Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История становл-я и развития г-ны. Основоположники отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман и др.).





ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1(1).Предмет и содержание гигиены. Санитария. Связь с др. науками. Зн-е гигиены в деят-ти лечащего врача.

Гигиена («дающая здоровье») изучает влияние окр.среды на здоровье ч-ка, его работоспособность и устанавлив-т нормативы. Проводит мероприятия направленные на улучш-е окр.ср, сохр-е здоровья ч-ка и его работоспособность. Гигиена – основная профилактическая дисциплина в медицине. Проф-ка: первичная (медосмотр), вторичная (раннее лечение). ЗАДАЧИ Г-НЫ: а)изуч-е факторов внешн.ср; б)изуч-е влияния окр.ср на орг-зм; в)установл-е нормативов; г)проведение санитарного надзора; д)обоснование санитарного законод-ва. Гигиена – научное обоснование дисциплины. Санитария – практическое осуществл-е требований гигиены, выполн-е необходимых гигиенич-х правил и мероприятий. Связь г-ны с др. дисц-нами: биология, физиология, физика, педиатрия, эпидемиология. Значение г-ны в деят-ти лечащего врача можно представить в следующих аспектах: гигиеническое воспит-е и образов-е насел-я; мероприятия по проф-ке внутрибольничных инфекций; сниж-е общей и профессиональной заболеваемости персонала ЛПУ; диагностика; лечение; осуществл-е производственного контроля за гигиеническими условиями в ЛПУ, лицензирование ЛПУ.

 

История становл-я и развития г-ны. Основоположники отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман и др.).

Древний мир. На заре возникновения мед.деят-ти врачи уже сознавали, что наряду с умением лечить, важное значение имеет умение предупреждать заболевания. Большая роль в развитии гигиены принадлежит врачам античной Греции. Гиппократ в своем трактате «О воздухах, водах и местностях» пытался определить значение чистого воздуха, воды, почвы для здоровья людей. Так же о гигиенических знаниях писал Аристотель, Гален. Имелись инженерные устройства по водоснабжению, однако санитарные мероприятия не проводились и были массовые эпидемии (средняя продолжительность жизни была 25 лет). В средней Азии Авиценна в своем труде «Канон медицины» уделяет большое внимание вопросам гигиены. В эпоху средневековья проповедовали презрение к телесному здоровью – период грозных эпидемий. Эпоха Возрождения уделяется внимание профессиональным болезням. Рамаццини в книге «Рассуждение о болезнях ремесленников» впервые показал влияние производственной пыли на развитие легочных заболеваний. В древней Руси было много эпидемий и люди уже знали о заразности этих болезней, они проводили карантинные мероприятия (сжигали одежду после больных). Были известны правила пищевой санитарии. Приставами в Москве осуществлялся контроль за печеньем и продажей хлеба. Петр 1 создал медицинскую канцелярию, поставив во главе её врача, издал ряд указов по охране здоровья населения (особое внимание армии). Ломоносов в книге «Первые основания металлургии или рудных дел» дал ценные указания об организации труда и отдыха рудокопов, о предохранении их от заболеваний. Мудров читал курс лекций о гигиене и болезнях в действующих войсках. Он утверждал, что гигиена должна базироваться на знании физиологии, физики и химии. Доброславин был первым профессором возглавившим кафедру гигиены в Петербурге. Он разработал программу общей, сухопутной, военно-морской гигиены для студентов и прикомандированных врачей, создал гигиеническую лабораторию, широко поставил экспериментальные работы в гигиене. Эристман сначала работал как врач окулист, затем сформировался как гигиенист и крупный общественный деятель. Опубликовал рез-ты гигиенических исследований остроты зрения 4000 учеников средних школ, в которых показал роль естественного освещения и др условий в этиологии близорукости. Разработал модель рациональной парты. Возглавил кафедру гигиены в медицинском Московском университете. Хлопин – ученик Эристмана развивший экспериментальные направления в гигиене и обогативший её многочисленными трудами о коммунальной гигиене (водоснабжение, загрязнение рек промышленными стоками, гигиена труда и питания), он руководил кафедрой общей и военной гигиены.

 

Основные разделы гигиенической науки. Методы гигиен-х исслед-й. Гигиеническое регламентиров-е (ПДК, ПДУ, ПДД, ОБУВ) и прогнозирование.

РАЗДЕЛЫ: 1)общая г-на; 2)коммунальная г-на: воздуха, воды, почвы, раст.покрова, здания; 3)г-на питания; 4)г-на труда; 5)г-на детей и подростков; 6)больничная г-на; 7)радиационная г-на; 8)военная г-на. Методы исслед-я: метод санитарного описания; физич-й метод исслед-я; химический метод; биологический; бактериологич-й (посев); микроскопический; радиоэлектрический; экспериментальный; санитарно-статистический. Регламентирование – это нормы.Основой гигиенического регламентиров-я качества окр. среды является изучение влияния на организм факторов окр. среды с целью определения недействующих уровней доз и концентраций и установления гигиенических нормативов. ПДК – предельно допустимая концентрация (в воздухе, в воде), ПДУ – предельно допустимый уровень (для шума и вибрации), ПДД – предельно допустимая доза (для радиактивов), ОБУВ –ориентировочный безопасный уровень воздействия. Прогнозирование – прогноз, предвидение.

Физические свойства воздуха и их значение для организма. Физиолого-гигиеническое значение воздуха. Влияние на организм высоких и низких температур. Приборы применяемый для определения температуры воздуха. Меры профилактики перегревания и переохлаждения.

Значение воздуха: 1)Среда обитания. 2)Условие жизнедеят-ти: позволяет ориентироваться в окрж-щей обстановке, среда распр-я звуков, сохранение жизненных ф-ций. 3)Фактор климатообразования: условие, способствующее теплообмену; защита земли от перегрева и охлаждения, рассеивает солнечные лучи, способствует освещению большей части пов-ти. Физические факторы: солнечная радиация, t, влажность, скорость движ-я воздуха, барометрич-е давление, атмосферное электричество, магнитное поле, освещенность. Температура влияет на теплообмен человека. При повышении t (25-35) сниж-ся окислит-ные процессы, дыхание учащается и стан-ся поверхностным. Длит-ное возд-е приводит к нарушению водно- солевого (судорожная бол-нь) и витаминного баланса, потеря с потом. При высокой темпер-ре усил-ся кровоснабжение кожи за счет расшир-я капилляров. Возрастает ЧСС, Hb и Эr, сниж-ся АД, повыш-ся вязкость крови. В ЦНС ослабл-е внимания, ухудшение координации движений и их замедление. Длит-ное возд-е вызывает гипертермию (до 38) орг-ма (гиперемия лица, головокр-е, потоотделение, гол боль, тошнота, рвота, искажение цветового восприятия). В тяжелых случаях тепловой удар (41 и >) падает АД, потеря сознания, судороги, дыхание частое и поверхностное. При низких температурах сниж-ся температура кожи, ухудшение тактильной чувствит-ти, понижение сократит-ной спос-ти мышц, ослабл-е болевой чувствит-ти, адинамия, сонливость. Пониж-е температуры отдельных частей тела приводит к болевым ощущениям. Охлаждение способствует развитию различных заболеваний: ангин, пневмоний, невритов, миозитов. Приборы: ртутный и спиртовой термометр. Термометр оставляют на 5 мин, чтобы жидк-ть в резервуаре приобрела темпер-ру окруж-ей среды (4 точки: центр-высота 0,5м и 1,5м от пола, и на 1,5м в 10 см от наружной и внутренней стен помещ-я, берем среднюю). Термограф. Применяют при длит-ной регистрации температуры воздуха, в течении суток или недели. Состоит из восприним-его элемента (изогнутая, наполнена толуолом, или биметал-кая пластинка), связанного с записывающим устройством.

Загрязнение атмосферного воздуха. Гигиеническая оценка основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Степень опасности промышленных выбросов для окружающей среды и состояния здоровья населения. Охрана атмосферного воздуха. Основные природоохранительные мероприятия и их гигиеническая эффективность.

Источники загрязнений: 1)Естественные -вулканы, бури, пожары, разложение организмов. 2)Искусственные (антропогенные) промышленность, транспорт, с/х, сжигание топлива.

 

Вид загрязнения Источник загрязнения Влияние загразнения
Фреоны (F,Cl, углероды) Промышленное производство, выбросы сверхзвуковых самолетов Истощение азонового слоя->заб-я рак кожи, снижение иммунитета; Сниж-ся урожайность растений
Токсический смог (По типу Лондонского) Выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы, их реакции с твердыми взвешенными частицами воздуха+ туман или высокая влажность + атмосферная инверсия (безветрие)  
Кислотные дожди Сжигание топлива, выхлопные газы выделяют диоксиды серы и азота, кот превращают выпадающие дожди в растворы кислот Гибель водных организмов, усыхание лесов, нарушение биологического равновесия  
Углеводороды (бензин) Автомобильные выхлопные газы Рак легких
Фотохимический смог Образование из серной кислоты соединений N в комплексе с органическими веществами под воздействием электрических разрядов Ухудшает работу ЦНС, ССС;гибель растений, разрушает бетон, памятники архитектуры

Мероприятия по санитарной охране воздуха: 1)Законодательные. А)Об охране окружающей природной среды. Б)Об охране атмосферного воздуха. Основой закона явл-ся нормирование примесей путем установления ПДК (предельно допустимая концентрация, концентрация, которая при длительном воздействии не оказывает отрицательное влияние на организм) 2)Технологические. Снижающие выбросы в атмосферу. Электромобили, безотходное производство. 3)Планирование. Правильное размещение промышленных предприятий, обеспечивающие проветривание улиц и их озеленение. 4)Санитарно-технические организация очистки промышленных выбросов с помощью очистительных сооружений. Циклон –улавливает крупные частицы, Скруббер – улавливает крупные, мелкие частицы за счетводы, аппарат мокрой очистки. Электрофильтр- задерживают до 99% золы и пыли.

Гигиенич-е требования к качеству воды (ГОСТ 2874 – 82 «Вода питьевая»). Гигиенич-е требов-я к качеству источника водоснабжения (ГОСТ 2661 – 84 «Источники централизованного хозяйственно – питьевого водоснабжения»).

В ГОСТе «Вода питьевая» записаны требования к воде, которую можно пить. Они делятся на 3 части: 1)требования к органолептическим св-вам (к самим органолептическим св-вам и к тем вещ-вам, которые влияют на органолептику (Cl – соленый, CO3 – горько-соленый, Fe – привкус ржавчины, Cu и Zn – метал.привкус); 2)требования к хим.составу (к хим.вещ-вам, которые токсичны для орг-зма, к группе фтора, требования к радиоактивным вещ-вам и солям тяж.металлов); 3)требования к бактериальному составу (бактер.показатели бывают: прямые – общее микробное число (ОМЧ), ОЧКБ, колифаги; косвенные – химические вещ-ва органич.происхожд-я, продукты разлож-я белка: NH3 (свежее) в норме не больше 0,1 мг/л, в дальнейшем нитриты в норме 0,002 мг/л, нитраты в норме 10 мг/л. Хлоридов в пресной воде не больше 20-40 мг/л, часть NaCl из мочи. Сульфатов в норме не больше 500 мг/л, анаэробное разложение белков. Окисляемость от 2 до 3 мг/л). По косвенным показателям мы судим о степени загрязнения ч/з 2-3 мин, а по прямым ч/з 3 суток. Более точный ответ когда повышается комплекс показателей. В ГОСТе «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» выделяют требования к воде из которой готовят питьевую воду: 1)органолептические (100% цветность); 2)химические;3)бактериологические (не больше 500 колоний, 1000 видов в 100 мл воды)

 

Планировка и застройка населенных мест. Принцип функционального зонирования.

Планировка населённых мест — размещение на определенной территории предприятий, жилищ, культурно-бытовых учреждений, транспорта и др. функционально связанных м/д собой элементов народного хозяйства. Основные гигиеническими принципы планировки населённых мест: 1)выбор наиболее здоровой территории для населенного пункта; 2)использование в оздоровительных целях местных природных факторов; 3)оздоровление территорий; 4)правильное размещение основных объектов строительства; 5)соблюдение нормальной плотности заселения; 6)озеленение и осуществление всех видов благоустройства, обеспечивающих наиболее благоприятные условия жизни, труда и отдыха населения. Основным принципом планировки населённых мест явл-ся функциональное зонирование, т. е. территория города подразделяется на зоны: Жилая (селитебная зона) отводят наиболее здоровые и удобные участки территории, около 20% которых занимают зеленые насаждения. Основным элементом планировки является жилой квартал, где размещаются жилые дома, детские, культурно-бытовые и торговые учреждения, зеленые насаждения, площадки для игр и т. п., ограниченный со всех сторон городскими проездами. Жилую зону от промышленной отделяют санитарными озелененными разрывами – санитарно- защитными зонами, ширину которых определяют в зависимости от степени вредности промышленных выбросов. Промышленная располагается с учетом господствующего направления движения воздуха в данной местности, в подветренной стороне населенного пункта, ниже по течению реки и отделяется от жилой зоны озелененной санитарно-защитной зоной, ширина которой определяется санитарными нормами: а)внеклассовые (атомные электростанции) располагаются вне города; б)классовые: 1-ый(самый опасный) на расстоянии не ближе 1000 м, 2-й кл.500 м, 3-й кл.300 м от жилой зоны, 4-й кл.100 м от жилой зоны, 5-й кл 50 м (должна присутствовать зеленая защитная зона). Транспортно-складская (ж/д вокзал, склады, автобазы). Пригородная (зоны отдыха населения, больницы спец.назначения: психиатрия, инфекционная, туберкулезная; водопроводные станции, места утилизации жид. и тв. отходов, кладбище). Зона внегородского транспорта (аэропорты, речные и морские порты, грузоперевозящие порты).

 

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

1(44).Значение питания для здоровья людей. Основные вопросы гигиены питания.

Питание играет немаловажную роль для здоровья людей. Пища обеспечивает орг-зм энергией, необходимой для передвижения и трудовой деят-ти, служит источником " пластических " веществ, БЖУ, а также витаминов и минеральных солей, благодаря которым происходит обновление клеток и тканей. Выработка гормонов, ферментов и других регуляторов обменных процессов также происходит благодаря пищевым продуктам. При правильном питании обеспечивается постоянство внутренней среды орг-зма чел-ка, функционирование иммунной системы, повышается сопротивляемость орг-зма к болезням. Питание здорового чел-ка должно быть полноценным и соответствовать его физиологическим потребностям в зависимости от пола, региона проживания, хар-ра труда. Пища должна быть разнообразна. В рацион должны входить все группы продуктов, необходимые для восполнения энергетических затрат и функционирования всех органов и систем орг-зма. Неправильное питание приводит к нарушению процессов обмена веществ в орг-зме, ослаблению иммунитета, возникнов-ю хрони-х заболев-й. Избыточное питание является частой причиной заболев-й органов кровообращения, ожирений, атеросклероза, сахарного диабета, подагры. Недостаток питания вследствие белковой недостаточности пищи вызывает тяжелые заболев-я у детей: замедление роста, умственного развития, костеобразования, возникновение изменений в поджелудочной ж-зе и печени. Большую роль в правильном питании играет кол-во и качество пищи, режим питания – время приема пищи, промежутки м/д ее приемами, распределение в течение дня. Необходимо ужинать за 2-3 часа до сна, особенно нельзя есть на ночь рис, картошку, булочки, т.к. в них содержатся углеводы, которые быстро всасываются, их лучше всего заменить на капусту, морковь, гречневую кашу. Нежелательно использование полуфабрикатов для приготовления пищи. Одна из составляющих человеческого орг-зма – вода, с помощью нее происходят все процессы жизнедеят-ти орг-зма. Воду для питья и приготовления пищи нужно применять только очищенную. Нельзя пить большое кол-во воды перед сном, т.к. почки в ночное время суток могут плохо функционировать, но в подростковом возрасте это маловероятно. Вопросы гигиены питания: 1) Организация питания в соответствии с потребностями орг-зма. Различают: рацион-е питание людей в соответствии с их полом, возрастом, энерготратами и другими особенностями; диетическое питание людей, страдающих теми или иными заболеваниями, и лечебно-профилактическое питание отдельных групп населения и промышл-х рабочих, подверженных риску профессион-х заболев-й. 2) Санитарно-гигиеническую оценку качества пищевых продуктов с целью профил-ки пищевых отравлений и кишечных инфекций. Роль питания в процессе взаимосвязи м/д орг-змом и внешней средой велика. Согласно современным научным представлениям питание здорового чел-ка должно быть рациональным.

ГИГИЕНА ТРУДА

1(60).Гигиена труда. Основные вопросы, изучаемые гигиеной труда. Методы исследования, используемые в гигиене труда.

Гигиена труда – это часть гигиены, которая изучает влияние на организм, хар-р трудового процесса и условия трудового процесса. Изучает вопросы: 1)Хар-р трудовогопроцесса и его влияние на орг-зм чел-ка; 2)Условия труда, в которых протекает трудовой процесс; 3)Заболеваемость по больничным листам; 4)Эффективность тех средств, направленных на улучшение труда. Методы исследования: а)физические и химические методы для исследования условий труда на производстве и оценки эффективности оздоровительных мероприятий; б)физиологические методы для исследования изменений в организме под влиянием условий и характера труда; в)клинико-статистические и санитарно-статистические методы для изучения состояния здоровья, общей и профессиональной заболеваемости работающих.

 

Промышленные яды и профессион-е отравления. Общие закономерности действия промышл-х ядов(пути проникнов-я, формы проявления, факторы, определяющие действие ядов). Профессион-е отравл-я окисью углерода, сернистым газом, ртутью, органическими растворителями. Меры проф-ки.

Проф.отравления - патологич-е состояние, обусловленное воздействием токсических в-в в условиях произв-ва. Промышл-е яды группа токсич. вещ-в и соединений, которые используются в промышл-ти в качестве исходного сырья или обр-ся в условиях промышл-го произв-ва. Некоторые промышл-е яды имеют политропный хар-р – способны одновременно вызывать поражение неск-х органов и систем орг-ма. ГРУППЫ ПРОМЫШЛ-Х ЯДОВ: 1)вещ-ва раздражающего действия (воздействуют на органы дых-я, кожу, слизистые); 2)нейротропные; 3)гепатотропные; 4)гематотоксичные; 5)нефротоксичные; 6)аллергены; 7)канцерогены. Пути поступл-я вещ-в зависят от их агрегатного состояния (газообразн., жид или тв. вещ-ва) и от хар-ра технологич-гопроцесса (нагревание, измельчение). В условиях производства токсич. в-ва проникают в орг-зм ингаляционным путем, так же ч/з кожу и ЖКТ. Следует различать контактное действие яда (повреждение органов и тканей). Из орг-ма яды могут выдел-ся ч/з органы: дыхания, почки, ЖКТ, кожу, слюн/ж-зы, пот/ж-зы. Развитию проф.отравления способствуют след-е факторы: высок. t воздуха рабочей зоны; физич-е нагрузки. Степень тяжести интоксикации зависит от: концентрации вещ-ва и длит-го контакта с ним. В связи с этим выделяют: острые и хронич. отравления. Проф.отравления ртутью(Hg). Hg и ее соед-ия использ-ся при производстве и ремонте измерительного лабораторного оборудования(ртутные термометры, в ртутных лампах, рентгеновских трубках).ПДКHg: maxразовая 0,01 мг/м3 в орг-зм попадает ингаляционным путем и ч/з кожу. При вдыхании воздуха, содержащего пары Hg конц-ии не выше чем 0,25 мг/м3 она задерж-ся и накапл-ся в легких, в случае более высоких конц-ях тут Hg всас-ся неповрежденной кожей. Острые отравления Hg проявл-ся ч/з неск-ко часов после начала воздействия вещ-ва. Симптомы: общая слабость, отсут.аппетита, голов.боль, боль при глотании, металлич.вкус во рту, слюнотечение, набухание и кровоточивость десен, тошнота, рвота, повышение t до 38-40, в моче опред-ся Hg. Хроническое отравление (меркуриализм) хар-ся триадой: 1)Эритизм (смущаемость, неуверенность, застенчивость); 2)Стоматит (рыхлость и кровоточивость десен, обильное слюноотделение.Hg скапливается по краям десен и вызывает гингивит.Могут расшатываться зубы); 3)Тремор (дрожание кончиков пальцев рук, затем ног и всего тела особенно видно на губах и сомкнутых веках). Общ.симптомы: повыш-ая утомляемость, сонливость, общая слабость, головокружение, снижение памяти и внимания, сниж-е обоняния, кожной чувствительности, вкуса, возник. хронич. гастрит, который сопровожд-ся изъязвлением слизистой. Проф-ка для Hg: 1)Помещение в которых выполняются работы с Hg должны быть оборудованы непроницаемо для Hg; 2)Все работы с открытой Hg должны произв-ся в вытяжных шкафах; 3)Лица работающие с Hg снабжаются спец. одеждой из плотн. ткани; 4)Проводятся мед.осмотры: 1 раз в год у лиц работающих с открытой Hg (добыча, выплавка Hg, очистка ее от примесей, в производстве ртутных приборов), 1 раз в 2 года – там, где Hg в закрытом виде(проходят терапевта, невролога, исследуют мочу на Hg).

 

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1(75).Физическое развитие (ФР) детей и подростков. Факторы, влияющие на ФР. Показатели ФР. ФР (термин ввёл Эрисман) – один из показателей здоровья. Комплекс морфофункционального развития ребенка на каждом возрастном этапе, характеризующий процессы роста и развития. Изучается на детях т.к: в этом возрасте можно повлиять на процессы ФР, изменив какие то условия; это растущий орг-зм; школьники – это организованный коллектив; ФР изучается в динамике (ежегодно). Методы ФР: индивидуализирующей (исследуют одного ребёнка) и генерализирующий (целый коллектив). Факторы, влияющие на развитие: 1)зависит от состояния здоровья чел-ка; 2)степень рацион-го питания; 3)биологич-е факторы (здоровье родителей, как протекала беременность, роды, послеродовой период); 4)соблюдение рацион-го режима дня: рациональный сон, правильное питание, пребывание на воздухе, двигательная активность (она должна соответств-ть морфофункциональному развитию ребенка, чрезмерная физич-я нагрузка не стимулирует, а тормозит ФР), нагрузки умственные и физические, экономическое положение, экология, бытовые условия, наличие гигиенических навыков, вредные привычки, уровень образования родителей, отношение к этнической группе (в каждой этнич-ой группе складываются свои стандарты развития, не связанные со здоровьем). Показатели ФР: рост, вес (масса), окр. гр. кл-ки. Их измеряют во время мед.осмотра, которые проводят в утренние часы.

 

Комплексная оценка ФР.

В настоящее время некоторые дети по своему биологическому развитию не соответствуют паспортном, т.к. развита акселерация. Комплексная оценка состоит из 2х этапов. 1 этап: 1)определение паспортного возраста; 2)оценка ур-ня биологического развития по показателям – рост ребёнка, ежегодная прибавка длин и роста тела (по карточке); 3)кол-во постоянных зубов; 4)оценка ур-ня полового созревания. У мальчиков: оволосенение подмышечной пол-ти (ax 1, ax 2и т.д. по табл.); оволосенение паховой обл-ти (pubic 1,2,3); оволосенение лица (facialis 1,2,3); появление кадыка (arings 1,2,3); мутация голоса (voes 1,2,3). У девочек: оволосенение подмышечной обл-ти; лобковой обл-ти; развитие гр. ж-зы. Все показатели выписываются в одну строчку. Берется табл. и вычисляется биологический возраст; 5)сравниваем биологич-й возраст (БВ) с паспортным (ПВ). Если БВ = ПВ или находится в пределах +/- 2 года. Для оценки ФР развития берут ПВ; если БВ отстает от ПВ более, чем на 2 года для оценки ФР используют БВ + 2 года; если БВ опережает ПВ больше, чем 2 года используют ПВ – 2 года. Выбрать шкалу регрессии по возрасту который определили. 2 этап: оценка ФР по шкале регрессии. Шкала регрессии – самый лучший способ т.к. все 3 показателя рассматриваются во взаимосвязи; для каждого пола и возраста есть своя собственная таблица шкалы регрессии. При сравнивании веса, роста и окр. гр. кл-ки, рост – стабильная величина. Оценка ФР идёт в 2 этапа: сначала оценивается только рост, для этого величину роста сравниваем со стандартов для данного пола и возраста (средний, выше среднего, ниже, низкий). Затем в табл. с ростом находят вес. Фактический вес сравнивают со стандартом. Вычитают из большего меньшее, ставят знак. В табл. находят сигмальное отклонение. Разницу в весе делят на сигмальное отклонение и полученный результат сравнивают со шкалой. И так далее с окр. гр. кл-ки. Шкала: +/-1σ - развит гармонично; +/-1σ – +/- 2σ – дисгармонично; +/- 2σ – +/-3σ – резко-дисгармонично.

 

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Включает в себя выполнение правил, которые способствуют сохр-ю и укреплению здоровья чел-ка. Личная гигиена охватывает вопросы гигиенического содержания тела (кожи, волос, ногтей, зубов), обуви и одежды, жилища, правил рацион-го питания, закаливания орг-зма и физической культуры.

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1(1).Предмет и содержание гигиены. Санитария. Связь с др. науками. Зн-е гигиены в деят-ти лечащего врача.

Гигиена («дающая здоровье») изучает влияние окр.среды на здоровье ч-ка, его работоспособность и устанавлив-т нормативы. Проводит мероприятия направленные на улучш-е окр.ср, сохр-е здоровья ч-ка и его работоспособность. Гигиена – основная профилактическая дисциплина в медицине. Проф-ка: первичная (медосмотр), вторичная (раннее лечение). ЗАДАЧИ Г-НЫ: а)изуч-е факторов внешн.ср; б)изуч-е влияния окр.ср на орг-зм; в)установл-е нормативов; г)проведение санитарного надзора; д)обоснование санитарного законод-ва. Гигиена – научное обоснование дисциплины. Санитария – практическое осуществл-е требований гигиены, выполн-е необходимых гигиенич-х правил и мероприятий. Связь г-ны с др. дисц-нами: биология, физиология, физика, педиатрия, эпидемиология. Значение г-ны в деят-ти лечащего врача можно представить в следующих аспектах: гигиеническое воспит-е и образов-е насел-я; мероприятия по проф-ке внутрибольничных инфекций; сниж-е общей и профессиональной заболеваемости персонала ЛПУ; диагностика; лечение; осуществл-е производственного контроля за гигиеническими условиями в ЛПУ, лицензирование ЛПУ.

 

История становл-я и развития г-ны. Основоположники отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман и др.).

Древний мир. На заре возникновения мед.деят-ти врачи уже сознавали, что наряду с умением лечить, важное значение имеет умение предупреждать заболевания. Большая роль в развитии гигиены принадлежит врачам античной Греции. Гиппократ в своем трактате «О воздухах, водах и местностях» пытался определить значение чистого воздуха, воды, почвы для здоровья людей. Так же о гигиенических знаниях писал Аристотель, Гален. Имелись инженерные устройства по водоснабжению, однако санитарные мероприятия не проводились и были массовые эпидемии (средняя продолжительность жизни была 25 лет). В средней Азии Авиценна в своем труде «Канон медицины» уделяет большое внимание вопросам гигиены. В эпоху средневековья проповедовали презрение к телесному здоровью – период грозных эпидемий. Эпоха Возрождения уделяется внимание профессиональным болезням. Рамаццини в книге «Рассуждение о болезнях ремесленников» впервые показал влияние производственной пыли на развитие легочных заболеваний. В древней Руси было много эпидемий и люди уже знали о заразности этих болезней, они проводили карантинные мероприятия (сжигали одежду после больных). Были известны правила пищевой санитарии. Приставами в Москве осуществлялся контроль за печеньем и продажей хлеба. Петр 1 создал медицинскую канцелярию, поставив во главе её врача, издал ряд указов по охране здоровья населения (особое внимание армии). Ломоносов в книге «Первые основания металлургии или рудных дел» дал ценные указания об организации труда и отдыха рудокопов, о предохранении их от заболеваний. Мудров читал курс лекций о гигиене и болезнях в действующих войсках. Он утверждал, что гигиена должна базироваться на знании физиологии, физики и химии. Доброславин был первым профессором возглавившим кафедру гигиены в Петербурге. Он разработал программу общей, сухопутной, военно-морской гигиены для студентов и прикомандированных врачей, создал гигиеническую лабораторию, широко поставил экспериментальные работы в гигиене. Эристман сначала работал как врач окулист, затем сформировался как гигиенист и крупный общественный деятель. Опубликовал рез-ты гигиенических исследований остроты зрения 4000 учеников средних школ, в которых показал роль естественного освещения и др условий в этиологии близорукости. Разработал модель рациональной парты. Возглавил кафедру гигиены в медицинском Московском университете. Хлопин – ученик Эристмана развивший экспериментальные направления в гигиене и обогативший её многочисленными трудами о коммунальной гигиене (водоснабжение, загрязнение рек промышленными стоками, гигиена труда и питания), он руководил кафедрой общей и военной гигиены.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.