Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рве. 12.1. Классификация экономических индексов






• степень охвата явления;

• база сравнения;

• вид весов (соизмерителя);

• форма построения;

• характер объекта исследования:

^ • объект исследования;

• состав явления;

• период исчисления.

По степени охвата явления индексы бывают индивидуальные и сводные. Индивидуальные индексы служат для характеристики изме­нения отдельных элементов сложного явления, например изменения объема производства отдельных видов продукции (телевизоров, элект­роэнергии и т.д.), а также цен на акции какого-либо предприятия. Для измерения динамики сложного явления, составные части которого не­посредственно несоизмеримы (изменения физического объема продук­ции, включающей разноименные товары, индекса цен акций предпри-, ятий региона и т.п.), рассчитывают сводные, или общие, индексы.

Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а только часть их, то такие индексы называются групповыми, или суб­индексами, например индексы физического объема продукции по от­дельным отраслям промышленности, индексы цен по группам про­довольственных и непродовольственных товаров. Групповые индексы отражают закономерности в развитии отдельных частей изучаемых явлений. В таких индексах проявляется их связь с методом группи­ровок.

По базе сравнения все индексы можно разделить на две группы:

динамические и территориальные. Первая группа индексов отража­ет изменение явления во времени. Например, индекс цен на продук­цию в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом; индекс стоимости потребительской корзины в августе по сравнению с июлем 2002 г.

При исчислении динамических индексов происходит сравнение значения показателя в отчетный период со значением этого же пока­зателя за предыдущий период, который называют базисным. Однако в качестве последнего могут быть использованы и прогнозные, и пла­новые показатели.

Динамические индексы бывают базисными и цепными.

Вторая группа индексов (территориальные) применяется для межрегиональных сравнений. Большое значение эти индексы имеют

512 ^


о международной статистике при сопоставлении показателей соци­ально-экономического развития различных стран. Например, индекс цен на автомобили в США по сравнению с Японией, индекс стоимо­сти потребительской корзины в Москве по сравнению с Санкт-Пе­тербургом.

По виду весов индексы бывают с постоянными и переменными

весами.

В зависимости от формы построения различаются индексы агрегатные и средние. Последние делятся на арифметические и гар­монические. Агрегатная форма общих индексов является основной формой экономических индексов. Средние индексы - производные, они получаются в результате преобразования агрегатных индексов.

По характеру объекта исследования общие индексы подразделя­ются на индексы количественных (объемных) и качественных показа­телей. В основе такого деления индексов лежит вид индексируемой величины. К первой группе индексов относятся, например, индексы объема продаж долларов США на Московской межбанковской валют­ной бирже, а ко второй - индекс курса немецкой марки.

По объекту исследования индексы бывают: производительнос­ти труда, себестоимости, физического объема продукции, стоимости

продукции и т.д.

По составу явления можно выделить две группы индексов: по­стоянного (фиксированного) состава и переменного состава. Деление индексов на эти две группы используется для анализа динамики сред­них показателей.

По периоду исчисления индексы подразделяются на годовые, квартальные, месячные, недельные.

С помощью экономических индексов решаются следующие за­дачи:

• измерение динамики социально-экономического явления за два и более периодов времени;

• измерение динамики среднего экономического показателя;

• измерение соотношения показателей по разным регионам;

• определение степени влияния изменений значений одних пока­зателей на динамику других;

• пересчет значения макроэкономических показателей из факти­ческих цен в сопоставимые. Каждая из этих задач решается с помощью различных индексов.


12.2 qfi

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ОБЩИЕ ИНДЕКСЫ

Индивидуальные индексы. Эти индексы получают в результате сравнения однотоварных явлений. Например, индекс цен на расти­тельное масло определяется как отношение цены на этот товар в те. кушем периоде к цене базисного периода.

Индивидуальные индексы представляют собой относительные величины динамики, выполнения плана, сравнения, и их расчет не требует знания специальных правил.

В зависимости от экономического назначения индивидуальные индексы бывают физического объема продукции, себестоимости, цен, трудоемкости и т.д.

Индекс физического объема продукции i рассчитывается по фор­муле:


(12.1)


Этот индекс показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) вы­пуск какого-либо одного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) выпуска товара. Если из значения индекса, выраженного в процентах, вычесть 100%, то полученная величина покажет, на сколько процентов возрос (уменьшился) выпуск продукции. В знаменателе может быть не толь­ко количество продукции, произведенной за какой-то предыдущий период, но и плановое значение (д^), нормативное (q^) или эталонное значение, принятое за базу сравнения (q^. Тогда формула (12.1) при­мет соответственно следующий вид: ^




(12.2)

(12.3)

(12.4)


«I*


Индексы других показателей строятся аналогично. Индивидуаль­ный индекс цен:


(12.5)


характеризует изменение цены одного определенного товара в теку­щем периоде по сравнению с базисным.

Индивидуальный индекс себестоимости единицы продукции:


(12.6)


Он показывает изменение себестоимости единицы продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

Производительность труда может быть измерена количеством продукции, производимой в единицу времени (v), или затратами ра­бочего времени на производство единицы продукции (г). Поэтому

можно построить:

• индекс количества продукции, произведенной в единицу времени:


(12.7)


• индекс производительности труда по трудовым затратам:

1,=^. (12.8) 'l

Так как между количеством продукции, произведенной в едини­цу времени, и затратами рабочего времени на производство единицы продукции существует обратно пропорциональная зависимость, т.е.:

(12.9)

то индекс (12.8) получится в результате деления величины показате-л» в базисном периоде на величину в текущем периоде.


ся и^^^^З^^ТОанасгоисполь^. ражениинаодногора^го^^ продукции в ^о^ом зьь


(12.10)


Где /> - сопоставимые цены.

Индивидуальные индексы (12 7 и 17 in^ „

раз производительность^ в б^сно^ l0'™^7/0 скольк0 в отчетном, оазисном периоде выше (ниже), чем

Индекс, исчисленный по формуле Г 12 К\ „г. раз производительность тпуля»fi ( )' показывает. "о сколько в отчетном ^уда в бази<;ном "^^ в"шe (ниже), чем

^p^s^oZ^r^r'^^-'80—-

"о сравнению с базисном илТ01^ товара в текущем "W6 (снижение) ctohmoc^^l^i^^^^^^^^^


(12.11)


^S^^""1'™6"06"?^»"»"»,—————


(12.12)


^^дТп^г^^г'""""-"'""'0"1'*604""

-»л,е, ^(c^SrZ:^^™" npo"eито

(Ta^iSS •t°л"ccтe " <!то"м°"" "Р°л"""х ^ро,

"..np.,^^?^^»""-»'"". Р"У"ь"~ Р^.-в грифе 7-9 этой таблицы, показывают, что бот-

Б



ше всего возросли цены за январь-февраль 2002 г. на колбасу варе­ную - приблизительно на 123%. Индекс физического объема продук­ции в феврале по сравнению с январем 2002 г. самый высокий наблю­дался по маслу животному - 111,9%. Индекс товарооборота также превысил по колбасным изделиям все рассматриваемые и составил 130,23%.

Общие индексы. В экономических расчетах чаще всего исполь­зуются общие индексы, которые характеризуют изменение совокуп­ности в целом. Построение этих индексов и является содержанием индексной методологии. В индексной теории сложились две концеп­ции: синтетическая и аналитическая. Они по-разному интерпретиру­ют общие индексы.

Согласно синтетической концепции особенность общих индек­сов состоит в том, что они выражают относительное изменение слож­ных (разнотоварных) явлений, отдельные части или элементы кото­рых непосредственно несоизмеримы, и поэтому индексы - показатели синтетические. Например, промышленные предприятия производят несколько видов продукции, имеющей различное назначение. Следо­вательно, путем суммирования количества произведенных товаров различных видов нельзя получить показатель физического объема продукции. Методология построения общих индексов предусматри­вает прежде всего приведение разнотоварных явлений к соизмеримо­му виду.

В аналитической теории индексы трактуются как показатели, необходимые для измерения влияния изменения составных частей, компонентов, факторов сложного явления на изменение уровня этого явления. Например, изменение общей величины товарооборота в те­кущем периоде по сравнению с базисным связано с изменением как физического объема продаж товаров, так и цен по каждому виду то­варов. Поэтому индексная методология предусматривает определе­ние влияния каждого из факторов путем элиминирования влияния других факторов на уровень изучаемого явления.

Таким образом, общие индексы являются синтетическими и ана­литическими показателями.

Общие индексы строят для количественных (объемных) и каче­ственных показателей. В зависимости от цели исследования и нали­чия исходных данных используют различную форму построения об­щих индексов: агрегатную или средневзвешенную.


12.3

АГРЕГАТНЫЙ ИНДЕКС КАК ИСХОДНАЯ ФОРМА ИНДЕКСА

Агрегатный индекс - сложный относительный показатель, кото­рый характеризует среднее изменение социально-экономического яв­ления, состоящего из несоизмеримых элементов.

Агрегат (лат. aggregates) означает складываемый, суммируемый. Особенность этой формы индекса состоит в том, что в агрегатной форме непосредственно сравниваются две суммы одноименных по­казателей. В настоящее время это наиболее распространенная форма индексов, используемая в практической статистике многих стран мира.

Числитель и знаменатель агрегатного индекса представляют со­бой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется (ин­дексируемая величина), а другая остается неизменной в числителе и

знаменателе (вес индекса).

Индексируемой величиной называется признак, изменение кото­рого изучается (цена товаров, курс акций, затраты рабочего времени на производство продукции, количество проданных товаров и т.д.). • Вес индекса - это величина, служащая для целей соизмерения индек­сируемых величин.

За каждым экономическим индексом стоят определенные эконо­мические категории. Экономическое содержание индекса предопре­деляет методику его расчета.

Методика построения агрегатного индекса предусматривает от­вет на три вопроса:

• какая величина будет индексируемой;

• по какому составу разнородных элементов явления необходимо

исчислить индекс;

• что будет служить весом при расчете индекса. При выборе веса индекса принято руководствоваться следующим правилом: если строится индекс количественного показателя, то веса берутся за базисный период; при построении индекса качественного

показателя используются веса отчетного периода.

Построим три индекса - стоимости продукции, физического объе­ма продукции и цен.

Стоимость продукции - это произведение количества продукции

в натуральном выражении (q) на ее цену (р).

В


Индекс стоимости продукции, или товарооборота (I), представ­ляет собой отношение стоимости продукции текущего периода (Zp^q^)

к стоимости продукции в базисном периоде (Zpg^g) и определяется по формуле:


(12.13)


Такой индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции (товарооборота) отчетного периода по сравне­нию с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции. Если из значения индекса стоимости (12.13) вычесть 100% {Ipq - 100), то разность покажет, на сколько процен­тов возросла (уменьшилась) стоимость продукции в текущем перио­де по сравнению с базисным. Разность числителя и знаменателя (£p,^ -Lp^q^) показывает, на сколько рублей увеличилась (уменьши­лась) стоимость продукции в текущем периоде по сравнению с ба­зисным. Аналогично строятся индексы для показателей, которые яв­ляются произведением двух сомножителей: издержек производства (произведение себестоимости единицы продукции на количество про­дукции); затрат времени на производство всей продукции (произве­дение затрат времени на производство единицы продукции на коли­чество выработанной продукции).

Пример. Рассчитаем индекс стоимости (товарооборота) продук­ции по данным табл. 12.1.

Следовательно, стоимость продукции (товарооборота) супермарке­та в феврале 2002 г. по сравнению с январем возросла почти в 1,3 раза (рост составил 127,4%). Стоимость продукции увеличилась на 27,4% (127,4% - 100% = 27,4%) или на 61,5 тыс. руб. (286,2 - 224,7 = 61,5 тыс. руб.). Значение индекса стоимости продукции (товарооборота) зависит от двух факторов: изменения количества продукции и цен, что обуслов­ливает возможность и необходимость построения еще двух индексов:

физического объема продукции и цен.


Индекс физического объема продукции - это индекс количествен­ного показателя. В этом индексе индексируемой величиной будет ко­личество продукции в натуральном выражении, а весом - цена. Только умножив несоизмеримые между собой количества разнородной про­дукции на их цены, можно перейти к стоимостям продукции, которые будут уже величинами соизмеримыми. Так как индекс физического объема - индекс количественного показателя, то весами будут цены базисного периода. Тогда формула индекса примет следующий вид:


(12.14)


где в числителе дроби - условная стоимость произведенных в текущем периоде товаров в ценах базисного периода, а в знаменателе - факти­ческая стоимость товаров, произведенных в базисном периоде. Если объектом исследования является отдельное предприятие, то индекс определяется по совокупности произведенных товаров; когда объект исследования - отрасль промышленности, индекс рассчитывается по совокупности всех товаров, произведенных в отрасли, или отдельным их группам в зависимости от цели анализа. Если же объектом исследо­вания является какой-либо регион, то индекс рассчитывается по това­рам, произведенным предприятиями региона.

Индекс физического объема продукции (12.14) показывает, во сколь­ко раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за роста (сни­жения) объема ее производства или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения физического объема ее производства. Если из значения индекса физического объе­ма продукции (12.14) вычесть 100% (/ - 100), то разность покажет, на сколько процентов возросла (уменьшилась) стоимость продукции в текущем периоде по сравнению с базисным из-за роста (снижения) объема ее производства. Разность числителя и знаменателя (Lq^p^-— ^lopy) показывает, на сколько рублей изменилась стоимость продук­ции в результате роста (уменьшения) ее объема. Изменение цен на про­дукцию в текущем периоде по сравнению с базисным не влияет на ве­личину индекса. Для расчета индекса воспользуемся данными табл. 12.1.


Следовательно, стоимость продукции в феврале по сравнению с январем увеличилась в 1,06 раза (или рост стоимости составил 106,59%). Вычитая из числителя индекса знаменатель, получим:

239,5 - 224,7 = 14,8 тыс. руб.,

т.е. за счет увеличения объема продукции на 6,59% (106,59% -100% = = 6,59%) ее стоимость в абсолютном выражении увеличилась на 14,8 тыс. руб.

При построении агрегатного индекса цен, который в условиях рыночной экономики является наиболее широко распространенным показателем инфляции, исходят из тех же предпосылок, что и при построении индекса физического объема продукции.

Индекс цен - это индекс качественного показателя. Индексируе­мой величиной будет цена товара, так как этот индекс характеризует изменение цен. Весом будет выступать количество произведенных товаров. Умножив цену товара на его количество, получаем величи­ну, которую можно суммировать и которая представляет собой пока­затель, соизмеримый с другими подобными ему величинами.

Индекс цен определяется по следующей формуле:


(12.15)


где в числителе дроби - фактическая стоимость продукции текущего периода, а в знаменателе - условная стоимость тех же товаров в це­нах базисного периода.

Индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) сто­имость продукции из-за изменения цен, или сколько процентов со­ставляет рост (снижение) стоимости продукции в результате измене­ния цен. Если из значения индекса (12.15) вычесть 100% (Ip - 100%), то разность покажет, на сколько процентов возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения цен, а разность числителя и знаменателя (2^,^, - ^f>o<j^) - на сколько рублей изменилась стоимость продукции в результате роста (снижения) цен. Изменение количества произведенной продукции в текущем периоде по сравнению с базис­ным не влияет на величину индекса.

S22


Пример. Определим индекс цен по данным табл. 12.1:

Таким образом, в среднем по трем товарам цены выросли в 1,195 раза (или рост цен составил 119,5%). В результате увеличения цен на 19,5% (119,5% - 100% = 19,5%) покупатели заплатили на 46,7 тыс. руб. больше в феврале, чем в январе (286,2 - 239,5 = 46,7 тыс. руб.).

Как уже отмечалось выше, стоимость продукции можно предста­вить как произведение количества товара на его цену. Точно такая же связь существует и между индексами стоимости, физического объе­ма и цен, т.е.:


(12.16)


или


(12.17)


Разность числителя и знаменателя каждого индекса-сомножите­ля выражает размер изменения общей абсолютной величины под вли­янием изменения одного фактора. Алгебраическая сумма этих разно­стей равна разности числителя и знаменателя индекса стоимости продукции:


(12.18)


Равенства (12.16-12.18) выполняются в том случае, если при ис­числении индекса объемного показателя веса были зафиксированы на уровне базисного периода, а при расчете индекса качественного показателя - на уровне отчетного периода.


Пример. Для нашего примера (см. табл. 12.1) индекс стоимости, исчисленный по формуле (12.16), равен:

1,0659 • 1,1950= 1,274, или 127,4%,

а алгебраическая сумма этих разностей, определенная по форму­ле (12.18), равна:

14,8+46,7 =61,5 тыс. руб.

Формулы для расчета общих индексов других показателей приве­дены в табл. 12.2.

12.4 СРЕДНИЕ ИНДЕКСЫ

Помимо агрегатных индексов в статистике применяется другая их форма - средневзвешенные индексы. К их исчислению прибегают тогда, когда имеющаяся в распоряжении информация не позволяет рассчитать общий агрегатный индекс. Так, если отсутствуют данные о ценах, но имеется информация о стоимости продукции в текущем периоде и известны индивидуальные индексы цен по каждому това­ру, то общий индекс цен как агрегатный определить нельзя, однако возможно исчислить его как средний из индивидуальных. Точно так же, если не известны количества произведенных отдельных видов продукции, но известны индивидуальные индексы и стоимость про­дукции базисного периода, то можно определить общий индекс фи­зического объема продукции как средневзвешенную величину.

Средний индекс - это индекс, вычисленный как средняя величина из индивидуальных индексов. Агрегатный индекс является основной формой общего индекса, поэтому средний индекс должен быть тож­дествен агрегатному индексу. При исчислении средних индексов ис- j пользуются две формы средних: арифметическая и гармоническая.

Средний арифметический индекс тождествен агрегатному индек­су, если весами индивидуальных индексов будут слагаемые знамена­теля агрегатного индекса. Только в этом случае величина индекса, рассчитанного по формуле средней арифметической, будет равна аг­регатному индексу.


Таблиц» \1.1







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.