Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Химический состав продовольственных товаров. Витамины. Ферменты. Органические кислоты.





Витамины – это физиологически активные органические соединения, небольшое количество которых способно обеспечивать нормальное течение физиологических и биохимических процессов в организме человека. Они регулируют обмен веществ в клетках организма человека и способствуют повышению его сопротивляемости заболеваниям. Витамины также принимают участие в синтезе ферментов.

Недостаток витаминов в питании приводит к гиповитаминозу, а отсутствие того или иного витамина – к авитаминозу. Вырабатываются витамины главным образом растениями, некоторые могут синтезироваться клетками животных тканей и органов или микрофлорой желудочно-кишечного тракта. Организмом человека витамины не вырабатываются.

В зависимости от способности к растворению витамины подразделяют на две группы: растворимые в жирах – А, D, E, K и растворимые в воде – C, Р, PP, Н, B1, B2, В3, B6, B9, B12 и др.

Ферменты это специфические белки, вырабатываемые клетчаткой, органические катализаторы биохимических процессов и реакций в организме. Любая живая клетка выполняет жизненные функции под действием ферментов. По сравнению с неорганическими катализаторами ферменты обладают более сильным действием.

Все ферменты разделяются на две группы: однокомпонентные и двухкомпонентные. К первой относят ферменты, состоящие только из белка, обладающего каталитическими свойствами, ко второй – ферменты, которые состоят из белка и небелковой части – простетической или активной группы.

Кроме того, ферменты делят на шесть классов:

1). Оксидоредуктазы – катализируют окислительно-восстановительные реакции;

2). Трансферазы – катализируют перенос различных групп атомов с одной молекулы на другую;

3). Гидролазы – катализируют расщепление сложных соединений на более простые путем присоединения воды;

4). Лиазы – отщепляют от вещества группы атомов без участия воды;

5). Изомеразы – катализируют внутримолекулярные переносы атомных групп, образуя изомеры;

6). Лигазы (синтетазы) – ускоряют синтез сложных соединений из более простых.

Кислоты в пищевых продуктах содержатся органические или неорганические. Из органических кислот преобладают муравьиная, уксусная, молочная, щавелевая, винная, бензойная. Они придают продуктам кислый вкус, участвуют в обмене веществ в живых растительных и животных организмах, используются для консервирования. Пища, содержащая кислоты, оказывает возбуждающее действии на пищеварительные железы и хорошо усваивается организмом.

Дневная потребность человека в кислотах составляет 2 г. Больше всего органических кислот содержится в плодах и овощах.

Уксусная кислота содержится в плодово-ягодных и овощных соках, хлебе, вине; молочная – находится в молочных продуктах, хлебе. мясе, рыбе, квашенных плодах и овощах; яблочная – встречается в яблоках, винограде, рябине, томатах и др.; винная – в винограде, айве, косточковых плодах; лимонной кислотой богаты лимоны, клюква, апельсины, земляника.



 

далее ответ на 2 часть вопроса

Классификация товаров. Составной частью товароведения как научной дисциплины является классификация товаров; она во многом определяет теоретическое и практическое значение товароведения.

Классификация (от лат. classic - разряд, класс и facere - делать, раскладывать) - система соподчиненных понятий (объектов) в какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями (объектами), а также для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов).

Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства. Она также содействует движению науки по ступени эмпирического (опытного) накопления знаний на уровень теоретического синтеза, стимулирует развитие теоретических аспектов науки или техники, позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей.

В товароведении и торговле классифицируют товары, их свойства, показатели качества и др. Развитие товароведения как научной дисциплины и рациональная организация торговых процессов невозможны без использования классификации товаров.

Существуют общие принципы, признаки и правила классификации.

Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.

Признак классификации - свойство или характеристика объекта (товара), положенные в основу классификации (назначение, вид сырья, структура, конструкция, технология изготовления, вид отделки и др.).

Правила классификациизаключаются в распределении объектов (товаров) по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с наиболее общих признаков. На каждой ступени используется один отличительный и существенный признак; на последних ступенях могут быть задействованы более общие признаки.

Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид. Могут быть использованы вспомогательные термины: подраздел, подкласс, подгруппа, подвид.

Вид - одна из основных категорий товароведения; он стабилен и представляет собой конечный продукт производства и название, соответствующее его внутреннему содержанию и внешнему оформлению. Вид может подразделяться на подвиды, а последние - на артикулы в соответствии с разнообразными изменчивыми признаками.

Разделение множества объектов (товаров) на подмножества осуществляют в соответствии с принятым методом. Различают иерархический и фасетный методы классификации.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением множества объектов (товаров) на подчиненные подмножества, при этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.

Ступенью классификации по иерархическому методу называют этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

Иерархическая система имеет число ступеней, соответствующее количеству используемых признаков общности объектов.

В зависимости от числа ступеней, т.е. от количества используемых признаков, классификация характеризуется глубиной. Большая глубина классификации затрудняет ее использование и чаще всего не превышает 10 (глубина, используемая во многих классификаторах).

Иерархический метод характеризуется следующими преимуществами и недостатками.

Преимущества: возможность группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая информационная насыщенность.

Недостатки: многоступенчатость, большое число взаимосвязанных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине - информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.


Фасетный (от фр. facette - грань отшлифованного камня) метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные, независимые классификационные группировки (фасеты) по одному признаку в каждой из них. Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу; каждая фасета, относясь к одному и тому же множеству, характеризует одну из сторон, особенностей этого множества, например сырьевой состав тканей:

Фасетный метод, так же как иерархический, имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества: гибкость и удобство использования; возможность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.

Недостатки: невозможность выделения общих и различных признаков между объектами в разных классификационных группировках.

Знание особенностей (с учетом преимуществ и недостатков) иерархического и фасетного методов позволяет использовать их при практическом решении задач классификации в зависимости от поставленной цели.

КОДИРОВАНИЕ ТОВАРОВ. КОДИРОВАНИЕ- это образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации или ее группировкам.

Код- обозначение классификационной группировки и/или объекта классификации в виде знака или группы знаков.

Коды, или кодовые обозначения, объектов образуются из цифровых или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятым методом кодирования.

Кодирование товаров способствует упорядочению объектов классификации o (построению классификаторов), облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Различают последовательный, параллельный и порядковый методы кодирования товаров.

Последовательный и параллельный методы отвечают соответственно иерархическому и фасетному методам классификации; порядковый метод - образование кода из чисел натурального ряда и его присвоение.

Код характеризуется структурой, основными элементами которой являются алфавит, основание, разряд и длина.

Алфавит кода - система букв, цифр или их сочетаний, принятых для его обозначения. Штриховой алфавит кода - система штрихов и пробелов, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

Основание кода - число знаков в алфавите.

Разряд кода - позиция знака в коде, характеризующая определенный признак товара.

Длина кода - число знаков в коде.

Методы кодирования, наряду с методами классификации, используются при построении классификаторов.

Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в народном хозяйстве России и международной торговле.

Различают следующие категории классификаторов: общероссийские, отраслевые и предприятий.

Внутри страны наиболее широко применяется Общероссийский классификатор продукции(ОКП), состоящий из двух частей: классификационной (К-ОКП) и ассортиментной (А-ОКП).

В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификации.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ ЗАФИКСИРОВАНА В ОКП, ПОСТРОЕННОМ ПО ИЕРАРХИЧЕСКОМУ МЕТОДУ И ИМЕЮЩЕМ ПЯТЬ СТУПЕНЕЙ С ДЕСЯТИЧНОЙ СИСТЕМОЙ КОДИРОВАНИЯ (КЛАСС, ПОДКЛАСС, ГРУППА, ПОДГРУППА, ВИД). На первой ступени классификации располагаются классы продукции (хх....); они кодируются двухразрядными кодами - от 01 до 99. На второй ступени - подклассы (ххх...), они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени - группы (хххх..); на четвертой - подгруппы (ххххх.); на пятой - виды продукции (хххххх).

Глубина классификации продукции определяется ее целью, количеством используемых признаков и завершается на четвертом, пятом или шестом разряде кода.

В ассортиментной части А-ОКП используют все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десятиразрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, а также наименованием изделия по нормативному документу.

Торговая классификация предназначена для товаров широкого потребления и применяется для облегчения и ускорения торгово-оперативных процессов. В основе классификации лежат такие признаки, как используемое сырье, химический состав, происхождение, назначение, способ производства и др.

НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА СЛЕДУЮЩИЕ ТОВАРНЫЕ ГРУППЫ: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металло-хозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения, товары зеленого строительства и сельскохозяйственного назначения.

Продовольственные товары подразделяют на следующие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочные, мясные, рыбные, табачные изделия, чай, кофе, соки, воды.

Каждую из товарных групп подразделяют на виды и разновидности в зависимости от специфических особенностей товаров.

Учебная классификация предусматривает наиболее последовательное и методически правильное изучение потребительских свойств и ассортимента товаров широкого потребления.

Непродовольственные товары классифицируют на одежно-обувные и культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подразделяют на группы, принятые в торговой классификации.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА ДЕВЯТЬ ОСНОВНЫХ ГРУПП: зерномучные, плодоовощные, вкусовые, сахар, крахмал, мед и кондитерские, пищевые жиры, яичные продукты, мясные, рыбные, молочные.

 

 

+

 

Продовольственные товары — товары, произведенные из продовольственного сырья и используемые в пищу в натуральном или переработанном виде.

Продовольственные товары подразделяют на следующие группы:

• товары массового потребления — выработанные по традиционным технологиям и предназначенные для питания основных групп населения;

• лечебные (диетические) и лечебно-профилактические товары — специально созданные для профилактического и лечебного питания, они характеризуются измененными химическим составом и физическими свойствами, в эту группу входят витаминизированные, низкожирные (содержание жира снижено на 33%), низкокалорийные (менее 40 ккал/100 г), с повышенным содержанием пищевых волокон, уменьшенным количеством сахара, холестерина, хлористого натрия и др.;

• продукты детского питания — специально созданные для питания здоровых и больных детей до трехлетнего возраста.

Качество продовольственных товаров — совокупность свойств, отражающих способность товара обеспечивать органолептические характеристики, потребность организма в пищевых веществах, безопасность его здоровья, надежность при производстве и хранении.

Медикобиологические требования к качеству продовольственных товаров — комплекс критериев, определяющихпищевую ценность и безопасность продовольственного сырья и продовольственных товаров.

Безопасность продовольственных товаров — отсутствие токсического, канцерогенного, мутагенного или любого другого неблагоприятного воздействия продовольственных товаров на организм человека при употреблении их в общепринятых количествах. Гарантируется установлением и соблюдением регламентируемого уровня содержаниязагрязнителей химического, биологического или природного происхождения.

Пищевая ценность — понятие, отражающее всю полноту полезных свойств продовольственного товара, включая степень обеспечения физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах, энергию и органолептические достоинства. Характеризуется химическим составом продовольственного товара с учетом его потребления в общепринятых количествах.

Биологическая ценность — показатель качества пищевого белка, отражающий степень соответствия его аминокислотного состава потребностям организма в аминокислотах для синтеза белка.

Энергетическая ценность — количество энергии в килокалориях (кДж), высвобождаемой из продовольственного товара в организме для обеспечения его физиологических функций.

Биологическая эффективность — показатель качества жировых компонентов товара, отражающих содержание в них полиненасыщенных (незаменимых) жирных кислот.

Фальсификация продовольственных товаров и продовольственного сырья ~ изготовление и реализация поддельных продовольственных товаров и продовольственного сырья, не соответствующих своему названию и рецептуре.

Идентификация продовольственных товаров и продовольственного сырья — установление соответствия продовольственных товаров и продовольственного сырья их наименованиям согласно нормативной документации на конкретный вид товара (продовольственного сырья).

Срок хранения (реализации) — промежуток времени, в течение которого при соблюдении определенных условий продовольственное сырье, продовольственные товары сохраняют качество, установленное стандартом или другим нормативным документом.

Упаковочные и вспомогательные материалы — материалы, контактирующие с продовольственным товаром на этапах технологического процесса производства, транспортировки, хранения и реализации.

Для изучения потребительских свойств продовольственных товаров и понимания процессов, происходящих в них на стадиях производства и хранения, необходимо знать прежде всего их химический состав и свойства входящих в них химических веществ.

По химическому составу и функциональному назначению органические и неорганические вещества, входящие в состав продовольственных товаров, делятся на энергетические, пластические (вода, белки, жиры, углеводы,минеральные вещества) и обменно-функци-ональные (витамины, азотистые, экстрактивные вещества и ферменты).

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.