Что такое экспериментальное исследование? Приведите примеры.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что такое экспериментальное исследование? Приведите примеры.





Экспериментальное исследование включает действия, направленные на получение контроля за интересующими нас переменными и установление причинно-следственных связей («если... то...»). Например, в эксперименте исследователь может создавать условия, обеспечивающие высокий, средний или низкий уровень тревоги, и наблюдать результат воздействия такого меняющегося уровня тревоги на мыслительные процессы или межличностное взаимодействие. Главная цель — возможность составить определенное суждение о причинах явлений, т.е., изменяя одну переменную, получить изменения другой переменной. Лабораторный эксперимент позволяет создать обстановку для подобного исследования. Клиническое исследование и эксперимент по целому ряду аспектов противоположны друг другу. В то время как клиницисты приближают, насколько это возможно, свои наблюдения к жизни, позволяют событиям совершаться естественным путем и изучают только немногих отдельных индивидов, экспериментальные исследования в лабораторных условиях подразумевают жесткий контроль над переменными и изучение множества испытуемых. В качестве примера лабораторного подхода к исследованию давайте рас- смотрим важную работу Селигмена (Seligman) и понятие выученной беспомощности. В ходе давнего исследования, посвященного обусловливанию страха и научению, Селигмен и его сотрудники обнаружили, что собаки, которые подвергались неожиданным и неконтролируемым ударам током в одной ситуации, переносили свое чувство беспомощности на другие ситуации, где ударов током можно было избежать. Поведение собак, которые научились тому, что они беспомощны, было особенно поразительно на фоне поведения тех собак, которые прежде не получали ударов током или получали, но при других условиях. В ситуации, где можно было спастись и избежать ударов, эти необученные собаки панически метались, пока случайно не натыкались на действие, которое вело к спасению. Экспериментаторы пытались облегчить собакам возможность спастись от ударов током и заставить их двигаться к безопасной зоне, заманивая их пищей, — все было бесполезно. Чаще всего собаки просто продолжали лежать. Дальнейшее исследование показало, что те же самые явления, обнаруженные у собак, могут быть вызваны и у человека (Hiroto, 1974). В этом эксперименте одна группа студентов колледжа слышала громкий шум, который можно было регулировать нажатием кнопки, вторая группа слышала тот же шум, но не могла прекратить его, а третья (контрольная) группа вообще не слышала ни-какого шума. Затем все три группы оказывались в одинаковых условиях — в ситуации, где испытуемые, чтобы спастись от шума, должны были быстро переложить руки с одной стороны ящика на другую, как только появится световой сигнал. В итоге выяснилось, что возможность (или невозможность) что-либо предпринимать ради спасения от шума, которую имели испытуемые на первом этапе эксперимента, на втором этапе привела к отчетливым различиям поведения, связанным с выученной беспомощностью.



Что такое корреляционное исследование? Приведите примеры.

Корреляционное исследование – это один из методов социальной психологии, предназначенный для оценки взаимоотношений между двумя и более факторами, которые называются «переменными» и не контролируются исследователем. Корреляционное исследование направлено на установление изменения одной переменной при изменении другой.

Корреляционное исследование дает информацию о направлении и силе взаимосвязи между двумя переменными.

Виды направления взаимосвязи:

1) позитивное – при увеличении значения одной переменной изменение другой переменной также происходит в сторону увеличения; 2) негативное – при увеличении значения одной из переменных значение другой переменной уменьшается.

Если при изменении значения одной из переменных другая переменная не изменяется говорят об отсутствии корреляции.

Статистический критерий, характеризующий направление и силу взаимосвязи между двумя переменными, называют коэффициентом корреляции . Величина коэффициента корреляции колеблется от +1,00 (при положительно корреляции) до -1,00 (при отрицательной корреляции).

Значение коэффициента корреляции равное +1,00 (полная корреляция) в социально-психологических исследованиях не встречается. Коэффициент корреляции редко превышает +0,60. Это связано с тем, что всегда имеется не один, а целый ряд факторов, детерминирующих поведение людей, их мнения и оценки.

По силе корреляции в социально-психологических исследованиях различают: 1) сильную корреляцию переменных (от +0,50 до +0,60); 2) умеренно сильную корреляцию (от +0,30 и +0,50); 3) слабую корреляцию (от +0,30 или +0,20).

Использование корреляционного исследования особенно эффективно в тех случаях, когда речь идет о сборе большого числа данных. Примером корреляционного исследования может служить изучение особенностей понимания роли начальника бригады в производственной организации, преподавателя в классе, отдельного студента в группе и т. д. При этом могут оцениваться такие качества личности мастера, как требовательность, настойчивость, уравновешенность, доброта, скромность, дисциплинированность, справедливость, оптимизм и др. Особенности восприятия и понимания личности и деятельности рассматриваются в зависимости от социально-демографических и ролевых характеристик субъектов и объектов оценки.

Что такое проективные тесты? Приведите примеры.

Методики, направленные на исследование в первую очередь личностных особенностей и разработанные в рамках так называемого проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить.

Проективные тесты - профессиональные или житейские методики, в которых информация о самом человеке добывается из его рассказов о других людях. То, что человек рассказывает о себе напрямую, он обычно осознанно или нет контролирует. И лишнего о себе - не расскажет. А вот когда человек высказывается о других, мало кто понимает, что его высказывания о других максимально выпукло характеризуют его самого.

Профессиональные проективные тестыДля профессиональных задач психологи чаще всего используют следующие проективные тесты:

· Тест Роршаха

· ТАТ: Тематический апперцептивный тест

· Метафора Дом души

· Рисуночные тесты Популярной разновидностью проективных тестов являются рисуночные тесты: тесты, где человек не (столько) говорит, а рисует. Глядя на рисунок, опытный психолог может много рассказать о его авторе. Особенно часто рисуночные тесты популярные в работе с детьми, которые в речи не все могут сформулировать, а рисовать любят.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.