Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примеры патопсихологических методик





Основные методики, применяющиеся сегодня в патопсихоло­гическом исследовании, классифицируются в соответствии с пси­хическими процессами и функциями, на оценку которых они на­правлены: вниманием, памятью, мыслительными процессами, интеллектом, эмоциональными состояниями, характером, лич­ностью. Нарушения определяются относительно различных свойств и характеристик этих процессов. Рассмотрим несколько примеров патопсихологической диагностики.

Исследования внимания. Одной из самых первых и простых па­топсихологических методик является корректурная проба, пред­ложенная в конце XIX в. Испытание представляет собой зачерки­вание одной или двух букв (например, буквы «б» и «е») в рядах случайно расположенных букв на специальном бланке. Каждые полминуты или минуту экспериментатор отмечает место табли­цы, в котором работает испытуемый. По окончании исследования фиксируются количество ошибок и темп выполнения задания. Корректурная проба помогает оценить способность к концентра­ции внимания, его устойчивость, колебания. Графическое изоб­ражение результатов демонстрирует тенденции утомляемости или высокой работоспособности.

Другой несложной методикой для исследования внимания яв­ляется методика отсчитывание. Испытуемому предлагают отсчи­тывать от 100 или 200 одно и то же число, например число 7. Таким образом, определяется возможность произведения счетных операций, утомляемость, неустойчивость внимания.

Исследования памяти. Качество памяти обычно оценивается согласно процессам запоминания, узнавания, закрепления и вос­произведения. Пробы на запоминание являются одними из ключе­вых испытаний. Участнику зачитывают 10 двухсложных слов, не связанных между собой по смыслу, а через 20 — 30 минут его про­сят воспроизвести эти слова. При этом отмечается способность к заучиванию. Здоровые испытуемые могут воспроизвести весь на­бор слов после 3 — 4 повторений во время испытания.

К похожей методике относится проба на ассоциативную память. Экспериментатор зачитывает 10 пар относительно однородных слов, между которыми легко установить смысловые связи (на­пример, река—море, яблоко—груша). Задача состоит в том, чтобы при произнесении первого слова из пары испытуемый воспроиз­водил второе. В этой модификации оценивается не механическая, а смысловая память и опосредованное запоминание.

Исследования мышления. Основными характеристиками психи­ческой функции мышления являются операции анализа, синте­за, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения и неко­торые другие. Среди методик, диагностирующих особенности уров­ня и течения мыслительных процессов, встречаются тесты разной сложности, которые не принадлежат исключительно патопсихо­логии. Так, они могут использоваться в психологии развития для оценки уровня мышления детей, поступающих в школу.

Методика складывание картинок из частей для исследования интеллектуального уровня достаточно давно известна в патопси­хологии и напоминает современные красочные мозаики. Испыту­емому предлагаются шесть рисунков, разрезанных на части. Каж­дый последующий рисунок более сложен и разрезан на большее количество частей. Как правило, образец не предоставляется, по-

этому задание требует применения анализа и предвосхищения общей картины. При использовании этой методики возможно об­наружение интеллектуальной недостаточности.

Альтернативным вариантом может быть методика установление последовательности событий, которая направлена на изучение способности к сравнению сюжетов в их отношениях друг к другу. Испытуемому объясняют, что на картинках изображено одно со­бытие, и если картинки правильно разместить, то получится связ­ный рассказ. При этом исследовании важно выявить ход рассуждений человека, мотивировку его решения, что дает информа­цию об уровне обобщения и отвлечения. Диагностируется также реакция на подсказку и критичность по отношению к результатам деятельности.

Методика исключение понятий помогает выявить процессы обоб­щения и отвлечения. Она представляет собой задание по типу «чет­вертый лишний». Испытуемый должен исключить одно из пяти понятий, которое отличается от остальных по основному прин­ципу.

В задаче — гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога — испытуемыми исключается муравейнике пояснениями: 1) «так как гнездо, нора, берлога, курятник могут быть пустые, а му­равейник — нет»; 2) «когда муравьи переселяются, груда хла­ма остается». Оба комментария свидетельствуют о проявлениях соскальзывания мышления на незначимые связи.

В задаче — молоток, гвоздь, клещи, топор, долото — исклю­чается топор: «молоток связан с гвоздем, клещи связаны с вы­таскиванием гвоздя... исключу клещи — когда я строю заново, они мне не нужны, они нужны, когда разрушаешь... исключу гвоздь — один гвоздь мне не нужен, зачем вообще один гвоздь, вот если бы было написано гвозди». В рассуждении отсутствует логическая связь, своеобразно трактуются существенные при­знаки предметов.

Или пример использования формальных признаков: «исклю­чаются клещи, потому что по смыслу они употребляются толь­ко во множественном числе».

Данные примеры приведены из исследования С.Х.Сафоновой. Они относятся к больным шизофренией и отражают нарушение самого процесса мышления, но не отдельных мыслительных опе­раций. Предъявляется несколько наборов понятий, от простых к более сложным наборам слов, например: Василий, Федор, Се­мен, Иванов, Порфирий, и затем весы, очки, термометр, часы.

Схожим образом методика выделение существенных признаков выявляет способность испытуемого дифференцировать существен­ные признаки предметов от несущественных, второстепенных. Во время испытания предъявляют набор слов, одно из которых стоит перед скобками, а остальные, находящиеся в скобках, имеют к нему отношение. Необходимо выбрать из слов в скобках два наи­более существенных, которые являются неотъемлемыми призна­ками первого слова. Например, сад (растения, садовник, собака, забор, земля); игра (карты, игроки, штрафы, наказания, прави­ла). При выполнении этой задачи активизируется абстрактное мышление, а также может быть проверена особенность реакций испытуемого на критику и подсказку.

Одной из методик, оценивающих понимание переносного смыс­ла, является толкование пословиц, которая использует материал повседневной культуры в целях патопсихологического исследова­ния. Эта методика применяется для исследования уровня, целенап­равленности и критичности мышления. В качестве стимульного ма­териала могут использоваться как общеизвестные народные посло­вицы: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда», «Куй железо, пока горячо», так и более сложные: «Лес рубят — щепки летят», «Живя в стеклянном доме, не бросайся камнями». Необходимо поставить задачу дать толкование поговоркам и метафорам, определить их отвлеченный, переносный смысл. Буквальное истолкование посло­вицы свидетельствует о недостаточности уровня обобщения.

Пиктограмма первоначально была разработана для исследова­ния нарушений памяти и считалась методикой опосредованного запоминания. В дальнейшем она вошла в число наиболее инфор­мативных опытов по изучению нарушений мышления. Под пик­тограммой понимают некий образ для запоминания слова, обле­ченный в рисунок. Задача состоит в том, чтобы представить в виде рисунков слова, которые слышит испытуемый в ограниченный промежуток времени, а затем по этим рисункам попытаться вос­становить их. Как правило, набор слов (до 15) включает как кон­кретные понятия, так и абстракции, а также слова, имеющие эмоциональный подтекст. Так, в одном из вариантов исследова­ния предлагаются следующие слова и словосочетания: веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, болезнь, печаль, сча­стье, любовь, развитие, разлука, обман, победа, подвиг, вражда, справедливость, сомнение, дружба.

В результате по количеству правильно воспроизведенных слов оцениваются не столько особенность памяти, сколько характер ассоциаций по выбору образов для запоминания. Использованные образы классифицируются по принципу абстрактности, фактору индивидуальной значимости, фактору частоты, адекватности. Кри­териями оценки нарушений мышления могут быть соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность или, наоборот, абстрактность ассоциаций, условно-символический характер ассоциаций, причудливость, наличие ассоциаций по «сла­бому» признаку, эмоциональная насыщенность и т.д. Для пато­психолога важными являются объяснения испытуемых выбранных образов, поскольку толкования также используются в диаг­ностике. Пример, приведенный из исследования С.В.Лонгино-вой, демонстрирует неадекватный процесс мышления в форме множественного типа выборов.

Справедливость — весы, полка с книгами, ребенок и солн­це. «Весы, рычаг не колеблется — значит, все справедливо, чаша "грехов" не перетягивает чаши "наказаний". Одна чаша темная, другая — светлая. В черной — грех, а в светлой — нака­зания. Стрелка вверх, так как справедливость торжествует, не хочу судить вверх ногами... Полка с книгами — свод законов, судить нужно справедливо, по закону, но не так, чтобы после этого было причинено зло, выше этих законов может быть толь­ко свобода, данная человеку от природы, человек рожден сво­бодным. Птичка и цветок — символ свободы. В настоящее время нужно помнить о том, что справедливость — это дар потом­кам, маленький ребенок — символ потомства, чтобы дети были всегда счастливы, пусть всегда будет солнце. Весы ниже всего, а выше — свобода».

В этом случае для запоминания использованы несколько обра­ти, которые по содержанию далеки друг от друга и не связаны между собой. В целом неадекватность мыслительных процессов за­частую обусловлена не только неадекватностью самого объекта выбора, она обязательно сочетается с нарушением процесса выбора объекта для запоминания.

Исследования личности. Поскольку личность представляет со­бой наиболее сложное психическое образование, то исследова­ния личности не претендуют на ее исчерпывающий анализ, а, скорее, направлены на изучение отдельных личностных сторон и свойств. Существует множество методик, направленных на опре­деление нарушений личности, многие из которых широко известны и публикуются в модификациях популярных тестов. Среди них шчностные опросники, методики самоотчета, проективные методы. Тем не менее большинство методик исследования акцентуа­ций характера, экстраверсии—интраверсии, тревожности, фрустрационных реакций, многопрофильные личностные опросники (типа MMPI) являются профессионально ориентированными и Предназначены для целей клинического исследования. Их приме­нение требует углубленных знаний о закономерностях функцио­нирования психики, а также работы специалиста.

Несколько простых вариантов этих методик представлены в виде функциональных проб, примеры которых были рассмотрены ранее. Так, методика исследование уровня притязаний демонстрирует обенности самооценки личности в условиях выполнения зада­нии возрастающей сложности. Она позволяет определить способ­но, п, перестраивать спою деятельность в зависимости от ситуаций успеха и неудачи, реакции на неудачу. Предлагают 10—12 прону­мерованных карточек, на обратной стороне которых написаны задания разной сложности, о чем сообщается участнику экспери­мента, который должен выбирать задания согласно собственным решениям. Например,

Карточка 1. Написать 3 слова на Ш...

Карточка 3. Написать 5 городов на Л...

Карточка 10. Написать фамилии 5 писателей на С...

Карточка 12. Написать фамилии 7 французских художников.

При этом происходит оценка первых и последующих выборов задач, влияние решенных или нерешенных заданий на следую­щие шаги, эмоциональное состояние, отношение к результатам. В нормальном варианте уровень притязаний зависит от успеха или неудачи.

Методика исследование уровня пресыщения также довольно про­ста в исполнении. Она помогает собрать информацию о развитии смысловой сферы личности и других свойствах психики человека. Испытуемым предлагается рисовать обычные перпендикулярные черточки на листе бумаги без дополнительных инструкций. Через некоторый промежуток времени психически здоровый участник эксперимента пытается наполнить каким-либо смыслом, в общем-то, бессмысленную деятельность. Таким образом, человек создает защитные механизмы, чтобы продолжать деятельность, пытается вступить в контакт с экспериментатором для выяснения истин­ной цели исследования. Напротив, испытуемый с психическими расстройствами может выполнять задачу без пресыщения или де­монстрировать другие модели поведения.

В большинстве рассмотренных примеров патопсихологических методик важным выступает как диагностический результат, так и реакция испытуемого на ситуацию и вывод эксперимента, по­скольку в фокусе психологического исследования находится не только отдельная психическая функция, но и личность в целом. Поэтому экспериментальные ситуации предполагают включение в процесс исследования методов беседы и наблюдения, которые неминуемо используются в реальном общении патопсихолога с любым испытуемым.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.