|
Примеры патопсихологических методикОсновные методики, применяющиеся сегодня в патопсихологическом исследовании, классифицируются в соответствии с психическими процессами и функциями, на оценку которых они направлены: вниманием, памятью, мыслительными процессами, интеллектом, эмоциональными состояниями, характером, личностью. Нарушения определяются относительно различных свойств и характеристик этих процессов. Рассмотрим несколько примеров патопсихологической диагностики. Исследования внимания. Одной из самых первых и простых патопсихологических методик является корректурная проба, предложенная в конце XIX в. Испытание представляет собой зачеркивание одной или двух букв (например, буквы «б» и «е») в рядах случайно расположенных букв на специальном бланке. Каждые полминуты или минуту экспериментатор отмечает место таблицы, в котором работает испытуемый. По окончании исследования фиксируются количество ошибок и темп выполнения задания. Корректурная проба помогает оценить способность к концентрации внимания, его устойчивость, колебания. Графическое изображение результатов демонстрирует тенденции утомляемости или высокой работоспособности. Другой несложной методикой для исследования внимания является методика отсчитывание. Испытуемому предлагают отсчитывать от 100 или 200 одно и то же число, например число 7. Таким образом, определяется возможность произведения счетных операций, утомляемость, неустойчивость внимания. Исследования памяти. Качество памяти обычно оценивается согласно процессам запоминания, узнавания, закрепления и воспроизведения. Пробы на запоминание являются одними из ключевых испытаний. Участнику зачитывают 10 двухсложных слов, не связанных между собой по смыслу, а через 20 — 30 минут его просят воспроизвести эти слова. При этом отмечается способность к заучиванию. Здоровые испытуемые могут воспроизвести весь набор слов после 3 — 4 повторений во время испытания. К похожей методике относится проба на ассоциативную память. Экспериментатор зачитывает 10 пар относительно однородных слов, между которыми легко установить смысловые связи (например, река—море, яблоко—груша). Задача состоит в том, чтобы при произнесении первого слова из пары испытуемый воспроизводил второе. В этой модификации оценивается не механическая, а смысловая память и опосредованное запоминание. Исследования мышления. Основными характеристиками психической функции мышления являются операции анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения и некоторые другие. Среди методик, диагностирующих особенности уровня и течения мыслительных процессов, встречаются тесты разной сложности, которые не принадлежат исключительно патопсихологии. Так, они могут использоваться в психологии развития для оценки уровня мышления детей, поступающих в школу. Методика складывание картинок из частей для исследования интеллектуального уровня достаточно давно известна в патопсихологии и напоминает современные красочные мозаики. Испытуемому предлагаются шесть рисунков, разрезанных на части. Каждый последующий рисунок более сложен и разрезан на большее количество частей. Как правило, образец не предоставляется, по- этому задание требует применения анализа и предвосхищения общей картины. При использовании этой методики возможно обнаружение интеллектуальной недостаточности. Альтернативным вариантом может быть методика установление последовательности событий, которая направлена на изучение способности к сравнению сюжетов в их отношениях друг к другу. Испытуемому объясняют, что на картинках изображено одно событие, и если картинки правильно разместить, то получится связный рассказ. При этом исследовании важно выявить ход рассуждений человека, мотивировку его решения, что дает информацию об уровне обобщения и отвлечения. Диагностируется также реакция на подсказку и критичность по отношению к результатам деятельности. Методика исключение понятий помогает выявить процессы обобщения и отвлечения. Она представляет собой задание по типу «четвертый лишний». Испытуемый должен исключить одно из пяти понятий, которое отличается от остальных по основному принципу. В задаче — гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога — испытуемыми исключается муравейнике пояснениями: 1) «так как гнездо, нора, берлога, курятник могут быть пустые, а муравейник — нет»; 2) «когда муравьи переселяются, груда хлама остается». Оба комментария свидетельствуют о проявлениях соскальзывания мышления на незначимые связи. В задаче — молоток, гвоздь, клещи, топор, долото — исключается топор: «молоток связан с гвоздем, клещи связаны с вытаскиванием гвоздя... исключу клещи — когда я строю заново, они мне не нужны, они нужны, когда разрушаешь... исключу гвоздь — один гвоздь мне не нужен, зачем вообще один гвоздь, вот если бы было написано гвозди». В рассуждении отсутствует логическая связь, своеобразно трактуются существенные признаки предметов. Или пример использования формальных признаков: «исключаются клещи, потому что по смыслу они употребляются только во множественном числе». Данные примеры приведены из исследования С.Х.Сафоновой. Они относятся к больным шизофренией и отражают нарушение самого процесса мышления, но не отдельных мыслительных операций. Предъявляется несколько наборов понятий, от простых к более сложным наборам слов, например: Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий, и затем весы, очки, термометр, часы. Схожим образом методика выделение существенных признаков выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов от несущественных, второстепенных. Во время испытания предъявляют набор слов, одно из которых стоит перед скобками, а остальные, находящиеся в скобках, имеют к нему отношение. Необходимо выбрать из слов в скобках два наиболее существенных, которые являются неотъемлемыми признаками первого слова. Например, сад (растения, садовник, собака, забор, земля); игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). При выполнении этой задачи активизируется абстрактное мышление, а также может быть проверена особенность реакций испытуемого на критику и подсказку. Одной из методик, оценивающих понимание переносного смысла, является толкование пословиц, которая использует материал повседневной культуры в целях патопсихологического исследования. Эта методика применяется для исследования уровня, целенаправленности и критичности мышления. В качестве стимульного материала могут использоваться как общеизвестные народные пословицы: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда», «Куй железо, пока горячо», так и более сложные: «Лес рубят — щепки летят», «Живя в стеклянном доме, не бросайся камнями». Необходимо поставить задачу дать толкование поговоркам и метафорам, определить их отвлеченный, переносный смысл. Буквальное истолкование пословицы свидетельствует о недостаточности уровня обобщения. Пиктограмма первоначально была разработана для исследования нарушений памяти и считалась методикой опосредованного запоминания. В дальнейшем она вошла в число наиболее информативных опытов по изучению нарушений мышления. Под пиктограммой понимают некий образ для запоминания слова, облеченный в рисунок. Задача состоит в том, чтобы представить в виде рисунков слова, которые слышит испытуемый в ограниченный промежуток времени, а затем по этим рисункам попытаться восстановить их. Как правило, набор слов (до 15) включает как конкретные понятия, так и абстракции, а также слова, имеющие эмоциональный подтекст. Так, в одном из вариантов исследования предлагаются следующие слова и словосочетания: веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, болезнь, печаль, счастье, любовь, развитие, разлука, обман, победа, подвиг, вражда, справедливость, сомнение, дружба. В результате по количеству правильно воспроизведенных слов оцениваются не столько особенность памяти, сколько характер ассоциаций по выбору образов для запоминания. Использованные образы классифицируются по принципу абстрактности, фактору индивидуальной значимости, фактору частоты, адекватности. Критериями оценки нарушений мышления могут быть соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность или, наоборот, абстрактность ассоциаций, условно-символический характер ассоциаций, причудливость, наличие ассоциаций по «слабому» признаку, эмоциональная насыщенность и т.д. Для патопсихолога важными являются объяснения испытуемых выбранных образов, поскольку толкования также используются в диагностике. Пример, приведенный из исследования С.В.Лонгино-вой, демонстрирует неадекватный процесс мышления в форме множественного типа выборов. Справедливость — весы, полка с книгами, ребенок и солнце. «Весы, рычаг не колеблется — значит, все справедливо, чаша "грехов" не перетягивает чаши "наказаний". Одна чаша темная, другая — светлая. В черной — грех, а в светлой — наказания. Стрелка вверх, так как справедливость торжествует, не хочу судить вверх ногами... Полка с книгами — свод законов, судить нужно справедливо, по закону, но не так, чтобы после этого было причинено зло, выше этих законов может быть только свобода, данная человеку от природы, человек рожден свободным. Птичка и цветок — символ свободы. В настоящее время нужно помнить о том, что справедливость — это дар потомкам, маленький ребенок — символ потомства, чтобы дети были всегда счастливы, пусть всегда будет солнце. Весы ниже всего, а выше — свобода». В этом случае для запоминания использованы несколько обрати, которые по содержанию далеки друг от друга и не связаны между собой. В целом неадекватность мыслительных процессов зачастую обусловлена не только неадекватностью самого объекта выбора, она обязательно сочетается с нарушением процесса выбора объекта для запоминания. Исследования личности. Поскольку личность представляет собой наиболее сложное психическое образование, то исследования личности не претендуют на ее исчерпывающий анализ, а, скорее, направлены на изучение отдельных личностных сторон и свойств. Существует множество методик, направленных на определение нарушений личности, многие из которых широко известны и публикуются в модификациях популярных тестов. Среди них шчностные опросники, методики самоотчета, проективные методы. Тем не менее большинство методик исследования акцентуаций характера, экстраверсии—интраверсии, тревожности, фрустрационных реакций, многопрофильные личностные опросники (типа MMPI) являются профессионально ориентированными и Предназначены для целей клинического исследования. Их применение требует углубленных знаний о закономерностях функционирования психики, а также работы специалиста. Несколько простых вариантов этих методик представлены в виде функциональных проб, примеры которых были рассмотрены ранее. Так, методика исследование уровня притязаний демонстрирует обенности самооценки личности в условиях выполнения задании возрастающей сложности. Она позволяет определить способно, п, перестраивать спою деятельность в зависимости от ситуаций успеха и неудачи, реакции на неудачу. Предлагают 10—12 пронумерованных карточек, на обратной стороне которых написаны задания разной сложности, о чем сообщается участнику эксперимента, который должен выбирать задания согласно собственным решениям. Например, Карточка 1. Написать 3 слова на Ш... Карточка 3. Написать 5 городов на Л... Карточка 10. Написать фамилии 5 писателей на С... Карточка 12. Написать фамилии 7 французских художников. При этом происходит оценка первых и последующих выборов задач, влияние решенных или нерешенных заданий на следующие шаги, эмоциональное состояние, отношение к результатам. В нормальном варианте уровень притязаний зависит от успеха или неудачи. Методика исследование уровня пресыщения также довольно проста в исполнении. Она помогает собрать информацию о развитии смысловой сферы личности и других свойствах психики человека. Испытуемым предлагается рисовать обычные перпендикулярные черточки на листе бумаги без дополнительных инструкций. Через некоторый промежуток времени психически здоровый участник эксперимента пытается наполнить каким-либо смыслом, в общем-то, бессмысленную деятельность. Таким образом, человек создает защитные механизмы, чтобы продолжать деятельность, пытается вступить в контакт с экспериментатором для выяснения истинной цели исследования. Напротив, испытуемый с психическими расстройствами может выполнять задачу без пресыщения или демонстрировать другие модели поведения. В большинстве рассмотренных примеров патопсихологических методик важным выступает как диагностический результат, так и реакция испытуемого на ситуацию и вывод эксперимента, поскольку в фокусе психологического исследования находится не только отдельная психическая функция, но и личность в целом. Поэтому экспериментальные ситуации предполагают включение в процесс исследования методов беседы и наблюдения, которые неминуемо используются в реальном общении патопсихолога с любым испытуемым. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|