АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ШКОЛЕ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ШКОЛЕ





Многообразие различных форм работы по физической культуре и спорту в школе, необходимость влияния школы на осуществле­ние задач физического воспитания в семье и воспитание созна­тельного отношения учащихся к различным учебным и внгучебным занятиям требуют систематического проведения в школе агитаци­онной и пропагандистской работы (организация и проведение лекций для родителей, привлечение их к организационной работе по физической культург и спорту, приглашение родителей на спор­тивные соревнования и праздники, утренники и вечера физической культуры и спорта, организация стендов, посвященных физической культуре и спорту, освещение физкультурной и спортивной рабо­ты в стенной печати и радиогазетах школы и т. д.).

Лекции можно проводить общешкольные, для параллельных и смежных классов и для родителей. Для чтения лекций надо при­глашать врачей, специалистов физической культуры, опытных учи­телей. Большой интерес у родителей вызывают лекции о физичес­ком воспитании детей в школе и семье, режиме дня школьника, роли физкультуры и спорта в жизни школьника, правильном ис­пользовании солнца, воздуха н воды, летних и зимних спортивных развлечениях детей и др.

Привлечение родителей к организационной работе по физиче­ской культуре и спорту укрепляет связи между школой и семьей, между родительским активом и учащимися. Родителей следует ча­ще привлекать к участию в подготовке различных физкультурных и спортивных мероприятий, вводить в состав оргкомитетов, комис­сий, судейских коллегий.

Сильное впечатление на родителей производят хорошо органи­зованные праздники, физкультурные выступления, спортивные со­ревнования и вечера. Поэтому пригласить на эти мероприятия всех родителей, написать персональные приглашения, хорошо принять и разместить их на площадке или в зале и организованно выпол­нить всю программу — долг школы. Это будет хорошим сред­ством агитации за физическую культуру и спорт.



В каждой школе должен быть стенд, отражающий всю физ­культурную работу учащихся. Здесь необходимо помещать план работы школы по физкультуре и спорту, ход выполнения этого плана, достойные подражания примеры спортивной работы в шко­ле, на стенде хорошо вывешивать фотоснимки, красочные табли­цы, давать различные рекомендации учащимся и родителям. Ма­териалы должны регулярно обновляться.

В каждой школе выпускается стенная газета, а во многих шко­лах и радиогазета. В них нужно помещать сообщения о текущей физкультурной жизни школы, выступлениях лучших учащихся, ус­пешно сочетающих отличную учебу с регулярными занятиями спортом, давать краткие советы врача, учителя.


Популяризации занятий способствует школьная библиотека. Ее следует регулярно пополнять наиболее интересными новинками. О поступлении новых книг надо своевременно оповещать учащих­ся и учителей. Аннотацию книги можно давать в стенной газете или вывешивать на стенде. В этой работе активное участие прини­мают друзья библиотеки.

Из числа друзей библиотеки следует выделить несколько уча­щихся и поручить им проведение периодических информации о книгах по физической культуре и спорту, поступивших в библио­теку.

При проведении родительских собраний по любым вопросам, а особенно по вопросам здоровья детей и их физического воспита­ния, организуются небольшие тематические выставки книг. Здесь же можно рекомендовать родителям и соответствующие статьи из журналов «Здоровье», «Семья и школа», «Физкультура в школе».

Агитация и пропаганда физической культуры и спорта прово­дится по плану работы школы. Б качестве конкретных мероприя­тий в каждой школе следует предусмотреть: организацию постоян­ного стенда физкультуры и спорта; периодический выпуск стенга­зеты и радиогазеты, посвященных физкультуре и спорту; проведе­ние спортивных вечеров и праздников; чтение лекций для родите­лей о физическом воспитании детей.

Работа по агитации и пропаганде физической культуры и спор­та проводится под руководством директора школы учителями, вра­чом, родителями при активном участии учащихся.

Й»


ГЛАВА VII_______________________________________

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Важное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед школой в области физического воспитания, имеют правиль­ное планирование и учет этой работы. Правильное планирование содействует четкой организации всей учебной, физкультурно-мас­совой и спортивной работы школы.

В школ-е составляются:

а) общий план работы школы по физической культуре на год;

б) планы учебной работы по физической культург для каж­
дого класса.

Общий план на год составляется учителем физической культуры или, если его нет, одним из учителей школы.

План обсуждается и утверждается педагогическим советом. В общем годовом плане предусматриваются все вопросы, связан­ные с работой по физическому воспитанию в школе: учебная рабо­та, физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, внеклас­сная работа и проведение физкультурных праздников, врачебный контроль, материальное обеспечение, пропаганда физической куль­туры и спорта.

В общем годовом плане вопросы учебной работы находят лишь общее отражение: расписание пользования местами занятий и ин­вентарем, порядок организации занятий, костюмы для занятий и др.

Более подробно учебная работа планируется для каждого клас­са отдельно тем учителем, который ведет в нем уроки.

В общем годовом плане школы отражаются физкультурные ме­роприятия в режиме учебного дня. В отношении гимнастики до занятии предусматриваются место проведения, продолжительность, порядок проведения, руководство занятиями, лицо, составляющее комплексы, участие в этом мероприятии педагогического коллекти­ва школы.

При организации перемен устанавливаются продолжительность отдыха, порядок питания детей, массовые физкультурные меро­приятия и назначаются лица, ответственные за организацию и про­ведение перемен.

В плане предусматривается также порядок организации и проведения физкультурных минуток на уроках и указывается, кто готовит примерные комплексы.


По внеклассной работе в плане прежде всего отражается все, что имеет отношение к кружку или коллективу физической куль­туры: когда будут избираться физорги в классах и совет коллек­тива в школе, кто из учителей будет руководить кружком физ­культуры, какие следует организовать секции, где, в какие дни будут секционные занятия.

В плане предусматриваются спортивные соревнования, прогул­ки, экскурсии, игры, указываются сроки проведения а лица, ответ­ственные за эти мероприятия. Здесь же планируются сроки и маршруты туристских походов и подготовка к ним.

В годовом плане работы школы по физическому воспитанию устанавливаются сроки и порядок медицинского осмотра учащих­ся. Вначале осмотр проходят учащиеся первых классов, далее дети, которые в предыдущем учебном году числились ослабленны­ми (из всех классов). Затем осматриваются ученики третьих и вто­рых классов. Здесь же должны быть определены сроки повтор­ного медицинского осмотра детей, отнесенных по состоянию здо­ровья к специальной медицинской группе.

О результатах медицинского осмотра врач докладывает на пе­дагогическом совете школы и собрании родителей.

Полноценная работа по физическому воспитанию в школе тре­бует хорошего оборудования мест занятий, приобретения и изго­товления необходимого инвентаря. Поэтому в плане работы преду­сматривается приобретение спортивного инвентаря и оборудования за счет бюджетных средств, изготовление его силами учащихся, родителей и шефов.

В общем годовом плане школы отражается также агитацион­ная и пропагандистская работа по физической культуре и спорту.

Общий план работы по физической культуре в школе на но­вый учебный год разрабатывается по окончании текущего учеб­ного года. В летние каникулы проводится работа по подготовке школы к новому учебному году в соответствии с разработанным планом.

План учебной работы учитель составляет перед началом учебного года.

Основными документами планирования являются: годовой план распределения программного материала по четвертям на весь год, поурочный план на четверть и план или конспект урока. Годовой план распределения программного материала по четвертям и по­урочные планы па каждую четверть необходимы для того, чтобы учитель мог в определенной последовательности выполнить всю программу по физической культуре, предусмотренную для данно­го класса.

При разработке планов учитель может пользоваться различны­ми методическими разработками и пособиями, изменяя их в зави­симости от конкретных условий школы; мест занятий, наличия обо­рудования н инвентаря и, конечно, от состояния физической под­готовленности детей.


Предмет «Физическая культура» имеет свои специфические особенности. Они выражаются в том, что материал программы из­ложен не в порядке его последовательного изучения с учащимися, а по разделам и видам физических упражнений. Кроме того, на планирование материала влияет сезонность. Поэтому учителю при планировании необходимо определить ведущие задачи обучения и виды физических упражнений, которые подлежат изучению в чет­верти, и на каждый урок составлять план.

При определении задач обучения и программного материала на четверть предусматривают следующие положения:

1. Необходимо, чтобы совокупность упражнении в каждой чет­
верти обеспечивала бы разностороннее влияние на организм де­
тей (следует включить возможно больше видов упражнений).

2. Программный материал на ту или другую четверть должен
соответствовать сезонности.

В течение первой четверти большинство уроков проводится на открытом воздухе. Поэтому здесь следует планировать бег, прыж­ки в длину, метание на дальность, упражнения со скакалками, иг­ры, требующие большой площадки (с бегом, с метанием).

Во второй четверти большинство уроков проводится в поме­щении. На это время учитель может планировать упражнения с мячами, палками, лазанье, равновесие, метание в цель, прыжки с высоты и в высоту, акробатические упражнения, упражнения с ыячаыи, со скакалками, игры, не требующие для проведения мно­го места, и др.

Третья четверть совпадает с зимним периодом. В это время большинство уроков проводится на открытом воздухе. Поэтому планировать надо занятия на лыжах, а также метание снежков, игры на лыжах, игры-эстафеты с санками.

В конце третьей четверти чаще всего бывает межсезонье. В это время и в первый месяц четвертой четверти большинство уроков проводится в помещении.

Здесь следует повторять для дальнейшего совершенствования и изучения те виды упражнении, которые уже применялись во второй четверти: общеразвнвающие упражнения с предметами, ак­робатические упражнения, лазанье и гтерелезание, равновесие, ме­тание в цель, прыжки со скакалками, прыжки с высоты и в вы­соту, игры и др.

Во второй половине четвертой четверти большинство уроков проводится на площадке. Здесь необходимо продолжить изучение тех видов, которые были пройдены в первой и третьей четвертях: бег, прыжки в длину и высоту, мета вне на дальность, наиболее сложные игры. Гимнастические построения и перестроения, упраж­нения без предметов и на осанку должны планироваться на каж­дую четверть учебного года. Также в каждой четверти следует предусмотреть упражнения в ходьбе и в беге в чередовании с ходьбой. Проведение танцевальных упражнений лучше всего пла­нировать на вторую, конец третьей и четвертую четверти.

270 . 1


3. Весь программный материал надо распределять по нара­
стающей трудности в каждом из видов упражнений.

Примеры:

а) Равновесие в I классе: в первой четверти — упражнения на
земле или на полу; во второй — упражнения на скамейке, к концу
третьей четверти — равновесие на бревне.

б) Прыжки в I классе: в первой четверти — свободные под­
прыгивания на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на дру­
гую, прыжки в играх, простейшие прыжки через скакалку; во вто­
рой четверти — прыжки с высоты с мягким приземлением; в треть­
ей ^прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в
высоту с прямого разбега; в четвертой — прыжки в высоту и в дли­
ну с разбега.

4. Необходимо учитывать, что одни виды упражнений требуют
больше времени для изучения, а другие — меньше. Например, в
I классе программа по прыжкам значительно больше, чем по ме­
таниям, а программа упражнений без предметов больше, чем с
мячами.

5. Четверти неодинаковы по длительности, значит, количество
уроков и объем программного материала будут также разными.

Как правило, материал, изучаемый в первом полугодии, повто­ряется во втором (с целью совершенствования).

Примерное распределение видов физических упражнений по четвертям в III классе

Первая четверть.

Задачи обучения.

1. Ознакомить учащихся с двигательным режимом.

2. Продолжить обучение правильной осанке, прыжкам в длину и высоту с
разбега, метанпю .мяча на дальность.

3. Научнгь поворотам направо в налево, сдавать рапорт, ходьбе с измене­
нием темпа движений.

4. Учить свободному прямолинейному бегу на скорость.

5. Ознакомить с играми: «День и ночь», «Караси и щука», «Кто обгонит?».
Средства обучения: беседы; упражнения для формирования осанки; обще-

развиваюшне упражнения без предметов; построения и перестроения; ходьба и бег; прыжки со скакалками; прыжки в длину и высоту с разбега; метание на дальность; игры н эстафеты: «День и ночь», «Караси и щука», «Кто обгонит?»

И Др.

Вторая четверть.

Задачи обучения.

1. Ознакомить учащихся со значением активного отдыха.

2. Совершенствовать умения и навыки правильной осанки в положении си­
дя Н СТОП.

3. Научить ходьбе противоходом.

4. Научать захвату каната ногама в лазанье произвольным способом.

5. Учить перекатам назад.

6. Продолжить обучение упражнениям в равновесии, в прыжках с высоты,
в метании в цель, танцевальным упражнениям, перелезанию,


7, Ознакомить с играм»: «Гонка мячей по кругу», «Подвижная цель», «Шт-пашки — ноги от земли».

Средства обучения: беседы; упражнения для формирования осанки; постро­ения н перестроения; общеразвивающле упражнения без предметов и с предме­тами; лазанье и перелезание; акробатические упражнения; равновесие; прыжки с высоты; метание в цель; танцевальные упражнения; ходьба и бег; игры: эста­феты, «Передача мяча а колоннах», «Гонка мячей по кругу», «Подвижная цель», «Пятнашки — ноги от земли» и др.

Третья четверть.

Задачи обучения,

1. Ознакомить со значением утренней гигиенической гимнастики.

2. Продолжать обучение передвижению на лыжах, спускам и подъемам на
лыжах.

3. Формировать умения и навыки правильной осанки в различных двига­
тельных действиях.

4. Научить поворотам кругом, ходьбе по диагонали.

5. Продолжить обучение упражнениям в лазанье и перелезанив, в равно­
весия, с мячами.

6. Учить кувырку вперед.

7. Разучить танеи «Попрыгушка».

8. Ознакомить с играми: «Попади в мяч». «Охотники и утки», «Альпинисты»,
«Кто быстрей (на лыжах)?»

Средства обучения; беседы; передвижение на лыжах; элементы лыжного строя; спуски на лыжах и подъемы; игры на лыжах; упражнения для формиро­вания осанки; построения и перестроения; общеразвнвающие упражнения без предметов и с предметами; равновесие; прыжки с высоты и в высоту; танце­вальные упражнения; игры на лыжах, «Попади в мяч», «Охотники и утки», «Аль­пинисты», эстафеты и др.

Четвертая четверть.

Задачи обучения.

1. Ознакомить учащихся с правилами закаливания.

2. Совершенствовать навыки правильной осанки в различных двигательных
действиях.

3. Научить ходьбе с изменением длины и частоты шагов.

4. Учить бегу с преодолением препятствий. ■

5. Учить прыжку *в шаге».

6. Продолжить обучение в выполнении общеразвивающих упражнений без
предметов и с предметами.

7. Совершенствовать умения и навыки в ходьбе, беге, прыжках в высоту
и длину с разбега, в равновесии, акробатических упражнениях и метании на
дальность.

8. Ознакомить с играми: «Товарищ командир», «Выиграть время дальними
бросками».

Средства обучения: беседы; упражнения для формирования осанки; пост­роения и перестроения; общеразвиваюшне упражнения; ходьба; бег; прыжки в длину и высоту с разбега; метание на дальность; равновесие; акробатические упражнения; игры: «Товарищ командир», «Выиграть время дальними бросками» и др.

Это примерное распределение видов упражнений по четвертям может быть приемлемым для школ, расположенных а средней полосе РСФСР. В зависимо­сти от климатических условий распределение материала может быть иным, но принципы планирования остаются неизменными.

После ориентировочного распределения программного материа­ла по четвертям следует составить поурочный план на первую четверть. При этом те виды упражнении, которые являются ос-

212


новными в четверти, а особенно те, по которым будет проводить­ся учет успеваемости учащихся, необходимо включать в уроки неоднократно (5—8 раз) и лучше всего сериями, подряд. Это спо­собствует лучшему и более быстрому усвоению материала уча­щимися. В целях обеспечения возможно более разностороннего воздействия на организм в план каждого урока следует вклю­чать несколько видов физических упражнений. Поурочные планы на все четыре четверти сразу составлять не следует, так как нельзя заранее предусмотреть фактическое выполнение намечен­ных планов. Поэтому поурочные планы на очередную четверть разрабатываются по окончании предыдущей четверти.

Четвертные поурочные планы являются ориентировочными. Окончательный план отдельно взятого урока составляется нака­нуне его проведения, с учетом уже проведенных уроков.

Примерный план распределения программного материала на вторую четверть в III классе

19-й урок. Беседа о предстоящих в течение четверти занятиях. Построения и перестроения. Комплекс гимнастики до занятий. Игры по выбору детей.

20-й урок. Построения и перестроения. Общеразвивагащке упражнения. Рав­новесие. Метание в цель. Игры.

21-й урок. Беседа о значении активного отдыха. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Метание в цель. Игры.

22-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осан­ки. Равновесие. Акробатические упражнения. Лазанье и перелезание. Игры.

23-й урок. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Обшеразвивающие уп­ражнения. Равновесие. Лазанье и перелезание. Акробатические упражнения.

24-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Акробатические упражнения. Танцевальные упражнения. Игры.

25-й урок. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Обшеразвивающие упражнения. Равновесие (проверка умений выполнять упражнения). Танцеваль­ные упражнения. Игры.

26-й урок. Беседа «Пора готовиться к урокам лыжной подготовки». Пост­роения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Акробатические упражнения. Лазанье и перелезание. Прыжки с высоты. Игры.

27-й урок. Построения и перестроения. Общеразвицающие упражнения. Ак­робатические упражнения. Лазанье и перелезание. Танцевальные упражнения. Игры.

28-й урок. Построения и перестроения. Ходьба и бег. Упражнения для формировании осанки. Акробатические упражнения. Метание в цель. Прыжки с высоты. Игры.

29-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Акробатические упражнения (проверка умений). Танцевальные упраж­нения. Игры.

30-й урок. Построения и перестроения. Общеразвивающие упражнения, Рав­новесие. Прыжки с пысогы. Лазанье и перелезание Игры.

31-й урок. Построения и перестроения. Упражнения для формирования осанки. Равновесие. Акробатические упражнения. Лазанье к перелезание. Игры.

32-й урок. Построения и перестроения. Общеразвивающне упражнения. Рав­новесие и акробатические упражнения (проверка умений). Метание в цель. Игры.

33-й урок. Беседа об итогах четверти. Советы по проведению каникул. По­строения н перестроения. Ходьба и бег. Танцевальные упражнения. Игры по выбору детей.

18 Заказ № 6305 ^73


Примерные планы уроков не исчерпывают всего материала, которым следует включать в урок. Они являются лишь основой конкретных планов. Это в первую очередь относится к заключи­тельной части урока, в которой учитель должен выполнить об­щую для всех уроков задачу — привести организм занимающих­ся в относительно спокойное состояние — и подвести итоги.

Вместо указанного выше способа распределения программно­го материала по урокам на четверть может быть составлен по* урочный план-график на четверть.

Примерный план-график распределения программного материала на вторую четверть в III классе

 

№ уроков 26
Теоретические сведения О   О         О             О
Построения и перестрое- + О + + + Ф О + + +   4- + 4-
ния                              
Ходьба и бег.         Л-   4-     -)-         4-
Упражнения для форми- О     +   +   о   + +   4-    
рования осанки                              
Общеразвиваюише уп-   4-     4-   +         4-   4-  
ражнения (без пред-                              
метов и с предметами)                              
Равновесие   О   -|- 4"             4- 4- ф  
Лазанье и перелезание       О 4-       -)-     4- -|-    
Акробатические упраж-       о 4- +   + -+- +     4- ф  
нения                              
Прыжки с высоты                   -\-          
Метание в цель   ■4" _|_                 4-   4>  
Танцевальные упражне-           О +   +   4-       4-
ния                              
Игры + О   + о + + о +   + О   +  
Условные обозначения: О — ознакомление;+ — изучение;
♦ — фронтальный учет.    

Примерное распределение программного материала по уро-. кам в четвертом плане может быть более точным, если перед на­чалом планирования все упражнения в каждом виде упражне* ний пронумеровать, а при записи в план указывать вид упражне­ний и номера упражнений.

Например, программный материал по построениям и пере­строениям в III классе может быть пронумерован так: 1. Рапорт. 2. Повороты на месте направо. 3. Повороты на месте налево. 4. Поворот кругом по разделениям. 5. Ходьба противоходом. 6. Ходьба по диагонали.

274 ■ ■ " ' . ' ' •"■•'■ ■ • '-^ 1и


Программный материал III класса по основным движениям рук, ног, туловища должен быть пронумерован отдельно: 1. Кру­говые движения обеими руками в лицевой плоскости. 2. Круго­вые движения обеими руками в боковой плоскости. 3. Асиммет­ричные движения руками. 4. Опускание на одно колено с шага назад. 5. Опускание на одно колено с шага вперед. 6. Переход из упора присев в упор присев на одной ноге. 7. Перешагивание но­гой вперед и назад через сцепленные пальцы рук. 8. Наклоны туловища вперед и назад в сочетании с движениями рук. 9. На­клоны туловища вправо и влево в сочетании с движениями рук. 10. Повороты туловища в сочетании с движениями рук. 11. Соче­тание изученных движений рук, ног, туловища.

Так могут быть пронумерованы упражнения всех видов физи­ческих упражнений, предусмотренных в программах всех клас­сов школы.

Нумерация упражнений используется как для составления чет­вертных поурочных планов, так и для составления плана на один урок: вместо описания упражнения достаточно написать его номер.

В практике работы учителей начальных классов есть два спо­соба оформления планов уроков. Первый способ заключается в том, что все планы по всем предметам на очередной день записы­ваются в общую тетрадь в том порядке, в котором уроки будут проводиться в соответствии с расписанием. При этом способе учителю следует пользоваться формами планов уроков физиче* ской культуры, приведенными в IV главе.

Другой способ состоит в том, что для каждого предмета ве­дется отдельная тетрадь с планами уроков. В этом случае для планирования уроков физической культуры может, быть предло­жена следующая форма:

 

 

 

 

Номер урока н дата Место занятий и инвентарь Задачи урока Содержание урока Задание на дом Примечание
1-я часть 2-а часть 3-я часть
               

Для обмена опытом планы уроков следует обсуждать на за­седаниях методических объединений.

УЧЕТ

Для правильной постановки физического воспитания в школе важное значение имеет хороший учет работы. Учет помогает проверить правильность планирования и проведения учебной и внеклассной работы, а также выявить успеваемость учащихся.


18е



В практике работы школ определились три вида учета: пред­варительный, текущий и итоговый.

Предварительный учет включает учет состояния здо­ровья и физической подготовленности учащихся.

Учет состояния здоровья детей основывается на данных, име­ющихся в личном деле, сведениях, полученных учителем от ро­дителей, результатах медицинского осмотра и наблюдениях учи­теля. Эти сведения позволяют учителю принимать решение (согласованное с врачом) о возможности участия детей в различ­ных видах учебной и внеклассной работы.

Учет физической подготовленности проводится в начале года (несколько уроков), а также перед прохождением нового мате­риала и направлен на выявление степени усвоения учащимися ранее пройденного материала. В первую очередь следует озна­комиться с умением детей выполнять упражнения в ходьбе, прыж­ках и метании. Итоги учета помогают учителю лучше ориенти­роваться в проведении практической работы с учащимися.

Основным видом учета является текущий учет. Сюда входит учет выполнения общего плана работы по физическому воспитанию и учет учебной работы.

Учет выполнения плана проводится директором школы (или по его поручению другими работниками школы), а учет учебной работы — учителем. Он проверяет успеваемость и посещаемость, выполнение учебной программы и отношение учащихся к заня­тиям.

Учет успеваемости проводится на уроках. Он содействует лучшему отношению детей к урокам, регулярным самостоятель­ным занятиям, повышению достижений учащихся в овладении умениями и навыками.

Велико влияние оценки. Высокий балл, свидетельствующий об успехах, радует учащихся, ободряет, стимулирует их. Низкий балл огорчает детей, заставляет их задуматься о причинах пло­хой успеваемости. Чтобы учет успеваемости стал действенным средством в улучшении обучения детей, его надо проводить си­стематически и методически правильно. Уже с I класса следует регулярно оценивать знания, умения и навыки учащихся, после­довательно планируя учет успеваемости.

При планировании необходимо предусматривать, чтобы ус­певаемость учащихся оценивалась по всем основным видам уп­ражнений, входящим в учебную программу. Для этого желатель­но в начале учебного года (а еще лучше до начала учебного го­да) определить, в каких четвертях и по каким основным видам упражнений будет проводиться фронтальная проверка успеваемо­сти. При этом следует соблюдать принцип преемственности и по­следовательного прохождения программного материала.

Для средней полосы РСФСР может быть рекомендовано сле­дующее планирование видов упражнений для учета успеваемости учащихся:

276 ' . ■:,■"■'.. :. '■ '■•-•■■■■?'■" '■■ ' '- ■ У


Клас­сы


первая


вторая


Четверти


третья


четвертая


 


Прыжки с вы­соты. Метание в цель


Лыжная подго­товка. Акробати­ческие упражне­ния


Равновесие. Лазанье и пере­лез ание


 


Прыжки в длину с места. Метание на дальность


Лазанье и пе-релезание. Уп­ражнения с малы­ми мячами


Лыжная подго­товка. Акробати­ческие упражне­ния


Бег. Метание в цель


 


III


Прыжки в высоту. Мета­ние на даль­ность


Равновесие. Акробатические упражнения


Лыжная подго­товка. Лазанье и перелезание


Бег. Прыжки в длину с разбе­га


Примечание. В зависимости от конкретных условий школы могут быть взяты другие виды.

Учет успеваемости проводится на уроках методами наблюде­ния и опроса.

Метод наблюдения состоит в том, что учитель при про­ведении урока, осуществляя обшее наблюдение за всеми учащи­мися, особенно внимательно следит за выполнением упражнений тремя-четырьмя учениками. Об этом учитель предупреждает всех учащихся, а в конце урока, подводя итоги, объявляет о ре­зультатах этого наблюдения и ставит оценки тем ученикам, за которыми он наблюдал особенно внимательно.

Наблюдение можно вести за тремя-четырьмя учениками в те­чение всего урока и объявить им общую оценку. Можно вести наблюдение за определенными учащимися лишь во время вы­полнения ими одного вида упражнений, а при занятиях другим видом — за другой группой детей. В этом случае оценка ставится не за весь урок, а за выполнение определенных упражнений. Кроме того, учитель может не предупреждать учащихся о своем наблюдении. Этот вариант применяется тогда, когда на уроках вырабатывается четкий порядок в выполнении упражнений, а так­же после того, как упражнения проводились на уроках достаточ­ное число раз и учащиеся знают предъявляемые к ним требова­ния при выполнении упражнений.

На смешанном уроке, и особенно на уроке совершенствова­ния, применяя метод наблюдения, можно поставить от 3—4 до 12—16 оценок.

Оценки можно объявлять сразу после выполнения упражне­ний или в заключительной части, при подведении итогов. Лучше это делать после проведения упражнения, тогда дети лучше пой-


мут указания учителя. Кроме того, объявление результатов во время урока мобилизующе действует на выполнение учащимися предстоящих упражнений.

Метод опроса состоит в том, что учащиеся по вызову учи­теля и по его заданию выполняют упражнения. Качество выпол­нения упражнений оценивается учителем. Опрос трех-четырех учеников на каждом уроке может проводиться при занятиях те­ми же видами упражнений.

В распоряжении учителя два способа.

Первый способ состоит в том, что учитель спрашивает одного ученика в присутствии всего класса и объявляет оценку. Этот способ очень эффективен для сосредоточения внимания занимаю­щихся на выполнении упражнений, по при таком способе затра­чивается много времени.

Второй способ состоит в том, что во время урока учитель, не привлекая внимания всех учащихся, дает одному ученику за­дание выполнить упражнение на оценку. Оценка объявляется сразу после выполнения задания. Этот способ чаще всего при­меняется при групповом методе ведения урока.

Методом опроса оцениваются не только умения детей в вы­полнении различных упражнений, предусмотренных учебной про­граммой, но и знания из области физической культуры. В пре­делах доступного дети должны иметь понятия о специальных терминах, знать, как нужно выполнять упражнения, и уметь это объяснить своими словами, знать содержание и правила прой­денных игр и уметь рассказать об этом своим товарищам.

Методом опроса учитель пользуется также при проведении учетных уроков. Учетные уроки проводятся во всех четвертях и во всех классах, кроме первой четверти в I классе. В каждой четверти проводится два—четыре учетных урока по двум-трем учетным упражнениям.

Учетные уроки следует проводить после того, как дано доста­точное количество уроков, в которых среди других видов упраж­нений были и учетные.

Желательно, чтобы виды учетных упражнений повторялись на пяти—восьми уроках, предшествующих учетному. Учетные уроки и учетные упражнения учителю следует рассматривать не только как средство выявления успеваемости учащихся, но и как возмож­ность проверки своей работы.

Если на одну четверть планируется два учетных упражнения, то учетных уроков должно быть три: на каждое учетное упраж­нение один учетный урок и один урок для повторного опроса тех учащихся, которые не были на первых учетных уроках или полу­чили низкие оценки. Во время учетных уроков дети выполняют учетные упражнения индивидуально.

В качестве учетных упражнений чаще всего применяются: бег, прыжки, метания, равновесие, лазанье и перелезание, акробати­ческие упражнения, передвижение на лыжах, спуски и подъемы


на лыжах на склонах, упражнения с мячами (большими я ма­лыми), общеразвивающие упражнения и др.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.