары рифмованных стихов идёт припев-выкрик, в котором упоминается слово «коляда», «овсень» или «виноградье». По эти выкрикам песенки и называются. По объёму колядки очень разнообразны (от четырёх до двадцати, а иногда и более стихов).

Нередко колядки прямо начинаются с припева-восклицания. В наиболее развёрнутых формах припев-восклицание включает описание самого обряда колядования, сообщение о том, что колядовщики долго ходили, искали дом, хозяина которого пожелали поздравить песней.

После этого идёт само величание, что составляет основной смысл колядки. Прежде всего колядовщики дают идеальное описание дома величаемого. Здесь идёт идеализированное описание жилища. Оказывается, что перед нами не обычная крестьянская изба, а настоящий терем.

В таком же идеализированном плане даётся в колядке и описание крестьянского наряда. О крестьянине говорится, что он «надевал кафтан во сто рублей», «подпоясывал кушак в тысячу».

Всё это, конечно, вымысел, в реальность которого никто не верил. Но эта фантазия имела глубоко жизненный, определённый социальный смысл. В фантастических картинах народного богатства рисовали не реальное, а желаемое. Эти фантастические картины в колядках выполняли в какой-то мере функции магического заклинания.

Следующий важный мотив колядки – конкретные пожелания тому, в адрес кого исполняется колядка. Отличительная черта этих пожеланий – трезвость и реалистичность. Пропп по этому поводу пишет, что если величание в несколько абстрактных и условных формах рисовало образ богача-боярина, то заключительная часть пения прямо и непосредственно сулила крестьянину то, что ему важнее и нужнее всего: не золото, серебро и меха, а урожай, скот, здоровье, сытость, довольство.

Заканчивается колядка, как правило, требованием вознаграждения за колядование, за добрые пожелаения. Колядовщики требуют пироги, свиные ножки и тд. Тем, кто не одаривает, колядовщики высказывают плохие пожелания, иногда в шутку угрожают расправой.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.